Тема: «ПОЛЕ ЦВЕТОВ». РИТМ ЦВЕТА, ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ.

ЖИВОПИСЬ (или оригами, цветная аппликация) Тема коллективной композиции «Букет цветов». Принцип организации коллективной композиции:создание равновесия, использование ритма, формы и цвета; работа ведется отцентра.

Форма организации коллективной деятельности:совмест­но-индивидуальная, с элементом игры, эстафеты.

Вид занятий:рисование по памяти, с натуры; вырезание избумаги.

Цели и задачи:учить детей любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; рисовать цветы с натуры, по памяти, используя правила расположения рисунка на листе бумаги

в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция, ритм); формирование графических уме­ний и навыков, умения сравнивать свой рисунок с изображаемым объектом; воспитание эстетического отношения к действительно­сти, эмоциональной отзывчивости на красоту весенней природы, бережного отношения к природе; укрепление межпредметных свя­зей (чтение, природоведение);

Оборудование урока: для учащихся - гуашь, кисти, дру­гие художественные материалы, акварель, цветные малки, каран­даши, фломастеры, тушь, тонированная бумага; для учителя - на­турные постановки: срезанные цветы, комнатные цветущие растения, расставленные в разных местах класса (герань, лилия, бегония).

Зрительный ряд: методические таблицы; динамическая таблица «Ближе-дальше»; японская, китайская графика (о растени­ях); репродукции: Т. Яблонская «На окне весна», К. Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой», А. Герасимов «После дождя. Мокрая терраса», «Натюрморт. Полевые цветы», «Полевой букет», «Розы», Ци Байши «Пион», И. Хруцкий «Цветы и плоды», А. Пластов «Ко­локольчики и ромашки», Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и пти­цы», «Стрекоза», «Ветка липы в цвету», Ван Гог «Подсолнухи», П. Кончаловский «Сирень», «Агава», К. Коровин «Розы», И. Репин «Осенний букет»; авторские работы художников, детские, студен­ческие рисунки.

Литературный ряд: стихотворения и загадки о цветах.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Учитель вместе с учениками любуются красотой живых цветов, разнообразием их форм и цвета. Делает сравнение живых цветов и их изображения в картинах художников, обращает внимание детей на то, как художники изображают цветы в букете.

Составление букетов - это особое искусство, которому даже специально учат. Но каждый человек должен уметь собрать цветы в букет так, чтобы красота цветов не пропала в нем, а наоборот -проявилась и усилилась. Цветы для букета обычно подбирают таким образом, чтобы они составляли гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого бу­кет может быть радостным, сдержанно-торжественным, нежно-лирическим.

Дети радуются, что скоро наступит лето, сейчас май - послед­ний месяц весны. Народная пословица метко говорит о мае: «Май леса наряжает, лето ожидает».

Вопрос:

- Что расцветает в мае в садах, на лугах?

Дети вспоминают стихотворения о первых весенних цветах (см. также урок 1):

МАЙ

Фиалки, ландыши припас

Весёлый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем,

Пускай цветут на радость людям!

ТЮЛЬПАН

Солнце улыбается светло,

Дотемна сияет неустанно,

Наливая в чашечку тюльпана

Золотое вешнее тепло.

***

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А. Толстой

ЛАНДЫШ

Если чутким быть и осторожным,

То в лесу, наверно, без труда

Многое вокруг увидеть можно.

Но никто не видел никогда,

Как весна под птичьи пересвисты

В тихие рассветные часы

Превращает капельки росы

В ландыш - серебристый и душистый.

Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет,

Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут.

На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет,

Соловьи до рассвета поют.

И. Бунин

ПИОН

Свернутыми с вечера были все бутоны,

А с утра от тяжести согнуты кусты;

Вспыхнули кудрявые, пышные пионы –

Розовые, белые, красные костры.

РОЗА

Рядышком с балконом,

На кусте зеленом

Веточки с колючками, колючки -

Закорючками.

Бутоны вырезные,

Рубашки расписные.

Листок с листочком

Завязан узелочком.

Узелок непростой,

В нем цветок золотой.

Лопнет этот узелок -

И раскроется цветок.

И наполнит целый сад

Аромат.

ЧЕРЁМУХА

Черёмухи кистями

Обвешаны кусты.

Сквозь листья, меж ветвями –

Везде цветы, цветы!

Она цветет с приходом

Красавицы весны,

Ее душистым мёдом

Леса напоены...

Н. А. Холодковский

Загадки:

Есть одни такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

(Одуванчик.)

Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

Белая корзинка,

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка?)

Учитель. На уроке мы будем изображать букет цветов (или цветущий, золотой от одуванчиков, луг, цветущий бело-розовый фруктовый сад). Чтобы нарисовать такую радостную картину ве­сенней природы, надо хорошо представить, какие цветы мы будем рисовать. (Желательно, чтобы до этого урока учитель с детьми по­бывал на зеленом лугу, в парке, в саду, где можно полюбоваться цветами, силуэтами цветущих фруктовых деревьев.)

Обратить внимание детей на букет желтых одуванчиков.

- На что похож желтый цветок? Почему их называют золотыми?

Вместе с детьми рассмотреть один-два цветочка одуванчика с листьями. Обратить внимание детей на форму стебелька одуванчи­ка, на то, что резной листочек напоминает ветки ели.

Вспомнить, как красиво, кучно усыпаны цветами ветки фрук­товых деревьев (яблони, вишни). Все веточки белые от цветов так, что не видно даже зеленых листочков.

III. Работа над заданием.

Самостоятельная работа учащихся.

Спрашиваем, какие правила рисования надо вспомнить, чтобы нарисовать большое пространство (зеленый луг с одуванчиками, деревья в саду, букет, где какие-то цветы ближе, а какие-то даль­ше). Демонстрируем динамическую таблицу «Ближе-дальше», о строении цветов. Вспоминаем, как располагаются основания пред­метов, которые находятся к нам ближе и дальше. Учитель с помо­щью аппликативного материала составляет несколько схем компо­зиций цветочных букетов (или поля), обращая внимание детей не только на ритм цветовых пятен, но и на цветовое сочетание. Вспо­минаем, какие цвета «холодные», «теплые», цвета сближенные (в цветовом круге рядом) и контрастные (противоположные).

Рассмотрев, вспомнив, какие бывают цветы по форме и цвету, каждый из учеников рисует самый красивый, по его мнению, цветок.

Учитель. Вы все, наверное, знаете, что любой цветок состоит из стебля, листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумы­вался, какие они все разные.

Попробуем разделить стебли, листья, головки цветов на группы (показать на таблице).

Стебли: тонкие и толстые, длинные и короткие, гладкие и ко­лючие, прямые и изогнутые.

Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завер­нутые, разных форм.

Головки цветов бывают тоже разные, основные форм ы: ча­шечка (тюльпан), бутон (роза в бутоне), тарелка (подсолнух), зон­тик (василек, петунья), шар (астра), сверток (распустившаяся роза), цепочка (ландыш). Часто сама головка цветка состоит из множест­ва мелких цветочков. А в цветке находятся тычинки с пыльцой и пестик, который позже образует плод - семечко.

Тема: «ПОЛЕ ЦВЕТОВ». РИТМ ЦВЕТА, ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. - student2.ru

Тема: «ПОЛЕ ЦВЕТОВ». РИТМ ЦВЕТА, ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. - student2.ru Тема: «ПОЛЕ ЦВЕТОВ». РИТМ ЦВЕТА, ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. - student2.ru
Тема: «ПОЛЕ ЦВЕТОВ». РИТМ ЦВЕТА, ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. - student2.ru

Шарик

Тема: «ПОЛЕ ЦВЕТОВ». РИТМ ЦВЕТА, ПЯТЕН КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. - student2.ru Цепочка Коллективные композиции «Цветы»

Приемы организации процесса совместно-индивидуальной деятельности и ее коллективный результат.

А - свободное размещение элементов на плоскости фона;

Б - мозаика;

В - фриз;

Г - организованное изображение.

- Как рисовать цветы?

Этапы выполнения ри­сунка цветков:

1) Тонкими линиями наме­тить оси стебля, листьев, фор­му и размер головки цветка.

2) Прорисовать точную форму стебля, головки и ли­стьев.

3) Добавить детали: про­жилки, тычинки, пушок и т. д.

4) Затем раскрасить эти прекрасные создания природы в цвета, близкие натуре (для чего можно использовать па­литру, смешивать цвета).

5) Не спешите нарисовать цветок сразу, работать можно в несколько приемов. Это также при­дает аккуратность и чистоту рисунку.

6) Дневной свет, падая на листья и цветок, придает им оттенок холодного, а теневые стороны лепестков, стебля будут теплых от­тенков.

Наши рекомендации