Список произведений для заучивания наизусть.
Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).
М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).
Н.М. Карамзин. Осень.
А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»
«Евгений Онегин» (отрывок)
М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.
А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)
С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)
В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).
М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).
Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).
А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).
А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)
Список литературы для самостоятельного чтения.
Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.
Д. И. Фонвизин. Бригадир.
Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.
А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.
Н. М. Карамзин. История государства Российского.
А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.
Н. В. Гоголь. Петербургские повести.
А. Н. Островский. Пьесы.
Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.
И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.
Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.
Ф. М. Достоевский. Белые ночи.
А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.
И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.
М. Горький. Мои университеты.
Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.
М. А. Булгаков. Рассказы.
Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.
Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.
Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.
Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения
О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
1.Аленькина С.Н. Рабочая тетрадь по литературе. 9 класс. - СПб.: Паритет, 2002.
2.Зарубежная литература: 8-9 классы: Учебник / Шайтанов И.О., Свердлов М.И.; под ред. И.О. Шайтанова. - М.: Просвещение, 2006.
3.Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.
4.Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. и др Просвещение, 2008.
5.Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-<В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1.Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2.Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
3. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе.9 класс. -М.: ВАКО,2004
4.Литература.9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной, И.С.Збарского, В.И. Коровина/авт.-сост. С.Б.Щадрина. -Волгоград: Учитель,2008
5.Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения а замена в 9 классе. - М.: Просвещение, 2006.
6.Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; под ре В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
7.Коровин В.И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.
8.Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.
9.Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.
10.Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 классу М.: Материк Альфа, 2004.
11.Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. - М.: ВАКО, 2007.
12.Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2002.
13.Сахаров В.И. Русская драма как искусство слова. - М.: Русское слово, 2005.
14.Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв.: 9-10 классы. - М.: I ДОС, 2000.
15.Штейн А.Л. Шедевры русской литературы: Книга для учителя. - М.: Русское слово -учебная книга, 2003.
16.Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа, 2006.
17.Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.
18. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
19. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
20.Литература. Тесты.9-11 кл.: Учебно-методическое пособие для учителя/ Авт.-сост. И.М. Михайлова.-М.: Дрофа,1997
21.Кучина Т.Г., Леденев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.: Методич. пособие.- М.: Дрофа,1997
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 9 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во ча-сов | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся | Внутри-предметные и межпред-метные связи | Виды контроля | Домашнее задание | Сроки проведе-ния | |
План | Факт | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1 час) | ||||||||||
Литература как искусство слова. | Место художест- венной литературы в обществен-ной жизни и культуре России. Нацио- нальные ценности и традиции, формирую-щие пробле- матику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотиче-ский пафос. Националь- ная самобыт-ность русской литературы. Русская лите- ратура в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литератур-ном процессе. | Рецептивная: чтение вступи- тельной статьи учебника; репродуктив-ная: составление таблицы, ответ на вопрос «В чём цель изучения ли- тературы в 9 классе?»; продуктивная, творческая: устное сочинение «Литература - необходимая составная часть истории»; поисковая: самостоятель-ный поиск ответов на вопросы проблемного характера; анализ высказывания историка Ключевского. | Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с об- щественной и культурной жиз- нью данной эпохи, наличие и развитие в.литературе определённых традиций; уметь: аргументированно отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы. | Общество- знание: пони- мать, что та- кое нацио- нальные тра- диции, ценности, гуманизм, патриотизм, самобыт-ность. История: от- ражение в литературе основных историчес-ких событий России; как взаимо- связаны история и литера- тура? Литература: понятия «образ», «литературный процесс», «мировая литература»: в чём заключается особенность художественной литературы? | Чтение и анализ высказыва-ния историка В.О. Ключев- ского: «Человек - главный предмет искусства. Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пы- тается выразить. А человек любит вы- ражать, обнаружи- вать себя. Понятно его побужде-ние: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие по- нимали нас так, как мы сами себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О. Ключевского, что «литература даёт понимание себя»? Чтение вступительной статьи учебника. Составле-ние хронологичес-кой таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литера-тура - необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее -любить или знать литературу; как вы думаете, любовь к литературе - вещь обязатель-ная? | Читать «Слово о полку Игореве» с.11-33; пересказы-вать статьи учебника «Древне- русская литература»(с.4-8) по самостояте-льно составлен-ному плану. Индивидуа-льные задания. а) пересказать очерк Лихаче- ва(с.8-10), б) подгото- вить сообще- ние об истории открытия «Слова» (с. 10-11). | ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 часов) | ||||||||||
«Слово о полку Игоре-ве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историчес-кая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция. | Репродуктив-ная: пересказ статьи учебника «Древнерусская литература» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д.С. Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы; поисковая: установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследовательская: сопоставление «Слова» с летописными источниками. | Знать: историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения; понимать: жанровые особенности «Слова...»; уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смысловые части, уметь сопоставлять произведения изобразительного искусства и летописные источники с текстом произведения. | История: феодальная раздробленность Руси, поход князя Игоря против половцев, Лаврентьев-ская и Ипатьевская летописи: как в историчес-ких документах освещаются события похода князя Игоря? Сопоставление текста с летописными источниками. ИЗО: иллюстрации В.Серова, гравюры В.Фаворско-го, живопись В.Васнецова: найти в тексте «Слово о полку Игоре-ве» - величайший памятник древнерусской литературы. | Составле-ние плана «Слово о полку Игореве». Сопостав-ление с летописными источниками. Историк С.Соловьёв утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца. Согласны ли вы с этим утвержде-нием? Верно ли то, что подробностей похода князя Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»? | Определить в тексте «Слова...» композиционные части. Индивидуа-льное задание: выразительное чтение отрывков «Вступления», «Золотое слово Святослава. | ||||
«За землю Русскую». Осмысление текста памятника. | Образ русской земли и нравственно-патриотичес-кая идея «Слова». | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие художественного текста; репродуктив-ная: осмысление сюжета произведения; продуктивная, творческая: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве» - воинская повесть? Поисковая: комментирование текста произведения, установление ассоциативных связей «Слова о полку Игореве» с произведениями В. Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского; исследователь-ская: анализ художественного текста произведения. | Знать: жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины в произведении; уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения. | Литература: какие фольклорные образы встречаются в «Слове..»? Как сочетается христианская и языческая символика в тексте произведения? Какова их роль в идейном замысле автора? ИЗО: Какие слова текста вы взяли бы для подписи под иллюстрациями В.Васнецова, В.Серова, И.Билибина, В.Фаворско-го? | Аналитиче-ское чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализиро-ваны? | Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?» Инд. задание: подготовить историчес-кие справки о князьях, к которым обращается в «Слове...» автор. | ||||
Вечные образы «Слова…». | Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. | Рецептивная: чтение и полноценное восприятие произведения; репродуктив-ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?»; сообщение «Исторические справки о князьях»; выразительное чтение эпизодов; поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы; комментирова-ние художествен-ного текста; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; исследователь-ская: анализ текста по вопросам и заданиям. | Знать: приёмы создания характеров героев, ху- дожественные средства вырази- тельности; понимать: особенности вопло- щения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения; уметь: характеризовать героя произведения, определять роль художественных средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произведения. | История: русские князья, Упоминае-мые в «Слове», древнерус- ское оружие. Русский язык: средства вырази- тельности художествен-ного текста: эпитеты, метафоры, олицетворе-ния, ри- торические вопросы и восклицания; Литература: художествен- ный образ. ИЗО: иллюст- рации худож- ников И. Ар- хипова, В. Фаворского к «Слову о полку Игореве»: рассматривание иллюстраций и подбор цитат к ним из текста. | Составле-ние характерис-тик героев, в том числе сопос- тавитель-ной. Запись художест- венных средств выразитель-ности и определе-ние их роли в тексте. Ответить на вопро- сы: как вы думаете-, не идеализиру-ет ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профес- сора В.Ф. Перевер- зева, что князь Игорь сознаёт свой долг перед Русью? Что символизи-рует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова...»? | Выразитель-ное чтение эпизода «Плач Ярославны». Индивидуа-льное задание: сообщение о поэтических переложе-ниях «Слова...». | ||||
Поэтическое искусство автора. | Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения. | Репродуктив-ная: ответы на вопросы репродуктивно-го характера; продуктивная, творческая: устные сочинения «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...»; выразительное чтение плача Ярославны; поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление поэтических переводов «Слова...»; сопоставление текста произведения и оперы А.П.Бородина. | Знать: авторов поэтических переводов и переложений памятника, своеобразие авторского стиля; понимать: образ автора в произведении; уметь: выявлять авторскую позицию, выразительно читать наизусть, строить монологическое высказывание, находить устно-поэтические и книжные элементы в речи автора; сопоставлять художественный текст и оперу А.П. Бородина. | Литература: автор, повествователь, авторский стиль, поэтический перевод; музыкальное искусство: прослушивание арии князя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»: кто является автором либретто оперы? Какому эпизоду произведе-ния соответст-вует прослушан-ная ария? Какие переживания и чувства князя нашли выражение в арии? | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь...». Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор - патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характер-ных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнару-жить в произведе-нии? Как это характери-зует автора? Ответить на вопрос: почему на протяже-нии веков не пропадает интерес к поэтичес-ким переложе-ниям «Слова...»? | Наизусть «Плач Ярославны». | ||||
Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны». | Нравственно-патриотичес-кая идея «Слова...». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова...», своеобразие авторского стиля. «Слово...» и фольклорная традиция. | Продуктивная, творческая: создание сочинения; поисковая: комментирова-ние текста | Знать: содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода; понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения; позицию автора и её отражение в тексте; уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учётом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения. | Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода. | ||||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 часов) | ||||||||||
Характеристика русской литературы 18 века. | Идейно-художествен-ное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославле-ние величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. | Рецептивная: чтение высказывания о литературе 18 века; репродуктив-ная: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н.Рапацкой. | Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы 18в.; понимать: роль литературы 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу. | История, обществоз-нание: уточнение значения общественно-политической лексики: гражданское служение, ПросвещениеЛитература: классицизм, сентиментализм. ИЗО, архитектура: портретная живопись, архитектура 18 века: как в изобразительном и архитектурном искусстве отразились значимые черты классицизма, сентиментализма? | Составле-ние хронологичес-кой таблицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысле-ние высказывания Н.Рапацкой: «Процесс развития искусства - это постоянное повторение пройден-ного, возвраще-ние к ценностям прошедших эпох, их новое открытие, продикто-ванное потребнос-тями духовной жизни». Как вы думаете, зачем современно-му читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века? | Пересказ с.35-41 | ||||
М.В.Ломо-носов – ученый, поэт, реформатор русского литератур-ного языка. | Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Прославле-ние Родины, мира, науки и просвещения в одах Ломоносова. | Рецептивная: чтение высказываний о Ломоносове; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника о Ломоносове, осмысление сюжета оды; продуктивная, творческая: выразительное чтение, развёрнутый письменный ответ на вопрос; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста оды; развёрнутые устные высказывания с опорой на литературоведческий текст. | Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тайнам природы; уметь: выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры. | Русский язык: стили языка, устаревшие слова. Какой вклад в развитие русского языка внёс Ломоносов? | Ответить на вопросы: какие строки оды привлекли ваше внимание и почему? Что вы знаете об эстетиче-ской системе классициз-ма? Можете ли вы согласиться с тем, что в одах Ломоно- сова есть черты, которые выводят её за пределы классициз-ма? | Пересказать статью учебника о М.В. Ломоносове с.42-44. Выразитель-ное чтение оды «Вечернее размышление...» с.50-51. | ||||
М.В.Ломоно-сов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведе-ниях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | Ода «На день восшествия…». Жанр оды. | Продуктивная: выразительное чтение; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста оды; развёрнутые устные высказывания с опорой на литературоведческий текст. | Знать содержание оды, его особенность и форму. Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде. | Русский язык: устаревшие слова. | Ответ на проблем-ный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классициз-ма? Определе-ние авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержанияНахожде-ние метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде. | Выучить наизусть отрывок из оды «На день восшествия …». | ||||
Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина. Обличение несправедли-вой власти в произведе-ниях (ода «Властителям и судиям»). | Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизненных ценностях. Философская проблема-тика произведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». | Рецептивная: чтение и восприятие оды «Властителям и судиям»); продуктивная, творческая: развёрнутые ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ поэтического текста. | Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина; понимать: особенности поэзии Державина, в чём он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст. | Литература: ранее изученные стихотворения поэта. С какими произведениями поэта вы знакомы? Что вам показалось интересным в них? | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям». Анализ оды. Ответить на вопросы: в чём видит назначение поэта и поэзии Державин; что такое «забавный русский слог», который он ставит себе в заслугу? В чём Державин продолжает традиции Ломоносо-ва, а в чём их разрушает, создавая новые? | Пересказ статьи учебника о Г.Р.Держави-не с.59-60; подготовить выразитель-ное чтение оды «Властите-лям и судиям» с.63-64. | ||||
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина (Стихотворе-ние «Памятник»). | Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стихотворе-ниях представле-ний о подлинных жизненных ценностях. Философская проблема-тика произведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стихотворе-нии «Памятник». | Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения «Памятник»; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника; продуктивная, творческая: развёрнутые ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения; исследовательская: анализ поэтического текста. | Знать, какую роль отводит поэту и поэзии. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, определять место стихотворения в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгляда на роль поэта и назначение поэзии. | Выразитель-но читают «Памятник». Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведе-ния. | Подготовить выразитель-ное чтение наизусть стихотворе-ния «Памятник» с.64-65. Индивидуа-льное задание: обзор «Путешествия» Радищева по главам («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»); сообщение: творческий и жизненный путь автора. Сентимен-тализм. | |||||
«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева. Главы «Путешест-вия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»), Особенности повествова-ния, жанра путешествия и его содержатель-ного наполнения. | Сентимента-лизм как литературное направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни. Отражение в «Путешествии...» просветительс-ких взглядов автора. Быт и нравы крепостничес-кой России в книге Радищева, её гражданский антикрепостнический пафос. Черты классицизма и сентимента-лизма. | Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ глав «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»; продуктивная, творческая: сообщение о писателе; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; исследовательская: составление таблицы «Черты сентиментали-зма и классицизма в «Путешествии...» | Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева; понимать: особенности стиля Радищева, уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения. | История: что такое крепо- стное право? Обществоз- нание: что подразумевается под социально-нравственны-ми пороками? Русский язык: вспомните, чем характеризует-ся эмоционально-экспрессивная лексика? Какую роль она играет в произведении? Почему сентименталисты так часто использовали её в своих произведениях? | Ответить на вопро- сы: почему А.С.Пуш-кин назы- вал Радищева «врагом рабства»? Можно ли сказать, что книга Радищева – повествование о судьбе русского народа? | Пересказ с.68-70, 71-74; главы«Люба-ни». | ||||
А.Н.Радищев(Глава «Любани»). Обличитель-ный пафос произведе-ния. | Быт и нравы крепостничес-кой России в книге Радищева, её гражданский антикрепостнический пафос. | Рецептивная: чтение фрагментов книги Радище- ва «Путешествие из Петербурга в Москву»; репродуктив-ная: пересказ главы «Любани»; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; комментирова-ние художественного текста; | Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей. | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. | Прочитать повесть Н.М.Карам-зина «Бедная Лиза»с.85-102. | |||||
«Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карам- зин. Повесть «Бедная Лиза». | Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Сентимен- тализм как литера- турное направле- ние. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза» | Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив-ная: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы ре- продуктивного характера; продуктивная, творческая: сообщение о жизни и творчестве Н.М. Карамзина; презентация, заочная экскурсия или сообщение «Карам-зинские места в России»; выразительное чтение пейзажных зарисовок повести; поисковая: комментирование художествен-ного текста; исследовательская: анализ текста (выявление черт сентиментализма). | Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сенти- ментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»; уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявлять и объяснять позицию автора. | ИЗО: литографии Москвы, портрет писателя; русский язык: эмо- ционально- экспрессив-ная лексика. | Пересказ с.75-85. | |||||
«Призрак счастья» в повести Н.М. Карам- зина. Главные ге- рои повести. | Главные герои по- вести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые чер- ты русской литературы. | Репродуктив-ная: осмысление изображённых характеров, продуктивная, творческая: характеристи-ка главных героев по плану; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: анализ текста по вопросам и заданиям. | Знать: черты жанра сентимен- тальной повести, сюжет произведения; понимать: противоречивые характеры героев и способы их психологической характерис-тики; уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведе-ния; способы проявления авторской позиции; развёрнуто обосновывать свои суждения. | Русский язык: построение развёрнутого высказыва-ния по плану. | Вопросы с.103-104 | |||||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (58 часов) | ||||||||||
«Золотой век» русской литературы. | Новое понимание человека в его связях с националь-ной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтиче-ских ценностей. Формирова-ние представле-ний о националь-ной самобытности русской изящной словесности. Роль литературы в формировании литературно-го языка. Проблема личности и общества. Образ героя времени. Тип героя-индивидуалиста. | Рецептивная: чтение вступительной статьи учебника «Шедевры русской литературы», статьи «Романтизм»; репродуктив-ная: ответы на вопросы репродуктивного характера; запись основных положений лекции учителя; исследовате- льская: сопоставление основных исторических событий и явлений литературы; составление таблицы. | Знать: общую характеристику развития русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы; понимать: национальную самобытность русской литературы; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях; делать выводы; отбирать необходимый для заполнения таблицы; давать определение романтизму материал. | История: Отечественная война 1812г., восстание декабристов: какое отражение нашли эти исторические события в произведениях русской литературы? Русский язык: формирование русского литературного языка. | Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что литература - «сокращённая вселенная»? Каковы основные черты русской классичес-кой литературы? Запись основных положений лекции учителя. Ответить на вопросы: в чём заключаются истоки русского романтизма? Почему всегда в романтизме существует разрыв между мечтой и ре- альностью? В чём суть философии двоемирия? | Записи в тетради. Подготовить краткий рассказ о жизни и творчестве В. Жуковского по материалам статей учебника с.114-120. | ||||
«Его стихов пленительная сладость» (А.С. Пушкин). В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. | Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стихотворении «Море». Романтический образ моря. «Невырази-мое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. | Рецептивная: чтение и восприятие стихотворений; репрод Наши рекомендации
|