Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Список литературы для самостоятельного чтения.

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

1.Аленькина С.Н. Рабочая тетрадь по литературе. 9 класс. - СПб.: Паритет, 2002.

2.Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Просвещение, 2006.

3.Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.

4.Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. и др Просвещение, 2008.

5.Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-<В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

1.Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

2.Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

3. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе.9 класс. -М.: ВАКО,2004

4.Литература.9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И. Коровина/авт.-сост. С.Б.Щадрина. -Волгоград: Учитель,2008

5.Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения а замена в 9 классе. - М.: Просвещение, 2006.

6.Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; под ре В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

7.Коровин В.И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

8.Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

9.Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

10.Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 классу М.: Материк Альфа, 2004.

11.Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. - М.: ВАКО, 2007.

12.Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2002.

13.Сахаров В.И. Русская драма как искусство слова. - М.: Русское слово, 2005.

14.Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв.: 9-10 классы. - М.: I ДОС, 2000.

15.Штейн А.Л. Шедевры русской литературы: Книга для учителя. - М.: Русское слово -учебная книга, 2003.

16.Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа, 2006.

17.Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

18. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

19. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

20.Литература. Тесты.9-11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. И.М. Михайлова.-М.: Дрофа,1997

21.Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.: Методич. пособие.- М.: Дрофа,1997

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс

№ п/п Тема урока Кол-во ча-сов Элементы содержания Виды учебной деятельности Требования к уровню подготовки учащихся Внутри-предметные и межпред-метные связи Виды контроля Домашнее задание Сроки проведе-ния
План Факт
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Литература как искусство слова. Место художест- венной литературы в обществен-ной жизни и культуре России. Нацио- нальные ценности и традиции, формирую-щие пробле- матику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотиче-ский пафос. Националь- ная самобыт-ность русской литературы. Русская лите- ратура в контексте мировой. Эпохи развития литерату­ры. Понятие о литератур-ном про­цессе. Рецептивная: чтение вступи- тельной статьи учебника; репродуктив-ная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чём цель изучения ли- тературы в 9 классе?»; продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории»; поисковая: самостоятель-ный поиск ответов на вопросы проблемного харак­тера; анализ выска­зывания историка Ключевского. Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с об- щественной и культурной жиз- нью данной эпохи, наличие и развитие в.литературе опреде­лённых традиций; уметь: аргумен­тированно отве­чать на вопросы, строить моноло­гическое выска­зывание, отби­рать необходи­мый материал для таблицы. Общество- знание: пони- мать, что та- кое нацио- нальные тра- диции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобыт-ность. История: от- ражение в литературе основных историчес-ких событий России; как взаимо- связаны история и литера- тура? Литература: понятия «об­раз», «лите­ратурный процесс», «мировая ли­тература»: в чём заключа­ется особен­ность художе­ственной ли­тературы? Чтение и анализ высказыва-ния историка В.О. Ключев- ского: «Человек - главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пы- тается выразить. А человек любит вы- ражать, обнаружи- вать себя. Понятно его побужде-ние: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие по- нимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О. Клю­чевского, что «ли­тература даёт по­нимание себя»? Чтение вступи­тельной статьи учебника. Составле-ние хро­нологичес-кой табли­цы «Основные пе­риоды развития рус­ской литературы». Устное сочинение «Литера-тура - не­обходимая состав­ная часть истории». Ответить на вопро­сы: что важнее -любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе - вещь обязатель-ная? Читать «Слово о полку Игореве» с.11-33; пересказы-вать статьи учебника «Древне- русская литература»(с.4-8) по самостояте-льно составлен-ному плану. Индивидуа-льные задания. а) пересказать очерк Лихаче- ва(с.8-10), б) подгото- вить сообще- ние об истории открытия «Слова» (с. 10-11).    
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов)
«Слово о полку Игоре-ве» - вели­чайший памятник древнерус­ской литера­туры. Открытие «Сло­ва...», его издание и изучение. Вопрос о времени созда­ния и авторстве. Историчес-кая ос­нова памятника, его сюжет. Жанр и композиция. Репродуктив-ная: пересказ статьи учебника «Древ­нерусская литера­тура» по само­стоятельно со­ставленному пла­ну; пересказ очер­ка Д.С. Лихачева; сообщение об ис­тории открытия «Слова», ответы на вопросы; поисковая: уста­новление ассо­циативных связей «Слова о полку Игореве» с произ­ведениями В. Вас­нецова, В.Серова, гравюрами В.Фа­ворского; исследователь­ская: сопоставле­ние «Слова» с ле­тописными источ­никами. Знать: историче­скую основу па­мятника, историю его открытия, содержание про­изведения; понимать: жан­ровые особенно­сти «Слова...»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смы­словые части, уметь сопостав­лять произведе­ния изобрази­тельного искусст­ва и летописные источники с тек­стом произведе­ния. История: феодальная раздроблен­ность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьев-ская и Ипать­евская лето­писи: как в историчес-ких документах освещаются события по­хода князя Игоря? Сопос­тавление тек­ста с летопис­ными источ­никами. ИЗО: иллюст­рации В.Се­рова, гравюры В.Фаворско-го, живопись В.Васнецова: найти в тексте «Слово о полку Игоре-ве» - вели­чайший памятник древнерус­ской литера­туры. Составле-ние плана «Слово о полку Игореве». Сопостав-ление с летописными ис­точниками. Историк С.Соловьёв утвер­ждал, что автор верен своему обе­щанию рассказы­вать по «былинам», поэтому его рас­сказ совершенно одинаков с расска­зом летописца. Со­гласны ли вы с этим утвержде-ни­ем? Верно ли то, что подробностей по­хода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»? Определить в тексте «Сло­ва...» компози­ционные части. Индивидуа-ль­ное задание: выразитель­ное чтение от­рывков «Вступ­ления», «Золо­тое слово Святослава.      
«За землю Русскую». Осмысление текста памятника. Образ русской земли и нравствен­но-патриотичес-кая идея «Слова». Рецептивная: чтение и полно­ценное воспри­ятие художествен­ного текста; репродуктив-ная: осмысление сю­жета произведе­ния; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, ответ на во­прос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» - воин­ская повесть? Поисковая: ком­ментирование тек­ста произведения, установление ас­социативных свя­зей «Слова о полку Игореве» с произ­ведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследователь-ская: анализ худо­жественного текста произведения. Знать: жанр и композицию про­изведения, нрав­ственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается пат­риотизм произве­дения, какова роль изобрази­тельно-вырази­тельных средств в создании об­раза Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. Литература: какие фольк­лорные обра­зы встречают­ся в «Сло­ве..»? Как со­четается хри­стианская и языческая символика в тексте произ­ведения? Ка­кова их роль в идейном за­мысле авто­ра? ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюст­рациями В.Васнецова, В.Серова, И.Билибина, В.Фаворско-го? Аналитиче-ское чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно уста­новить время напи­сания произведе­ния; какие истори­ческие лица изо­бражены реалисти­чески, а какие идеализиро-ваны? Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом сло­ве» Святослава идея произве­дения?» Инд. задание: подготовить историчес-кие справки о князьях, к кото­рым обращает­ся в «Слове...» автор.    
Вечные образы «Слова…». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Зо­лотое слово» Свя­тослава. Ярослав­на как идеальный образ русской женщины.   Рецептивная: чтение и полно­ценное воспри­ятие произведе­ния; репродуктив-ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рас­суждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исто­рические справки о князьях»; выра­зительное чтение эпизодов; поисковая: поиск ответа на про­блемные вопросы; комментирова-ние художествен-ного текста; установле­ние ассоциатив­ных связей с про­изведениями жи­вописи; исследователь-ская: анализ тек­ста по вопросам и заданиям. Знать: приёмы создания характеров героев, ху- дожественные средства вырази- тельности; понимать: особенности вопло- щения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения; уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения.   История: русские князья, Упоминае-мые в «Слове», древнерус- ское оружие. Русский язык: средства вырази- тельности художествен-ного текста: эпитеты, метафоры, олицетворе-ния, ри- торические вопросы и восклицания; Литература: художествен- ный образ. ИЗО: иллюст- рации худож- ников И. Ар- хипова, В. Фа­ворского к «Слову о пол­ку Игореве»: рассматрива­ние иллюст­раций и под­бор цитат к ним из текста. Составле-ние характерис-тик героев, в том числе сопос- тавитель-ной. Запись художест- венных средств выразитель-ности и определе-ние их роли в тексте. Ответить на вопро- сы: как вы думаете-, не идеализиру-ет ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профес- сора В.Ф. Перевер- зева, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Что символизи-рует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Сло­ва...»? Выразитель-ное чтение эпизода «Плач Ярославны». Индивидуа-льное задание: сообщение о поэтических переложе-ниях «Слова...».    
Поэтическое искусство автора. Символика «Сло­ва...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная тра­диция. Значение памятника для рус­ской культуры. Пе­реводы и перело­жения произведе­ния. Репродуктив-ная: ответы на вопросы репродуктивно-го характера; продуктивная, творческая: уст­ные сочинения «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...»; вырази­тельное чтение плача Ярославны; поисковая: само­стоятельный поиск ответов на про­блемные вопросы; исследователь­ская: анализ тек­ста по вопросам и заданиям; сопос­тавление поэтиче­ских переводов «Слова...»; сопос­тавление текста произведения и оперы А.П.Бородина. Знать: авторов поэтических пе­реводов и пере­ложений памят­ника, своеобра­зие авторского стиля; понимать: образ автора в произ­ведении; уметь: выявлять авторскую пози­цию, выразитель­но читать наи­зусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элемен­ты в речи автора; сопоставлять ху­дожественный текст и оперу А.П. Бородина. Литература: автор, повест­вователь, ав­торский стиль, поэтический перевод; музыкальное искусство: прослушива­ние арии кня­зя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»: кто является ав­тором либрет­то оперы? Ка­кому эпизоду произведе-ния соответст-вует прослушан-ная ария? Какие переживания и чувства кня­зя нашли вы­ражение в арии? Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа ав­тора. Почему мож­но сказать, что ав­тор - патриот? До­казать это приме­рами из текста. Поиск характер-ных примет авторского стиля. Какие отго­лоски языческой культуры вы може­те обнару-жить в произведе-нии? Как это характери-зует автора? Ответить на во­прос: почему на протяже-нии веков не пропадает инте­рес к поэтичес-ким переложе-ниям «Слова...»? Наизусть «Плач Ярославны».    
Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны». Нравственно-патриотичес-кая идея «Слова...». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Сло­ва...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная тра­диция. Продуктивная, творческая: соз­дание сочинения; поисковая: комментирова-ние текста Знать: содержа­ние фрагмента, особенности ком­позиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содер­жании произве­дения; позицию автора и её отражение в тексте; уметь: коммен­тировать эпизод; анализировать и интерпретиро­вать текст с учё­том авторской позиции; строить письменное вы­сказывание; обосновывать собственную точ­ку зрения.   Выразительно чи­тать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода.      
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 часов)    
Характери­стика русской литературы 18 века. Идейно-художествен-ное своеобразие лите­ратуры эпохи Про­свещения. Класси­цизм как литера­турное направле­ние. Идея граждан­ского служения, прославле-ние ве­личия и могущест­ва Российского го­сударства. Антич­ность и классицизм. Рецептивная: чтение высказы­вания о литерату­ре 18 века; репродуктив-ная: ответы на вопросы учебника, осмыс­ление высказыва­ния искусствоведа Н.Рапацкой. Знать: признаки классицизма, особенности эпо­хи Просвещения, историческую обстановку, об­щую характери­стику литературы 18в.; понимать: роль литературы 18 века в после­дующем разви­тии культурных традиций; уметь: сопостав­лять историче­ские факты и ли­тературные тра­диции; самостоя­тельно строить устное высказы­вание с опорой на критическую литературу. История, обществоз-нание: уточ­нение значе­ния общест­венно-полити­ческой лекси­ки: граждан­ское служение, ПросвещениеЛитература: классицизм, сентимента­лизм. ИЗО, архи­тектура: порт­ретная живо­пись, архитек­тура 18 века: как в изобра­зительном и архитектур­ном искусстве отразились значимые черты класси­цизма, сенти­ментализма? Составле-ние хро­нологичес-кой таб­лицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысле-ние вы­сказывания Н.Рапацкой: «Про­цесс развития ис­кусства - это по­стоянное повторе­ние пройден-ного, возвраще-ние к ценностям про­шедших эпох, их новое открытие, продикто-ванное потребнос-тями ду­ховной жизни». Как вы думаете, зачем современно-му чи­тателю нужны зна­ния о духовной жизни людей 18 века? Пересказ с.35-41    
М.В.Ломо-носов – ученый, поэт, реформатор русского литератур-ного языка.   Жизнь и творчест­во (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литера­турного языка. «Вечернее раз­мышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Прославле-ние Родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова. Рецептивная: чтение высказыва­ний о Ломоносове; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника о Ломо­носове, осмысле­ние сюжета оды; продуктивная, творческая: вы­разительное чтение, развёрнутый письменный ответ на вопрос; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; исследователь­ская: анализ тек­ста оды; развёр­нутые устные вы­сказывания с опо­рой на литерату­роведческий текст. Знать: факты жизни и творче­ства Ломоносова, характерные осо­бенности оды как жанра лириче­ской поэзии; понимать: идей­но-художествен­ный смысл оды, восторженное отношение к тай­нам природы; уметь: вырази­тельно читать, выявлять автор­скую позицию, строить письмен­ное высказыва­ние; определять смысловые части оды, выявлять композицию тек­ста, находить ме­тафоры. Русский язык: стили языка, уста­ревшие слова. Какой вклад в развитие рус­ского языка внёс Ломоно­сов? Ответить на вопро­сы: какие строки оды привлекли ва­ше внимание и по­чему? Что вы знаете об эстетиче-ской сис­теме классициз-ма? Можете ли вы со­гласиться с тем, что в одах Ломоно- сова есть черты, которые выводят её за пределы классициз-ма? Пересказать статью учебни­ка о М.В. Ломо­носове с.42-44. Выразитель-ное чтение оды «Вечернее размышле­ние...» с.50-51.    
М.В.Ломоно-сов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведе-ниях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.   Ода «На день восшествия…». Жанр оды. Продуктивная: вы­разительное чтение; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; исследователь­ская: анализ тек­ста оды; развёр­нутые устные вы­сказывания с опо­рой на литерату­роведческий текст. Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. Русский язык: уста­ревшие слова. Ответ на проблем-ный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классициз-ма? Определе-ние авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержанияНахожде-ние метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. Выучить наизусть отрывок из оды «На день восшествия …».    
Г.Р. Держа­вин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. Обличение несправедли-вой власти в произведе-ниях (ода «Властителям и судиям»).   Традиции и нова­торство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизнен­ных ценностях. Фи­лософская проблема-тика произ­ведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». Рецептивная: чтение и воспри­ятие оды «Властителям и судиям»); продуктивная, творческая: раз­вёрнутые ответы на вопросы; выра­зительное чтение стихотворения; исследователь­ская: анализ по­этического текста. Знать: факты жизни и творчест­ва Державина, черты классициз­ма, новаторство поэзии Державина; понимать: осо­бенности поэзии Державина, в чём он отходит от ка­нонов классициз­ма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: восприни­мать и анализиро­вать поэтический текст. Литература: ранее изучен­ные стихотво­рения поэта. С какими про­изведениями поэта вы зна­комы? Что вам показа­лось интерес­ным в них?     Пересказ статьи учебника о Державине. Выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям». Анализ оды. Ответить на вопро­сы: в чём видит назначение поэта и поэзии Державин; что такое «забав­ный русский слог», который он ставит себе в заслугу? В чём Державин продолжает тради­ции Ломоносо-ва, а в чём их разруша­ет, создавая но­вые? Пересказ ста­тьи учебника о Г.Р.Держави-не с.59-60; подготовить выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям» с.63-64.    
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина (Стихотворе-ние «Памятник»).   Традиции и нова­торство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизнен­ных ценностях. Фи­лософская проблема-тика произ­ведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». Рецептивная: чтение и воспри­ятие стихотворе­ния «Памятник»; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника; продуктивная, творческая: раз­вёрнутые ответы на вопросы; выра­зительное чтение стихотворения; исследователь­ская: анализ по­этического текста. Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворе­ния в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгля­да на роль поэта и назначение поэзии.   Выразитель-но читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведе-ния. Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния «Памятник» с.64-65. Индивидуа-ль­ное задание: обзор «Путе­шествия» Ра­дищева по гла­вам («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»); сооб­щение: творче­ский и жизнен­ный путь автора. Сентимен-тализм.    
«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Главы «Путешест-вия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествова-ния, жанра путешествия и его содержатель-ного наполнения.   Сентимента-лизм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамно­го изображения русской жизни. От­ражение в «Путе­шествии...» про­светительс-ких взглядов автора. Быт и нравы кре­постничес-кой Рос­сии в книге Ради­щева, её граждан­ский антикрепост­нический пафос. Черты классицизма и сентимента-лизма. Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ глав «Чудово», «Пеш­ки», «Спасская Полесть»; продуктивная, творческая: со­общение о писа­теле; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; исследователь­ская: составление таблицы «Черты сентиментали-зма и классицизма в «Путешествии...» Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просвети­тельские взгляды Радищева; понимать: осо­бенности стиля Радищева, уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую пози­цию, особенности произведения. История: что такое крепо- стное право? Обществоз- нание: что подразумева­ется под со­циально-нравственны-ми пороками? Русский язык: вспом­ните, чем ха­рактеризует-ся эмоциональ­но-экспрес­сивная лекси­ка? Какую роль она иг­рает в произ­ведении? По­чему сенти­менталисты так часто ис­пользовали её в своих про­изведениях? Ответить на вопро- сы: почему А.С.Пуш-кин назы- вал Радищева «врагом рабства»? Можно ли сказать, что книга Радище­ва – повествование о судьбе русского народа? Пересказ с.68-70, 71-74; главы«Люба-ни».    
А.Н.Радищев(Глава «Любани»). Обличитель-ный пафос произведе-ния.   Быт и нравы кре­постничес-кой Рос­сии в книге Ради­щева, её граждан­ский антикрепост­нический пафос. Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ главы «Любани»; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.   Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. Прочитать повесть Н.М.Карам-зина «Бедная Лиза»с.85-102.    
«Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карам- зин. Повесть «Бедная Лиза». Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентимен- тализм как литера- турное направле- ние. Утверждение общечеловеческих ценностей в повес­ти «Бедная Лиза» Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы ре- продуктивного ха­рактера; продуктивная, творческая: со­общение о жизни и творчестве Н.М. Карамзина; пре­зентация, заочная экскурсия или со­общение «Карам-зинские места в России»; вырази­тельное чтение пейзажных зари­совок повести; поисковая: ком­ментирование художествен-ного текста; исследователь­ская: анализ тек­ста (выявление черт сентимента­лизма). Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сенти- ментализма; понимать: про­блематику произ­ведения, роль пейзажа и рас­сказчика в повес­ти «Бедная Ли­за»; уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст художест­венного произве­дения, опреде­лять роль худо­жественных эле­ментов в разви­тии сюжета, от­ношение автора к изображаемому, выявлять и объ­яснять позицию автора. ИЗО: литографии Москвы, портрет писателя; русский язык: эмо- ционально- экспрессив-ная лексика.   Пересказ с.75-85.    
«Призрак счастья» в повести Н.М. Карам- зина. Главные ге- рои повести. Главные герои по- вести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые чер- ты русской литературы. Репродуктив-ная: осмысление изображённых характеров, продуктивная, творческая: характеристи-ка главных героев по плану; поисковая: само­стоятельный поиск ответа на про­блемный вопрос; исследователь­ская: анализ тек­ста по вопросам и заданиям. Знать: черты жанра сентимен- тальной повести, сюжет произведения; понимать: противоречивые ха­рактеры героев и способы их психологической характерис-тики; уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведе-ния; способы проявле­ния авторской по­зиции; развёрнуто обосновывать свои суждения. Русский язык: построение развёрнутого высказыва-ния по плану.   Вопросы с.103-104    
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (58 часов)
«Золотой век» русской литературы. Новое понимание человека в его свя­зях с националь-ной историей. Осмыс­ление ценностей европейской и ми­ровой культуры. Романтизм как ли­тературное на­правление. Вопло­щение в литерату­ре романтиче-ских ценностей. Формирова-ние представле-ний о националь-ной са­мобытности рус­ской изящной сло­весности. Роль ли­тературы в форми­ровании литературно-го языка. Проблема личности и общества. Образ героя вре­мени. Тип героя-индивидуалиста. Рецептивная: чтение вступи­тельной статьи учебника «Шедев­ры русской лите­ратуры», статьи «Романтизм»; репродуктив-ная: ответы на вопросы репродуктивного характера; запись основных положе­ний лекции учителя; исследовате- льская: сопоставле­ние основных ис­торических собы­тий и явлений ли­тературы; состав­ление таблицы. Знать: общую характеристику развития русской литературы, от­личительные черты романтиз­ма, центральные темы русской ли­тературы; понимать: на­циональную са­мобытность рус­ской литературы; уметь: развёрну­то обосновывать суждения; про­слеживать темы русской литерату­ры в их историче­ских изменениях; делать выводы; отбирать необхо­димый для заполнения таблицы; давать определение ро­мантизму материал. История: Отечествен­ная война 1812г., вос­стание декаб­ристов: какое отражение нашли эти исторические события в произведени­ях русской литературы? Русский язык: форми­рование рус­ского литера­турного языка. Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что ли­тература - «сокра­щённая вселен­ная»? Каковы основные черты русской классичес-кой лите­ратуры? Запись основных положений лекции учителя. Ответить на во­просы: в чём заключаются истоки русского романтизма? Почему всегда в романтизме суще­ствует разрыв ме­жду мечтой и ре- альностью? В чём суть фило­софии двоемирия? Записи в тетради. Подготовить краткий рассказ о жизни и твор­честве В. Жу­ковского по ма­териалам ста­тей учебника с.114-120.      
«Его стихов пленительная сладость» (А.С. Пушкин). В.А. Жуков­ский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в лирике В.А. Жу­ковского. Тема че­ловека и природы, соотношение меч­ты и действитель­ности в стихотво­рении «Море». Ро­мантический образ моря. «Невырази-мое». Границы выразимо­го. Возможности поэтического языка и трудности, встаю­щие на пути поэта. Отношение роман­тика к слову. Рецептивная: чтение и воспри­ятие стихотворе­ний; репрод

Наши рекомендации