Способы разрешения противоречий
Разрешение противоречий во времени. "В интервал времени Т1 рассматриваемая система обладает свойством "А", а в интервал времени Т2 — свойством "не А" мешала, когда детеныши подросли.
Например: Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей.
Разрешение противоречия: Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей.
Разрешение противоречий в пространстве (структуре). Одна часть системы обладает свойством «А», а другая часть - свойством «неА».
Например. Рыба, обитающая в африканских водах, охотится над поверхностью воды, однако она в этот момент может стать легкой добычей для хищников.
Противоречие:Глаз рыбы должен быть приспособлен для воздушной среды, чтобы хорошо видеть добычу — насекомых, и глаз должен быть приспособлен для воды, чтобы видеть хищников.
Разрешение противоречия: Рыба-четырехглазка имеет в каждом глазу по два зрачка. Она выставляет половину своего глаза наружу и смотрит, что над поверхностью, а нижняя в это время наблюдает, что делается над водой. К тому же сетчатка глаза разделена на две части — рыба видит не раздельную картинку, а общую.
Разрешение противоречий в воздействии.При воздействии 1 система обладает свойством «А», а при Воздействии 2 – свойством «неА».
Например: Геологи, ведущие исследования на Аляске, жаловались на лис, которые перегрызали кабели, идущие от измерительных приборов.
Противоречие: Лисы не должны грызть провода, т.к. этим наносят ущерб людям, и лисы грызут провода (наверное, им вкусно...).
Разрешение противоречия: В оболочку проводов вводится кайенский перец, самый жгучий из известных сортов. И нападения лис сразу же прекращаются.
1. Как предохранить сосуды с водой от растрескивания или вспучивания в очень сильные морозы? Это могут быть стеклянные и жестяные банки, баки. Известно, что при замерзании вода увеличивает свой объем на 9% и разрывает сосуд изнутри.
2. «Допинг на скачках». Во время скачек на ипподроме колумбийской столицы одна из лошадей прямо со старта взяла бешеный темп и пришла к финишу первой. Судьи заподозрили неладное. Однако допинговый контроль ничего не показал. По поведению лошади можно было заподозрить, что ее все же пришпоривали, но найти шпоры не удалось. Что же "помогло" лошади прийти к финишу первой?
Подсказка: противоречие во времени: шпора, очевидно, была в один момент времени, а в другой ее не было.
3. Не попасть в собственную сеть. Круговая сеть пауков поражала уже не одно поколение ученых, художников своей формой и целесообразностью. Хороша она и в техническом отношении: сравнительно большая площадь перекрывается с наименьшей затратой паутинного шелка. Сеть эластична и в то же время прочна: выдерживает порывы ветра и рывки бьющейся добычи. Чтобы надежно удержать добычу, сеть должна быть достаточно клейкой. Но как же тогда бегущий по паутине паук сам не приклеивается к собственной ловушке?
Подсказка: противоречие в воздействии. Нити паутины должны быть нелипкими, чтобы по ним мог пробежать паук, и должны быть липкими, чтобы к ним прилипали насекомые (жертвы паука).
4. Картофель в Европе.VIII век. Долгое время картофель, наравне с помидорами, котировался как «страшный яд». Предубеждения были столь сильны, что один французский маркиз, чтобы заставить своих крестьян попробовать клубни, прибегнул к хитрости. Засеяв поле картофелем, он выставил усиленную охрану. Ко времени созревания клубней любопытство сельских жителей было настолько разогрето, а бдительность солдат настолько притуплена, что поле полностью разворовали. Какой прием использовал маркиз?
5. Сказка «Галка и кувшин». «Захотела галка пить. Видит, стоит кувшин, горлышко длинное, узкое. Воды полкувшина. Как галке напиться?» Сформулируйте противоречие и найдите несколько способов его разрешения.
6. Два в одном. Можно ли слить в один стакан синие и красные чернила так, чтобы они не смешались?
Подсказка: противоречие в пространстве.
Практикум сообразительности
1. Как найти иголку в стоге сена?
2. Мама предложила всем членам семьи (мама, папа, дочь) мыть посуду по очереди. Дочь отказалась, сославшись на свою занятость — уроки, олимпиады, кружки... Тогда папа сказал: «Ну ладно, я буду мыть по нечетным дням, мама по четным, а ты в те дни, которые делятся на три». Дочка с радостью согласилась. Разберитесь, что получилось?
3. У злого гнома есть волшебная палочка. С помощью этой палочки гном делает злые дела. Если отнять у гнома палочку, он умрет, но тогда умрет и тот, кто возьмет эту палочку в руки. Как быть?
4. Однажды ребята пошли в лес, заблудились и попали в руки к черту. «Я все могу, — сказал черт, — и отпущу вас, если вы придумаете, что я не могу». Что придумали ребята?
5. На заводе пластмассовых игрушек возникла проблема — надо сделать ежа с длинными иголками. При отливке в пресс-форме иголки обрывались. Что делать? Плохо выполняют свою функцию и пластмасса, и пресс-форма. Разрабатывать новую пластмассу и пресс-форму дорого. Как быть?
Исполнению предшествует мысль,
точному расчету — фантазия
К. Э. Циолковский