Игра на повышение, или о фотографиях игоря лебедева
18 сентября 2001 г. под эгидой ЮНИСЕФ в Российской Академии художеств (Москва) открылась выставка «Среда обитания — взрослые. Детство в России». Это большая выставка, в которой принимали участие известные отечественные и иностранные фотожурналисты, снимавшие сюжеты и репортажи о детстве в России, а также дети, представлявшие взгляд на самих себя. Был показан цикл фотографий «Взгляд и мир» студии «Ф. К.» Игоря Лебедева.
Игорь Лебедев уже много лет преподает в детско-юношеской фотостудии «Ф. К.» при Доме детского творчества Петроградского района Санкт-
Петербурга. Его прямая обязанность — обучать детей от 7 до 17 лет технике фотографии. В служебные обязанности входят регулярный отбор и обсуждение фотографий, из которых формируется коллекция студии; она по сути есть отчетная форма проделанной работы. Из нее же отбираются фотографии на конкурсы детско-юношеского творчества.
Когда Лебедев показывал «свои» фотографии, то сопровождал комментариями, позитивная и в то же время внятная критическая оценка которых удивляла, так как в отношении собственных фотографий редко услышишь подобное от фотографа; он восхищался точностью композиции, построением кадра, пойманным состоянием, неожиданным напряжением снимка и еще Бог весть каким наполнением кадра, который — и здесь следует непременная лексика Р.Барта— «не знаю почему удерживает меня», «не понимаю почему, но могу разглядывать его вновь и вновь». Целый ряд снимков, которые им были отобраны, подавались как достижения фотостудии.
Рассматривая фотографии и слушая лебедевские комментарии, я задавал себе вопрос, показавшийся вначале странным мне самому: чьи это работы? Ведь если их отпечатать в большом формате, оформить и выставить, то что мы получим в итоге? Конечно же, существующая практика выставок детско-юношеского творчества, казалось бы, не оставляет никаких сомнений в авторстве; мы привыкли к навязчивой демонстрации творчества детей, к мере их понимания (их работы, пропущенные через фильтр отбора, узнаваемы желанием художественности, неуклюжестью технического исполнения), забывая, что лучшее из того, что они делают, случается тогда, когда они не ведают того: например — когда поют в Реквиеме Моцарта, в церковном хоре (это можно увидеть в «Поющих детях» Луки делла Роббиа на рельефе собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции), либо снимаются в фильме Вима Вендерса или Андрея Тарковского, либо, как выясняется, фотографируют «просто так». На фотографиях из студии Игоря Лебедева вижу нечто иное: недетское восприятие мира. Ведь искусство фотографии уникально тем, что дает нам шанс детскими глазами увидеть недетский мир; в нем мы не увидим желания творить как настоящий художник, ибо в этом как — отсутствие полноты и самодостаточности. Рассматриваемые фотографии принуждают забыть о возрасте. Ребенок нажимает на кнопку фотоаппарата тогда, когда его что-то раздра-
жает, задевает, увлекает. Его неартикулируемое осознание времени спонтанно и реактивно, а взгляд не отравлен ядом пренебрежения или поклонения. На фотографиях Игоря Лебедева нам не обнаружить идеологических знаков «беззаботного» детства, смеха, улыбок, которые так старательно фотографируют взрослые на лицах своих детей. В трудоемких и тяжелых техниках графики и живописи, хочешь не хочешь, вступает момент рефлексии: как исполнить задуманное, как это написать, как расположить, в каком масштабе (что дает повод психологам смотреть на рисунки детей как на психологический тест, в котором они проговариваются о своем отношении к родителям, дому, себе самому). В фотографии как способе письма вниманием ребенка руководят установки преподавателя, но в ней же присутствует нечто, что присуще только этому возрасту, точнее, данному поколению в этом возрасте; детские фотографии сопрягают субъективное и смутное ощущение времени, сотканное из положения в стране, состояния ее экономики и политики, массы других факторов. Причудливая комбинация расположения вещей и событий, выхваченных из потока превращений, непредсказуема и непредвиденна.
Игорь Лебедев интересен мне как автор вполне самостоятельного кураторского проекта, который — и здесь первый парадокс — он ни кураторским, ни тем более авторским не считает. Но тогда можно ли считать его таковым? Ведь художник отличается полным внутренним осознанием того, что он делает художественное произведение. Или иначе: искусство рождается тогда, когда художник осознает себя в качестве художника, — это неэлиминируемое условие произведения. Момент осознания имманентен творческому процессу. В той же мере это применимо и к кураторскому проекту. Не буду повторять то, что я писал о кураторе, напомню лишь одно. Куратор, обладая «быстрым разумом» в ситуации возросших скоростей, реагирует на иные объекты, притом на ином уровне социальных и художественных взаимодействий, чем традиционный художник; он включает как порядок производства того, что Хайдеггер вкладывал в понятие Kunstwerk, так и порядок функционирования объекта, запуская их по своим, зачастую автору неведомым, траекториям. Сам художник становится материалом кураторского проекта. Куратор, делающий свой проект, реализует постсовременность в настоящем — т. е. в подлинном — времени. В си-
туации утраты смысла факт появления новых объектов искусства говорит не столько о работе традиции, задающей им масштабную сетку, сколько о принятом решении помыслить нечто в терминах искусства (валоризиро-вать): наделить художественным смыслом, предъявить его в галерейном и массмедиальном пространстве и, наконец, задать меру популярности, легко конвертируемой в авторитет и цену произведения31.
В лебедевской подборке фотографий любопытна не столько проблема детского творчества, сколько то, как проявляются вкус куратора, чутье, отбор, т. е. то, что он неосознанно делает как художник, хотя отрицает это. Его сетования, что ни дети, фотографии которых он отбирал, ни члены конкурсных комиссий не понимают эстетики предложенных им фотографий, — косвенное подтверждение сделанного вывода. Дети (и здесь я не могу не согласиться с Лебедевым) невольно фотографируют поразительные, странные, щемящие, неожиданные ситуации, при этом не отдельные кадры, но целые серии. Порой фотографии настолько изысканны, что кажется, за каждым кадром стоит тяжелый труд по выработке своей эстетики, долгая работа в избранной теме, ради цельности которой приходилось отбрасывать десятки метров пленки и сотни отпечатков. На самом деле часто эти серии получались случайно: взял фотоаппарат и снял за одну прогулку. Дети еще не осознают того, что они снимают, не могут сказать, почему они сняли то, что сняли. «Что ты здесь снимал? — спрашивает преподаватель 13-летнего Романа Харина.
—Собаку.
—Где она?
—Убежала, вот ее хвост».
А поставленная Игорем задача дать название своим фотографиям приводит к отчаянию. Признаем, задача весьма трудная и для состоявшихся фотографов (вспоминаю Вячеслава Алферова, снявшего в 2000 г. интересную серию, кою он больше года не может выставить, так как «не нашел точное для нее название», и Александра Китаева, который больше года отбрасывал все приходившие ему на ум и предлагавшиеся его коллегами названия единственной фотографии — несомненно, одной из лучших в цикле «Ню-Китаев-ню» (в итоге она была названа «Кариатида»)). Название может «убить» фотографию и не позволит увидеть ее.
31 Подробнее см.: Экспозиция куратора // Художественный журнал. 2000. №32. С.36-39.
Р. Харин. Без названия. 1996
Рефлексия детей запаздывает. Это факт. По прошествии нескольких лет многие из них начинают понимать и ценить то, на что указал им И. Лебедев в их фотографиях. Здесь я вновь задаю себе вопрос, что было бы с фотографиями и были бы они, если бы Лебедев не заставлял отпечатать то, что авторы печатать не собирались, например — из-за того что «не резко» или «это ерунда» и т. д. Таким образом, И. Лебедев видел, заставлял делать и выставлял фотографии.
Но спросим себя: чем отличается работающий в жанре инсталляции художник, отбирающий предметы, составляющий из них объект и выставляющий его? Ведь увидеть, показать и задеть нас — одна из неустранимых функций художника. Впрочем, трудно не согласиться по крайней мере с одним: выставка, собранная из этих фотографий с текстом И. Лебедева, есть чистый кураторский проект. В то же время, полагаю, дело этим не ограничивается. Усиливая тезис, скажем, что не только куратор, но и автор (в том смысле, который после деконструкции структуралистами фигуры, стоящей за любыми текстами культуры, в том числе и артефактами изобразительного искусства, мы по привычке вкладываем в слово «автор») этих фотографий — И.Лебедев. Ибо, и здесь я использую немного ироничный термин «антресольный фотограф», мы видим не благодаря тому, кто фотографирует, но благодаря тому, кто нашел, увидел и поместил в контекст искусства найденную фотографию. В моих подозрениях в деле Лебедева мне помогает свидетельство Алексея Шульгина, который, работая фотографом в одном московском интитуте, увидел фотографии предшественников, нашел негативы и, распечатав в большом формате, выставил. «Я эти фотографии не снимал, а лишь бережно перенес из одной среды в другую, что-то принес в мир искусства, ничего не привнося в мир матери-
32 Назад к фотографии. Статьи. Разгово- альный, т.е. совершил фотографирование без фотоаппарата и пленки»32,
ры о фотографии: Каталог выставки. М., это соответствует его кредо: фотография — искусство выбора. После этого
1996. С. 282. ттт „
шумного проекта Шульгин стал одним из первых кураторов на московской
фотосцене.
Лебедев создает художественный объект: из непрерывно текущего — точнее сказать, проявляющегося — потока детского материала он отбирает и выставляет фотографию, на которую поставил знак качества. Рассматривая их, мы без натяжек также признаем качество. Не боясь быть моно-
тонным, повторюсь: без кураторского взгляда Лебедева художественного события не состоялось бы, как и фотографии не только не стали бы художественными, но и не увидели бы ни свет фотоувеличителя, ни галереи, ни высший свет фотографов. Ведь не осуществилась же инсталляция, которая была придумана им совместно с мальчиком для его же фотографий, — так как «делать не интересно». Но художник не может быть без воли к реализации, воли к репрезентации, ибо «хотеть — значить мочь». Ибо переход от увлечения к художественному творчеству, т.е. работе, требует —как отметил Лебедев в одном из своих интервью — «постоянно переступать через себя, делать усилие, так как тебя уже никто не заманивает, ты должен делать все сам. Этот этап под силу редким ученикам».
Если верен тезис, что искусство — это умение скрыть искусство, то им наш преподаватель и куратор владеет отменно. Но мы подозрительны и недоверчивы, а потому скрываемое им авторство делаем явным: усилие фотографа Лебедева по отбору, компоновке в серию разрозненных фотографий, помноженное на способность подать это как художественный проект, дает нам уверенность считать представленные снимки авторской фотографией. Увидеть, отобрать и выставить — триада необходимых действий любого актуального художника. Впрочем, слово актуальный здесь излишне, так как художник не может быть неактуальным. Итак, усилие Лебедева по отбору и репрезентации фотографий дает нам наглядный пример современной фотографии. Впрочем, у Игоря был более чистый вариант авторского проекта. В 1997 г. на фестивале с вычурным названием «Игры не ума» он показал серию «Игры с фотографией», в которой бытовая детская фотография сочеталась с фотобраком (непредвиденными химическими процессами), другими словами, фотографиями, выбрасываемыми в мусорное ведро. Здесь —именно потому, что «брак», что из «ведра», что «бытовая», —о своем авторстве Игорь Лебедев говорит определеннее.
Остается, естественно, вопрос о нравственной стороне дела. Если Шульгин «стащил», как он сам признался, эти негативы (заметим, негативы фотографий, которые не претендовали на художественность, так как были простой документацией строительства нефтеперерабатывающих заводов, а то, что казенные фотографы от природы обладали талантом (каковое обстоятельство и выяснил данный проект), — существенно не влияет на ситу-
ацию), то в фотостудии, кроме того что учат ремеслу фотографа, учат и художественному видению, т. е. в том числе ценности личного взгляда, самоутверждения, успеха, авторства. В любой более-менее удачной фотографии мы склонны видеть художника в зародыше, художника со всеми его неотчуждаемыми правами. Но ведь увидеть то, что они сняли, и оценить это лебедевские ученики смогут тогда, когда станут художниками, причем художниками, разделяющими эстетику Игоря Лебедева. Но как стать художником без подключения, без воли, без первых ободряющих выставок и признания? Принимая приведенные аргументы, я, радикализируя позицию, однозначно утверждаю: куратор проекта и автор художественных фотографий есть одно лицо — Игорь Лебедев.
Нам трудно признать авторство Игоря Лебедева, если по инерции опираться на романтический образ художника. Но если не вовлекаться в зависимость от представлений, утративших способность что-то открывать и прояснять в этом мире, тогда радикальность тезиса теряет почву.
Странная неотрефлексированность роли, замыкающейся в фигуре только-лишь-педагога, отвлекает нас от главного — провокации образа художника, фотографа, куратора в данном проекте. То, что могло бы стать абсолютно авангардным жестом, отметается пафосом детского творчества. Хотя очевидно, что Лебедев использует материал, по природе своей художественным не являющийся. Я не вижу различия между отбором фотографа при съемке натуры и отбором, например, характерной (попробуйте найти, показать и убедить меня) бытовой фотографии, бытовой эротики или же типичной бытовой порнографии, в своем обобщении доведенной до образа времени, нравов и эстетики поколения. Введение образа или объекта в пространство искусства — акт искусства. Поэтому, когда Лебедев вывешивает свои фотографии в галерее или в интернете, я буду рассматривать их не как продукт детско-юношеского творчества (в чистом виде их бы я не принял), но как его авторский художественный проект. Загвоздка, однако, в том, что художественное событие имеет свои непредсказуемые последствия, в том числе и для тех, чей материал Игорь Лебедев использовал в своем проекте. Конкретные авторы снимков, не считающие себя ни художниками, ни фотографами, участвуя в проекте, приобретают опыт художественной деятельности, вкус к авторству и репрезентации.
У Лебедева есть строгие представления об эстетике (само собой разумеется, у другого преподавателя были бы другие), в которую попадает или не попадает фотография. Умение прояснять критерии своего отбора —еще один признак актуальности проекта. Вспомним, сколь часто мы видим откровенные провалы, когда детские фотографии отбирают и выставляют сами дети или их родители, но даже если последние — художники, художественного события не происходит, ибо отцовское чувство, как писал Шекспир, — затмение разума (и, добавлю, вкуса).
Обратимся к конкретным примерам. Вот перед нами фотография «Пожар» Сергея Турина (15 лет). Пожар так себе: горит мусор во дворе, один пожарник тушит, другой полуразмыт — с брандспойтом в руках двигается к огню или от него. Главная фигура — ребенок с сеткой в руке. Он — центр композиции, держит весь кадр. Сила удивления читается в его развернутых и напряженных плечах, расставленных ногах. В рутинной жизни, процесс которой включает, например, поход в магазин, пожар выбивает из ритма повседневности и всецело захватывает. При описании удивительной картины, так захватившей ребенка, можно было бы использовать расхожую литературную метафору—«пригвоздила к полу». Мы можем снисходительно улыбнуться незначительности повода и силе (буре) чувств, им вызванных, но не признать точности схваченного состояния мы не можем.
Фотография Дмитрия Герасимова (14 лет) «Сейчас взлетит»: иное состояние спины, иное напряжение, иное чувство передано с той же силой выразительности. Это состояние мечты, увлеченности полетом (живописные образы мальчиков, смотрящих в небо на самолеты, — столь же частый, сколь и идеологически выверенный сюжет социалистического реализма). Вертолет удерживает фигуры детей, как компас свою стрелку, и детские спины говорят нам о желании подняться в небо не менее красноречиво, чем лица.
У того же Герасимова И.Лебедев отобрал фотографию «Удар». Совершенная композиция кадра: футбольный мяч в самом центре, фигура юноши без головы и шеи зафиксирована в момент удара. Контраст неподвижного мяча и смазанной фигуры, страсть игры и неуместность ее на городской площади, квадраты бетонных плит и шестигранники мяча, жесткость камня и мягкость кожи — все это создает дополнительную интригу
С.Гурин. «Пожар». 1999
Д. Герасимов. «Сейчас взлетит». 2001
/
Д. Герасимов. «Удар». 2001
В.Шараев. Без названия. 2000
А. Кафиев. «Египетские ночи». 1998
кадру. Однако главное в этой интриге — развязанные шнурки обуви, которые усиливают момент страсти, заставляющей все забыть. И как здесь не вспомнить замечание Р. Барта о зашнуровываемых ботинках на фотографии Джеймса ван дер Зее «Семейный портрет»? ..
Целый ряд фотографий относится к «жанру» «взгляд из окна»: выглянул, увидел, щелкнул камерой. Но при этом есть целый ряд безупречных снимков. Вот крестообразно протоптанная на снегу дорожка, уныло бредет собака, скучающая — типичная для выгуливающих — походка и выражение скуки на лице хозяина. Фотография «Без названия» (ее уместно назвать «Европа Плюс», так как ее образ двойственен: с одной стороны, он прямо указывает на название радиостанции, с другой стороны (косвенно) — на всех нас, которые и есть этот самый «плюс») Владимира Шараева: стоящий на коленях человек не то пьян, не то осматривает днище троллейбуса, не то бьет поклоны Западу. Рожденный цепким взглядом 14-летнего фотографа снимок по-репортерски зол. В нем метафора поклонения Западу и Европе нашла свое воплощение. Если это взгляд поколения и/или куратора, то это обнадеживает, так как говорит о пробуждении критичного самосознания. Полагаю, что выставка детской фотографии под названием «Поклонение Западу» была бы весьма любопытна. Именно так —с большой буквы. Какие сюрпризы ожидали бы нас! В каких формах, где и у кого увидели бы дети следы этого поклонения?
Особенность детского восприятия, обусловленного привычкой (из-за роста) смотреть снизу вверх, в некоторых случаях дает поразительные результаты. Такого монументального, огромного Сфинкса, названного Андреем Кафиевым «Египетские ночи», в изобразительном искусстве я не припомню. Словно вырубленный из огромной скалы, он стоит в египетской пустыне. Фигура Сфинкса едва угадывается в контуре. А резкий контраст, смазывающий детали, усиливает образ величественности. Летящая птица подчеркивает объем пространства. И Сфинкс предстает неподвластным ни времени, ни северным широтам, ни акциям актуальных художников.
На многих фотографиях присутствуют наша грязь, неустроенность дворов и улиц, свалки, полуразрушенные дома, бомжи. При всем этом я не нахожу мотива осуждения, надрыва; у детей нет необходимости ни подав-
С. Гурин. «За продуктами». 2001
лять в себе отвращение к реальности, ни рассчитывать на чужой — он же спонсорский или хорошо оплачиваемый, что часто, слишком часто совпадает, — взгляд. Их привлекает событие, а второй план, повседневность и быт даны в спокойной интонации. Мир, в котором мы живем (плох он или хорош —другой разговор), их не раздражает. Они конформисты, но не потому, что от этой позиции ждут выгоды, а просто потому, что здесь живут. В то же время многие снимки отсылают к устойчивому мироощущению соотечественника прежних десятилетий. Трудно определенно ответить, то ли это регресс, на который обрекает наше время, то ли это неосознанное «повторение пройденного» в искусстве, то ли здесь работают привходящие «технические» моменты: качество отпечатка (как сетовал Лебедев, связано оно с бедностью студии: что можно снять «Сменой» на пленку 1970 г. и напечатать на фотобумаге 80-х годов?), отсутствие движения и крупных планов, вековечная наша разруха, вневременные состояния природы нашего болотного местопребывания, безрадостные пейзажи—или всё в совокупности — дают мне повод отнести эти фотографии к эстетике минувшего XX в. с локализацией десятилетия на вкус зрителя.
В своей фотостудии И. Лебедев создает эстетическое пространство, в котором может случиться художественное открытие. Он влияет на видение воспитанников ровно настолько, насколько их поколенческое, своеобразное, уникальное восприятие улавливается им в конфигурации потока рядового студийного материала. Тема взаимовлияния учителя и ученика давно не нова. Более чем хорошо известна максима: «воспитай ученика, у которого можно было бы учиться», «обучая, обучайся» и т. д. и т. п. Еще одно подтверждение авторства проекта Лебедева я нахожу в отсутствии старательности, трогательных и наивных представлений, которые нам привычно приписывать детскому взгляду на мир, забывая, что мир, на который дети вынуждены смотреть, совсем не располагает к вышеупомянутым чувствам, каковые прилежно отыскиваются — в ущерб качеству — в детских изостудиях и художественных школах.
И последнее. В описании отдельных фотографий, как бы я ни настаивал на авторстве проекта Игоря Лебедева, я невольно ощутил потребность указать фамилию «автора» (что бы мы делали, не будь у
нас такого надежного инструмента, как кавычки?), сделавшего тот или иной снимок. Здесь второй парадокс. Отчего это? Полагаю, дело в том, что чистота проведения идеи «смерти» «автора», «уникальности творческого почерка», «таланта», как убедительно показывает последующее — за постструктурализмом — развитие мысли, —неосуществима. Так, автор и последовательный приверженец идеи «смерти автора» Р. Барт в своих работах, в том числе и о фотографии, использует идею авторства с целью связать текст в единое целое, но тем самым он проговаривается о принципиальной неотчуждаемости автора от текста. По-видимому, в моем анализе сработал тот же механизм, востребовавший имя автора для конкретного снимка. При этом на втором плане мы удерживаем мысль, что без Лебедева фотографий просто не существовало бы, а также, и это тоже никак нельзя забывать, что функция автора понимается сегодня существенно иначе, чем в эстетических концепциях романтиков.
В этом проекте Лебедев дает шанс почувствовать себя художником тем, кто им еще не стал. Куратор, убежденный в том, что каждый человек за свою жизнь, даже не будучи художником или фотографом, делает хотя бы одну бесспорно хорошую фотографию, которая достойна демонстрации и сохранения, отбирает, нет, скорее — возвращает ученикам их собственные фотографии, их достижения, их «авторство». Впрочем, могло бы быть иначе. История искусства в избытке дает примеры возвращений иного рода. Как после посещения мастерских знакомых художников, по свидетельству современников, «возвращал» последним Пикассо их открытия (к которым они шли годами, но, как часто бывает, сами еще не осознали, что сделали) в своих картинах и под своим именем — как вернул Браку, например, его кубизм. За эту способность талантливо схватывать на лету чужую идею художники Пикассо не любили и в мастерские свои не пускали.
Итак, хотя прежняя идентичность, прежние точки сборки художника основательно разрушены, однако в иной, квазиавторской —но, заметим, все же авторской — форме они продолжают жить, жить с пониманием того, что чистоты самоощущения авторства и не отчуждаемого никем видения уже не достичь.