К желающим совершенствоваться

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть, и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну, допустим, - скажут скептики, - хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти - мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь". Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь это в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшилась память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят все бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный малым запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

В чем же принцип, суть методики? Напомним, что существует следующая асимметрия полушарий головного мозга: правое полушарие является эмоциональным, образным, левое - логическим.

Наша задача научить работать оба полушария одновременно и научиться воспринимать мир всеми органами чувств одновременно так, как это делали наши предки и еще способны наши дети.

Тестирование памяти

Для контроля необходимо периодически (раз в неделю) себя тестировать и сравнивать полученный результат с предыдущим. Это придаст уверенность и явится важным стимулом для дальнейших занятий.

Упражнение 1.8. Фигуры

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество. Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ранее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминайте разноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к следующему упражнению можно, в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не менее десяти спичек.

Упражнение 2.1. Движение

Возьмите кисточку или перышко. Расслабьтесь. Почувствуйте "пустоту" в голове, проведите кисточкой от кисти до локтя мягко, не торопясь. Попытайтесь восстановить эти ощущения. Повторяйте до тех пор, пока не достигнете четвертого уровня. Помогайте себе представлением, что Вы ведете кисточкой по руке. Проработайте таким образом все части тела: руки, ноги, туловище, лицо.

Упражнение 2.3. Письмо

Закройте глаза, расслабьтесь, приведите себя в состояние безмыслия. Попросите, чтобы Вам кисточкой на теле "писали" печатным или прописным шрифтом буквы алфавита (вразброс). Когда Вы сможете без труда читать буквы, переходите к слогам, затем к словам, словосочетаниям, предложениям и текстам. Причем, Вы должны не только "прочитать" букву, но и вызвать устойчивое ощущение, т.е. восстановить ощущение по принципу первого и второго упражнения.

Довести ощущения до пятого уровня. Учтите, что кроме четких ощущений, Вы должны чувствовать весь текст на теле.

Упражнение 2.4. Удары

Возьмите линейку (или другой предмет) и мягко ударяйте себя по плечам, рукам и т.д., стараясь как можно быстрее и четче восстановить ощущения после прикосновения линейкой. Довести ощущения до пятого уровня. Постарайтесь натренироваться до уровня, когда ощущения будут повторяться мгновенно по Вашему желанию. За время тренировок нужно поменять 20-30 различных предметов (ремень, вата, игла и т.д.).

Упражнение 3.3. Соощущения

Возьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предметами (металлическими, деревянными стеклянными, пластмассовыми и т.п.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, положив правую руку поочередно на каждую из дощечек, воспринимать и запоминать (один звук - одну дощечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеенку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с закрытыми глазами клеенки, которая при каждом прикосновении издает "стеклянный" звук, т.е. Вы, можете представить, скажем, рюмку, сделанную из клеенки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот образ, Вы сможете считать звук и материал.

Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощутить прикосновение соответствующего материала.

РАЗДЕЛ 8. Совершенствование

Упражнение 10.1. Руки

Закройте глаза, расслабьтесь, приведите себя в состояние безмыслия, вытяните руки перед собой (можно сидя, можно стоя). Представьте, что к правой руке привязали воздушный шарик, который с силой тянет в небо (все сильнее и сильнее), а к левой руке - гирю. Соответственно правую руку тянет вверх, а левую вниз. Руки сами должны подниматься и опускаться, без Вашего волевого участия. Задача состоит в том, что это нужно хорошо "увидеть", всеми пятью органами чувств. Необходимо натренироваться до такой степени, когда после расслабления и ввода себя в состояние безмыслия Вы даете себе мысленную команду и руки двигаются сами. Это позволит приобрести ключ для ввода себя в более глубокое состояние. Не отчаивайтесь, если сразу не получится. У кого-то может получиться сразу, а у кого-то через 1-2 недели. Еще одна задача - добиться того, чтобы рука с "шариком" провисела без напряжения 10-15 минут.

Упражнение 10.2. Тело

Встаньте прямо, расслабьтесь, вглядитесь в себя в состоянии безмыслия и закройте глаза. Представьте, что Вас привязали канатом к трактору. Ощутите канат, который стягивает тело. Трактор начинает тянуть вперед, тянет сильнее, еще сильнее. Вас действительно потянуло вперед - поднимайтесь на цыпочки (продолжает тянуть) и, когда начнете падать, выставляйте вперед ногу. То же проделайте, но когда тянет вправо, влево, назад, затем под разными углами.

Упражнение 10.3. Пальцы

На начальном этапе упражнение выполняется лежа, в обычном уже для Вас состоянии расслабленности и безмыслия. Поставьте руку в вертикальном положении на локоть, пальцы также в вертикальном. Представьте, что между мизинцем и указательным пальцем вбивают огромный клин, и мизинец начинает отклоняться. Когда мизинец займет крайнее положение - почувствуйте прикосновение дерева к кисти и распространите это ощущение на всю кисть. Затем представьте, что кисть деревенеет, волокна в ней натягиваются (мышцы - это волокна дерева) и кисть становится деревянной. Попробуйте сдвинуть пальцы с места, пошевелить ими. Если не удается - Вы достигли нужного эффекта. За какое время достигается такой результат - зависит от того, насколько систематически и серьезно Вы занимались предыдущими упражнениями, от личных способностей, от желания Веры с себя, в свои способности.

Теперь представьте, что к руке прикоснулись пухом, ватой, - сохраните ощущение прикосновения, усильте образом и ощущениями (не забывайте, что теперь мы воспринимаем мир всеми пятью органами чувств одновременно), распространите на всю кисть - она постепенно расслабится. Но не забывайте, что "клин" Вы еще не вынули. Попробуйте припомнить ощущение присутствия "клина" и сдвинуть мизинец в сторону безымянного пальца. Если не получается сдвинуть с места, значит, Вы достигли желаемого. Теперь мысленно выньте "клин" и ощутите, как по мере вынимания мизинец занимает вертикальное положение. Если упражнение плохо получается, сделайте из дерева настоящий клин, поставьте его на место воздействия, запомните это состояние и попробуйте выполнить упражнение. Обычно, после третьего-четвертого раза начинает получаться.

После отработки упражнения с мизинцем переходите на другие пальцы и затем на все сразу на обеих руках. Естественно, что такой результат достигается постепенно, путем добавления нагрузки, т.е. количества пальцев. Более эффективному выполнению всех упражнений помогает предварительное мысленное "проигрывание" упражнения в воображении, т.е. на основе заранее запрограммированного яркого представления и ощущения.

Упражнение 10.4. "Трактор" для пальцев

В случае если освоено предыдущее упражнение, переходите к выполнению этого упражнения. Лежа, введите себя в состояние безмыслия и расслабленности. Представьте (здесь и далее, и всегда всеми пятью органами чувств), что к каждому пальцу правой руки (рука на локте, пальцы вертикально) привязаны маленькие канатики, которые начинают тянуть и сгибать пальцы в кулак. Когда пальцы согнутся, примерно до половины, представьте, что они уперлись в стену, которую не могут преодолеть, а канатики притягивают пальцы к стене все сильнее и сильнее. Затем они сильнее перестают тянуть, но крепко держат у стены. Попробуйте пошевелить пальцами. Если не получится - значит, Вы достигли нужного эффекта. Не забывайте, что пальцы должны двигаться сами - не силой воли, а силой воображения. Расслабьтесь и встряхните их (прикосновение пуха - распространение ощущения - расслабление). Теперь Вы сможете гораздо глубже (это кроме возможности запоминания через "дорожку" в подсознание) и сильнее ощущать тактильно, всем телом, получаемую информацию.

Упражнение 10.5. Замок

Часто этот способ используют в психотерапии для проверки внушаемости человека. Растопырьте пальцы на обеих руках и сцепите их вместе в "замок" как можно сильнее. Представьте и почувствуйте, как можно ярче, что пальцы начинают деревенеть и срастаться за счет сжатия друг с другом. Представления - по предыдущей схеме - ощутили прикосновение деревом - появилась зона одеревенения - мышцы как волокна дерева натягиваются и застывают. Затем окаменение - прикосновение камнем - сохранение ощущения прикосновения - распространение зоны окаменения.

Необходимо достичь эффекта, когда Вы усилием воли не можете разжать пальцы.

В конце упражнения - расслабление, аналогичное предыдущим упражнениям. Если упражнение плохо получается, это состояние можно "проиграть" с помощью физического упражнения. Сцепите пальцы в замок и постепенно сжимайте сильнее (сдавливая руки друг к другу), еще сильнее, еще сильнее. Сжимайте в течение 3-5 минут - разнять будет сложно. Нужно будет специально расслаблять пальцы. Запомните это состояние и проделайте его мысленно.

Техника запоминания.

1. Подобрать к иностранному слову созвучное, сходное по звучанию полностью или частично, русское слово и составить связную с русским переводом образную связку.

2. Учтите, Ваша цель должна быть не запоминание иностранного слова, а нахождение связки между словами, необычность связки, наличие в ней движения. Все обязательно должно подкрепляться запоминанием пятью органами чувств - это основное.

– Существительные.

coop (англ.) подбираем слово - купаться - Курятник (перевод) Представьте себя, купающимся в реке. Вдруг на Вас налетают и усаживаются куры. Посмотрим на слово coop - Вы наверняка вспомните подобранное слово Купаться - следом восседающих кур и следом - КУРЯТНИК (перевод).

– Сложные (трудные) слова - преобразовать путем замены одной, двух букв и затем построить связки.

dig (копать) - букву "i" меняем на "о". Получается - дог - собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень худая - так запоминаем замену "i" на "о". Мы удивляемся, как такая тощая собака может устоять на ногах.

– Слово с предлогом (аналогично словосочетанию).

to table (ту-у, таблетка) к столу (пер.) ту-у (гудок паровоза). К столу съезжаются со всех сторон таблетки, которые и издают этот звук.

Мы вам показали принцип запоминания иностранных слов. Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунками (например, из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунком заключается в следующем: подобрав соответствующий рисунок, Вы переписываете названия предметов, понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря выписываете переводы. После этого составляете связки к каждому отдельному слову, смотря на рисунок и воображая небывалый сюжет. Таким образом, за один подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов.

Записи сохраняйте, они Вам понадобятся для повторения. Позанимавшись в течение одного, двух месяцев по 1,5-2 часа в день, Вы обнаружите, что связки уже образуются непроизвольно. Для образования установки непроизвольного запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом, запоминание будет происходить как бы само собой.

ПОВТОРЕНИЕ

Наиболее оптимальное время перерыва - 10 минут (необходимо для первоначального "проявления", т.е. запечатления информации). Ниже в таблице мы приводим наиболее оптимальное количество повторений слов с помощью образной памяти. Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва мозг переводит информацию в долговременную память. Этот процесс нарушается даже в том случае, если Вы во время перерывов повторяете (происходит стирание).

ТАБЛИЦА ПОВТОРЕНИЙ

1-й раз - через 10-15 минут

2-й раз - через 2-3 часа, по мере тренировки через 12 или 24 часа

3-й раз - через 1-2 месяца

4-й раз - через год

Воспроизводство по переводу или по слову

Воспроизводство, глядя на карточку

1-й день - вспоминаем по своим записям; 2-й день - глядя на картинку. Если удаётся восстановить перевод или иностранное написание (звучание), а связку не удаётся, то восстанавливать связку не обязательно: она свою функцию уже выполнила

На повторение 1000 слов должно уходить не более дня с учётом перерывов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Только что мы перевернули в ходе тренировок последний лист нашего методического пособия. Мы надеемся, что в Вашем мышлении произошли предсказанные нами изменения: Вы четче и точнее мыслите, Ваше воображение раскрепощено, образная память тренирована на воспроизводство больших объемов информации. Вы приблизились к естественному, не усеченному восприятия жизни. Теперь Вы ясно видите, что ступили на путь бесконечного внутреннего совершенствования, овладения своим творческим потенциалом и скрытыми психофизиологическими возможностями. Главное, что Вы поняли: тренирует не упражнение, сделанное за час в день и заброшенное в угол, а изменение образа жизни, естественное включение в него тех умений, которые достигнуты в ходе тренировок. Наше пособие не догма, а руководство к действию. Мы рады будем, если в процессе внутренней перестройки (а именно это предполагает данная система) Вы заинтересуетесь безграничным внутренним миром человека и прочтете то, что писали о нем многие серьезные ученые: психологи, физиологи, философы и т.д.

Со своей стороны авторский коллектив был бы благодарен тем, кто напишет нам по адресу:

322608, Днепропетровская обл.,

г. Днепродзержинск,

а/я 671,

объединение "Контакт"

чего Вам удалось достичь, какие трудности встретились на пути к совершенству, какие вопросы возникли. Методика совершенствуется, создаются новые, более оптимальные и совершенные варианты каких-либо ее частей, и Ваше участие помогло бы нам еще более приспособить ее к Вашим возможностям и умениям.

ПОМНИТЕ, ЧТО В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ВАС. Мы можем помочь Вам, но не в силах Вас заменить.

К ЖЕЛАЮЩИМ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ

У Вас появилось желание развить свои творческие возможности, выучить иностранный язык за два-три месяца. Это очень хорошо! Важно регулярно заниматься 1,5-2 часа в день и уже на третьем-четвертом занятии Вы заметите, что после занятий голова становится, свежей, ясной, возникает ощущение, будто Вы погуляли в лесу и хорошо отдохнули. Эффект достигается за счет уменьшения "мозговых шумов", т.е. беспорядочно роящихся мыслей, которые и создают этот шум. Методика занятий - "игр" проста. Важно с большим интересом играть в предложенные игры. Осваивать методику можно так:

1. Идти по программе, строго выполняя все рекомендации.

2. Идти по программе, осваивая упражнение до минимального, с Вашей точки зрения, уровня. После этого в случае, если есть желание совершенствоваться далее, тестируйте себя и, исходя из данных теста, работайте над каждым разделом.

3. Начинайте занятия прямо с раздела "Запоминание иностранных слов", параллельно проходя курс по первому или второму варианту.

Учтите, что в рекламе мы называем приблизительный результат. Не устанавливайте себе барьер из какого-то определенного результата. Гораздо чаще в те же сроки занимающиеся показывают результат значительно выше. Чем чаще, продолжительнее, с большим желанием будут проходить занятия, тем выше результат.

Выполнение рекомендаций по переходу к следующему разделу желательно, но не обязательно. Важно, чтобы Вы ощутили смысл тренировки запоминания и ее динамику (запоминание производится всеми пятью органами чувств в состоянии безмыслия).

Занимаясь по данной методике, Вы будете пробуждать способности, которые имеют дети от рождения, а потом утрачивают, и будете учиться пользоваться ими. Соответственно, чем старше человек, тем сложнее и дольше будут проходить тренировки.

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................................................................... 4

1. Что такое образная память?....................................................................................................................................................... 4

2. Что дает нам образная память?.................................................................................................................................................. 4

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ................................................................................................................................................................. 6

Тестирование памяти...................................................................................................................................................................... 6

Тест 1. Попросите, чтобы вам прочитали 20 слов с паузой в 10-15 сек................................................................................. 6

Тест 2. Аналогично, только вместо слов - цифры:.................................................................................................................. 6

Тест 3. Тестирование уровня яркости образов......................................................................................................................... 6

РАЗДЕЛ 1. Развитие зрительного воображения.......................................................................................................................... 6

Упражнение 1.1. Тренировка ритма внимания......................................................................................................................... 6

Упражнение 1.2. Запечатление - стирание................................................................................................................................. 7

Упражнение 1.3. Запечатление - удержание.............................................................................................................................. 7

Упражнение 1.4. Остановись мгновение................................................................................................................................... 7

Упражнение 1.5. Мгновенное фото........................................................................................................................................... 8

Упражнение 1.6. Живая фотография........................................................................................................................................ 8

Упражнение 1.7. Манипуляция "фотографией"....................................................................................................................... 8

Упражнение 1.8. Фигуры........................................................................................................................................................... 8

Упражнение 1.9. Умение видеть главное и особенности......................................................................................................... 8

Упражнение 1.10. Обработка состояния "пустоты" в голове и яркости воображения......................................................... 8

Упражнение 1.11. Запоминание слов......................................................................................................................................... 9

Упражнение 1.12. Связка слов через сокращение образов (метод запоминания)................................................................. 9

Упражнение 1.13. Оживление (метод запоминания).............................................................................................................. 10

Упражнение 1.14. Взаимодействие с образами (метод запоминания).................................................................................. 10

Упражнение 1.15. "Перетекание"............................................................................................................................................. 10

Упражнение 1.16. Метод Цицерона......................................................................................................................................... 10

РАЗДЕЛ 2. Развитие тактильного воображения........................................................................................................................ 10

Упражнение 2.1. Движение...................................................................................................................................................... 11

Упражнение 2.2. Прикосновение............................................................................................................................................. 11

Упражнение 2.3. Письмо.......................................................................................................................................................... 11

Упражнение 2.4. Удары............................................................................................................................................................ 11

Упражнение 2.5. Синхронизация тактильного и зрительного восприятия.......................................................................... 11

Упражнение 2.6. Изменение тактильных ощущений............................................................................................................. 12

РАЗДЕЛ 3. Развитие слухового воображения............................................................................................................................ 12

Упражнение 3.1. Тренировка слуховых ощущений............................................................................................................... 12

Упражнение 3.2. Изменение слуховых ощущений................................................................................................................. 12

Упражнение 3.3. Соощущения................................................................................................................................................. 12

РАЗДЕЛ 4. Развитие вкусового воображения............................................................................................................................ 13

Упражнение 4.1. Тренировка вкусовых ощущений............................................................................................................... 13

Упражнение 4.2. Изменение вкуса.......................................................................................................................................... 13

РАЗДЕЛ 5. Развитие обонятельного воображения.................................................................................................................... 13

Упражнение 5.1. Тренировка обанятельных ощущений........................................................................................................ 13

Упражнение 5.2. Усовершенстование обанятельных ощущений.......................................................................................... 14

РАЗДЕЛ 6. Запоминание цифровой информации....................................................................................................................... 14

РАЗДЕЛ 7. Запоминание текстовой информации....................................................................................................................... 16

Упражнение 7.1. Запоминание текстовой информации.......................................................................................................... 16

РАЗДЕЛ 8. Совершенствование.................................................................................................................................................. 16

Упражнение 8.1. Яркость воображения.................................................................................................................................. 16

Упражнение 8.2. Предвосхищение ситуаций.......................................................................................................................... 16

РАЗДЕЛ 9. Развитие непроизвольных навыков запоминания.................................................................................................. 16

Упражнение 9.1. Тренировка непроизвольных навыков запоминания................................................................................ 17

Упражнение 9.2. “Растворение” в информации...................................................................................................................... 17

РАЗДЕЛ 10. Работа с подсознанием............................................................................................................................................ 17

Упражнение 10.1. Руки............................................................................................................................................................. 17

Упражнение 10.2. Тело............................................................................................................................................................. 17

Упражнение 10.3. Пальцы........................................................................................................................................................ 17

Упражнение 10.4. "Трактор" для пальцев............................................................................................................................... 18

Упражнение 10.5. Замок........................................................................................................................................................... 18

Упражнение 10.6. Проработка век.......................................................................................................................................... 18

РАЗДЕЛ 11. Сброс внутренних зажимов.................................................................................................................................... 18

Упражнение 11.1. Динамическое расслабление...................................................................................................................... 18

Упражнение 11.2. Идеальное состояние для запоминания.................................................................................................... 19

РАЗДЕЛ 12. Запоминание иностранных слов............................................................................................................................. 19

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:............................................................................................................................................................... 19

Техника запоминания............................................................................................................................................................... 20

ПОВТОРЕНИЕ............................................................................................................................................................................. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................ 21


ВВЕДЕНИЕ

Что такое образная память?

Миллионы лет человек жил в условиях дикой природы. От состояния его сигнальной системы: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния зависела сама жизнь. Ощущение постоянной готовности к опасной ситуации организовывало по-своему мышление, реакцию, внимание, память. Ведь это кладовая опыта, пережитого человеком и чем-то ему ценного. Ненужное забывалось быстро и без следа. Каким же образом выработалась самая лучшая форма запоминания? Достаточно просто и привычно, и потому наиболее экономно: память на звуки, запахи, цвета и т.д. Причем, память яркая, четкая - человек жил этим. Таким образом, в процессе естественного отбора у человека развилась образная память. Теперь такая память сохранилась лишь у дошкольников.

Пользуясь образной памятью, человек воспроизводит воспринимаемое им не словами, а образами, т.е. продолжает их видеть, и уже работает с ними как хочет: то ли списывает, то ли считывает. "Ну, допустим, - скажут скептики, - хорошая вещь ваша образная память. Но она развита и у животных. Человек стал превращаться в человека с развитием другого вида памяти - абстрактной, словесной. В совсем иных условиях. В словах можно выразить все то же и многое другое, чего не передашь в образах конкретного мира. Как передать без слов сложнейшие философские, моральные и другие категории? Зачем ворошить в человеке ожившее звериное, когда есть целая наука о словесной памяти - мнемотехника?"

Ну что можно на это ответить? Древние говорили: "Мысль изреченная есть ложь". Каждому знакомо состояние озарения, когда кажется, что понимаешь все до таких глубин..., твоей мысли доступно все..., такая резкость и ясность воображения... И как бледно и тускло выглядит все это, когда переводишь это в слова. Вообразить вилку легко, а попробуй описать ее словами. Простота тут кажущаяся. Сначала надо воспринять, потом понять, потом - подобрать слова. Не всякий способен хорошо описать что-либо, но в воображении все гениальны. Сны всем снятся, а это ведь внутреннее произведение искусства. А уже к описанию надо подбирать мнемотехнические опоры, которые позволят запомнить то, что не совсем понятно. Поэтому мнемонисты внедряют элементы образной памяти, говоря, что сначала необходимо понять смысл. Человек со словесной памятью попадает в заколдованный круг. Чтобы улучшилась память - надо все время специально учиться и тренироваться: для того чтобы учиться - нужна память. Учтите, что вся эта нагрузка падает на три процента мозга. Стоит ли удивляться, что уже к двадцати пяти годам словесная память переполняется воспринятой информацией - большей частью ненужной - и возможность запоминать новое резко падает. А вместе с ней уходят все бесполезные без памяти способности. Человек прекращает учиться. А безделье добивает даже то, что у него осталось.

Механизм образной памяти совершенно противоположен. Сначала человек воспринимает безразлично что (события, цифры, буквы, слова) путем упомянутого ранее озарения, переводимого не в малый круг знаний, выраженный малым запасом слов, а в тот безграничный запас образов, которые щедро поставляет нам окружающий мир. Абстрактное (словесное) мышление - это схема. И образы вставляются в нее, как страницы в книгу. Они сохраняются столько, сколько необходимо. Когда нужно, они встают перед мысленным взором. А раз так, то наше абстрактное мышление свободно и может делать с перелистываемыми образами что угодно: использовать при сдаче экзаменов, вносить поправки в схему, додумывать любые недостающие детали. Запоминаемые образы перед глазами, а перевести их можно в любой язык: русский, английский, немецкий, формулы, символы и т.д.

Наши рекомендации