Занятия № 22-23.Творчество и фантастика
1. Прочитайте и ответьте на вопросы
Фантастическая аналогия — одно из средств решения изобретательских задач, как и другие приемы. У изобретателя должен быть такой же свободный, смелый (даже дерзкий) полет фантазии, как и у тех, кого принято относить к людям творческой профессии.
Фантазия в фантастической аналогии связана с нашим желанием «как в сказке» получить то, чего желаешь.
Пример: Всем известен сказочный ковер-самолет. А «ковер-электростанция»? На выставке изобретений в Женеве изобретатель Лингрен продемонстрировал «волшебный ковер», который напоминает ковер лишь сверху, а под ним система валов, зубчатых колес, рычагов, которые движутся благодаря усилиям человеческих ног и вращают генератор. Вырабатываемое таким образом электричество может поступать непосредственно в сеть или подзаряжать аккумулятор. «Ковер» смонтирован в коридоре одного из учебных заведений. Во время перемены, когда по коридору носятся учащиеся, он дает тысячи ватт. Одного шага достаточно, чтобы лампа дневного света горела одну секунду. Этот уже не сказочный, а реальный ковер может стать вполне обычным предметом в школах, магазинах, кинотеатрах и иных зданиях, где достаточно велико скопление движущихся людей.
Ответьте на следующие вопросы:
· Какую литературу называют научно-фантастической?
· Какие произведения научной фантастики вы читали?
· Смотрели ли вы научно-фантастические фильмы? Какие?
· Нравятся ли вам подобные фильмы? Почему?
· Как вы понимаете смысл высказывания Ж.Верна: «Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь»?
Научно-фантастическая литература способствует развитию фантазии, а некоторые фантастические проекты находят реальное воплощение в жизни.
Посмотрите на интересную таблицу превращения «невозможного», придуманного авторами в реальное «возможное».
Вообще же склонному к техническому творчеству человеку НФЛ дает много, вплоть до подсказки решения, которое остается лишь перевести на инженерный язык.
У И. Ефремова в рассказе «Сердце Змеи» описана операция по поводу аппендицита у одного из звездолетчиков, которую выполняет «медицинский робот» — миниатюрный аппарат, устранивший причину болезни без... хирургического вмешательства. Операция была без ножа. Через некоторое время после первой публикации (1959 г.) этого рассказа известный киевский микроминиатюрист Николай Сядристый (современный Левша) создал крохотный электродвигатель с осветителем, который по кровеносным сосудам доходил до сердца, и врач получал полную картину дефекта этого органа. Подобные аппараты потом нашли широкое применение.
Герберт Уэллс в романе «Война в воздухе» (1908 г.) предложил конструкцию: банку для консервов со встроенным в нее подогревающим устройством. Сейчас в Японии такие консервы выпускают серийно. Без них не обходятся «коммандос» различных спецгрупп.
Авторы научно-фантастических произведений | Общее кол-во фантаст. идей | Судьба фантастических идей | |||||
Реализовались | Подтвердилась принципиальная осуществимость | Оказались ошибочными или неосуществимыми | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Ж. Верн | |||||||
Г. Уэллс | |||||||
А. Беляев |
В нашей жизни могут переплетаться фантазия мечтателей и фанатизм реализаторов идей.
Вот что пишет Я. Голованов о Фридрихе Артуровиче Цандере.
«Он часто говорил с улыбкой: «Что я по сравнению с человечеством? Капля в океане! Но я обязан работать на него...» Обязан! Поэтому учился задерживать дыхание: в марсианском корабле ограничен запас воздуха. Поэтому пил соду: в марсианском корабле сода должна поддержать тонус. Когда он заболел, его пришли навестить друзья. У Цандера был жар, а в комнате страшный холод. Он лежал, накрытый несколькими одеялами, пальто, ковром, снятым со стены. Стали поправлять постель, а под ковром, под пальто, между одеялами — градусники. Он ставил опыты по теплопередаче: ведь освещенная солнцем поверхность марсианского корабля будет сильно нагреваться, а теневая охлаждаться...».
Во многих научно-фантастических произведениях используются различные изобретательские приемы:
Прием «инверсия» («сделать наоборот»). Если речь идет о реальном объекте, например, дожде, то можно себе представить струи воды, бьющие снизу, из-под земли. Мы привыкли к стандартным защитам (зонтик, плащ), а как быть в этом случае? Может быть, «дождь наоборот» — это страшные метеоритные дожди, описанные Станиславом Лемом? А что произойдет, если изменить направление вращения Земли? У Г. Уэллса в «Первых людях на Луне» действует антигравитация, а у С. Лема в «Звездных дневниках» человек молодеет, вместо того чтобы стареть.
Прием «увеличение - уменьшение». С ним нас познакомил Джонатан Свифт в своей книге «Путешествие Гулливера». У Г. Уэллса в «Пище богов» также увеличивается рост человека.
Прием «дробление - объединение» в фантастической литературе встречается часто. Станислав Лем в своем «Путешествии профессора Тарантоги» разбирает человека на атомы и собирает вновь. У Клиффорда Саймака инопланетяне, похожие на кегельные шары, могут соединяться и принимать любую форму.
Прием «динамизация - статика». В жизни мы встречались с самолетами, у которых вместо прежних жестких крыльев — крылья с изменяющейся геометрией. У Р. Шекли в «Потолкуем малость» язык аборигенов планеты меняется так быстро, что с ними невозможно установить контакт.
Прием «универсализация - ограничение». У фантаста и ученого Айзека Азимова в его «Я — робот» показаны универсальные роботы, а у Г. Каттнера в произведении «Робот-зазнайка» представлен «узкий специалист»: робот для открывания консервных банок.
Прием «квантование - непрерывность». Квантование предусматривает: если действие объекта было непрерывным, надо сделать его прерывистым. У Е. Войскунского в его «Прощании на берегу» человек остается молодым всю жизнь, а потом мгновенно стареет.
Непрерывность предусматривает: если действие объекта было прерывистым, его надо сделать непрерывным. В фантастике, например, у Г. Мартынова в произведении «Звездоплаватель», предложено непрерывное питание человека из воздуха, насыщенного питательными веществами.
Развиваем фантазию
1. Попытайтесь погрузиться в мир фантазии и придумайте:
а) несуществующее животное б) несуществующее явление природы
в) несуществующий прибор г) несуществующий язык общения
2.Придумайте как можно больше применений вполне известного предмета, кроме своего прямого назначения.
Стакан Расческа
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Придумайте историю, используя слова: кирпич, шляпа, стакан.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Исследователи пришли к выводу о положительном воздействии смеха на физическое здоровье человека. Они называют смех «бегом трусцой на месте». Действие смеха подобно действию физических упражнений и имеет длительный характер. При смехе у человека происходит растягивание мышц, что может способствовать облегчению головной боли. Смех способствует также понижению частоты сердцебиения и давления крови, а это говорит об уменьшении стрессовых нагрузок. Возрастает содержание в крови адреналина, а в мозг поступают эндофины, улучшающие самочувствие.
Как полагают, «центр смеха» находится в правом полушарии мозга. И если оно поражено, то человек совершенно не воспринимает юмора. Шутки, вызывающие у нормальных людей приступы смеха, оставляют его совершенно равнодушным.
Юмористическая разминка
1. На перемене друг спрашивает Вовочку:
— Ну, как поживает твоя собака?
— Хорошо. Она меня прекрасно понимает: когда я прихожу из школы, она сразу же лезет в мой портфель....
2. Папа спрашивает Вовочку:
— Почему у тебя снова стали появляться двойки по математике?
— Так меня от Сидорова пересадили к Петрову!..
3. Мама, увидев своего избитого и изодранного сына, говорит:
— Ой, Саша, Саша! Сколько раз я просила тебя не играть с этим противным Вовочкой!
— Мама, неужели у меня такой вид,...
4. Сын допытывается у мамы:
— Мам, а почему у папы так мало волос на голове?
— Потому что он очень умный...
— А почему у тебя так много?
5.— Папа, а это правда, что аисты улетают зимой в теплые края?
— Да, сынок!
— Тогда не пойму…