Из истории народных традиций

В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА

Особая заслуга в становлении бытового костюма в нашей стране принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. В начале 20-х гг. ею был очерчен круг задач, касающихся, с од­ной стороны, искусства нового костюма, а с другой -связанный с развитием индустрии одежды.

Н.П.Ламанова первой в мировой практике созда­ния бытового костюма обратилась к народному (наци­ональному) костюму. Она тщательно изучает особен­ности русской народной одежды, отыскивает в них простоту и целесообразность, которые можно исполь­зовать в современном костюме. Она утверждает, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, к примеру, ее привлекают эле­ментарность кроя, экономный расход ткани, дешевиз­на готовых изделий.

В своей творческой работе художники-конструкто­ры постоянно обращались к народному костюму. Нами проведена работа по выявлению степени ис­пользования народных традиций в практике модели­рования современного костюма.

Объектом изучения явился "Журнал мод" - цент­ральное издание, рекламирующее моду. В нем показа­ны модели и коллекции, созданные художниками ОДМО и других моделирующих организаций нашей страны. Изучены модели, опубликованные в "Журнале мод" с 1950 по 1984 г.

Здесь указаны - порядковый номер записи, номер модели в журнале, страница, автор модели, название модели (платье, пальто и т.д.), способ трансформации первоисточника. Записи производились отдельно по каждому году. Указывался номер журнала и количест­во моделей в каждом журнале. Результаты системати­зированы.

Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы ху­дожников к использованию народных мотивов в со­временном костюме.

Выделены модели, в которых исходным в творчес­кой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного кос­тюма.

Важным фактором при создании костюма являют­ся ассоциативные представления. Они позволяют до­стичь разнообразия видимого образа, новизны реше­ния. Ассоциация идей - это связь представлений, бла­годаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежнос­ти или противоположности другое.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного кос­тюма с учетом современных условий. При этом нацио­нальные мотивы в наиболее интересных моделях боль­ше угадываются, чем акцентируются. Широко приме­няются отечественные ткани, создаваемые коллектива­ми художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунка­ми и др. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мо­тивами, текстильно-галантерейные изделия промыш­ленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Харак­терно стремление художников выявить по-новому де­коративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.

Художники создают современный костюм, исполь­зуя простоту народного кроя - конструкцию русской рубахи и косоклинного сарафана, душегреи и поддев­ки. Отсюда ведут свое происхождение различные кон­струкции проймы и оката рукава - низкие проймы, рубашечный рукав - прямой или с ластовицей и т.д.

Прежде чем создавать произведения по народным мотивам, художник тщательно изучает первоисточ­ник, стараясь войти в самую плоть структуры ткани

одежды по "Журналам мод"

№ п/п №№ моделей в журнале Страница журнала Автор модели Название модели Способ трансформации первоисточника Индекс
                           

или вышивки, особенности колорита или осмыслить принципы кроя. Изучают и традиционные принципы расположения вышивки. На новой основе трансфор­мируется принцип многослойности и декоративности, комбинирования тканей, столь характерный для на­родной одежды. Очень сложно, порой даже невозмож­но выделить какой-то один путь обращения к тради­ции, так как главным является не подражание ей, а творческое ее использование, переосмысление и созда­ние на этой основе совершенно новых современных образцов. Вот в этом-то и состоит живое развитие тра­диций, когда они воспринимаются не как сухой набор технических приемов, застывших в своей неподвиж­ной статике.

В результате анализа моделей, представленных в журналах мод, выявлены случаи обращения к русско­му народному костюму. На основе исследований был построен график использования народных традиций в практике современного моделирования (рис. 256).

При анализе графика отмечается некоторая цик­личность - после периодов увлечения фольклорным стилем наступают спады, периоды "усталости". При­чем пики соответствуют крупным общественно-поли­тическим событиям, юбилейным датам нашей страны, фестивалям и т.п.

Народный костюм, его конструкция, декор, цвето­вые сочетания широко были использованы в конце 40-х - начале 50-х г.г. Но неправильный подход к источнику творчества привел к механическому перенесению в бы­товой костюм сложной вышивки, отдельных элемен­тов народного костюма. В результате костюм нес боль­шую декоративную нагрузку и напоминал фасад зда­ния тех времен с излишней помпезностью и украша­тельством.

В середине 60-х гг. произошел своего рода перево­рот, и художники вновь обратились к непреходящим ценностям народного творчества. Это позволило на­шему моделированию занять прочные позиции на международной арене. Так, в 1967 г. на I Московском международном фестивале мод коллекция нашей стра­ны пользовалась большим успехом.

Ни одна международная выставка костюма не обхо­дится без моделей, разработанных по мотивам русской народной одежды.

В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современ­ной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели.

Сейчас фольклорный стиль не является главенству­ющим, но он занял свое место в общем широком меж­дународном русле моды.

Проведенные исследования показали, что к народ­ным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.

Изучение и творческая трансформация народного костюма способствуют развитию, обновлению и обога­щению современного костюма. Поэтому требуется особенно тщательное изучение и знание народного костюма.

Наши рекомендации