Классификация искусств, место костюма в этой классификации.
Учебное пособие
По курсу «КОМПОЗИЦИЯ КОСТЮМА»
Москва – 2008 г.
Художественное проектирование костюма промышленного производства как сфера дизайна
Дизайн одежды
Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью предметной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Костюм является неотъемлемой частью предметной среды, наиболее тесно связанной с человеком и отражающей изменения его образа жизни.
Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: холода и зноя, дождя и ветра, от укусов насекомых, зубов и когтей диких животных, от ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою, от пули и отравляющих веществ. В древнем и традиционном костюме одежда защищала человека не только от физических воздействий, неблагоприятных климатических условий, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту. Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье. Современное понятие одежды включает в себя платье (надевают непосредственно на тело человека), обувь, головные уборы, дополнения и аксессуары (перчатки, шарфы, пояса, сумки и т.п.).
Основные функции одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая ему приспосабливаться к окружающему миру. Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — она украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и пользы. Как и любая вещь, одежда является предметом потребления. Ношение — это процесс потребления данного продукта, одежда может быть изготовлена по индивидуальному заказу для конкретного человека или быть символом массового промышленного производства, когда один образец тиражируется в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров и находит своего потребителя уже в процессе распределения. В любом случае она удовлетворяет потребности конкретного человека.
Дизайн одежды — одно из направлений дизайн-деятельности, целью которой является проектирование одежды как одного из элементов предметной удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потребности человека.
В зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека и одежда подразделяется на следующие виды: экипированная (некроеная, несшитая) — это одежда из одного куска которым обертывают или драпируют тело; ладная — это одежда, которую надевают через голову. Она может быть той — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без швов — тип туники или рубахи);
Запашная — это кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку донизу (тип халата или кафтана);
Кроеная и сшитая европейского типа — это одежда, повторяющая формы века за счет кроя, который представляет собой развертки объемных на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).в зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, изготовления, сезону, назначению (на бытовую, спортивную, пронзенную, форменную, зрелищную и т.д.). понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм» (от итал. costume — обычай, нравы) — это определенная система …гов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию.
Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной груп-костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитар-ктическую. Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как л является особым видом коммуникации, т.е. сообщает окружающим мацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрасти-игиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре.
Кроме того, выполняет следующие функции: сообщает о возрасте. Так, современный европейский костюм может определять и маскировать возраст человека; национальный костюм четко определяет возраст, например цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в женском национальном костюме; сообщает о социально-половой принадлежности, например, практически в любом национальном костюме обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В традиционном обществе попытки носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму (стиль уни-секс);
обозначает сословную (групповую) принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;
обозначает профессиональную принадлежность человека, указывает на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средневековом костюме, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою и цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы. Однако без труда по костюму можно отличить делового человека от представителя «свободных профессий»;
указывает на климатические особенности региона, образ жизни и национальные традиции проживающих в нем народов. Так, костюм бедуинов Аравийского полуострова в той же степени учитывает особенности климата, что и костюм коренных народов Крайнего Севера. По костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился так называемый интернациональный стиль, стирающий все национальные особенности;
указывает на религиозную принадлежность человека. Например, в Индии первоначально только мусульмане носили кроеную и сшитую одежду, кожаную обувь, а индусы — драпированную одежду; во Франции в XVI в. можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в Англии в XVII в. — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом, хотя и можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не столь существенное значение, как это было раньше.
В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция — многозначной. Хотя костюм по-прежнему выполняет такие функции, как эротическая и эстетическая. В этом смысле костюм выражает как индивидуальный эстетический вкус человека, так и общие для данного времени представления о красоте. Индивидуальный выбор костюма (не только стиль, сочетания цветов или отдельных предметов одежды, но и соответствие фигуре и внешности человека, а также конкретной ситуации) свидетельствует об образовании и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В современной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраняет свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает прежде
всего соответствие костюма ситуации, в которой находится человек. Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени и рода.
Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение и выбор материалов, и образное решение костюма. Такой подход к проектированию вещи получил определение «функциональный подход», когда проекта ют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в се не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный подход при проектировании вещи предполагает предварительное изучение процесса ее функционирования, разработку модели идеального функционирования системы в целом и в результате — создание объекта с принципами и новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меня имеющиеся потребности человека.
В зависимости от того, что является объектом проектирования, дизайн одежды подразделяется на дизайн костюма, трикотажных изделий, обуви, головных уборов, аксессуаров, украшений и т.п. Как уже было сказано выше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства, поэтому дизайн одежды является проектированием преимущественно промышленных коллекций. Такого специалиста называют или дизайнером одежды, или стилистом. В нашей стране до недавнего времени представителя этой профессии называли модельером (специалист изготовлению моделей одежды — образцов, служащих эталонами для cepийного производства одежды, обуви, головных уборов).
В сфере производства готовой одежды существует понятие «прет-a-nopi возникшее в 1950-х гг. Прет-а-порте (букв. «готовый к носке») — это готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известных модельера фирмы.
Первая ярмарка промышленной моды была проведена в 1948 г. в Дюссельдорфе, в 1951 г. состоялись первые показы женской моды во Флоренции, в 1956 г первый салон прет-а-порте в Париже. Города, где устраиваются крупнейшие ярма промышленной моды и презентации сезонных коллекций, дважды в год становления настоящими столицами моды (в Дюссельдорфе с недавнего времени было решено проводить ярмарки четыре раза в год). В Париже два раза в год проводятся неделя прет-а-порте, салоны женской и мужской моды, в Милане — показы женской новой одежды (первый прошел в 1969 г.), во Флоренции — показы мужской (с 1973 и детской моды и одежды из трикотажа, в Дюссельдорфе — показы женской моды в Кёльне — показы мужской моды, выставка детских и юношеских товаров, в Нью-Йорке — показы мужской и женской моды. В Москве также регулярно устраиваю выставки товаров текстильной и легкой промышленности отечественных и зарубежных производителей.
Понятие «дизайн одежды» распространяется на деятельность по создание костюма вообще, а не ассоциируется только с массовой одеждой, изготе ленной промышленным способом, или даже более узко — одеждой, при назначенной для выполнения определенной функции (например, спецодежда.
1) В 1960-х гг. дизайном начали считать создание промышленных коллекция одежды. Высокая мода была отнесена к сфере элитарного дизайна. К области дизайна одежды стали относить и творчество кутюрье (считавших раньше свою профессию прежде всего ремеслом) и стилистов.
Ассоциаций, объединяющих дизайнеров разных стран. В какой-то степени эту ль играют многочисленные ярмарки моды, салоны прет-а-порте и недели высокой моды, хотя их основные задачи совершенно другие — реклама и контрасты между производством и торговлей. Также не существует устоявшейся традиции среди дизайнеров одежды выражать свою творческую концепцию в не теорий и манифестов: как правило, словесное обоснование той или иной концепции модельера возникает уже после демонстрации моделей (в виде интервью или пресс-релиза). Ведущая роль при этом принадлежит не самим дизайнерам, а критикам и модным обозревателям, в чьи обязанности и входят основание и реклама нового модного направления.
Дизайнер одежды воплощает свои идеи прежде всего в моделях одежды, :вою творческую концепцию — в форме модного показа, что связано с необходимостью регулярно демонстрировать сезонные коллекции одежды, если речь идет о промышленной или высокой моде. Но все это не означает, что в дизайне одежды не находят воплощения основные тенденции развития современной про-…ной культуры: в нем можно обнаружить реализацию важнейших концепций
Синдикат французской высокой моды, основанный в 1868 г. в Париже англичанином Ч.Ф.Вортом (1825—1895), объединил модные салоны, в которых одевались предводители высших кругов общества, и должен был, с одной стороны, защищать известных портных от копирования их моделей (так как Синдикат высокой моды охраняет авторские права своих членов), с другой стороны, обеспечивать уникальность моделей своих клиентов, стремившихся отличаться от простых буржуа. Синдикат высокой Моды напоминает средневековый цех, а кутюрье могут называться только члены этой организации. Чтобы быть принятым в Синдикат, необходимо соответствовать опреденным требованиям: изготовлять модели только по индивидуальному заказу и только применением ручной работы (что и обеспечивало исключительность на фоне распространения швейных машин), иметь особую клиентуру. Впоследствии в устав Синдиката высокой моды добавились новые требования — проводить регулярные показы …елей для клиентов и прессы, а также регулярно показывать новые сезонные коллекции. В настоящее время кутюрье может называть себя тот, кто является членом синдиката высокой моды, имеет салон (Дом высокой моды) в Париже, в штате которого должны работать не менее 20 сотрудников и 3 постоянные манекенщицы, и создает определенные правила: при изготовлении моделей использует преимущественно дизайнерскую работу (сейчас допускается до 30 % машинных строчек). Применяет ткани опаленной стоимости, дважды в год показывает новые коллекции (в июле — осенне-зимние, в январе — весенне-летние), которые должны включать в себя не менее 75 целей в год.
Создатель коллекций одежды высокой моды (от фр. haute couture — букв. «высокое шитье») — радикальных моделей одежды, выполненных в единственном экземпляре вручную в Домах высокой моды, являющихся членами Синдиката высокой моды в Париже или подобных организации в других странах.
Дизайн одежды имеет свою специфику, которая обусловила некоторую его оторванность от дизайна в целом. В этой сфере не существует традиции обсуждать профессиональные проблемы на съездах и конференциях, нет союзов и и идей, определяющих суть современного дизайна. Деятельность создателей высокой и промышленной моды так же, как и творчество архитекторов и дизайнеров, ров, отражает общие тенденции развития проектной культуры: например, К. нельзя придерживалась таких же принципов при создании одежды, что и функционалисты 1920-х гг. (например, советские конструктивисты).
Объект дизайна одежды — утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и помимо эстетической функции как у произведения иску выполняет множество других функций. Дизайнер создает предметный … не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна — формирование новых культурных образцов вещей, созданиеновых вещей, а не «художественных» вариантов старых. Поэтому дизайн с одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей люд не быть «украшением» традиционных форм.
Одежда является вещью или совокупностью вещей и выполняет следующие функции:
инструментальную, связанную с назначением вещи в конкретной деятельности человека (утилитарно-практическая функция одежды);
адаптивную, обеспечивающую комфортность предметно-пространственность среды, облегчающую процесс адаптации человека к окружающему миру ..енно важной эта функция вещи является с точки зрения экологических проблем);
результативную, связанную с социальным функционированием вещ способностью содействовать достижению цели как отдельным человеком и обществом в целом;
интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляют качества культуры в целом: смысл (смысл вещи — ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности), традиции, ценности, выраженные материале и форме.
Таким образом, вещь является отражением образа жизни в целом, а о да — отражением образа человека и образа его жизни.
Некоторые теоретики дизайна рассматривают дизайн как новую форм существования искусства в современных условиях. На первый взгляд особ( много общего у дизайна и у прикладного искусства, произведением которой являются вещи, имеющие и практическое назначение (например, посуда белены, украшения). Поэтому костюм также считают предметом приклад искусства. Произведением прикладного искусства можно считать вещь, в к рой объединены материально-практические и художественно-эстетические достоинства. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомне можно считать произведением искусства. Однако есть и различия между ди ном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых функционал! задач, продиктованных реальными потребностями человека и общества, на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или cамостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник- прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер создаст конструкцию.
Особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует ; только в самом творческом процессе создания новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания даром творческого воображения, эстетического чувства, фантазии, которые характерны именно для художника, тем более что современная промышленность становится областью, е могут взаимодействовать наука и искусство. Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил итальянский дизайнер Э.Сотсасс, который сказал, что «дизайнер — это высшего класса художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, создавая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкусами, проектируя вещи и предметную среду в целом, дизайнер проектирует самого человека: его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно — человека и общество. Таким образом, действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.
КОСТЮМ - ОБЪЕКТ ТВОРЧЕСТВА
Костюм - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания костюма, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания костюма (одежды, обуви, аксессуаров) используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком. Разрабатывают материалы специалисты широкого диапазона - текстильщики, трикотажники, кожевенники, меховщики, химики и др. Из материалов создаются объемные, трехмерные пластичные формы платьев, ботинок, шляп, сумок и т.п. Создавая коугюм как художественный ансамбль, взаимосвязывая, согласовывая элементы композиции в органическое, единое целое, художник по костюму решает также вопрос тонально-цветовых соотношений, сочетаний. Таким образом, художник по костюму - это и скульптор, и живописец, и график. Немаловажную роль в формировании многогранного специалиста играет также овладение технологическим (портновским) мастерством.
Ансамбль - художественно решенный костюм, несущий определенную идею (замысел), образное содержание, структуру, обусловленные назначением. Ансамбль костюма характеризуется строгой взаимоподчиненностью его составляющих с образом человека конкретного времени, эпохи, находясь в созвучии с окружающей средой - интерьером или экстерьером.
Архитекторы, в соответствии с решаемыми ими профессиональными задачами, понимают под ансамблем совокупность сооружений, композиционно связанных в едином пространстве на основе общей художественной идеи. С культурологической и дизайнерской точек зрения архитектурный ансамбль - лишь часть предметного ансамбля культуры. Предметный ансамбль - это комплекс предметов, не имеющих внешней пространственной связи, но объединенных общей художественной идеей, моделирующей (отражающей) целостное существование комплекса в системе культуры. Типичный пример предметного ансамбля - коллекция одежды, предлагаемая создателями на новый сезон. В реальном пространстве и времени модели, вошедшие в коллекцию, могут никогда не встретиться, однако в основеих целостности лежит художественная модель - образ человека как субъекта определенного образа жизни, типологизированного в ряде ситуаций жизнедеятельности: "дом", "работа", "отдых", "спорт", "театр" и т. д.
Комплект - это набор элементов костюма, объединенный стилевым единством и определенными признаками - материалом, назначением, цветом. Предметы, составляющие комплект, равнозначны, взаимозаменяемы, что и отличает комплект от ансамбля.
Продуктом деятельности создателя костюма является модель (образец). По своему характеру различают модели-идеи (выставочные, перспективные, уникальные) и промышленные модели. У каждого художника идея новой модели, коллекции зарождается по-своему.
Промышленным образцом признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, соответствующее требованиям технической эстетики, пригодное к осуществлению промышленным способом и дающее положительный экономический эффект.
Художественно-конструкторское решение промышленного образца, претендующего на правовую охрану, должно обладать такой совокупностью существенных признаков, которые в достаточной мере определили бы образность образца: решение должно быть новым и отличаться от аналогичных отечественных и зарубежных образцов, должна быть обеспечена возможность изготовления его в промышленных условиях при экономически целесообразных затратах на производстве, а также с использованием прогрессивных материалов и технологий промышленного машинного производства; обладать художественной выразительностью и композиционным совершенством; производство и потребление продукции, произведенной по образцу, должно давать положительный результат, под которым понимается экономический, технический, социально-психологический или иной общественно-полезный результат.
Коллекция - это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала.
В разных областях научных знаний понятие "стиль" толкуется по-своему. В архитектуре и искусстве стиль обычно выступает как эстетическая категория, носящая временной характер и представляющая собой своего рода систему единых признаков, объединяющих предметную среду, жанры изобразительных искусств. Стиль в таком его понимании выступает как исторически сложившаяся общность творческих принципов, характера и особенностей выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры, создаваемой обществом.
Всегда создание принципиально нового немыслимо без вдохновения, которое приходит только в результате постоянного поиска.
В модель-идею автор вкладывает свое творческое мастерство, талант художника, свой почерк создателя по-новому решенной, порой уникальной, единичной, неповторимой вещи. Эти модели могут быть более трудоемкими по сравнению с обычными моделями, усложненной конструкции, с увеличенным расходом материала, с введением ручных технологических операций изготовления и отделки (например, ручная вышивка) и т.п. Такие единичные модели, созданные на высоком художественном уровне, являются произведениями прикладного искусства.
На упрек журналистов в адрес французского мастера моды Пьера Кардена, что иные его модели просто неудобно надевать (так они вычурны), кутюрье ответил: "Ваши упреки справедливы лишь по отношению к самой "острой" части моей коллекции. Кроме того, художник имеет право на свое видение. Истина не бывает простой, она так же сложна, как люди, которые стремятся ее выяснить. Допустим, Пикассо рисовал женщину, видя ее с трех позиций. А я открываю новые объемы одежды. Существуют две моды: одна - практичная (она долговечна), другая - нарядная (она заставляет много говорить о себе и проходит в один сезон). Признаюсь, мне интереснее работать во второй".
На основе моделей-идей порой рождаются, создаются целые коллекции - направляющие, промышленные и др.
Композиционно-конструктивно отработанные и технологически совершенные промышленные модели, являясь объектом деятельности дизайнера, создаются с учетом производственных и других возможностей для внедрения и тиражирования в условиях предприятия.
Некоторые специалисты считают художника-модельера оформителем, который занимается внешним украшением готовой вещи, формы, созданной без его участия. В действительности это далеко не так. Художник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как определится конструкция.
Природа "эстетического" не лежит на поверхности явлений, предметов, а взаимосвязана с практической деятельностью создателя и функционально-технической структурой изделия.
Красота промышленного образца рассматривается как особый, исторически выработанный и непрерывно совершенствующийся механизм целостной оценки степени совершенства вещи (предмета, изделия). У каждого художника идея нового (модели, коллекции) зарождается в результате постоянного и кропотливого труда.
Вот как французский модельер К.Диор проводил первую примерку рождаемой модели: "...Я прошу манекенщицу подойти, походить - я смотрю, как живет платье. Я рассматриваю его в большом зеркале, чтобы увидеть модель в двойном отдалении - в зеркале недостатки виднее... Я смотрю на модель со спины, сбоку, разглядываю, на месте ли каждый шов. И потом задаю себе вопрос: "Получилось ли то, что я хотел?". Тут не приходится щадить ни самолюбие закройщицы, ни свое собственное. Нужно быть суровым судьей. Это требует большого напряжения. Мне не нравится какая-нибудь баска, мне кажется, что она неверна по пропорциям. Может быть, укоротить ее? Наоборот, я ее расширяю. Я ищу новую длину для юбки или для рукавов. Увеличиваю или уменьшаю вырез. Точно устанавливаю место швов. Разница может быть в один сантиметр, но от этого зависит удача модели. Иногда из-за шва не на месте платье полнит фигуру; если шов немного сдвинуть, фигура будет выглядеть стройнее. Обычно цель всех изменений - это большая простота. Какой-нибудь шов кажется лишним - обходятся без него. В другом месте необязательны вытачки - их заменит утюжка или иное направление ткани. Один из самых больших секретов работы: чем меньше кроя, тем лучше покрой".1)
Деятельность художника в области костюма имеет много специфического, не свойственного другим сферам творчества. Искусство костюма характеризуется конкретностью. Поскольку костюм и человек - неразрывное целое, костюм должен быть жизнеспособным, т.е. удобным, практичным, красивым, элегантным. Эти качества закладываются создателем уже в его первоначальный замысел. Вместе с тем костюм недолговечен по сравнению с произведениями живописи, скульптуры, архитектуры и т.п., которые живут веками, волнуют зрителя постоянно.
ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА
Создание костюма - это постоянный поиск разнообразия форм и конструкций одежды, обуви. Источники, используемые при создании костюма, могут быть самыми различными. Богатейшей кладовой (и в плане форм, и в плане конструкций) для создания современного костюма является исторический костюм, складывавшийся и утверждавшийся веками. В связи с этим для будущего специалиста - проектировщика одежды, обуви, аксессуаров - необходимо изучение эстетики форм и конструкций костюма в историческом аспекте под определенным, специфическим углом зрения. Здесь особое внимание уделено изучению конструкции. Одна из первых заповедей при творческом поиске решения костюма (бытового или сценического) на основе исторического - это понимание и знание конструкции форм той или иной эпохи.
ИЗ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ ФОРМ
И КОНСТРУКЦИИ КОСТЮМА
Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Сохраняя национальные традиции, передавая навыки и особенности своего ремесла из поколения в поколение, впитывая в себя новые образные понятия, народные умельцы донесли до наших дней образцы национального костюма. При этом формы и конструкции, выработанные с позиции функциональной целесообразности и рациональности, не претерпевали особых изменений
Наряду с национальным костюмом богатейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм - от простейших элементарных форм одежды древних народов до европейского кроеного платья.
В каждую историческую эпоху складывался свой эстетический идеал, костюм является наиболее ярким выражением этого. Линии, формы костюма и его элементов определяют пропорциональные членения, соотношения костюма и фигуры человека. В большинстве исторических костюмов эти соотношения были нарушены. За всю историю костюма можно назвать, пожалуй, два примера подчинения пропорций костюма естественным пропорциям человеческого тела - это античный и современный костюм.
Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, он как бы является психологической, социальной, возрастной и исторической
характеристикой человека. Психологическая характеристика проявляется в том, что человек надевает на себя. Историческая характеристика складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделяется на классы, костюм становится отражением социального неравенства.
Одежда. Первобытному человеку нужны были свободные руки, чтобы нести оружие и орудия труда. Пояс, расположенный по талии, послужил первоосновой для одежды. В дальнейшем на пояс стали что-либо надевать - появились передники, юбки, брюки.
В качестве материала для одежды человек использовал все то, что могло выполнять защитную функцию: листья и волокна тропических растений, мягкую кору деревьев и т.п. Выбор материала для первобытной одежды обусловлен самой природой, в которой жил человек, и главным материалом повсеместно были шкуры животных.
Привязав к поясу две длинные шкуры, защитившие ноги от колючек, человек получил чулки. Затем появляются нарукавники, предохраняющие руки. Позже родилась идея плаща. Сохранившиеся в употреблении в наше время шали, плащи, накидки, пледы - все это "потомки" той шкуры, которой наш хитроумный предок впервые прикрыл тело.
Обувь появилась значительно позже одежды. Ее родиной были горные и северные районы. Головной убор - самый отличительный элемент костюма, отражающий характер, социальное и семейное положение владельца и т.д. Остриженная голова - признак примирения с обстановкой. Считалось, что голова, волосы обязательно должны быть закрытыми.
Элементарная одежда первобытного человека представляла собой покрытие с вырезом или разрезом в середине для головы, которое прикрывало спину, грудь, бедра, защищая тело от неблагоприятных воздействий внешней среды - холода, сырости, жары и т.п.
Наряду с защитой тела человека от внешних воздействий, как и ряд других причин, условием возникновения и совершенствования одежды явился труд человека как главная движущая сила в развитии общества: совершенствовался человек, совершенствовались орудия труда, совершенствовались одежда и обувь.
На примере использования шкур животных для покрытия тела человека рассмотрим, как складывались первоначальные формы одежды вообще. Формы элементарной меховой одежды (целиком используемой шкуры), закрывавшей грудь и живот (в виде передника) или спину, в зависимости от способа крепления развивались следующим образом: 1) шкуры крепили на плече, связывая лапы (например, древняя одежда венгров), наплечная накидная одежда.
В ПРАКТИКЕ СОЗДАНИЯ КОСТЮМА
Особая заслуга в становлении бытового костюма в нашей стране принадлежит Надежде Петровне Ламановой - подлинному художнику по костюму. В начале 20-х гг. ею был очерчен круг задач, касающихся, с одной стороны, искусства нового костюма, а с другой -связанный с развитием индустрии одежды.
Н.П.Ламанова первой в мировой практике создания бытового костюма обратилась к народному (национальному) костюму. Она тщательно изучает особенности русской народной одежды, отыскивает в них простоту и целесообразность, которые можно использовать в современном костюме. Она утверждает, что основные формы народного костюма всегда мудры. В рубашечном покрое, к примеру, ее привлекают элементарность кроя, экономный расход ткани, дешевизна готовых изделий.
В своей творческой работе художники-конструкторы постоянно обращались к народному костюму. Нами проведена работа по выявлению степени использования народных традиций в практике моделирования современного костюма.
Объектом изучения явился "Журнал мод" - центральное издание, рекламирующее моду. В нем показаны модели и коллекции, созданные художниками ОДМО и других моделирующих организаций нашей страны. Изучены модели, опубликованные в "Журнале мод" с 1950 по 1984 г.
Здесь указаны - порядковый номер записи, номер модели в журнале, страница, автор модели, название модели (платье, пальто и т.д.), способ трансформации первоисточника. Записи производились отдельно по каждому году. Указывался номер журнала и количество моделей в каждом журнале. Результаты систематизированы.
Анализ моделей, созданных на основе народного костюма, выявил различные творческие подходы художников к использованию народных мотивов в современном костюме.
Выделены модели, в которых исходным в творческой деятельности явились: форма, конструкция, декор, материал, способ ношения, ассоциация народного костюма.
Важным фактором при создании костюма являются ассоциативные представления. Они позволяют достичь разнообразия видимого образа, новизны решения. Ассоциация идей - это связь представлений, благодаря которым одно представление, появившееся в сознании, вызывает по сходству, сложности, смежности или противоположности другое.
При создании современного костюма идет процесс творческого переосмысления традиций народного костюма с учетом современных условий. При этом национальные мотивы в наиболее интересных моделях больше угадываются, чем акцентируются. Широко применяются отечественные ткани, создаваемые коллективами художников и других специалистов текстильной промышленности. В моделях используются ситцы, сатины, льняное полотно, пестроткани, ткани с рисунками и др. Разнообразны и штучные изделия (платки, косынки, шали, шарфы) с красочными народными мотивами, текстильно-галантерейные изделия промышленного производства (тесьма узорного переплетения, плетеное кружево, кружевное полотно и др.). Характерно стремление художников выявить по-новому декоративные возможности современных материалов, обыграть их природную, естественную структуру.
Художники создают современный костюм, используя простоту народного кро