Театрализованном представлении
Художественный образ создается с помощью определенных сочетаний таких выразительных средств как: слово, звук, цвет, линия, форма. В художественном образе воплощены и выражены через него чувства и мысли сценариста. Художественный образ всегда двуединство формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматургическую целостность театрализованного представления, а содержательная –развитие конфликта через сценическое действие по закону драматургической кривой. Сценарист исследует факт, связанный с определенным событием, формирует свою концепцию происходящего, создавая на основе изученного свой образ. Чтобы ни питало фантазию, ум воображение сценариста, он создает нечто новое по отношению к изученному материалу, оставаясь в творчестве самим собой.
В работе над массовым представлением режиссёр должен иметь в своём арсенале, как можно больше выразительных средств, дабы передавать зрителю свой замысел и идею. Каждый компонент зрелищного действия обращен к зрителю, подчинен организации его внимания, его впечатлений. Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.
Художественные образы всегда ассоциативны, содержат в себе сравнения, требуют творческого подхода, предполагает соединение творческого вымысла с реальным опытом создателя. Помимо этого, создание художественного образа предполагает единство и тесное взаимодействие рационального и эмоционального начала.
В теории искусства принято выделять три базовых способа создания художественного образа:
1. От прототипа художественного образа к типу художественного образа.
2. Создание художественного образа безотносительно конкретного лица или события.
3. Диалектический способ создания художественного образа, единство формы образа и его содержания.
Образы представления могут быть:
-Обобщенными, т. е. герои говорят от имени класса, поколения. Такие образы даются автором в законченном виде и изначально несут определенный смысл. (моряк, девочка). Всеобщий, нереальный – Родина – мать.
-Собирательные – те, которые постепенно складываются на глазах у зрителя. (война). Собирательные образы создаются из речей, фраз, поступков персонажей. Воин интернационалист – собирается из качеств человека, характера, более конкретный.
-Выделяют также персонифицированные (на основе конкретной персоны) и ассоциативные (возникающие на основе ассоциаций).
-Сквозные – некий образ, который переходит от эпизода к эпизоду, и может использоваться на связках. Появляется и исчезает, но несет смысловую нагрузку.
-Изобразительные (камень, дерево) и выразительные (цвет, ритм).
Образ должен соответствовать определенным требованиям, критериям:
-Критерий единичного, позволяющий воспринимать аудитории образ, как живое лицо со всеми его индивидуальными особенностями.
-Критерий обобщенного, дающий возможность проследить влияние конкретно-исторической обстановки на человека, ибо «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
-Критерий всеобщного, т. е. показ жизненных черт, присущих каждому человеку.
Созданный на основе таких критериев образ обладает той живой и непосредственной привлекательностью, которая вызывает у аудитории определенное эмоциональное отношение[6].
В отличие от просто образа, художественный образ предполагает эстетическую функцию, целенаправленное выдумывание. Проблема образности связана с различными специфическими чертами образного мышления. Эти специфические черты выражают проблему взаимоотношения художника и действительности; проблему восприятия художественного образа и проблему взаимодействия образов внутри эстетического целого.
Все многообразие образов можно сгруппировать по определенным принципам[7]:
1) предметное содержание образа; предполагает следующие типы образов:
а) образы – люди, которые создают систему персонажей;
б) образы природы (пейзаж);
в) образы – вещи (предметные), которые формируют интерьер;
г) архитипные образы.
2) по принципу формы выразительности:
а) зрительные образы;
б) музыкальные (эмоциональные) образы;
в) образы мысли.
Художественные образы можно классифицировать по различным основаниям, поэтому различные классификации не противоречат друг другу, а дополняют одна другую.
Режиссерско-постановочная деятельность включает два этапа практической работы. Первый аналитический этап режиссерской деятельности в условиях, когда он является и сценаристом программы, реализуется им в ходе написания сценария, в котором органично сочетаются и литературные, и режиссерско-постановочные задачи. Два вида художественной деятельности объединяются единым творческим замыслом. Это очень важно потому, что замыслы сценариста и режиссера не всегда совпадают. Режиссерский замысел связан всеми узами с идеей и сверхзадачей культурно-досуговой программы, ее современностью, актуальностью, с определенным социумом, для которого создается программа, поэтому режиссеру, если он использует в своей работе готовый сценарий, необходимо глубоко разобраться и глубоко проанализировать и понять замысел сценариста.
Второй этап режиссерской деятельности заключается в воплощении замысла. Самая интересная мысль, предвидения, которые режиссер выстраивает в своем воображении, не станут искусством, пока они не переведены в образную форму. Эта задача является главной для режиссера, как идейного руководителя. Волнующая его сверхзадача постановки, потребность высказаться по этому поводу, поделиться своими мыслями и чувствами со зрителем, найти в зале единомышленников, заставляет режиссера найти ту единственную, присущую только данной постановке форму, найти художественный образ сверхзадачи, которая будет волновать зрителя, заставлять размышлять его, пробуждать в нем эстетические чувства.
Воплощение замысла требует разработки режиссерско-постановочного плана, который должен отвечать на три вопроса:
Первый: Что я ставлю? Анализ драматургического материала.
Второй: Зачем я ставлю? Что хочу сказать зрителю?
Третий: Как я ставлю? Способ решения практического воплощения сверхзадачи.
Отвечая на третий вопрос – Как я ставлю? Режиссер должен найти тот единственный способ решения сверхзадачи, который бы перевел литературный сценарий на язык зрелищной образности, найти приемы и выразительные средства, чтобы донести внутреннее содержание программы до зрителя. Надо понимать, что каждая тема имеет свое решение, свои выразительные средства, и задача режиссера определить их, а для этого необходимо иметь о них определенные знания.
Ведущими выразительными средствами являются иносказательные выразительные средства – символ, метафора и аллегория, которые помогают режиссеру в создании художественного образа на сцене, раскрытию полнокровного и многогранного мира эстетических и художественных ценностей.
Одним из сильнейших средств выразительности в режиссерско-постановочной деятельности является свет. Световое решение тесно переплетается с декоративно-художественным оформлением сценического пространства.
Значительное место в решении художественного образа культурно-досуговой программы и театрализованного представления занимает музыка. Она дает возможность режиссеру создать необходимую эмоциональную атмосферу для восприятия зрителей. Музыка может быть использована режиссером как самостоятельное средство выразительности в необходимых моментах программы и как средство, находящееся в слиянии с другими выразительными средствами: слово, танец, движение, видеоряд, смена декораций, света. Такое соединение углубляет эмоциональное состояние, окрашивает его поэтическим звучанием, рождает пластический образ, активизирует восприятие зрителей.
Сценический костюм всегда несет в себе образ персонажа. Он является одновременно и элементом пластики, и зрелищно-декоративным элементом.
Таким образом, существуют определенные средства, используемые постановщиками для создания художественных образов, такие как: музыка, шумы, свет, костюмы, декорации, грим. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности.
Все приведенные выше выразительные средства направлены на создание художественного образа программы, на раскрытие ее смыслового содержания, на формирование эмоционального отношения зрителей к заявленной проблеме, их оценки.