Создание художественных образов в театрализованном эпизоде «Мы – гордые дочери батюшки Байкала» (театрализованное представление «Берегите эту Землю – Белую юрту Забайкалья»)
В эпизоде образы рек Игода, Шилка, Чара, Онон, Читинка, Аргунь символизируют водные ресурсы края, их разнообразный растительный и животный мир. Они тихие и мягкие, или переливчато звенящие хрустальными своими струями, или упрямые и неустрашимые, но все завлекают своей прелестью, тайной.
В создании художественных образов героев эпизода были использованы различные приемы и средства: пластическое выражение характера, манера речи, костюм, музыкальное оформление, световое решение.
Ингода
Прозрачная водная гладь и особый, насыщенный хвойными ароматами, сибирский воздух. Но не стоит обольщаться, у нее крутой и своенравный характер. Ингода – красивейшая и своенравная река.
Воздух прозрачен над речкою синей
Лишь пробежит ветерок иногда...
Нежною жилкой синеет красиво
В дебрях таёжных река Ингода[9]
Пластика: Мягкие движения рук, высоко поднятый подбородок, как выражение гордости и величавости.
Речь: Неторопливая, утвердительная речь.
Костюм: желтая с зеленой отделкой шелковая блуза, юбка из розовых, оранжевых, синих полотен органзы, голубая с золотыми цветами гипюровая накидка.
Шилка
Шилка - быстрая, чистая горная река. Шилка имеет буйный горный нрав, стремительно и быстро она стремится к своему устью. В её бассейне были обнаружены залежи золота и других цветных металлов.
Пластика: резкие движения, быстрая походка.
Речь: звонкий голос, торопливая речь
Костюм: зеленое платье с воланами, золотистая накидка, красный пояс.
Чара
Величавая, то буйная, порожистая, то спокойная река Чара. По одной из легенд, эта река своим названием обязана дивной природе, окружающей ее. Вот как рассказывается в легенде. Когда мимо этого места однажды проезжал один из северных князей, имя которого, к сожалению, не известно, он не смог сдержать восхищения, сказав: «Очаровательно! Как здесь очаровательно!». Сопровождавшим князя в этой поездке коренным жителям запомнилось начало неизвестного им, но красивого слова «очаровательно», а именно «очаро». Так они стали впоследствии называть и саму реку. Со временем название Очара было упрощено до Чара.[10] Русло основной реки Чары и ее притоков, каменистые, порожистые. Около 8 месяцев в году водные потоки скованы льдом.
Пластика: то спокойная, то порывистая.
Речь: спокойная с низким тембром.
Костюм: платье из синих и зеленых полос из органзы, желтая накидка.
Онон
Одной из самых красивых рек Забайкальского края является река Онон.
Суровая сибирская река примечательна во многих отношениях. с этой рекой связаны рождение и смерть Чингисхана. утверждают, что Чингисхан родился в верховьях реки, неподалеку от ее слияния с Бальджином. По одной из версий, здесь же, у подножия горы Бурхан-Халдун, завоеватель и похоронен.
Река Онон – людских путей начало.
Ведь и меня твоя волна качала.
Твоих глубин испить и не напиться.
Река Онон – степи моей царица![11]
Пластика: сдержанная, величавая
Речь: низкий тембр, громкая речь
Костюм:красный дыгыл, национальный женский бурятский летний костюм.
Читинка
Река Чита или как ее ласково называют жители края Читинка. Мир разнотравья, цветов, покрытых мхом, камней, выложенных природой так, что они напоминают древнюю дорогу, посреди которой несёт свои прозрачные холодные воды река Чита. Река разделяется на рукава, которые вновь соединяются, течение становится наиболее сильным, а русло реки шире.
Пластика: нежная, сдержанная
Речь: без слов
Костюм: сиреневая блуза, розовая юбка из органзы, желто-розовая гипюровая-накидка.
Аргунь
Аргунь берет свое начало в Китае, далее река становится границей между Россией и Поднебесной. Аргунь извилистая, со множеством протоков, островов, заливов и песчаных кос.
Голубая Аргунь, приграничья река,
Ты течешь, омывая водой берега.
Там на той стороне "поднебесья" страна,
А на этой России родной сторона.[12]
Пластика: игривая, кокетливая
Речь: высокий регистр, быстрая речь
Костюм: синее платье, стилизованный головной убор, шлейф, зеленое платье с воланами, головной убор, шлейф.
Гонец: синий мужской летний дыгыл, шапка, желтый пояс, сапоги. Порывистые движения, речь восторженная, громкая.
Музыкальное сопровождение эпизодв – бурятский музыкальный фольклор.
Световое решение – подсветка синими софитами кулис из органзы.
Видеоряд – экран с проецированием изображений рек Забайкалья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театрализованное представление – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Театрализация – создание художественного образа по законам драматургии, театра при самом активном участии большинства зрителей. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Это субъективная форма отражения объективной действительности в сознании человека.Образная сфера любого произведения искусства формируется одновременно на различных уровнях сознания: интуиции, чувствах, воображении, логики, фантазии, мысли. При этом характерными особенностями художественного образа являются: «чувственная конкретность, обобщенность, эмоциональность, целостность, многозначность, единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального, подобного и условного». В любом из видов искусств образ является высшей категорией, доказывая это тем, что только образное воздействие и восприятие оправдывают существование искусства.
Создание художественного образа искусства, невозможно только путем фиксации прекрасного, непосредственного, интуитивного впечатления. Образ этого впечатления окажется в искусстве малозначителен, если он не одухотворен мыслью. Художественный образ искусства является и результатом впечатления и продуктом мысли.[13]
Существуют определенные средства, используемые постановщиками для создания художественных образов, которые направлены на создание художественного образа программы, на раскрытие ее смыслового содержания, на формирование эмоционального отношения зрителей к заявленной проблеме, их оценки. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности.
Проблема сохранения и охраны окружающей среды поднималась в спектакле-концерте «Берегите эту землю — Белую юрту Забайкалья!», который был посвящен Сагаалгану (Новому году по лунному календарю) и Году экологии. Частью спектакля-концерта «Берегите эту землю — Белую юрту Забайкалья!» стал театрализованный эпизод «Мы – гордые дочери батюшки Байкала». Эпизод органично вплетается в драматургию представления, помогая раскрыть общий замысел, что человек – часть природы, он обязан сохранять, беречь и преумножать удивительное биоразнообразие планеты и помнить, что человек должен быть - Человеком!
В создании художественных образов героев эпизода были использованы различные приемы и средства: пластическое выражение характера, манера речи, костюм, музыкальное оформление, световое решение.