II. Беседа о средствах рисунка.

О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из сти­хов и рассказов, слушая музыкальные произведения и всматрива­ясь в картины художников. Но поэт, музыкант и художник воспе­вают мир, природу каждый по-своему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и белого цветов на бумаге.

Слово «графика» - производное от греческого «графо» («чер­чу», «пишу», «рисую»). Линия, штрих и тон стали основными изо­бразительными и выразительными средствами графики.

Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями.

Штрих - это короткий след пера или карандаша, он приобре­тает значение вместе с другими штрихами, создавая тон, пятно.

Линия - это след более протяженный. Это один из самых глав­ных и наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то утончаться, то усиливаться, то ослабевать до полного исчезновения.

Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает гра­фический образ. В силу доступности материально-изобразительныхредств, быстроты выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получили массовое распространение (осо­бенно с XIV века, в Европе - с изобретением книгопечатания, а на Востоке - и еще раньше).

Разнообразие материально-технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике сложились отдельные виды и жанры:

- станковая (самостоятельного значения, на отдельных листах);

- книжная;

- плакат;

- промышленная (в торговле, открытки, проспекты, буклеты и т. п.);

- газетно-журнальная;

- учебно-оформительская (обслуживает учебно-воспитатель­ный процесс: карты, графики, наглядные пособия, наглядная аги­тация).

По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными, светотеневыми, тоновыми (тональный, силуэт).

Силуэт - простейший вид тонового рисунка - контурный ри­сунок, заполненный одним ровным тоном.

Самое темное у художника - это карандаш, самое светлое - бу­мага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает между этими крайностями.

III. Графические упражнения. Этапы выполнения упражнений:

1) Лист расположить горизонталь­но (рис. 1):

а) делим его пополам линией свер­ху вниз;

б) еще раз делим пополам образо­вавшиеся прямоугольники вертикаль­ными линиями.

2) В прямоугольнике 1 (см. рис. 2 на с. 121) штриховку наносим в виде сетки линиями, идущими в противопо­ложном направлении, образовывая мелкую прямоугольную клетку. Заполняем весь квадрат (линии доводим до сторон прямоугольника). Рас­стояние между линиями одинако­вое.

Рис. 1

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

Рис. 2

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

Рис. 3

Рис.4

Рис.5 II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

Рис. 6 II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru рис. 7

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

Рис 8

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

Рис.9

3) В прямоугольнике 2 (рис. 3) рисуем волнистые линии (волны и расстояние между ними одинако­вые).

4) В прямоугольнике 3 (рис. 4) линии зигзагообразные.

5) В прямоугольнике 4 (рис. 5) рисуем линии наклонные или точки.

6) В прямоугольнике 5 (рис. 6) рисуем линии по кругу от центра и концентрические окружности.

7) В прямоугольнике 6 (рис. 7) рисуем спирали. 8) В прямоугольнике 7 (рис. 8) рисуем линии вначале толстые, в полную силу, а в конце - еле вид­ные.

9) В прямоугольнике 8 (рис. 9) рисуем снежинку или много снежи­нок.

Рис. 9

Мы заполнили две левые полосы.

Теперь переходим к третьей полосе (слева, а справа - вторая). Здесь мы работаем или черной и белой гуашью, акварелью либо графическими материалами (карандаш, уголь, фломастер и т. п.).

10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной краской.

11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или закрашиваем белым.

12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого и черного (в соотношении 1:2).

13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью черного и белого (соотношение 1:2).

Получится растяжка от черного к белому, через серые.

14) В прямоугольнике 13 (рис. 10) придумаем какой-нибудь сюжетный рисунок: горы, лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п.

- Ребята, а что можно нарисовать линиями из наших прямо­угольников 1-8?

II. Беседа о средствах рисунка. - student2.ru

IV. Работа над заданием.

На тонированной бумаге или подмалевке изображаем весенний лесной пейзаж с использованием графических упражнений.

В рисунке обязательно должны быть весенние ручьи, извиваю­щиеся змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Зада­ние посвящено ритмической организации места с помощью линий. Ритм линий - важнейшее средство композиционной выразительно­сти.

V. Итоги урока.

Экспресс-выставка, анализ выполненных работ.

Домашнее задание:подумать, где в жизни, в природе встречаются линейные ритмы; принести репродукции произведе­ний графики, книги о деревьях.

Урок 29

Наши рекомендации