Занятия № 22-23.Творчество и фантастика

1. Прочитайте и ответьте на вопросы

Фантастическая аналогия — одно из средств решения изо­бретательских задач, как и другие приемы. У изобретателя должен быть такой же свободный, смелый (даже дерзкий) полет фантазии, как и у тех, кого принято относить к людям творческой профессии.

Фан­тазия в фантастической аналогии связана с нашим желанием «как в сказке» получить то, чего желаешь.

Пример: Всем известен сказочный ковер-самолет. А «ковер-электростан­ция»? На выставке изобретений в Женеве изобрета­тель Лингрен продемонстри­ровал «волшебный ковер», который напоминает ковер лишь сверху, а под ним система валов, зубча­тых колес, рычагов, которые движутся благодаря усилиям чело­веческих ног и вращают генератор. Вырабатываемое таким обра­зом элек­тричество может поступать непосредственно в сеть или подзаряжать аккумулятор. «Ковер» смонтирован в коридоре одного из учебных заведений. Во время перемены, когда по ко­ридору носятся учащиеся, он дает тысячи ватт. Одного шага до­статочно, чтобы лампа дневного света горела одну секунду. Этот уже не сказочный, а реальный ковер может стать вполне обыч­ным предметом в школах, магазинах, кинотеатрах и иных здани­ях, где достаточно велико скопление движущихся людей.

Ответьте на следующие вопросы:

· Какую литературу называют научно-фантастической?

· Какие произведения научной фантастики вы читали?

· Смотрели ли вы научно-фантастические фильмы? Какие?

· Нравятся ли вам подобные фильмы? Почему?

· Как вы понимаете смысл высказывания Ж.Верна: «Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь»?

Научно-фантас­тическая литература способствует развитию фантазии, а некоторые фантастические проекты находят реальное воплощение в жизни.

Посмотрите на интересную таблицу превращения «невозможного», придуманного авторами в реальное «возможное».

Вообще же склонному к техническому творчеству человеку НФЛ дает много, вплоть до подсказки решения, кото­рое остается лишь перевести на инженерный язык.

У И. Ефремова в рассказе «Сердце Змеи» описана операция по поводу аппендицита у одного из звездолетчиков, которую вы­полняет «медицинский робот» — миниатюрный аппарат, устра­нивший причину болезни без... хирургического вмешательства. Операция была без ножа. Через некоторое время после первой публикации (1959 г.) этого рассказа известный киевский микро­миниатюрист Николай Сядристый (современный Левша) создал крохотный электродвигатель с осветителем, который по крове­носным сосудам доходил до сердца, и врач получал полную кар­тину дефекта этого органа. Подобные аппараты потом нашли широкое применение.

Герберт Уэллс в романе «Война в воздухе» (1908 г.) предложил конструкцию: банку для консервов со встроенным в нее подогре­вающим устройством. Сейчас в Японии такие консервы выпус­кают серийно. Без них не обходятся «коммандос» различных спецгрупп.

Авторы научно-фантастических произведений Общее кол-во фантаст. идей Судьба фантастических идей
Реализовались Подтвердилась принципиальная осуществимость Оказались ошибочными или неосуществимыми
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Ж. Верн
Г. Уэллс
А. Беляев

В нашей жизни могут переплетаться фантазия мечтателей и фанатизм реализаторов идей.

Вот что пишет Я. Голованов о Фридрихе Ар­туровиче Цандере.

«Он часто говорил с улыбкой: «Что я по сравнению с человечеством? Капля в океане! Но я обязан ра­ботать на него...» Обязан! Поэтому учился задерживать дыхание: в марсианском корабле ограничен запас воздуха. Поэтому пил соду: в марсианском корабле сода должна поддержать тонус. Когда он заболел, его пришли навестить друзья. У Цандера был жар, а в комнате страшный холод. Он лежал, накрытый несколькими одеялами, пальто, ковром, снятым со стены. Стали поправ­лять постель, а под ковром, под пальто, между одеялами — гра­дусники. Он ставил опыты по теплопередаче: ведь освещенная солнцем поверхность марсианского корабля будет сильно нагре­ваться, а теневая охлаждаться...».

Занятия № 22-23.Творчество и фантастика - student2.ru Во многих научно-фантастических произведениях используются различные изобретательские приемы:

Прием «инверсия» («сделать наоборот»). Если речь идет о ре­альном объекте, например, дожде, то можно себе представить струи воды, бьющие снизу, из-под земли. Мы привыкли к стан­дартным защитам (зонтик, плащ), а как быть в этом случае? Может быть, «дождь наоборот» — это страшные метеоритные дожди, описанные Станиславом Лемом? А что произойдет, если изменить направление вращения Земли? У Г. Уэллса в «Первых людях на Луне» действует антигравитация, а у С. Лема в «Звездных дневниках» человек молодеет, вместо того чтобы стареть.

Прием «увеличение - уменьшение». С ним нас познакомил Джо­натан Свифт в своей книге «Путешествие Гулливера». У Г. Уэллса в «Пище богов» также увеличивается рост человека.

Прием «дробление - объединение» в фантастической литературе встречается часто. Станислав Лем в своем «Путешествии профес­сора Тарантоги» разбирает человека на атомы и собирает вновь. У Клиффорда Саймака инопланетяне, похожие на кегельные шары, могут соединяться и принимать любую форму.

Прием «динамизация - статика». В жизни мы встречались с самолетами, у которых вместо прежних жестких крыльев — кры­лья с изменяющейся геометрией. У Р. Шекли в «Потолкуем малость» язык аборигенов планеты меняется так быстро, что с ними невозможно установить контакт.

Прием «универсализация - ограничение». У фантаста и ученого Айзека Азимова в его «Я — робот» показаны универсальные ро­боты, а у Г. Каттнера в произведении «Робот-зазнайка» представ­лен «узкий специалист»: робот для открывания консервных банок.

Прием «квантование - непрерывность». Квантование предус­матривает: если действие объекта было непрерывным, надо сделать его прерывистым. У Е. Войскунского в его «Прощании на берегу» человек остается молодым всю жизнь, а потом мгно­венно стареет.

Непрерывность предусматривает: если действие объекта было прерывистым, его надо сделать непрерывным. В фантастике, на­пример, у Г. Мартынова в произведении «Звездоплаватель», пред­ложено непрерывное питание человека из воздуха, насыщенного питательными веществами.

Развиваем фантазию

1. Попытайтесь погрузиться в мир фантазии и придумайте:

а) несуществующее животное б) несуществующее явление природы

в) несуществующий прибор г) несуществующий язык общения

2.Придумайте как можно больше применений вполне известного предмета, кроме своего прямого назначения.

Стакан Расческа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Придумайте историю, используя слова: кирпич, шляпа, стакан.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Исследователи пришли к выводу о положительном воздей­ствии смеха на физическое здоровье человека. Они называ­ют смех «бегом трусцой на месте». Действие смеха по­добно действию физических упражнений и имеет длительный характер. При смехе у человека происходит растягивание мышц, что может способствовать облегчению головной боли. Смех способствует также понижению частоты серд­цебиения и давления крови, а это говорит об уменьшении стрессовых нагрузок. Возрастает содержание в крови адре­налина, а в мозг поступают эндофины, улучшающие самочув­ствие.

Как полагают, «центр смеха» находится в правом по­лушарии мозга. И если оно поражено, то человек совер­шенно не воспринимает юмора. Шутки, вызывающие у нор­мальных людей приступы смеха, оставляют его совершенно равнодушным.

Юмористическая разминка

1. На перемене друг спрашивает Вовочку:

— Ну, как поживает твоя собака?

— Хорошо. Она меня прекрасно понимает: когда я при­хожу из школы, она сразу же лезет в мой портфель....

Занятия № 22-23.Творчество и фантастика - student2.ru 2. Папа спрашивает Вовочку:

— Почему у тебя снова стали появляться двойки по ма­тематике?

— Так меня от Сидорова пересадили к Петрову!..

3. Мама, увидев своего избитого и изодранного сына, гово­рит:

— Ой, Саша, Саша! Сколько раз я просила тебя не играть с этим противным Вовочкой!

— Мама, неужели у меня такой вид,...

4. Сын допытывается у мамы:

— Мам, а почему у папы так мало волос на голове?

— Потому что он очень умный...

— А почему у тебя так много?

5.— Папа, а это правда, что аисты улетают зимой в теп­лые края?

— Да, сынок!

— Тогда не пойму…

Наши рекомендации