Понятие «педагогическая режиссура»
Понятие педагогической режиссуры появилось в педагогическом языке во второй половине ХХ в. в связи с расширением представлений о функциях педагога и необходимостью создания условий для формирования в растущем человеке целостного мира культуры в его гармонической организации, потребностью сделать язык «педагогического действа» выразительным и живым.
Педагогической режиссуре сложно дать однозначное определение, так как она включает в себя несколько аспектов.
Педагогическая режиссура:
¾ Наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего научно-художественным единством педагогического процесса.
¾ Способ организации процесса познания и переживания педагогического события, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности через сотворчество всех субъектов взаимодействия.
¾ Деятельность по выстраиванию взаимодействия и взаимоотношений при работе с учащимися. Это может быть не только урок, но и перемена, деловой сбор, праздник, родительское собрание, конференция, педсовет — всюду, где собираются взрослые и дети с какой-либо педагогической целью, требуется профессиональный способ организации — педагогическая режиссура.
¾ Инструмент, средство обеспечения личностной заинтересованности учащихся в процессе образования и наполнения образовательного процесса богатством личностных смыслов.
¾ Своеобразный профессиональный конструктор. Педагогическая режиссура не даёт единственно верный рецепт на все случаи педагогической жизни, богатой на ситуации и отношения, но обозначает и позволяет выбирать педагогические средства в соответствии с ситуацией «здесь и сейчас», пробовать, искать. Это профессиональный взгляд на особенности составляющих педагогический процесс компонентов с точки зрения способов их соединения и гармоничного сочетания. Недостаточно использовать на занятии наглядность, музыку, тексты и т. д. Важно найти «золотую середину», педагогически целесообразную и красивую пропорцию всех составляющих для максимального выявления главного и соблюсти знаменитое правило: «Минимум средств — максимум выразительности».
¾ Разновидность практической психологии, которая позволяет увидеть скрытые от внешнего взора нюансы отношений, опосредуемые внутренними механизмами развития личности.
Таким образом, педагогическая режиссура проявляется внешне через логику событий, выражающихся в действиях, и внутренне - через построение внутренней психологической логики взаимодействия, логики переживаний «по поводу», в «предлагаемых обстоятельствах».
Почему для педагога есть глубокий смысл в том, чтобы обратиться к смежной сфере – сфере театрального искусства и соотнести содержание своей деятельности с деятельностью актёрско-режиссёрской? Если зрители на спектакле пассивны, безучастны – театр обычно умирает. То же самое можно сказать об образовательном процессе, хотя учащихся нельзя в полной мере назвать зрителями. Эффект участия обучающихся во всём, что происходит на занятии, создаёт ту атмосферу, которая превращает их в со-творцов педагогического события и позволяет прожить ценность познания.
Многие проблемы, возникающие в образовательном процессе, заключаются в том, что учащийся либо не хочет и не может слушать педагога, либо слушает, но не понимает. Педагог же не всегда прикладывает усилия, чтобы мотивировать ученика, считая, что тот просто обязан учиться. Отсюда – отчужденность и непонимание между педагогом и учеником, которые могут продолжаться довольно длительное время.
Подобная Аналогичная ситуация абсолютно не исключена и в театре. Да, театр, не имеющий контакта со зрителем, существовать не должен. может. Но, увы(!!!), отнюдь не всегда зритель «проголосует ногами» и в такой театр не пойдёт. К сожалению, сложилось расхожее мнение среди специалистов театрального дела: «Публика – дура!..». Поражают, возмущают ведь аншлаги на горе-спектаклях, в которых пошляки-псевдо-новаторы используют ненормированную лексику, например, и т. п. Для высокопрофессиональных же актёров и режиссёров умение заинтересовать глубиной животворящей мысли, высотой помыслов; «завести» вихрем полезных, положительных эмоций, вдохновенных чувств; «воспитать» в зрителях со-творцов на пути самосовершенствования, развития гармонично развитых личностей – вопрос не столь выживания, сколько реализации сверхзадачи, сверх-сверхзадачи своей профессиональной деятельности. Именно поэтому этиот аспекты в актёрско-режиссёрском искусстве проработаны очень хорошо.
Центральными объектами внимания театральной сферы являются:
1) общение,
2) действенная выраженность,
3) мизансцена.
Эти же объекты оказываются наделенными особой значимостью, влияющей на результат процесса и в педагогической сфере. Человеческая культура существует, передаётся и развивается благодаря той или иной форме общения людей друг с другом.
В театре представлены три типа общения:
● «Нелегальное» общение зрителей друг с другом во время спектакля.
● Фиксированно-ритуальное, предопределенное общение актёров на сцене, -когда у каждого есть текст роли, который он обязан озвучить, драматургом определены отношения между героями и т. д.
● Импровизационное, подлинное общение на сцене, - когда, несмотря на фиксированность событий пьесы и звучащего текста, то, что происходит на сцене, кажется возникающим спонтанно, «здесь и сейчас», и вызывает отклик зрителей. Возникновение сочувствующего, сопереживающего, соучаствующего характера общения возможно благодаря высочайшему мастерству актеров и режиссеров. Зрители начинают жить с персонажами единой жизнью, граница между вымыслом и реальностью размывается.
Все названные типы общения представлены и в образовательной среде.
Педагогическую режиссуру нужно рассматривать как деятельность педагога по разработке и воплощению замысла педагогического взаимодействия, обладающего гуманистическим потенциалом. Создание замысла — это основа первого, проектировочного этапа действий педагога как режиссера.