Изобретение Элинор: мобильное устройство Дюрера
Затем я полушутя сказала, что художник — это человек, который ходит по жизни с невидимой пластиковой сеткой, висящей перед его лицом. Одна студентка, Элинор МакКалли, отнеслась к этой шутке всерьез и через неко-
Художник внутри вас
Рис. 17.4. Изобретение Элинор: мобильный визир...
Рис. 17.5. ...используемый студентом Дэвидом Смитом
Отличное упражнение, помогающее студентам уловить понятие плоскости изображения, было предложено Артуром Гаптилом в его учебнике по рисованию.
Возьмите кусок стекла размером примерно 20 х 30 см. Повернувшись лицом к модели (или натюрморту, пейзажу), одной рукой держите стекло вертикально, а другой рисуйте фломастером прямо по стеклу. Закончив рисунок, положите стекло на лист бумаги и внимательно изучите свой рисунок. Потом вытрите стекло влажной тряпкой и повторите весь процесс с другим объектом.
Когда вы устанете от этих несколько ограниченных и нетворческих усилий, положите стекло на стол и пропустите под него лист бумаги, который послужит фоном для линий на стекле. Положите перед собой какой-нибудь предмет в качестве модели и попытайтесь точно нанести его контур на стекло так, чтобы рисунок был несколько меньше самого предмета. Нарисовав основные контуры, поставьте стекло вертикально и посмотрите через него, прикрыв один глаз, чтобы проверить совпадет ли рисунок с предметом. При необходимости передвигайте стекло. Если рисунок правильный, два изображения почти точно совпадут. Если неправильный, ошибки проявятся очень ясно, и вы сможете их исправить.
Благодаря этой методике вы уясните для себя, что образ на плоскости изображения и ваш рисунок являются (или должны быть) одним и тем же изображением. Это упражнение очень полезно, если вы выполняете упражнения, предлагаемые в этой книге, без преподавателя.
Аитур Л. Глптил «Самоучитель рисования*, 1933
торое время, к моей радости и изумлению, продемонстрировала хитроумное устройство, показанное на рис. 17.4и 17.5.
Устройство Элинор — действительно очень хорошая идея и может быть добавлена к буквально десяткам аналогичных изобретений, зарегистрированных в Патентном бюро США начиная с середины XIX века. Все запатентованные устройства визирования являются вариациями тех, что были изобретены в XVI веке немецким художником и теоретиком Альбрехтом Дюрером. Устройства Дюрера, в свою очередь, основывались на разработках художников раннего Возрождения Леоне Баттисты Альберти (1404-1472), Филиппо Брунеллески (1421-1469) и Леонардо да Винчи (1452—1519).
Устройство Элинор, однако, особенно удобно тем, что сетка удерживается в фиксированном положении относительно лица и глаз художника, всегда оставаясь параллельной линии глаз и перпендикулярной «линии прицела», что является ключевым требованием в визировании. Таким образом, ее изобретение является своего рода мобильным «устройством Дюрера» и графически демонстрирует понятие плоскости изображения, воображаемой двумерной прозрачной плоскости, которая находится перед глазами художника.
Перенос образа, видимого на плоскости изображения
Следующий ключевой момент: то, что художник видит «на» плоскости изображения (в нашем случае, на куске пленки), как раз и должно быть нарисовано на бумаге. Образ, разумеется, видится сквозь прозрачную пленку, но
Визирование соотношений и пропорций
предлог «на» лучше описывает ситуацию. Ведь художник, рисуя этот образ, должен вообразить этот образ уже не трехмерным, а двумерным (как фотография), «сплющенным» о заднюю поверхность пленки. Затем художник переносит (то есть копирует) этот плоский образ на бумагу. Эти два изображения — реальная сцена (превращенная в плоский, двумерный образ), наблюдаемая на плоскости изображения, и копия этой сцены на листе бумаги — являются одним и тем же изображением. Задача художника — добиться соответствия этих двух изображений, и при этом он (парадоксальным образом) старается учитывать изначальную объемность изображаемой сцены.
Кроме того, линии сетки могут сообщить некоторую информацию о соотношениях и пропорциях. Если вы рассмотрите гравюру Дюрера (рис. 17.6), последний момент станет ясен для вас. Дюрер рассматривает свою модель через сетку (которая могла быть и стеклом с нанесенными линиями, но на самом деле представляла собой деревянную раму с натянутой проволокой). На столе перед ним лежит лист бумаги, тоже расчерченный линиями, соответствующими сетке, которая находится перед ним.
Обратите внимание на перпендикулярный заостренный столбик (рис. 17.7), который определяет положение визирующего глаза (второй глаз, вероятно, закрыт), обеспечивая тем самым фиксированную точку наблюдения. (На пластиковой сетке, описанной выше, маленький кружок играет ту же роль, что и этот вертикальный столбик.) Дюрер рисует на бумаге в точности то, что он видит через сетку, поэтому то, что он рисует, в точности соответствует тому, что он видит, словно модель была вдавлена в сетку, чтобы стать двумерным, а не трехмерным изображением. Например, глядя на модель вдоль «линии прицела», Дюрер может увидеть, где находится верхняя точка левого колена модели (точка 1 на рис. 17.8). Установив это и перенеся эту точку на бумагу, он может определить, где относительно точки 1 находится верхняя точка левого запястья модели (точка 2). Затем по отношению к этим двум
Рис. 17.6.
Альбрехт Дюрер (1471-1528). Рисовальщик, выполняющий рисунок женщины в перспективе», 1525. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Рис. 17.7. Перпендикулярный столбик фиксирует положение визирующего глаза Дюрера
Художник внутри вас
Рис. 17.8. Дюрер переносит визируемые точки на расчерченный лист бумаги
точкам и, разумеется, по отношению к линиям сетки, он определит верхнюю точку правого колена (точка 3).
Дюрер переносит эти точки одну за другой с плоскости изображения на свой рисунок, не спрашивая, почему тот или иной край находится там, где он находится, не удивляясь, почему рука или нога имеют столь необычную форму, столь отличаясь от того, какими он их знает. Его цель проста: изложить на бумаге — без цензуры и редактирования — свое непосредственное восприятие, информацию, попадающую на сетчатку глаз. При этом он парадоксальным образом сохраняет осознание объемности изображения, но удерживает это свое знание, так сказать, на расстоянии.
Два взаимосвязанных набора информации
Сетка позволяет ответить на два важнейших вопроса, снова и снова возникающих в процессе рисования:
1. Под каким углом относительно констант — вертикали и горизонтали, задаваемых линиями сетки и рамкой, расположены этот край, эта форма, это негативное пространство?
2. Насколько велика (широка, высока, длинна) эта форма относительно размера (ширины, высоты, длины и т. д.) той формы, видимой с данной точки зрения?
При оценке этих соотношений сетка обеспечивает глитч — внешний источник информации, который помогает мозгу (можно даже сказать, заставляет его) принять наблюдения такими, как они есть, не подвергая их пересмотру со стороны заранее запрограммированных понятий. Иначе говоря, если линия идет под углом относительно одной из линий сетки, именно так вы ее и рисуете, несмотря на возможные возражения со стороны концептуального рассудка (Л-режима): «Как это может быть? Это наверняка неправильно!» Видя, как в ракурсе рука оказывается в длину такой же, как в толщину, Л-режим может восклицать: «Да ладно тебе! Всякий знает, что длина руки всегда больше ее толщины!» Эти протесты необходимо
Визирование соотношений и пропорций
отклонять — игнорировать, — и восприятие должно приниматься, даже если оно противоречит тому, что вы знаете. Если вы видите, вы нарисуете. И тогда, парадоксальным (и волшебным) образом, форму, которую вы рисовали просто как набор линий на плоском листе бумаги, посторонний зритель вашего рисунка увидит — то есть интерпретирует — как «реальную» форму в трехмерном пространстве.
Вариант устройства Дюрера
Быстрый и легкий способ испытать простой вариант визирования — рассмотреть через окно интересную уличную панораму: крыши, дорогу, ряд деревьев.
1. Используйте фломастер, которым можно писать по стеклу. В первую очередь нарисуйте на стекле достаточно большой формат — скажем, примерно 45 х 60 см.
2. Станьте перед окном на расстоянии, удобном для рисования на стекле. Окно будет для вас «плоскостью изображения» и одновременно поверхностью, на которой вы будете рисовать то, что видите на «плоскости изображения».
3. Примерно в центре формата, на уровне глаз, нарисуйте маленький кружок, который послужит фиксированной точкой (аналогичной вертикальному столбику Дюрера). Эта точка устанавливает «уровень глаз», называемый также «горизонтальной линией», так как уровень глаз, бесконечно продолженный вперед, превращается в конце концов в (горизонтальную) линию горизонта.
4. Выберите в сцене, которую видите за окном, любую подходящую точку и выстройте в одну линию три точки: один ваш глаз (другой закрыт), кружочек на окне и выбранную точку. Линия, соединяющая эти три точки, образует фиксированную «точку зрения», к которой вы всегда можете вернуться, если вам случится дернуть головой при рисовании.
5. Рассмотрите уличную сцену так, чтобы один глаз занимал зафиксированную «точку зрения», а второй закройте. Вообразите теперь, что вся эта сцена была вдавлена в стекло и от нее остался двумерный отпечаток на наружной поверхности окна.
6. Зарисуйте наблюдаемую сцену прямо на стекле, удерживая глаз на одной и той же зафиксированной «точке зрения». Постарайтесь избавиться от мыслей. Вам не нужно думать о том, что вы делаете, в том смысле, что не нужно пытаться «понять», почему определенная линия наклонена именно под таким углом или почему размер чего-то кажется таким искаженным. Доверьтесь своим глазам; они видят правильно. Ваше дело — просто рисовать линии, которые соответствуют изображению, «расплющенному» на наружной поверхности окна. Не пугай-
В 1435 г. великий художник, архитектор и математик Леоне Баггиста Альберти написал небольшой трактат «О живописи*. В этом трактате он обсуждал проблему пространства, один из центральных вопросов, на которых в значительной мере зиждется вся последующая история физики, философии, искусства и математики. Альберти атаковал проблему перспективы с сугубо практической точки зрения, и его эксперименты, которые он называл «демонстрациями», были сама простота.
«Основная идея состоит в том, что когда человек видит что-то через окно, он может получить правильное изображение, рисуя контуры на стекле, при условии, что смотрит лишь одним глазом и не двигает головой».
Из книги Уильяма М. Айвинса-младшего «Искусство и геометрия: изучение пространственной интуиции», 1946
Термин «рисование на глаз» подразумевает рисование без каких-либо механических приспособлений — просто видеть и рисовать, не споря со своим восприятием. Противоположность рисования «на глаз», я полагаю, следовало бы назвать рисованием «на ум» или как-нибудь в этом роде, подразумевая, что вы рисуете не то, что есть, а то, что должно быть в соответствии с вашими знаниями. Между этими двумя крайностями имеется широкий простор для комбинаций.
«Студент должен поставить своей целью понимание, а не самовыражение; последнее естественным образом возникнет из первого. В этом свете становится ясно, что ценность изучения рисования не ограничивается подготовкой профессиональных художников. Из умения видеть пользу может извлечь каждый из нас».
Эдвард Хилл
*Язык рисования*, 1966
Художник внутри вас
те себя трудностями; это совсем не трудно. Рисуйте края позитивных форм и негативных пространств, передвигаясь от форм к пространствам и обратно и уделяя равное внимание тем и другим.
7. Закончив, отступите от окна и рассмотрите свой рисунок. (Если это не опасно, можете приклеить с наружной стороны окна лист бумаги, чтобы рисунок был виден более четко.) Вы увидите, что нарисовали уличный пейзаж «в перспективе», фактически не используя принципов научной перспективы. (Большинство художников изучают принципы перспективы, чтобы потом «забыть» о них и рисовать по существу так, как рисовали только что вы — то есть «на глаз».)
8. Теперь мы снова возвращаемся к устройству Дюрера. Если вы хотите перенести свой рисунок на бумагу, можете внутри формата на стекле нарисовать сетку из равноотстоящих линий, а затем нанести сетку на лист бумаги (не обязательно такого же размера, но обязательно сохраняющую соотношение длины и ширины). В качестве последнего шага скопируйте рисунок со стекла на бумагу, располагая формы согласно сетке, подобно тому как Дюрер «копировал» то, что видел через сетку на лист бумаги, лежавший перед ним.
Это действительно рисование?
Вы, возможно, говорите себе: «Но это же не настоящее рисование; это просто копирование линий». Да, в некотором смысле это так. Но в другом смысле это и есть обучение умению видеть и рисовать. Через рисование человек приобретает способность видеть непосредственным восприятием и, через это непосредственное видение учится рисовать — «копировать» то, что он видит. Эти два понятия взаимосвязаны. Механические приспособления просто демонстрируют процессы видения и рисования, которые затем выполняются без использования механических приспособлений.
Заметьте, что я по-прежнему говорю о реалистическом рисовании — записи восприятия. Способность рисовать воображаемую сцену придет к вам позже; вам сначала нужно освоить базовые навыки. Это как умение читать и писать, которое приходит после того, как вы научитесь говорить, и лишь потом вы приобретаете умение писать выразительные стихи и романы. Самовыражение в рисунке проявляется во многом через особые характеристики лично ваших линий на бумаге, и оно проявляется во всех ваших рисунках, но, может быть, ярче всего в ваших аналоговых рисунках. Это ваша уникальная «подпись», которую никто не может повторить. Со временем самовыражение сплавляется с навыками наблюдения и воображаемыми или изобретенными вами формами, что
Визирование соотношений и пропорций
и рождает на свет действительно выразительное искусство. После этого, как свидетельствуют биографии художников, стремление выразить свое «я» через искусство может поглотить всю вашу жизнь. Слова Эдварда Хилла, приведенные на полях, — красноречивый довод в пользу того, что предпосылкой для выразительного рисования является обучение глаз умению видеть.
Если это было хорошо для Гольбейна...
Возвращаясь к приспособлениям, которыми художники пользуются при рисовании, позвольте мне процитировать каталог с выставки рисунков великого немецкого художника XVI века Ганса Гольбейна Младшего, официального портретиста при дворе английского короля Генриха VIII.
Автор каталога утверждает, что многие из портретных рисунков указывают на «...использование Гольбейном устройства для нанесения контуров головы на кусок стекла, помещенный между художником и моделью (рис. 17.9), и хотя нет доказательств того, что Гольбейн действительно делал это, такое предположение весьма убедительно, так как данная методика была подробно описана Дюрером и безусловно имела распространение во времена Гольбейна. Дюрер рекомендовал использовать этот прием художникам, которые не слишком уверены в своих способностях, но в случае Гольбейна причина была скорее в том, что он спешил, так как его модели не желали позировать слишком долго. С современной точки зрения этот экономичный прием может представляться не совсем честным, аналогичным использованию фотографии».
Автор далее пишет, однако, что нынешние зрители нисколько не осуждают использование таких приспособлений и их не трогают «... заявления романтиков, что использование художником каких-либо "механических" устройств является своего рода унижением достоинства, так что в извинениях более нет необходимости».
Если это было хорошо для Дюрера...
Для человека, изучающего навыки восприятия, главный урок, извлекаемый из использования сетки и рисования на стекле, состоит в понимании того, что образ, наблюдаемый на плоскости изображения, идентичен изображению на листе бумаги. Второй по важности урок состоит в том, что рисование дается легко, когда вы создаете условия, позволяющие вам просто видеть и рисовать то, что находится «снаружи», не вмешиваясь в процесс со своими концептуальными идеями о том, как объекты «должны» выглядеть. Давайте проверим это.
Для следующего упражнения вам понадобится пластиковая сетка. Ее достаточно легко сделать из куска пленки (например, из прозрачной пластиковой папки) разме-
Рис. 17.9.
Ганс Гольбейн Королева Джейн Сеймур». Черный и цветные мелки, контуры усилены пером и чернилами. Королевская коллекция, Виндзор, Англия
Художник внутри вас
Рис. 17.10. Образец пластиковой сетки для визирования. Размер квадратных ячеек произвольный. Одним больше нравятся маленькие ; ячейки, другим большие, третьи ограничиваются одной вертикальной и одной горизонтальной линиями
ром примерно 20 х 30 см, достаточно тяжелой, чтобы оставаться вертикальной, когда вы держите ее одной рукой перед глазами. Горизонтальные и вертикальные линии сетки следует нанести фломастером под линейку так, чтобы получились квадратные ячейки размером от 2 до 4 см. Примерно в центре, на пересечении двух линий нанесите маленький кружок, как показано на рис. 17.10. Можно сетку нанести на лист бумаги, а затем перенести на прозрачную пленку с помощью фотокопировального аппарата. В любом случае сетка обойдется без особых затрат.
С помощью этой пластиковой сетки вы нарисуете угол комнаты или какой-то другой вид в окружающей обстановке, который вы находите интересным и трудным — например коридор или угол кухни. Этот рисунок поможет вам освоить навык, состоящий из двух взаимосвязанных и равноценных частей: вы научитесь, во-первых, видеть вещи «в пропорции» или «в перспективе» — то есть вещи как они есть, не искаженные концептуальными идеями, — а во-вторых, видеть вещи в их отношении к константам. В рисовании константами являются вертикаль и горизонталь, относительно которых отмеряются и проверяются углы. Сетка поможет вам перенести образ с плоскости изображения на бумагу. Сетка обеспечивает: а) формат, или граничную линию; б) константы (вертикаль и горизонталь); в) средство измерения относительных пропорций; г) глитч, не дающий мозгу изменять или ложно интерпретировать поступающую информацию.
Рис. 17.11. Выберите в окружающей изображаемой сцене «третью точку» для фиксации трехточечной «линии прицела»; первые две точки — это ваш глаз и кружок на сетке
Прочтите, пожалуйста, все указания прежде, чем начнете.
1. Держите сетку параллельно линии глаз — вспомните устройство Элинор! При необходимости держите ее обеими вытянутыми руками, чтобы сетка совпадала с плоскостью изображения, т. е. была перпендикулярна «линии прицела». Пройдитесь с этой сеткой по квартире, пока не отыщете интересный вид.
2. Выбрав вид, который будете рисовать, устройтесь поудобнее за столом. Закрепите бумагу, чтобы она не ерзала. Рисуйте карандашом; держите под рукой ластик.
3. Нанесите на лист формат произвольного размера, но имеющий ту же пропорцию длины и ширины, что и пленка с сеткой. (Можете просто положить пленку на бумагу и обвести ее по краям, если размер позволяет.) Тонкими линиями нанесите на бумагу сетку. (Это легче всего сделать, если подложить пленку под лист, добившись совпадения краев, и скопировать линии сетки на бумагу, при необходимости пользуясь линейкой.)
Возможно, вы настолько уверены в себе, чтобы обойтись без сетки. Она действительно не является необходи-
Визирование соотношений и пропорций
мой, если вы достаточно хорошо постигли идею плоскости изображения. Но есть один важный момент (я предупреждала, что будет сложно!). На неразграфленном листе бумаги вертикаль и горизонталь задаются краями бумаги. Какое бы положение ни занимал лист бумаги на столе, два боковых его края олицетворяют вертикаль, а верхний и нижний срезы — горизонталь. Имейте в виду, что и линии сетки, и края двух форматов (на сетке и на листе бумаги) олицетворяют вертикаль и горизонталь, как они видятся в реальном мире, обеспечивая глитч и константы, которые вам нужны для того, что видеть «по-настоящему».
4. Теперь закройте один глаз, а второй зафиксируйте на кружке в центре сетки. Затем выберите в наблюдаемой сцене какую-либо точку и поймайте ее в кружок, фиксируя таким образом «точку зрения». Эта трехточечная фиксация позволит вам возвращаться в одну и ту же позицию при каждом новом визировании. Не забывайте при каждом визировании закрывать один глаз и удерживать сетку в перпендикулярной направлению взгляда плоскости изображения.
5. Сверьте вертикальную линию угла комнаты с одной из вертикальных линий сетки. (Она тоже будет вертикальной: вертикальные края комнат, дверей, окон и других объектов всегда остаются вертикальными для глаз; наклонными становятся только горизонтальные линии — края потолка, пола, стола и т. п.) Нарисуйте вертикальную линию, задающую угол комнаты.
6. Глядя сквозь сетку, определите углы линий потолка относительно горизонтальной линии сетки. Вы можете обнаружить, что все углы разные. Хотя вы знаете, что потолок плоский и стыкуется со стенами под прямым углом, отрекитесь от этого знания и рисуйте каждый угол так, как видите его. Спрашивайте себя: «Какова величина этого угла относительно горизонтальной линии сетки?» Затем рисуйте этот угол на бумаге, не думая о нем. Не усложняйте себе работу, не пытайтесь разобраться, почему этот угол именно такой. Ваша цель — увидеть, какой он есть, и отразить свое восприятие в рисунке. (Рис. 17.12 служит примером такого визирования, но имейте в виду, что углы вашего потолка будут другими, если ваша «точка зрения» другая.)
7. Продвигаясь вперед, вы будете собирать в своем рисунке все больше информации о соотношениях. Это даст вам изобилие возможностей сверять каждое соотношение; вы сможете проверять длину некоторой линии или величину угла относительно сетки, другой линии, другого угла. Это придаст вам больше уверенности в правильности вашего восприятия.
8. Линии, которые вы рисуете, описывают некоторые формы и пространства, и рисунок складывается подобно
Художник внутри вас
Рис. 17.12. Рисунок угла комнаты, выполненный студентом Джо Джамилоса
Рис. 17.13. Что Джо Джамилоса видел сквозь сетку
картинке-головоломке, состоящей из причудливой формы кусочков; углубляясь в эту «головоломку», вы будете все более увлекаться процессом. Вы наверняка испытаете удовольствие от осознания того, что вы, в некотором смысле, обретаете власть над пространством и в то же время некоторое замешательство, вызываемое трехмерностью образов. Л-режим, лишенный господства, со временем поутихнет, и тогда визирование станет увлекательным процессом.
Теперь начинайте рисовать. При необходимости вы можете остановиться в любой момент, чтобы еще раз перечитать указания. И когда вы закончите, я думаю, вам доставит удовольствие осознание того, насколько точно вы увидели и нарисовали этот вид. (Рис. 17.14—17.16 являются примерами студенческих рисунков угла комнаты.)
Следующий шаг: только вы, бумага и карандаш
Использование сетки с необходимостью пауз для повторного задания ей нужного положения и оценки углов и пропорций может показаться несколько утомительным и медлительным процессом. Сетка тем не менее является прекрасным инструментом для тренировки навыка визирования. Теперь вы готовы, однако, перейти к более простой, быстрой и элегантной процедуре, где единственным необходимым инструментом для визирования является карандаш, которым вы рисуете.
Эта техника подразумевает, что вам почти не потребуются паузы для визирования: рука, держащая карандаш лишь останавливается на мгновение, и вы вытягиваете ее, как показано на рис. 17.17. Затем вы продолжаете рисовать. Визирование становится простой и быстрой процедурой.
Рис. 17.14. Изучающая рисование писательница Пег Брэкен выбрала для визирования угол комнаты со старинной швейной машиной, на которую поставлена электронная пишущая машинка — очаровательная композиция
Визирование соотношений и пропорций
Рис. 17.15
Рис. 17.16. Студенческий рисунок: угол комнаты
Здесь необходимо уточнить, что карандаш функционирует как своего рода подвижная линия сетки (и глитч), относительно которой можно визировать углы, определять пропорции и проверять правильность наблюдений. Таким образом, карандаш становится упрощенным вариантом сетки. Благодаря простоте и элегантности этого метода, им пользуется большинство художников. Проще его лишь визирование «на глаз» — без использования каких-либо вспомогательных инструментов, — которым вы наверняка уже пользуетесь, хотя бы иногда.
Рис. 17.17. Рисунок Алэна, журнал Нью-Йоркер
Художник внутри вас
Рис. 17.18. Ваша «модель», Диего Мартелли, видимая через нанесенную художником сетку.
Эдгар Дега (1834-1917). «Этюд к портрету Диего Мартелли».
С разрешения Художественного музея Фогта, Гарвард
Рис. 17.19. Быстрый и простой «видоискатель»
Рис. 17.20. Другой тип «видоискателя»
Давайте попробуем визировать с помощью одного только карандаша. Пожалуйста, прочтите все указания прежде, чем начнете.
1. Уговорите кого-нибудь позировать вам или, если хотите, усядьтесь перед зеркалом и сами станьте моделью для себя. В качестве учебного рисунка я воспользуюсь «Этюдом к портрету Диего Мартелли» Эдгара Дега (рис. 17.18). Вы сразу заметите, что Дега, которого часто именуют величайшим из всех рисовальщиков, нанес на рисунок сетку, как это он часто делал.
Прежде чем вы приступите к собственному «Этюду модели», я предлагаю вам выполнить следующее короткое упражнение: воспользуйтесь рисунком Дега, чтобы попрактиковаться в визировании. Если угодно, можете скопировать этот рисунок или просто потренируйтесь с визированием. После этого вы будете готовы рисовать модель.
2. Поставьте книгу с рисунком Дега вертикально на уровне глаз в метре от себя и усядьтесь перед ней. На лист бумаги нанесите формат, сохраняющий пропорции формы рисунка. Формат более наглядно задает вертикаль и горизонталь, чем границы листа. Если хотите, можете скопировать рисунок Дега в свой формат, чтобы лучше оценить углы и судить о пропорциях.
3. Ваши рука, большой палец и карандаш могут играть роль «видоискателя» для ограничения воспринимаемого «извне» объекта (в данном случае, Диего Мартелли). Отведите большой палец левой руки (правой для
Визирование соотношений и пропорций
Рис. 17.21. Диего Мартелли в большем приближении.
Элгар Дега (1834-1917). *Этюд к портрету Диего Мартелли».
С разрешения Художественного музея Фогта, Гарвард
левшей) под прямым углом к кисти и приставьте карандаш вначале вертикально, образуя третий край, а затем горизонтально, образуя четвертый край, как показано на рис. 17.19, формируя этими движениями, так сказать, «призрачный» край. Вы можете придвигать руки ближе к глазам или отодвигать их, чтобы зафиксировать вид, который вы хотите нарисовать, загоняя модель и негативные пространства вокруг нее в рамки формата. (Если хотите, можете изготовить «настоящий» видоискатель, вырезав небольшой прямоугольник в центре листа плотной бумаги, как показано на рис. 17.20. Однако использование в качестве видоискателя лишь руки и карандаша — очень простой процесс, позволяющий вам обходиться без каких-либо вспомогательных инструментов.) Во втором «Этюде Диего Мартелли» Дега изменил вид и приблизил фигуру к зрителю, нарисовав ее несколько большей относительно формата (рис. 17.21).
4. Вернувшись к первому «Этюду» Дега, зафиксируйте в уме общий внешний контур всей фигуры. Такую практику иногда называют «квадратурой»; она помогает художнику держать в уме общие пропорции и общую форму объекта. (На рис. 17.22 эта процедура, шутки ради, вывернута наоборот.)
5. Для визирования углов закройте один глаз и держите карандаш на расстоянии вытянутой руки в воображаемой плоскости изображения (карандаш представляет собой вертикальную или горизонтальную «линию» сетки). Рассмотрите угол между карандашом и левым пле-
Рис. 17.22. «Квадратура» наоборот. Иллюстрация Сеймора Кваста (заголовок: «Как рисовать геометрические фигуры». Ниже: шаг 1, шаг 2 и т. д.)
Художник внутри вас
Рис. 17.23. Визирование угла
чом Диего Мартелли, показанный на рис. 17.23. Запомните этот угол и нарисуйте край плеча под тем же углом относительно края бумаги. Закройте один глаз, проверьте следующий угол (например, затылка) и нарисуйте этот край. Продолжайте рисовать, перемещаясь от одного края к соседнему, от одного негативного пространства к следующему. Таким образом можно определить все углы — через простое сравнение с константами, вертикалью и горизонталью. И помните, что вы можете перепроверять любые из этих наблюдений, перемещаясь на негативные пространства.
6. Для визирования пропорций нужна другая процедура. Основная идея состоит в том, что все части объекта, пейзажа, человека (проблемы!) связаны пропорциональными соотношениями, которые вы не властны изменить по своему желанию. Ваше дело — увидеть эти соотношения и увидеть правильно. Не такими, какими, как вам кажется, они могли бы быть или должны быть, но какие они есть. Мы говорим о действительности, о том, что есть на самом деле, и о возможности увидеть эту действительность.
7. Держа карандаш в вытянутой руке горизонтально, наведите его кончик на один край головы модели и отметьте положение другого края ногтем большого пальца (рис. 17.24). Удерживая палец на месте, зафиксируйте эту мерку (назовем ее «единицей») и, не меняя положение локтя, поверните карандаш вертикально и измерьте длину головы (до нижней точки бороды). Вы обнаружите, что соотношение составит примерно единицу к полутора (1 : 1'/2) (рис. 17.25 и 17.26).
Запомните это соотношение. Теперь рисуйте голову, позаботившись о том, чтобы она имела нужный размер относительно формата (то есть чтобы сохранялась про-
Рис. 17.24
Рис. 17.25
Рис. 17.26. Визирование пропорций
Визирование соотношений и пропорций
порция головы относительно формата). В этом вам поможет сетка, нанесенная Дега. Постарайтесь также правильно разместить голову относительно верхнего края формата — в этом вам тоже поможет сетка Дега.
8. Затем спросите себя: «Насколько низко расположен край жилета относительно длины головы?» Опять выполните визирование на рисунке (1 : l'/з) и отметьте штришком отмеренное расстояние. При рисовании рук используйте негативные пространства, но не забудьте визировать толщину руки. Вернитесь к «единице», ширине головы, и измерьте толщину руки относительно ширины головы. Вы обнаружите, что соотношение составляет 1 :2/з- (Толщина руки составляет две трети ширины головы.)
9. Продолжайте работать с рисунком, визируя любые углы и пропорции, всегда определяя соотношения, и не забывайте использовать как можно чаще негативные пространства для проверки своего визирования.
Попрактиковавшись с визированием, возьмите чистый лист бумаги и начинайте свой «Этюд модели». Следуйте тем же указаниям: ограничьте форму видоискателем, составленным из руки и карандаша; рисуйте карандашом; приступайте к рисованию, выполняя необходимое визирование относительно вертикали и горизонтали, оценивая пропорциональные соотношения и сверяя свои наблюдения с обильной информацией, доставляемой негативными пространствами. (Рис. 17.27 служит примером.)
Я думаю, что, закончив свой рисунок, вы наверняка обнаружите, что все «сходится». И, как я себе представляю, вы измерили множество углов и пропорций, не используя даже карандаш как глитч — просто воспринимая информацию «на глаз», выполняя быстрые визуальные оценки и даже, вероятно, легко обходя предварительные концептуальные программы мозга. П-режим управляет зрительной информацией чрезвычайно быстро и ловко (так же, как Л-режим обрабатывает вербальную информацию). Но всякого, кто рисует, осознание того, что для проверки «трудных» двусмысленных или парадоксальных взглядов всегда доступна эффективная процедура визирования, наполняет уверенностью в себе. Вероятно, такую же роль играют словари и справочники для писателей, метрономы и камертоны для музыкантов.