Урок 34 Тема: МУЗЕИ ИСКУССТВ

Вид занятий:беседа, просмотр слайдов, диафильмов, иллюст­раций, репродукций,видеофильмов.

Цели и задачи:знакомство с ведущими музеями России, за­рубежья; формирование понятия о важности их как хранилищ культурного наследия человечества; объяснить принципы фор­мирования музея, рассказать о истории возникновения музеев, разнообразии экспозиций музеев, работе людей в музее; дать представление о художественном музее как отдельной разно-кидности; ознакомление с местными художественными музеями и выставками; ступенями художественного образования: школа, студия, ДХШ, кружок, училище, вуз.

Зрительный ряд: слайды и открытки из наборов «Третья­ковская галерея», «Музей изобразительных искусств им. А. С. Пуш­кина», «Эрмитаж», «Русский музей»; слайды с изображением архи­тектурных памятников (Кижи, Кострома, Москва, Ярославль, Суз­даль и т. д.); подборка: коллективное панно из открыток и репро­дукций по темам, жанрам, видам изобразительного искусства.

Музыкальный ряд: И. С. Бах «Органные прелюдии» (и качестве фона).

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.II. Просмотр слайдов, видеозаписей.

III. Беседа о художественных музеях России, зарубежья, принципах формирования экспозиций, истории возникновения музеев, людях, которые работают в музеях.

В 1997 году в Москве во время работы XI конференции Меж­дународного совета музеев был утвержден День музеев, который празднуется 18 мая.

В этот день стало традицией открывать специальные выставки, устраивать встречи посетителей с руководителями музеев, органи­зовывать праздничные мероприятия. Вход в музеи в этот день сво­боден и бесплатен. Сейчас мы ходим по залам музеев, восхищаемся бессмертными творениями великих мастеров искусства и с любо­пытством рассматриваем предметы старого быта и другие экспона­ты. Но, восторгаясь богатством музеев, мы редко думаем о тех лю­дях, которые собрали воедино и сохранили то, что теперь составляет национальную гордость страны. Имена многих из них давно забыты или затерялись в грудах архивных бумаг, а их дело продолжает жить, растет племя коллекционеров, благодаря знани­ям, любви к искусству и энергии которых сохранены памятники культуры и науки. Многие великие люди прошлого были страст­ными коллекционерами. На основе их коллекций и были созданы всемирно известные музеи.

Установить время начала коллекционирования невозможно. Не так давно на границе Польши, Словацкой и Чешской республик археологи открыли пещерную стоянку первобытных людей, оби­тавших здесь несколько тысяч лет назад. В пещере был найден на­бор белых камешков, не имевших, вероятно, никакого практиче­ского значения, но собранных, очевидно, из-за их красоты и яркости.

В древности коллекциями довольно часто занимались не сами коллекционеры, а их рабы. Именно им поручалось изучать и клас­сифицировать вещи. Рабы должны были знать и помнить, кем изго­товлены предметы коллекции хозяина и откуда они привезены. Коллекционирование произведений искусства идет из император­ского Рима.

Музеи стали создаваться только в XVI-XVIII веках, правда, и тогда не все они были открыты для широкого посещения. С тех пор прошло много лет, теперь существуют самые разные музеи. Музей (лат. museum от греч. museion - храм муз) - это научи исследовательское и научно-просветительское учреждение, осуще­ствляющее комплектование, хранение, изучение, экспонирование и популяризацию произведений искусства, памятников археологии, истории и пр., систематизированных определенным образом.

- А в каких музеях были вы, ребята? Где они находятся? По­нравилось ли вам там? Что запомнилось? (Ответы детей.)

Коллекции художественных музеев4 составлены чаще всего из произведений изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), предметов декоративно-прикладного искусства, архи­тектуры. Многие вещи, которые находятся в музеях, мы с вами можем видеть на репродукциях, фотографиях. Многие музеи раз­мещаются в исторических зданиях, включают в свой комплекс об­ширную территорию парка или города. Существуют музеи архи­тектуры под открытым небом (Кижи, комплекс пирамид и храмов Древнего Египта в Гизе, Акрополь в Афинах и др.).

- Посмотрим, как располагаются экспонаты, какие они. Ученики демонстрируют подборки открыток, репродукций.

- В музеях хранятся картины-натюрморты, пейзажи известных художников, наиболее знаменитые портреты, жанровые, историче­ские картины, которые говорят о жизни людей разных времен.

Наши рекомендации