Принципы педагогической режиссуры
1.Принцип действенности. Любое педагогическое событие определяется как действие и взаимодействие его участников. Педагогическое взаимодействие представляется не только текстом педагога, а событиями урока (или любой другой формы взаимодействия с учащимися), действиями педагога и учащихся.
2.Принцип противодействия. Организация действия и его активизация связаны с организацией «системы противодействия» (как конфликта, как события): созданием для участников трудностей, интересных преград, обозначением нетипичных парадоксов, что требует от педагога введения стимулов для преодоления препятствий.
3. Принцип единства научного и художественного характера педагогической деятельности. Деятельность педагога рассматривается одновременно как научная и художественная, а целью использования в образовательном процессе научных и художественных элементов выступает расширение пространства смысло-сотворения для участников, как одна из составляющих сверхзадачи и сверх-сверхзадачи педагогического процесса.
4.Принцип целостности (сверхзадача и сверх-сверхзадача). В ходе создания и воплощения педагогического замысла важна целостность отдельных частей задачи и обоснование необходимости тех или иных действий, что возможно лишь при наличии у педагога педагогической сверхзадачи и сверх-сверхзадачи.
На появление целостной обобщенной картины мира влияет организованная педагогом взаимосвязь научных и художественных способов освоения мира, взаимо-дополнение его научных моделей и художественных образов.
5.Принцип детального анализа. Педагогическая режиссура обращает самое пристальное внимание на детали, нюансы взаимодействия с учениками, участников друг с другом, их восприятия, на детали, нюансы педагогической среды, в которой воплощается замысел предлагаемых обстоятельств.
6.Принцип «сквозного действия». Логика педагогических действий, позволяющая привести действенную цепочку педагогического процесса посредством активной действенной линии к сверхзадаче и сверх-сверхзадаче педагогического процесса с учётом скрупулёзно выбранного педагогического жанра взаимодействия, - выглядит как цепочка логических взаимодополняющих педагогических действий, направленных на реализацию сверхзадачи и сверх-сверхзадачи педагогического взаимодействия.
К действенной линии педагогического процесса относятся:
- Формулирование темы как главной проблемы урока, его главной цели, т. е. определение сверхзадачи урока;
- Разработка финала урока как его интеллектуального и эмоционального итога, т. е. сверх-сверхзадачи урока;
- Разработка начала и всего событийного ряда урока по педагогическим задачам и действиям в контексте сформулированной сверх-сверхзадачи, сверхзадачи урока, линии сквозного действия.
Если использовать терминологию К. С. Станиславского, педагог разрабатывает «сквозное действие», в котором все подчинено педагогической сверх-сверхзадаче, сверхзадаче урока. Сквозное действие педагога — это нитка, на которую нанизываются малые педагогические действия как бусинки, т. е. все детали действенной линии урока. Сквозное действие педагога - основа, которая, «пронизывает», «закольцовывает» начало и конец педагогического процесса.
7.Принцип интегративности. Содержательной и структурной основой организации педагогического процесса с позиции педагогической режиссуры выступает педагогическая интеграция рациональной и эмоциональной сторон учебно-воспитательного процесса.
При воплощении педагогом роли режиссера решаются конструктивные задачи:
● преобразовать (преобразить, изменить образ) материал содержания учебной подготовки в материал учебно-воспитательный путем его художественно-педагогической интерпретации;
● создать «партитуру» (сценарий) урока, в которой воплотится замысел, разработать композиционный план урока с соподчиняющимися логическими и эмоциональными фрагментами;
● «примерить» возможности, которыми обладает «партитура», к конкретному классу и ученикам и определить, какое решение урока ускорит личностный рост конкретных учеников и коллектива в целом;
● продумать педагогический жанр урока, интригу-завязку и другие компоненты сквозного действия;
● смоделировать диалогичность урока.
Профессию режиссера реформатор русского и мирового театра К. С. Станиславский всегда рассматривал в тесной связи с профессией педагога и сознательно пожертвовал своей актерской и режиссерской карьерой ради возможности воспитания личности в театре и личностей театром – «Школой жизни». Основные положения системы Станиславского, постулаты его художественно-педагогического режиссерского метода очень актуальны в гуманистической парадигме современного образования, которое должно предлагать ученику и воспитаннику действенность, возможность проживать, переживать и рефлексировать события жизни, а не быть их сторонним наблюдателем. Только такое образование может привести к личностному росту ученика, к появлению у него личностных смыслов.
Заключение
Когда-то французского скульптора О. Родена спросили, каким образом он создает свои произведения. «Я просто беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее», — ответил он.
Таким образом, искусство создания и воплощения замысла урока заключается в способности педагога как творца понять, что на уроке является лишним и избавиться от ненужного, оставив только то, без чего нельзя обойтись.
Список используемой литературы
1.. Ершов П. М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.
2. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976.
3.. О.С.Задорина «Педагогическая режиссура» 2013г.
4. Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике // Вестн. высш. шк. 1987.