Из истории народных традиций
В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА
Особая заслуга в становлении бытового костюма в нашей стране принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. В начале 20-х гг. ею был очерчен круг задач, касающихся, с одной стороны, искусства нового костюма, а с другой -связанный с развитием индустрии одежды.
Н.П.Ламанова первой в мировой практике создания бытового костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучает особенности русской народной одежды, отыскивает в них простоту и целесообразность, которые можно использовать в современном костюме. Она утверждает, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, к примеру, ее привлекают элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий.
В своей творческой работе художники-конструкторы постоянно обращались к народному костюму. Нами проведена работа по выявлению степени использования народных традиций в практике моделирования современного костюма.
Объектом изучения явился "Журнал мод" - центральное издание, рекламирующее моду. В нем показаны модели и коллекции, созданные художниками ОДМО и других моделирующих организаций нашей страны. Изучены модели, опубликованные в "Журнале мод" с 1950 по 1984 г.
Здесь указаны - порядковый номер записи, номер модели в журнале, страница, автор модели, название модели (платье, пальто и т.д.), способ трансформации первоисточника. Записи производились отдельно по каждому году. Указывался номер журнала и количество моделей в каждом журнале. Результаты систематизированы.
Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы художников к использованию народных мотивов в современном костюме.
Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.
Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей - это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежности или противоположности другое.
При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани, создаваемые коллективами художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками и др. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мотивами, текстильно-галантерейные изделия промышленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.
Художники создают современный костюм, используя простоту народного кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддевки. Отсюда ведут свое происхождение различные конструкции проймы и оката рукава - низкие проймы, рубашечный рукав - прямой или с ластовицей и т.д.
Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани
одежды по "Журналам мод"
№ п/п | №№ моделей в журнале | Страница журнала | Автор модели | Название модели | Способ трансформации первоисточника | Индекс |
или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки. На новой основе трансформируется принцип многослойности и декоративности, комбинирования тканей, столь характерный для народной одежды. Очень сложно, порой даже невозможно выделить какой-то один путь обращения к традиции, так как главным является не подражание ей, а творческое ее использование, переосмысление и создание на этой основе совершенно новых современных образцов. Вот в этом-то и состоит живое развитие традиций, когда они воспринимаются не как сухой набор технических приемов, застывших в своей неподвижной статике.
В результате анализа моделей, представленных в журналах мод, выявлены случаи обращения к русскому народному костюму. На основе исследований был построен график использования народных традиций в практике современного моделирования (рис. 256).
При анализе графика отмечается некоторая цикличность - после периодов увлечения фольклорным стилем наступают спады, периоды "усталости". Причем пики соответствуют крупным общественно-политическим событиям, юбилейным датам нашей страны, фестивалям и т.п.
Народный костюм, его конструкция, декор, цветовые сочетания широко были использованы в конце 40-х - начале 50-х г.г. Но неправильный подход к источнику творчества привел к механическому перенесению в бытовой костюм сложной вышивки, отдельных элементов народного костюма. В результате костюм нес большую декоративную нагрузку и напоминал фасад здания тех времен с излишней помпезностью и украшательством.
В середине 60-х гг. произошел своего рода переворот, и художники вновь обратились к непреходящим ценностям народного творчества. Это позволило нашему моделированию занять прочные позиции на международной арене. Так, в 1967 г. на I Московском международном фестивале мод коллекция нашей страны пользовалась большим успехом.
Ни одна международная выставка костюма не обходится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял свое место в общем широком международном русле моды.
Проведенные исследования показали, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Изучение и творческая трансформация народного костюма способствуют развитию, обновлению и обогащению современного костюма. Поэтому требуется особенно тщательное изучение и знание народного костюма.