Классификация искусств, место костюма в этой классификации.

Учебное пособие

По курсу «КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА»

Москва – 2008 г.

Художественное проектирование костюма промышленного производства как сфера дизайна

Дизайн одежды

Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью пред­метной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Костюм является неотъемлемой частью предметной среды, наиболее тесно свя­занной с человеком и отражающей изменения его образа жизни.

Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: холода и зноя, дождя и ветра, от укусов насекомых, зубов и когтей диких животных, от ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою, от пули и отравляющих веществ. В древ­нем и традиционном костюме одежда защищала человека не только от физи­ческих воздействий, неблагоприятных климатических условий, но и от влия­ния злых сил, обеспечивая магическую защиту. Таким образом, одеждой мож­но назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье. Современное понятие одежды включает в себя платье (надевают непос­редственно на тело человека), обувь, головные уборы, дополнения и аксессу­ары (перчатки, шарфы, пояса, сумки и т.п.).

Основные функции одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо деятельностью человека, имеет опре­деленное назначение, помогая ему приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую фун­кцию — она украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда является предметом потребления. Ношение — это процесс потребления данного продукта, одежда может быть изготовлена по индивидуальному заказу для конкретного человека или быть символом массового промышленного производства, когда один образец тиражируется в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров и находит своего потребителя уже в процессе распределения. В любом случае она удовлетворяет потребности конкретного человека.

Дизайн одежды — одно из направлений дизайн-деятельности, целью которой является проектирование одежды как одного из элементов предметной удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека.

В зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и одежда подразделяется на следующие виды: экипированная (некроеная, несшитая) — это одежда из одного куска которым обертывают или драпируют тело; ладная — это одежда, которую надевают через голову. Она может быть той — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без швов — тип туники или рубахи);

Запашная — это кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку донизу (тип халата или кафтана);

Кроеная и сшитая европейского типа — это одежда, повторяющая формы века за счет кроя, который представляет собой развертки объемных на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).в зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, изготовления, сезону, назначению (на бытовую, спортивную, пронз­енную, форменную, зрелищную и т.д.). понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм» (от итал. costume — обычай, нравы) — это определенная система …гов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию.

Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной груп-костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитар-ктическую. Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как л является особым видом коммуникации, т.е. сообщает окружающим мацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрасти-игиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре.

Кроме того, выполняет следующие функции: сообщает о возрасте. Так, современный европейский костюм может определять и маскировать возраст человека; национальный костюм четко определяет возраст, например цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в женском национальном костюме; сообщает о социально-половой принадлежности, например, практически в любом национальном костюме обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В традиционном обществе попыт­ки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современ­ном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму (стиль уни-секс);

обозначает сословную (групповую) принадлежность человека к определен­ному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

обозначает профессиональную принадлежность человека, указывает на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средневековом костюме, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университет­ские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, ко­торая различалась по покрою и цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы. Однако без труда по костюму можно отличить делового человека от представителя «свободных профессий»;

указывает на климатические особенности региона, образ жизни и нацио­нальные традиции проживающих в нем народов. Так, костюм бедуинов Ара­вийского полуострова в той же степени учитывает особенности климата, что и костюм коренных народов Крайнего Севера. По костюму можно судить о при­надлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился так называемый интернациональный стиль, сти­рающий все национальные особенности;

указывает на религиозную принадлежность человека. Например, в Индии первоначально только мусульмане носили кроеную и сшитую одежду, кожа­ную обувь, а индусы — драпированную одежду; во Франции в XVI в. можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в Англии в XVII в. — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пури­танина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, на­пример, трудно спутать с кришнаитом, хотя и можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не столь существенное значение, как это было раньше.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функ­ция — многозначной. Хотя костюм по-прежнему выполняет такие функции, как эротическая и эстетическая. В этом смысле костюм выражает как индиви­дуальный эстетический вкус человека, так и общие для данного времени пред­ставления о красоте. Индивидуальный выбор костюма (не только стиль, соче­тания цветов или отдельных предметов одежды, но и соответствие фигуре и внешности человека, а также конкретной ситуации) свидетельствует об обра­зовании и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В со­временной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраня­ет свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает прежде

всего соответствие костюма ситуации, в которой находится человек. Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и рода.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение и выбор материалов, и образное решение костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход», когда проекта ют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в се не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный подход при проектировании вещи предполагает предварительное изучение процесса ее функционирования, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате — создание объекта с принципами и новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меня имеющиеся потребности человека.

В зависимости от того, что является объектом проектирования, дизайн одежды подразделяется на дизайн костюма, трикотажных изделий, обуви, головных уборов, аксессуаров, украшений и т.п. Как уже было сказано выше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства, поэтому дизайн одежды является проектированием преимущественно промышленных коллекций. Такого специалиста называют или дизайнером одежды, или стилистом. В нашей стране до недавнего времени представителя этой профессии называли модельером (специалист изготовлению моделей одежды — образцов, служащих эталонами для cepийного производства одежды, обуви, головных уборов).

В сфере производства готовой одежды существует понятие «прет-a-nopi возникшее в 1950-х гг. Прет-а-порте (букв. «готовый к носке») — это готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известных модельера фирмы.

Первая ярмарка промышленной моды была проведена в 1948 г. в Дюссельдорфе, в 1951 г. состоялись первые показы женской моды во Флоренции, в 1956 г первый салон прет-а-порте в Париже. Города, где устраиваются крупнейшие ярма промышленной моды и презентации сезонных коллекций, дважды в год становления настоящими столицами моды (в Дюссельдорфе с недавнего времени было решено проводить ярмарки четыре раза в год). В Париже два раза в год проводятся неделя прет-а-порте, салоны женской и мужской моды, в Милане — показы женской новой одежды (первый прошел в 1969 г.), во Флоренции — показы мужской (с 1973 и детской моды и одежды из трикотажа, в Дюссельдорфе — показы женской моды в Кёльне — показы мужской моды, выставка детских и юношеских товаров, в Нью-Йорке — показы мужской и женской моды. В Москве также регулярно устраиваю выставки товаров текстильной и легкой промышленности отечественных и зарубежных производителей.

Понятие «дизайн одежды» распространяется на деятельность по создание костюма вообще, а не ассоциируется только с массовой одеждой, изготе ленной промышленным способом, или даже более узко — одеждой, при назначенной для выполнения определенной функции (например, спецодежда.

1) В 1960-х гг. дизайном начали считать создание промышленных коллекция одежды. Высокая мода была отнесена к сфере элитарного дизайна. К области дизайна одежды стали относить и творчество кутюрье (считавших раньше свою профессию прежде всего ремеслом) и стилистов.

Ассоциаций, объединяющих дизайнеров разных стран. В какой-то степени эту ль играют многочисленные ярмарки моды, салоны прет-а-порте и недели высокой моды, хотя их основные задачи совершенно другие — реклама и контрасты между производством и торговлей. Также не существует устоявшейся традиции среди дизайнеров одежды выражать свою творческую концепцию в не теорий и манифестов: как правило, словесное обоснование той или иной концепции модельера возникает уже после демонстрации моделей (в виде интервью или пресс-релиза). Ведущая роль при этом принадлежит не самим дизайнерам, а критикам и модным обозревателям, в чьи обязанности и входят основание и реклама нового модного направления.

Дизайнер одежды воплощает свои идеи прежде всего в моделях одежды, :вою творческую концепцию — в форме модного показа, что связано с необходимостью регулярно демонстрировать сезонные коллекции одежды, если речь идет о промышленной или высокой моде. Но все это не означает, что в дизайне одежды не находят воплощения основные тенденции развития современной про-…ной культуры: в нем можно обнаружить реализацию важнейших концепций

Синдикат французской высокой моды, основанный в 1868 г. в Париже англичанином Ч.Ф.Вортом (1825—1895), объединил модные салоны, в которых одевались предводители высших кругов общества, и должен был, с одной стороны, защищать известных портных от копирования их моделей (так как Синдикат высокой моды охраняет авторские права своих членов), с другой стороны, обеспечивать уникальность моделей своих клиентов, стремившихся отличаться от простых буржуа. Синдикат высокой Моды напоминает средневековый цех, а кутюрье могут называться только члены этой организации. Чтобы быть принятым в Синдикат, необходимо соответствовать опреденным требованиям: изготовлять модели только по индивидуальному заказу и только применением ручной работы (что и обеспечивало исключительность на фоне распространения швейных машин), иметь особую клиентуру. Впоследствии в устав Синдиката высокой моды добавились новые требования — проводить регулярные показы …елей для клиентов и прессы, а также регулярно показывать новые сезонные коллекции. В настоящее время кутюрье может называть себя тот, кто является членом синдиката высокой моды, имеет салон (Дом высокой моды) в Париже, в штате которого должны работать не менее 20 сотрудников и 3 постоянные манекенщицы, и со­здает определенные правила: при изготовлении моделей использует преимущественно дизайнерскую работу (сейчас допускается до 30 % машинных строчек). Применяет ткани оп­аленной стоимости, дважды в год показывает новые коллекции (в июле — осенне-зимние, в январе — весенне-летние), которые должны включать в себя не менее 75 целей в год.

Создатель коллекций одежды высокой моды (от фр. haute couture — букв. «высокое шитье») — радикальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в Домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организации в других странах.

Дизайн одежды имеет свою специфику, которая обусловила некоторую его оторванность от дизайна в целом. В этой сфере не существует традиции обсуждать профессиональные проблемы на съездах и конференциях, нет союзов и и идей, определяющих суть современного дизайна. Деятельность создателей высокой и промышленной моды так же, как и творчество архитекторов и дизайнеров, ров, отражает общие тенденции развития проектной культуры: например, К. нельзя придерживалась таких же принципов при создании одежды, что и функционалисты 1920-х гг. (например, советские конструктивисты).

Объект дизайна одежды — утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и помимо эстетической функции как у произведения иску выполняет множество других функций. Дизайнер создает предметный … не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна — формирование новых культурных образцов вещей, созданиеновых вещей, а не «художественных» вариантов старых. Поэтому дизайн с одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей люд не быть «украшением» традиционных форм.

Одежда является вещью или совокупностью вещей и выполняет следующие функции:

инструментальную, связанную с назначением вещи в конкретной деятельности человека (утилитарно-практическая функция одежды);

адаптивную, обеспечивающую комфортность предметно-пространственность среды, облегчающую процесс адаптации человека к окружающему миру ..енно важной эта функция вещи является с точки зрения экологических проблем);

результативную, связанную с социальным функционированием вещ способностью содействовать достижению цели как отдельным человеком и обществом в целом;

интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляют качества культуры в целом: смысл (смысл вещи — ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности), традиции, ценности, выраженные материале и форме.

Таким образом, вещь является отражением образа жизни в целом, а о да — отражением образа человека и образа его жизни.

Некоторые теоретики дизайна рассматривают дизайн как новую форм существования искусства в современных условиях. На первый взгляд особ( много общего у дизайна и у прикладного искусства, произведением которой являются вещи, имеющие и практическое назначение (например, посуда белены, украшения). Поэтому костюм также считают предметом приклад искусства. Произведением прикладного искусства можно считать вещь, в к рой объединены материально-практические и художественно-эстетические достоинства. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомне можно считать произведением искусства. Однако есть и различия между ди ном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых функционал! задач, продиктованных реальными потребностями человека и общества, на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или cамостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник- прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер создаст конструкцию.

Особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует ; только в самом творческом процессе создания новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания даром творческого воображения, эстетического чувства, фантазии, которые характерны именно для художника, тем более что современная промышленность становится областью, е могут взаимодействовать наука и искусство. Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил итальянский дизайнер Э.Сотсасс, который сказал, что «дизайнер — это высшего класса художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, создавая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкусами, проектируя вещи и предметную среду в целом, дизайнер проектирует самого человека: его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно — человека и общество. Таким образом, действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.

КОСТЮМ - ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА

Костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, зна­ний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для со­здания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) исполь­зуются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структу­рой, рисунком. Разрабатывают материалы специалис­ты широкого диапазона - текстильщики, трикотажни­ки, кожевенники, меховщики, химики и др. Из матери­алов создаются объемные, трехмерные пластичные формы платьев, ботинок, шляп, сумок и т.п. Создавая коугюм как художественный ансамбль, взаимосвязы­вая, согласовывая элементы композиции в органичес­кое, единое целое, художник по костюму решает также вопрос тонально-цветовых соотношений, сочетаний. Таким образом, художник по костюму - это и скульп­тор, и живописец, и график. Немаловажную роль в формировании многогранного специалиста играет также овладение технологическим (портновским) мас­терством.

Ансамбль - художественно решенный костюм, не­сущий определенную идею (замысел), образное содер­жание, структуру, обусловленные назначением. Ан­самбль костюма характеризуется строгой взаимопод­чиненностью его составляющих с образом человека конкретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой - интерьером или экстерьером.

Архитекторы, в соответствии с решаемыми ими профессиональными задачами, понимают под ансамб­лем совокупность сооружений, композиционно свя­занных в едином пространстве на основе общей худо­жественной идеи. С культурологической и дизайнерской точек зрения архитектурный ансамбль - лишь часть предметного ансамбля культуры. Предметный ансамбль - это комплекс предметов, не имеющих внешней пространственной связи, но объединенных общей художественной идеей, моделирующей (отра­жающей) целостное существование комплекса в систе­ме культуры. Типичный пример предметного ансамб­ля - коллекция одежды, предлагаемая создателями на новый сезон. В реальном пространстве и времени мо­дели, вошедшие в коллекцию, могут никогда не встре­титься, однако в основеих целостности лежит худо­жественная модель - образ человека как субъекта опре­деленного образа жизни, типологизированного в ряде ситуаций жизнедеятельности: "дом", "работа", "от­дых", "спорт", "театр" и т. д.

Комплект - это набор элементов костюма, объеди­ненный стилевым единством и определенными при­знаками - материалом, назначением, цветом. Предме­ты, составляющие комплект, равнозначны, взаимоза­меняемы, что и отличает комплект от ансамбля.

Продуктом деятельности создателя костюма явля­ется модель (образец). По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникаль­ные) и промышленные модели. У каждого художника идея новой модели, коллекции зарождается по-своему.

Промышленным образцом признается новое худо­жественно-конструкторское решение изделия, опреде­ляющее его внешний вид, соответствующее требова­ниям технической эстетики, пригодное к осуществле­нию промышленным способом и дающее положитель­ный экономический эффект.

Художественно-конструкторское решение про­мышленного образца, претендующего на правовую охрану, должно обладать такой совокупностью суще­ственных признаков, которые в достаточной мере определили бы образность образца: решение должно быть новым и отличаться от аналогичных отечествен­ных и зарубежных образцов, должна быть обеспечена возможность изготовления его в промышленных усло­виях при экономически целесообразных затратах на производстве, а также с использованием прогрессив­ных материалов и технологий промышленного ма­шинного производства; обладать художественной вы­разительностью и композиционным совершенством; производство и потребление продукции, произведен­ной по образцу, должно давать положительный ре­зультат, под которым понимается экономический, тех­нический, социально-психологический или иной об­щественно-полезный результат.

Коллекция - это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе едино­го решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала.

В разных областях научных знаний понятие "стиль" толкуется по-своему. В архитектуре и искус­стве стиль обычно выступает как эстетическая катего­рия, носящая временной характер и представляющая собой своего рода систему единых признаков, объеди­няющих предметную среду, жанры изобразительных искусств. Стиль в таком его понимании выступает как исторически сложившаяся общность творческих принципов, характера и особенностей выражения наи­более существенных признаков предметов материаль­ной и духовной культуры, создаваемой обществом.

Всегда создание принципиально нового немысли­мо без вдохновения, которое приходит только в ре­зультате постоянного поиска.

В модель-идею автор вкладывает свое творческое мастерство, талант художника, свой почерк создателя по-новому решенной, порой уникальной, единичной, неповторимой вещи. Эти модели могут быть более трудоемкими по сравнению с обычными моделями, ус­ложненной конструкции, с увеличенным расходом ма­териала, с введением ручных технологических опера­ций изготовления и отделки (например, ручная вы­шивка) и т.п. Такие единичные модели, созданные на высоком художественном уровне, являются произведе­ниями прикладного искусства.

На упрек журналистов в адрес французского масте­ра моды Пьера Кардена, что иные его модели просто неудобно надевать (так они вычурны), кутюрье отве­тил: "Ваши упреки справедливы лишь по отношению к самой "острой" части моей коллекции. Кроме того, художник имеет право на свое видение. Истина не бы­вает простой, она так же сложна, как люди, которые стремятся ее выяснить. Допустим, Пикассо рисовал женщину, видя ее с трех позиций. А я открываю новые объемы одежды. Существуют две моды: одна - прак­тичная (она долговечна), другая - нарядная (она застав­ляет много говорить о себе и проходит в один сезон). Признаюсь, мне интереснее работать во второй".

На основе моделей-идей порой рождаются, созда­ются целые коллекции - направляющие, промышлен­ные и др.

Композиционно-конструктивно отработанные и технологически совершенные промышленные модели, являясь объектом деятельности дизайнера, создаются с учетом производственных и других возможностей для внедрения и тиражирования в условиях предприя­тия.

Некоторые специалисты считают художника-мо­дельера оформителем, который занимается внешним украшением готовой вещи, формы, созданной без его участия. В действительности это далеко не так. Худож­ник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как определится конструкция.

Природа "эстетического" не лежит на поверхности яв­лений, предметов, а взаимосвязана с практической дея­тельностью создателя и функционально-технической структурой изделия.

Красота промышленного образца рассматривается как особый, исторически выработанный и непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи (предмета, изделия). У каждого художника идея нового (модели, коллекции) зарождается в результате постоянного и кропотливого труда.

Вот как французский модельер К.Диор прово­дил первую примерку рождаемой модели: "...Я прошу манекенщицу подойти, походить - я смотрю, как жи­вет платье. Я рассматриваю его в большом зеркале, что­бы увидеть модель в двойном отдалении - в зеркале недостатки виднее... Я смотрю на модель со спины, сбо­ку, разглядываю, на месте ли каждый шов. И потом задаю себе вопрос: "Получилось ли то, что я хотел?". Тут не приходится щадить ни самолюбие закройщицы, ни свое собственное. Нужно быть суровым судьей. Это требует большого напряжения. Мне не нравится какая-нибудь баска, мне кажется, что она неверна по пропор­циям. Может быть, укоротить ее? Наоборот, я ее рас­ширяю. Я ищу новую длину для юбки или для рукавов. Увеличиваю или уменьшаю вырез. Точно устанавли­ваю место швов. Разница может быть в один санти­метр, но от этого зависит удача модели. Иногда из-за шва не на месте платье полнит фигуру; если шов не­много сдвинуть, фигура будет выглядеть стройнее. Обычно цель всех изменений - это большая простота. Какой-нибудь шов кажется лишним - обходятся без него. В другом месте необязательны вытачки - их заме­нит утюжка или иное направление ткани. Один из са­мых больших секретов работы: чем меньше кроя, тем лучше покрой".1)

Деятельность художника в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сфе­рам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек - нераз­рывное целое, костюм должен быть жизнеспособным, т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первона­чальный замысел. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульпту­ры, архитектуры и т.п., которые живут веками, волну­ют зрителя постоянно.

ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА

Создание костюма - это постоянный поиск разнообра­зия форм и конструкций одежды, обуви. Источники, используемые при создании костюма, могут быть са­мыми различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современ­ного костюма является исторический костюм, склады­вавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для будущего специалиста - проектировщика одежды, обуви, аксессуаров - необходимо изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определенным, специфическим углом зрения. Здесь особое внимание уделено изучению конструк­ции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма (бытового или сценического) на ос­нове исторического - это понимание и знание конст­рукции форм той или иной эпохи.

ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ФОРМ

И КОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА

Стремление к красоте было свойственно всем наро­дам еще на ранних этапах развития человеческого об­щества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма. При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональнос­ти, не претерпевали особых изменений

Наряду с национальным костюмом богатейшим ис­точником творческой деятельности художника являет­ся исторический костюм - от простейших элементар­ных форм одежды древних народов до европейского кроеного платья.

В каждую историческую эпоху складывался свой эс­тетический идеал, костюм является наиболее ярким выражением этого. Линии, формы костюма и его эле­ментов определяют пропорциональные членения, со­отношения костюма и фигуры человека. В большин­стве исторических костюмов эти соотношения были нарушены. За всю историю костюма можно назвать, пожалуй, два примера подчинения пропорций костю­ма естественным пропорциям человеческого тела - это античный и современный костюм.

Костюм отражает внешний образ человека, выявля­ет его внутреннее содержание, он как бы является пси­хологической, социальной, возрастной и исторической

характеристикой человека. Психологическая характе­ристика проявляется в том, что человек надевает на се­бя. Историческая характеристика складывается из по­знания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм становится отражением социально­го неравенства.

Одежда. Первобытному человеку нужны были сво­бодные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. По­яс, расположенный по талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо на­девать - появились передники, юбки, брюки.

В качестве материала для одежды человек использо­вал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материала для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.

Привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки. Затем появ­ляются нарукавники, предохраняющие руки. Позже родилась идея плаща. Сохранившиеся в употреблении в наше время шали, плащи, накидки, пледы - все это "потомки" той шкуры, которой наш хитроумный пре­док впервые прикрыл тело.

Обувь появилась значительно позже одежды. Ее ро­диной были горные и северные районы. Головной убор - самый отличительный элемент костюма, отражаю­щий характер, социальное и семейное положение вла­дельца и т.д. Остриженная голова - признак примире­ния с обстановкой. Считалось, что голова, волосы обя­зательно должны быть закрытыми.

Элементарная одежда первобытного человека пред­ставляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воз­действий внешней среды - холода, сырости, жары и т.п.

Наряду с защитой тела человека от внешних воз­действий, как и ряд других причин, условием возник­новения и совершенствования одежды явился труд че­ловека как главная движущая сила в развитии общест­ва: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовались одежда и обувь.

На примере использования шкур животных для по­крытия тела человека рассмотрим, как складывались первоначальные формы одежды вообще. Формы эле­ментарной меховой одежды (целиком используемой шкуры), закрывавшей грудь и живот (в виде передни­ка) или спину, в зависимости от способа крепления развивались следующим образом: 1) шкуры крепили на плече, связывая лапы (например, древняя одежда венгров), наплечная накидная одежда.

В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА

Особая заслуга в становлении бытового костюма в нашей стране принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. В начале 20-х гг. ею был очерчен круг задач, касающихся, с од­ной стороны, искусства нового костюма, а с другой -связанный с развитием индустрии одежды.

Н.П.Ламанова первой в мировой практике созда­ния бытового костюма обратилась к народному (наци­ональному) костюму. Она тщательно изучает особен­ности русской народной одежды, отыскивает в них простоту и целесообразность, которые можно исполь­зовать в современном костюме. Она утверждает, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, к примеру, ее привлекают эле­ментарность кроя, экономный расход ткани, дешевиз­на готовых изделий.

В своей творческой работе художники-конструкто­ры постоянно обращались к народному костюму. Нами проведена работа по выявлению степени ис­пользования народных традиций в практике модели­рования современного костюма.

Объектом изучения явился "Журнал мод" - цент­ральное издание, рекламирующее моду. В нем показа­ны модели и коллекции, созданные художниками ОДМО и других моделирующих организаций нашей страны. Изучены модели, опубликованные в "Журнале мод" с 1950 по 1984 г.

Здесь указаны - порядковый номер записи, номер модели в журнале, страница, автор модели, название модели (платье, пальто и т.д.), способ трансформации первоисточника. Записи производились отдельно по каждому году. Указывался номер журнала и количест­во моделей в каждом журнале. Результаты системати­зированы.

Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы ху­дожников к использованию народных мотивов в со­временном костюме.

Выделены модели, в которых исходным в творчес­кой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного кос­тюма.

Важным фактором при создании костюма являют­ся ассоциативные представления. Они позволяют до­стичь разнообразия видимого образа, новизны реше­ния. Ассоциация идей - это связь представлений, бла­годаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежнос­ти или противоположности другое.

При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного кос­тюма с учетом современных условий. При этом нацио­нальные мотивы в наиболее интересных моделях боль­ше угадываются, чем акцентируются. Широко приме­няются отечественные ткани, создаваемые коллектива­ми художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунка­ми и др. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мо­тивами, текстильно-галантерейные изделия промыш­ленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Харак­терно стремление художников выявить по-новому де­коративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.

Художники создают современный костюм, исполь­зуя простоту народного кро

Наши рекомендации