Тема: «ЭКЗАМЕН ХУДОЖНИКА ТЮБИКА». ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

Вид занятий:игровые формы, чтение докладов, сообщений, конкурсы, соревнования, творческие задания.

Цели и задачи:формирование социально-значимых мотивов учения, культуры поведения, трудовой дисциплины; подведение итогов учебно-воспитательной работы за год; создание благопри­ятной атмосферы для проявления изобразительных способностей, знаний детей; содействие коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию в общей работе; помощь в эстетиче­ском восприятии разных видов изобразительного искусства, литературы и музыки; формирование эмоционального отношения к рассматриваемому произведению.

Оборудование урока: для учителя - методические таб­лицы, репродукции работ художников, о которых говорится в зада­ниях, диапроектор или видеомагнитофон, слайды, видеофильмы; предметы, изделия художественных народных промыслов (хохло-ма, гжель); раздаточный материал к заданиям (карточки, трафаре­ты); карточки разных цветов, которые даются за правильный ответ, краски, бумага; для учащихся - альбомы, краски, ручки, тетради, графические материалы, рефераты и творческие работы, бумага для ответов (желательно ответы писать в тетрадях по изобразительно­му искусству).

Ход урока

I. Подготовительная работа. Пояснение.

Класс к последнему уроку оформляется детскими работами, выполненными в течение года. В школе в последние дни занятий открывается выставка детских работ. Открытие выставки должно стать радостным праздником, событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно напоминающей ребя­там все темы учебных четвертей. В беседе-игре помогают 3 «мас­тера-брата». На уроки приглашаются (по возможности) родители и учителя других предметов.

Игры и упражнения могут быть еще одной формой проверки и закрепления знаний детей по изобразительному искусству. Худо­жественно-дидактические игры и упражнения могут предварять новый материал, они побуждают у учащихся желание овладеть им, помогают в повторении и закреплении пройденного.

Для активизации детей, усиления духа соревнования можно разделить класс на команды (по рядам, по желанию).

Целесообразно оговорить правила поведения на уроке. Если на задание отвечает кто-то конкретно - ему дается призовая карточка (квадрат, кружок из цветной бумаги), а в конце урока делается под­счет баллов-карточек (командный и личный - за оценку тем, кто первый отвечал). Особо необходимо оговорить, что выкрики не будут засчитываться. Ответы засчитываются только у тех, кто пер­вый поднимет руку, ведет себя дисциплинированно и вежливо. Вы­крики с мест ответом не являются, за постоянные выкрики можно лишать карточек (команду-ряд или индивидуально). В конце викторины подвести итоги, на основе этого распределить места, вы­явить команды-победительницы (по рядам — 1,2, 3-е места), самых активных знатоков изобразительного искусства.

Художественно-дидактические игрыможно разделить на не­сколько видов:

- игры-путешествия или экскурсии;

- игры-соревнования или эстафеты;

- игры-загадки;

- игры-лото, кроссворды;

- композиционные игры.

Дидактические задачи каждой игры и упражнения определяют­ся содержанием программного материала и воспитательными це­лями. Учитель заранее определяет место и роль игры в учебном процессе, ее связь с другими методами работы, продумывает воз­можные варианты усложнения (или облегчения) задания. При этом следует выделять те знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать у учащихся.

Объяснение содержания игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Возможен пробный ход, в про­цессе которого учитель знакомит с правилами игры. Чтобы убе­диться в том, что учащиеся поняли задачу игры или упражнения, можно допустить умышленную ошибку, что помогает активизи­ровать мыслительную деятельность учащихся. Длительность од­ной художественно-дидактической игры или игрового упражне­ния - от 3 до 5 минут. При разработке художественно-дидактических игр и упражнений следует использовать 4 вида деятельности учащихся на уроке: рисование с натуры, тематиче­ское и декоративное рисование, беседы об изобразительном ис­кусстве.

II. Организация класса.

Под мелодию веселого марша, детской песни дети входят в ук­рашенный класс. Украсить его можно коллективным панно из ра­бот учебного года («Хоровод матрешек», «Граттаж», «Наши друзья животные», «Портрет друга» и другие). В праздничной и игровой обстановке предстоит проверить, чему дети научились за год, какие виды искусства особенно запомнились и понравились. На стенах висят репродукции картин (обязательно с указанием фамилии ав­тора и названия работы).

Можно на этом итоговом уроке вручить почетные грамоты от школы за активную работу в художественном творчестве, оформлении школы (участие в выставках, работа редколлегий, рисование стенгазет, успешная учеба по предмету и т. п.).

III. Организация выставки.

Организовать выставку поискового материала детей за год -самодельных книг по искусству со статьями и репродукциями. Главное при художественном оформлении выставок - найти зри­тельное, образное выражение основной идеи и предельно ясно и четко донести ее до зрителя. Компоновка выставки должна быть простой и продуманной. Наиболее важное выделяют местоположе­нием, большим форматом иллюстративного материала, шрифтом, цветом. Сочетание цветов должно быть гармоничным. Фон стен­дов, на которых размещаются экспонаты, должен быть неярких то­нов, можно обтянуть стенды серым холстом или полотном. При размещении на выставочных стендах следует учитывать характер освещения.

IV. Кроссворды*.

Кроссворды вычерчиваются на бумаге формата АО с четкими клетками - сеткой; ответы желательно вписывать стираемым мате­риалом (цветной мел, карандаш, пастель).

Вопросы.

Ответьте на вопросы. Правильный ответ - 1 балл.

1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение.)

2. Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж.)

3. Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт).

4. Изображение лица человека называется жанром... (Порт­рет.)

Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.

Наши рекомендации