Ритм пятен как средство выражения
Вариант: детские игры, салочки, футбол, бегуны - аппликация бумажных силуэтов.
Тема коллективной композиции «Стая птиц».
Принцип организации коллективной деятельности:работа конвейером (4 группы).
Форма организации коллективной деятельности:совместно-последовательная,
Вид занятий:рисование по памяти; декоративно-прикладное творчество.
Цели и задачи:знакомство с объемным моделированием или обрывной или отрезной аппликацией; дать представление о композиции; учить работе по памяти; овладение умением творчески преобразовывать реальные формы, создавать коллективную композицию, работать конвейером.
Оборудование урока: тонированная бумага (голубая, серя, белая), цветная или белая бумага, ножницы, клей, нитки.
Зрительный ряд: технологическая карта (и на доске, на каждого ученика); детские работы, студенческие, близкие по заданию; методические таблицы «Ритм»; репродукции: А. Дейнека «Лыжники», «Коньки», А. Рылов «В голубом просторе», Е. Чарушин «Воробьи»», архангельская птица счастья из щепы.
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
Учитель. Посмотрите, какими разными могут быть ритм и движение пятен в рисунке.
- Здесь птицы летят спокойно, ровно.
- Вдруг одна птица вылетела. Ритм нарушился.
- А вот птицы в беспорядке слетаются на корм.
- Или разлетаются в страхе от опасности.
- А вот птица у нижнего края листа, и, кажется, ей стало тяжелее «лететь». Вот птицы слетаются. А вот разлетаются.
На картине А. Рылова птицы парят высоко под облаками. Они создают торжественное движение и ритм.
А на рисунке Е. Чарушина ритм и движение пятен совсем другие. Может быть, эти воробьи слетелись на день рождения к своему другу? Или это их вожак, которого они слушают? Главный герой в центре, а гости окружили его хороводом.
Е. Чарушин. Воробьи. Акварель
Ритм пятен является выразительным средством в изобразительном искусстве. Надо, чтобы дети поняли, что от изменения положения на месте даже одинаковых пятен, силуэтов изменяется и содержание композиций.
Ритм, ритмичность (греч. rhythmos) - в области изобразительного искусства: повторяемость, чередование тех или иных композиционных элементов произведения (при строгой их сопод-чиненности). В более широком значении оно указывает на особую соразмерность частей, ведущую к строгой, закономерной слаженности целого. Ритм может проявляться через контрасты группировок, фигур, предметов, линий, движений, светотеневых и цветовых пятен и пр.
Затем учитель рассказывает школьникам о легенде русского Севера - птице счастья, которую делают мастера, расщепляя брусок обыкновенного дерева.
Преподаватель показывает щепную птицу счастья, знакомит учеников с ее символикой и особенностям изготовления. Школьникам предлагается выполнить импровизацию, стилизацию щепной птицы из картона, бумаги.
III. Работа над заданием.
Преподаватель демонстрирует технику и этапы выполнения фигуры птицы, согласовывая каждый этап работы с изображением на технологической карте, которая лежит на парте каждого ученика. Так как задание предстоит выполнять совместно, необходимо организовать последовательную форму изготовления каждой птицы.
Для выполнения фигур птиц класс целесообразно разделить на три группы по рядам, тогда каждый ряд становится своеобразным конвейером, а парта - это рабочее место, на котором выполняется деталь птицы и этапы ее сборки.
Работа групп на местах. Работа конвейера
Конструирование птицы. Бумага
Мобиль «Стая птиц»
Методика организации совместно-последовательной деятельности над объемно-пространственной композицией по принципу конвейера.
Четыре этапа работы конвейера - четыре группы работают над каждым из элементом коллективной композиции.Основные этапы работы конвейера:
1) разметка и вырезка туловища птицы;
2) разметка и выполнение прореза для крыльев;
3) складывание бумаги «гармошкой» для хвоста;
4) вырезание узоров на хвосте - соединение туловища с хвостом;
5) складывание бумаги «гармошкой» для крыльев;
6) вырезание узоров на крыльях, соединение крыльев с туловищем;
7) выполнение крестовины для мобиля (объединенной воедино группы), прикрепление нити к птицам, сборка.
Можно задание выполнять по рядам, каждый ряд крепит своих птиц у доски, на фоне тонированного листа.
Далее на ниточке подвешиваем птиц из бумаги перед панно (листом) так, чтобы они могли двигаться и летать. Придумываем название.
IV. Итоги урока.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание:увидеть в окружающей жизни выразительные ритмические ситуации (играющие дети, очередь, машины на улице, ритм домов на улице, урок физкультуры и т. д.).
Урок 31