Тема: «ЭКЗАМЕН ХУДОЖНИКА ТЮБИКА». ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
Вид занятий:игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания.
Цели и задачи:формирование социально-значимых мотивов учения, культуры поведения, трудовой дисциплины; подведение итогов учебно-воспитательной работы за год; создание благоприятной атмосферы для проявления изобразительных способностей, знаний детей; содействие коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию в общей работе; помощь в эстетическом восприятии разных видов изобразительного искусства, литературы и музыки; формирование эмоционального отношения к рассматриваемому произведению.
Оборудование урока: для учителя - методические таблицы, репродукции работ художников, о которых говорится в заданиях, диапроектор или видеомагнитофон, слайды, видеофильмы; предметы, изделия художественных народных промыслов (хохло-ма, гжель); раздаточный материал к заданиям (карточки, трафареты); карточки разных цветов, которые даются за правильный ответ, краски, бумага; для учащихся - альбомы, краски, ручки, тетради, графические материалы, рефераты и творческие работы, бумага для ответов (желательно ответы писать в тетрадях по изобразительному искусству).
Ход урока
I. Подготовительная работа. Пояснение.
Класс к последнему уроку оформляется детскими работами, выполненными в течение года. В школе в последние дни занятий открывается выставка детских работ. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребятам все темы учебных четвертей. В беседе-игре помогают 3 «мастера-брата». На уроки приглашаются (по возможности) родители и учителя других предметов.
Игры и упражнения могут быть еще одной формой проверки и закрепления знаний детей по изобразительному искусству. Художественно-дидактические игры и упражнения могут предварять новый материал, они побуждают у учащихся желание овладеть им, помогают в повторении и закреплении пройденного.
Для активизации детей, усиления духа соревнования можно разделить класс на команды (по рядам, по желанию).
Целесообразно оговорить правила поведения на уроке. Если на задание отвечает кто-то конкретно - ему дается призовая карточка (квадрат, кружок из цветной бумаги), а в конце урока делается подсчет баллов-карточек (командный и личный - за оценку тем, кто первый отвечал). Особо необходимо оговорить, что выкрики не будут засчитываться. Ответы засчитываются только у тех, кто первый поднимет руку, ведет себя дисциплинированно и вежливо. Выкрики с мест ответом не являются, за постоянные выкрики можно лишать карточек (команду-ряд или индивидуально). В конце викторины подвести итоги, на основе этого распределить места, выявить команды-победительницы (по рядам — 1,2, 3-е места), самых активных знатоков изобразительного искусства.
Художественно-дидактические игрыможно разделить на несколько видов:
- игры-путешествия или экскурсии;
- игры-соревнования или эстафеты;
- игры-загадки;
- игры-лото, кроссворды;
- композиционные игры.
Дидактические задачи каждой игры и упражнения определяются содержанием программного материала и воспитательными целями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает возможные варианты усложнения (или облегчения) задания. При этом следует выделять те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся.
Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Возможен пробный ход, в процессе которого учитель знакомит с правилами игры. Чтобы убедиться в том, что учащиеся поняли задачу игры или упражнения, можно допустить умышленную ошибку, что помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся. Длительность одной художественно-дидактической игры или игрового упражнения - от 3 до 5 минут. При разработке художественно-дидактических игр и упражнений следует использовать 4 вида деятельности учащихся на уроке: рисование с натуры, тематическое и декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве.
II. Организация класса.
Под мелодию веселого марша, детской песни дети входят в украшенный класс. Украсить его можно коллективным панно из работ учебного года («Хоровод матрешек», «Граттаж», «Наши друзья животные», «Портрет друга» и другие). В праздничной и игровой обстановке предстоит проверить, чему дети научились за год, какие виды искусства особенно запомнились и понравились. На стенах висят репродукции картин (обязательно с указанием фамилии автора и названия работы).
Можно на этом итоговом уроке вручить почетные грамоты от школы за активную работу в художественном творчестве, оформлении школы (участие в выставках, работа редколлегий, рисование стенгазет, успешная учеба по предмету и т. п.).
III. Организация выставки.
Организовать выставку поискового материала детей за год -самодельных книг по искусству со статьями и репродукциями. Главное при художественном оформлении выставок - найти зрительное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя. Компоновка выставки должна быть простой и продуманной. Наиболее важное выделяют местоположением, большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. Сочетание цветов должно быть гармоничным. Фон стендов, на которых размещаются экспонаты, должен быть неярких тонов, можно обтянуть стенды серым холстом или полотном. При размещении на выставочных стендах следует учитывать характер освещения.
IV. Кроссворды*.
Кроссворды вычерчиваются на бумаге формата АО с четкими клетками - сеткой; ответы желательно вписывать стираемым материалом (цветной мел, карандаш, пастель).
Вопросы.
Ответьте на вопросы. Правильный ответ - 1 балл.
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение.)
2. Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж.)
3. Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт).
4. Изображение лица человека называется жанром... (Портрет.)
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.