Город Калинов и его обитатели
В жизни обитателей города Калинова и жизни московского купца Большова прослеживаются общие черты:
а) проявления произвола Большова и Дикого одинаковы;
б) быт семьи, где всё основано на власти денег, на подчинении младших старшим. Слепое подчинение основано на власти денег: отец лишен силы капитала, и Липочка его не боится; Кабаниха – хозяйка дела, капитал в её руках, поэтому ей все подчиняются: «Моя власть - мои деньги»
Новаторство Островского- драматурга мы видим уже с первой картина пьесы, именно здесь появляется новое - волжский пейзаж. Он входит непосредственно в действие (Вспомните картину Левитана «Волжский плёс»).
С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Жизнь города Калинова воспроизведена объемно, с детальными подробностями. На сцене предстает город, с его улицами, переулками, заборами, домами, горожанами. Полноправно «вошла» в произведение природа, с высоким волжским берегом, заречными просторами, с красивым бульваром.
Уже в первой ремарке содержится описание пейзажа: «Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов». Зритель как бы воочию видит красоту русской природы. Здесь, на берегу вольной реки, воспетой народом, и произойдет трагедия, потрясшая Калинов. А первые слова в «Грозе» — это слова всем знакомой раздольной песни, которую поет Кулигин - человек, глубоко чувствующий красоту и умеющий выразить свое чувство:
Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.
Стихи, ставшие популярной песней, написаны в начале века Алексеем Федоровичем Мерзляковым — поэтом, критиком, профессором Московского университета. Читатели и зрители знают песню, которая создает замечательный лирический настрой, рождает поэтическую атмосферу. И автор вряд ли случайно избрал именно эту песню: в ней заявлены темы, которые получат развитие в «Грозе».
Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях ознакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный тон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
Чтобы представить волжские пейзажи, вспомните картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.
Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.
Все, кроме Бориса, одеты по-русски. Река русская, а город полуфантастический.
Вспомните, что в 1859 году Островский едет по Волге, участвуя в этнографической экспедиции. Здесь, на Волге, или в Самаре, или в Камышине, он слышит историю о женщине, не выдержавшей гнёта свекрови и бросившейся в Волгу с обрыва. И неважно название города, Калинов или Бряхимов, важны события, здесь произошедшие, важен колорит города, его устои. Все одеты по-русски. Это значит, что сословно город очень своеобразен. Бывшие крестьяне сумели себя выкупить и стали купцами. Мы видим русский колорит: платки на женщинах, мужчины в армяках и сапогах. Город живёт культурой, ещё не тронутой европейским влиянием. Улица купеческих домов, у каждого сад, высокий забор, маленькие оконца. Всё говорит о том, что обитатели домов ведут замкнутую жизнь. Волга в пьесе выполняет следующую роль: это и персонаж, и красота - по отношению к ней мы можем многое сказать о внутреннем мире героев.
Герои 1 явления I действия пьесы относятся к красоте по-разному. Кулигин ценит красоту, понимает её: «Чудеса! Истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, брат ты мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу». Кулигин не только сам любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы города Калинова. Кулигин ценит красоту. Пейзаж определяет суть характера: есть духовная жизнь в этом человеке или нет. Так в ответ на восторженные слова Кулигина слышится грубо-прозаическая реплика Кудряша: «Нешто» И мы понимаем, что Кудряшу недоступна поэзия природы, и сам Кулигин для него человек не от мира сего, блаженненький: «Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!»)
Но ведь город – это не только пейзаж, это и люди. Что же за люди живут здесь? Уездный городок, которым правит городничий, а не губернатор. Но есть люди посильнее городничего – Свёл Прокофьевич Дикой. Истинные владыки города – купцы. Так было в действительности в 50-е, предреформенные годы: административная власть была слаба, истинной властью обладали богатые купцы, такие, как Дикой и Кабаниха. А остальные - низы: Шапкин, приказчики, рыбаки, ремесленники, т.е. те самые мужики, которые свой товар сдают Дикому, Кабановой.
На каких же основаниях зиждется Калинов? Об этом мы узнаём их монолога Кулигина. На силе, на деньгах, на невежестве, хамстве, грубости, жестокости. Закона нет. Дикому жалко денег – он и не выплачивает жалования рабочим. Вся власть у Дикого под каблуком; он за всё может и ни за что не будет платить. Он самодур, живущий по принципу: у кого деньги, у того и сила. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений людей в «тёмном царстве» Эти законы царят и в частной жизни горожан.
- Вспомним, что говорит Кулигин о нравах города и о Кабановой. В городе высокие заборы! Зачем они? Чтобы никто не знал, не видел, что в доме происходит. Это нравственный оплот этих людей. Кабаниха - ханжа, живёт во лжи. Для неё тоже главное, чтобы никто не знал, что ты за забором делаешь. Мы слышим, как она тиранит своих родных, как не сходит при этом с уст Кабанихи имя Господа Бога! Никто не пытается спастись у Бога! Всё, сто она делает и говорит - на уровне обряда. Сколько икон в доме Кабановой? А для чего? Чтобы все видели, что она верит в Бога и как она верит, хотя веры как таковой уже давно нет. Бог – часть интерьера, обрядовый какой-то у Кабанихи Бог. Всё напоказ!
Бульвар – центральная улица в городе, место, где почтенная публика на людей глядит и тоже себя показывает.
Марфа Игнатьевна это твердо усвоила, поэтому и выглядит она соответственно, чтобы показать, кто в доме хозяин и на бульвар вышла по той же причине. Кабаниха – высокая, грузная женщина. Она вся в старине: на ней кичка, шали тяжелые. По правую руку – опора маменьки – Тихон, затем Катерина, а Варвара идет сзади, маменька её не должна видеть: у Варвары много хитрости, вспомните реплики, которые она произносит в сторону. На семью Кабановых смотрят. Пусть! Ведь Кабаниха вышла показать, как её уважают. Она и идет показывать. Но ведь все знают, что Тихон – пьяница. Вот ханжество: все кланяются, но прекрасно понимают, что происходит в этой семье.
В диалоге Марфы Игнатьевны и Тихона оправдывается характеристика, которую дает Кабанихе Кулигин: «Ханжа, сударь!. Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Важно отметить, что Кабаниха появляется перед нами с наставлениями на устах: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Ханжески звучит эта условная форма предложения: «Если хочешь…» (как будто послушание зависит от желания Тихона) – и тут же глагол приказываю (не советовала, не просила, а именно приказывала!)
На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строиться семейная жизнь? Основой семейного деспотизма в «тёмном царстве» являются домостроевские, освященные стариной законы жизни. Она искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. На её стороне «ложная мудрость» прошлых веков. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные сентенции обобщающего характера. («Не очень-то нынче старших уважают», «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то» и т.д.) Всё это придает фигуре Кабанихи монументальность. Её образ вырастает до символа патриархальной старины.)
Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в своей речи народную фразеологию, пословицы и поговорки («Что ты сиротой – то прикидываешься? Что нюни распустил?»; «Чужая душа – потёмки»), которые сообщают её словам особую весомость и убедительность. Властная и деспотичная, Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают её речи повторы слов, словосочетаний, однотипных предложений («…кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала», «… что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…» и т.д.)
Таким образом, уже при первом появлении Кабаниха вызывает ужас, она грубый деспот, ханжа, фанатически отстаивающая старые порядки. Во всей сцене она играет активную роль, она «ведёт разговор», упрекает, наставляет, угрожает, ругает.
В чём же упрекает Кабаниха своих домашних? Она упрекает детей в непочтительности по отношению к родителям. Изводит Тихона за то, что он предпочитает жену матери, что он хочет жить своим умом. Укоряя, Кабаниха зорко следит за своей жертвой. Малейшая оплошность, ответ не по той форме, которая требуется, вызывают страшный гнев. Так, на неосторожную реплику Тихона: «Зачем же ей бояться? С меня достаточно, что она меня любит», - следует её суровый окрик. Упрёк переходит в угрозу. Но если вдуматься в них, то становиться ясно, что Кабаниха упрекает домашних в том, в чём они неповинны, а упрёки ей нужны для того, чтобы начать угрозы и наставления. Она наставляет, как надо жить, какой порядок должен быть в семье.
Слово «порядок », который страстно ею защищается, означает у Кабанихи беспрекословное подчинение младших старшим. Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны внушать младшим именно эти чувства,
Однако зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к её поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится уверить её в своём послушании («Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Да смеем ли мы, маменька, подумать!»). Эти реплики придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, Господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не произносит ни одного слова, но «про себя» иронизирует над матерью, осуждает её. («Не уважишь тебя, как же!»; «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своём человеческом достоинстве («Да хоть и к слову, за что же ты меня обижаешь?»; «Напраслину-то терпеть кому ж приятно?»).
Таким образом, перед нами «тёмное царство», а не экзотика купеческого быта. Вспомните, чем начинается пьеса? Кулигин поёт песню «Среди долины ровныя».
Нет безобразия в природе. А в жизни? В жизни - сколько угодно. И не случайны слова Кулигина о том, что «… нравы… в городе жестокие». Мы узнаём, что в городе
1. купцы подрывают торговлю друг друга;
2. самодуры обладают неограниченной властью:
3. они издеваются над домочадцами;
4. невежественны («Литва на нас с неба упала»);
5. им свойственны ограниченность, дикость, им неведомо стремление к знаниям.
Но точку зрения Кулигина о жестокости нравов города разделяют не все. Сразу же после монолога Кулигина, как бы в пику ему звучат елейные слова Феклуши: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живёте! И купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!» Так сталкиваются разные оценки «тёмного царства» и взаимно дополняют друг друга.
Почему же новое не касается жизни Калинова? Потому что всё зиждется на привычных устаревших законах, купцы цепляются за старое, устоявшееся, будь это экономика, быт, семья, нравственность, а это страшный тормоз в развитии любого государства. Застой выгоден таким, как Дикой и Кабаниха.
И жители города относятся к самодурам по- разному. Кудряш готов отстаивать свою позицию, Кулигин предпочитает покориться силе диких, Борис терпит, покоряется, Варвара приспосабливается. Так в пьесе намечаются два основных пути для людей «угнетённой партии»: бороться с самодурами или покориться.
Несмотря на то, что основной конфликт пьесы происходит между Кабанихой и Катериной, появляются они только в 5 явлении 1 действия. Почему же так много места заняли диалоги второстепенных героев? Чтобы показать нравы города, в котором разыграется трагедия, быт Калинова, старозаветного, патриархально-дикого, города, охраняющего своё внешнее благополучие.
Самодуры и их жертвы
Итак, город Калинов. Здесь все формально свободны. Но свобода, действительно, формальна, т.к. одни экономически зависят от других, а эти другие – главные лица в городе, им подчиняются все, они властьимущие. Сила их в капитале, а не в характере.
Мы знаем, что в «тёмном царстве» 3 действующие силы:
1 – сильные, самодуры;
2 - их жертвы;
3 – « горячие сердца», способные подняться до протеста.
К сильным, самодурам относятся Дикой и Кабаниха. У них много общего, но есть и различия.
ДИКОЙ | КАБАНИХА |
РАЗНОЕ | |
Самодур, живущий по принципу: «Закон, что дышло...». Он слаб духовно, пасует перед реальной властью человека, опирающегося на закон (мужичок, у которого просил прощения), перед сильной личностью, сокрушающей его авторитет (Кабанова, гусар на переправе), воюет с бабами, «как с цепи сорвался», для него характерны умственное убожество, страсть к накоплению. Пока он ещё дик (громоотвод – грех), но став культурным, будет ещё страшнее. | Властная, но властвует под маской закона и под видом благочестия. Ханжа. Натура сильная. Дикой не утешать её, а утешаться к ней идет. Она уверена, что обычаи и нравственные устои справедливы, необходимы, и от имени «старших» она их защищает сознательно и убеждённо. Она умна, добра к нищим, но ужиться с ней, убедить или переубедить её нельзя. Внешне бесстрастна, сдержанна. |
ОБЩЕЕ | |
Власть денег, уверенность в своей правоте, защита старых традиций, деспотизм, жестокость, самодурство, неуважение к людям |
Жертвами « тёмного царства» в пьесе являются Варвара, Тихон и Борис.