Представление «Берегите эту Землю – Белую юрту Забайкалья»)
Земля за Байкалом величава и богата, ни один другой уголок России не сможет предложить такой мощной энергетики и волшебной целительной силы. Беречь красоту и неповторимость родного края — общая забота всех населяющих его людей, их обязанность и священный долг. Проблема сохранения и охраны окружающей среды поднималась в спектакле-концерте «Берегите эту землю — Белую юрту Забайкалья!», который был посвящен Сагаалгану (Новому году по лунному календарю) и Году экологии. Мероприятие прошло четвертого марта на сцене краевого драматического театра. Частью спектакля-концерта «Берегите эту землю — Белую юрту Забайкалья!» стал театрализованный эпизод «Мы – гордые дочери батюшки Байкала».
Актуальность постановки эпизода не вызывает сомнений. Забайкальский край по праву можно назвать речным краем. Карта буквально пронизана ручьями, речушками, речками и настоящими большими реками - это безграничный мир изобилия разной, иногда даже экзотической рыбы. Но сегодня, этому водному пространству грозит реальная опасность. В эпизоде говорится о проблемах экологии и загрязнении водной системы, о равнодушии и безответственности людей. Эпизод органично вплетается в драматургию представления, помогая раскрыть общий замысел, что человек – часть природы, он обязан сохранять, беречь и преумножать удивительное биоразнообразие планеты и помнить, что человек должен быть - Человеком!
Актуальная тема по замыслу: вода — уникальный дар планеты, берегите реки! Из темы вытекает идея: способствовать формированию способа мышления, стиля поведения, необходимых для решения существующих и прогнозируемых экологических проблем.
Режиссерская сверхзадача –призвать людей к защите и охране вод, рек, озер, родников – живительной системы планеты. Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету!
Основной конфликт – борьба между разрушительной деятельностью человека и жизненной энергией земли – водной системой планеты.
Сквозной ход – обращение рек Забайкалья о помощи к Батюшке Байкалу.
Контрдействие – человеческая безответственность, равнодушие, алчность, жестокость.
Событийный ряд:
Исходное событие – сборы на праздник и встреча рек.
Основное событие – мазутный дождь.
Центральное событие – письмо Батюшке Байкалу.
Главное событие – приход гонца с известием от Батюшки Байкала о начале Года экологии в России
Финальное событие – праздничный хоровод
Композиционное построение:
1. Экспозиция. «Встреча».
2. Завязка. «Начало дождя».
3. Развитие действия. «Мазутный дождь. Мольба о помощи.»
4. Кульминация «Обращение к Батюшке Байкалу»
5. Развязка «Появление гонца».
6. Финал Хоровод «Цветок Байкала»
Режиссерский прием – через иносказательно-аллегорические образы рек
Жанровая особенность – притча с публицистикой
Пластическое решение - через хороводные музыкальные картины общего фона и основных героинь – Аргунь, Онон, Читинка, Ингода, Шилка,Чара.
Сценарный прием – Белая юрта Забайкалья.
Характеристика места действия. Действие эпизода разворачивается в настоящее время, на забайкальской земле, где в горных хребтах берут начало самые полноводные реки. Однако проблемы сохранения водной среды Забайкалья характерны и для всей планеты. «Название всего праздника сакральное. В нем все видят аллегорию — Белая юрта символизирует не только наше Забайкалье, но и всю планету Земля. Важно, чтобы человек помнил, что он — сын Земли, и берег природу».[8]
Сценарный план:
1) Выход в героинь – Рек. В начале эпизода атмосфера праздника, атмосфера доброжелательная, веселая, все реки встретились на своем любимом месте. Реки знакомятся друг с другом, хвастаются нарядами, богатствами – рыбой, объемами водных ресурсов, гордятся, что они дочери Земли Забайкальской.
2) В завязке действия начинается событие - мазутный дождь, загрязняющий Реки. Радостную встречу гордых дочерей батюшки Байкала, омрачает начавшийся черный (мазутный) дождь, говорящий о сильном атмосферном загрязнении. Атмосфера становится напряженной.
3) В развитии действия – Реки начинают защищаться и жаловаться. Реки возмущены отношением людей к природе, они беспокоятся за состояние водной сферы, ее флоры и фауны. Они не видят выхода из создавшегося положения.
4) В кульминации действия – реки решают написать письмо, обратиться с просьбой к Батюшке - Байкалу, защитить их.
5) В развязке действия – появляется гонец от Батюшки – Байкала, с известием, что в России президентом В. В Путиным 2017 год объявлен «Годом экологии».
6) В финале – выходит ансамбль Могойтуского района «Алтан Туя» с танцем «Цветок Байкала».
Главные герои: крупные реки Забайкалья - Игода, Шилка, Чара, Онон, Читинка, Аргунь, гонец от Батюшки Байкала.
Сценография – поскольку эпизод является частью спектакля-концерта, специальные декорации не были предусмотрены. Тема эпизода была отражена в видеоряде, кулисы из органзы, цвета морской волны и игра света создавали иллюзию воды.