Особенности коммуникативного пространства урока искусства
Потребность в общении определяет процесс развития личности, включение ее в социальные отношения, в контекст культуры. Урок искусства должен быть, прежде всего, привлекательной для ребенка формой коммуникации, общения учащихся с искусством, учителем, друг с другом, со своим внутренним «Я».
Урок искусства содержит в себе особое коммуникативное пространство, в котором происходит освоение языка искусства, его особенностей и закономерностей. Для этого, хотя бы на первых порах, оно должно моделировать в основных чертах близкий ребенку контекст игры, общения, и других сторон его жизненного опыта. Роль контекста в освоении языка того или иного искусства особенно важна на начальном этапе обучения. В связи с ограниченным художественным опытом ребенка опорное значение приобретает окружающий контекст: связь искусства и обучения с жизненными ситуациями, игрой, общехудожественным опытом ребенка. Так же, как, общаясь с помощью вербальной речи, ребенок учится мыслить, с помощью слов познает окружающую его реальность, так, осваивая средства художественно изобразительного языка, он учится мыслить линиями и красками и познавать с их помощью мир, выражать свое отношение к нему. Языковые средства различных искусств помогают человеку воплотить свои мысли и чувства, передать и воспринять мысли и чувства других. Развитие художественного мышления связано с постепенным усложнением явлений, осваиваемых сознанием ученика. Так от первичных завоеваний сознанием пространства и времени через освоение в деятельности таких общих понятий как «высоко – низко» (подъем – спуск), «далеко – близко» (удаление – приближение), «фигура – фон», «один – много» и т.п., мышление движется к постижению все более тонких оттенков образов и средств выразительности, с помощью которых эти образы воплощаются.[4]
Младший школьный возраст сензитивен, особо чувствителен к обучению, опирающемуся на образный и наглядно-образный материал. Переживание образа становится пусковым механизмом для освоения структурных особенностей языковых средств того или иного искусства.
Один из важнейших принципов организации обучения – установление равновесия между потребностями учащихся и задачами обучения. Вся жизнь ребенка до школы пронизана игрой. (См. «Психология детской игры»). Игра - важнейший способ постижения окружающего мира. Близость оснований детской игры и художественного творчества делают игровые методы действенным средством обучения, в особенности на его первых этапах. Игра ребенка не мыслима без активной работы его фантазии. Сочиняя истории и сказки, стихи, экспериментируя с красками, глиной, изображая различных персонажей, ребенок получает удовольствие от рождения и переживания значений и смыслов, стоящих за создаваемыми им образами. Работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, предпосылка к самостоятельному творчеству. Но нередко в начальном образовании детское воображение оказывается не востребованным. Не в этом ли кроется причина нарастающей позднее познавательной и творческой пассивности учащихся?
Важной педагогической проблемой является проблема познавательной активности учащихся.Особенность здоровой психики ребенка– познавательная активность. Ребенок стремится к знанию, но не отвлеченно-абстрактному, а к живому освоению мира посредством собственной активности. Познавательная активность ребенка организует его внимание на обследуемых объектах до тех пор, пока не иссякает интерес к ним. Если 6-7летний ребенок занят интересной и важной для него игрой или деятельностью, он может, не отвлекаясь, заниматься 2-3 часа. Он же будет томиться, отвлекаться, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему не нравится. (Как сделать учебный материал и саму учебную деятельность привлекательными для детей?) И особенно острое звучание проблема отношения к учебной деятельности получает в подростковом возрасте, который характеризуется общим снижением интереса к учебе и значительным ростом потребности в общении. Разнообразные формы активного обучения, сочетающие учебную деятельность с общением, способны с успехом решить эту проблему.
Педагоги и психологи подчеркивают сегодня роль диалога, общения в совместной деятельности. Групповая форма обучения несет в себе большой учебно-воспитательный и развивающий потенциал: формирование необходимых умений разворачивается в контексте общения, взаимодействия учителя, учащихся и искусства. Коммуникативные связи, возникающие между участниками общения, личная ответственность за решение общих учебных задач, эффект «заражения», подтягивания пассивных учеников к более активным – вот далеко не полный перечень положительных влияний, которые может оказать обучение в группе. Однако создание творческого микроклимата и благоприятных условий общения в учебной группе требует особого внимания учителя, разработки и применения специальных методов работы.
Таким образом, в задачи учителя должно входить создание на уроке искусства особого коммуникативного пространства, готового принять ученика. Обучение на начальных этапах должно проходить в активной художественно-игровой деятельности учащихся, в которой смыкается их речевой, коммуникативный, эмоциональный и художественно изобразительный опыт.
Урок искусства – это создаваемое учителем художественно-коммуникативное пространство, художественно-языковая среда, облегчающая вхождение детей в мир искусства, где закладываются базовые компоненты художественного мышления, развивается художественное сознание учащихся.
Психология искусства изучает особенности и психологические закономерности создания художественных произведений, психологические компоненты творческой деятельности художников, писателей, музыкантов; исследует особенности художественного мышления и восприятия, раскрывает закономерности художественно-эстетического воздействия искусства на человека.
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», - говорил П.Чистяков.
В творчестве художника, в его мастерстве сливаются воедино его изобразительная техника, достигаемая упорным трудом, и уникальный индивидуальный стиль, в котором отражается мировидение художника, его мирочувствие, отношение к жизни.
«Техника – это язык художника; развивайте ее неустанно до виртуозности. Без нее вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». (П.Чистяков.) О.Роден: «Техника только средство, но художник, пренебрегающий этим средством, никогда не разрешит своей задачи, т.е. не передаст ни чувствования, ни мысли, он будет похож на наездника, позабывшего дать овса своей лошади». В.А,Серов с большим вниманием относился к изобразительной технике, о чем свидетельствует его прием выполнения набросков с натуры. Серов рисовал в альбоме с прозрачной пергаментной бумагой (калькой). Начиная первый набросок с предпоследней страницы альбома, он рисовал быстро, переворачивал страницу, ложившуюся на предыдущий набросок, который через прозрачный лист был четко виден. По проступающему контуру художник снова проходил карандашом, уточняя и упрощая то, чем был не доволен в предыдущем наброске. Так проделывал до семи раз, и с каждым разом набросок улучшался. Оставлялся последний, самый лаконичный и выразительный набросок, остальные уничтожались.
Другая важная составляющая мастерства художника – его творческий индивидуальный стиль – это своеобразные, характерные только для него приемы и способы работы. Стиль каждого значительного художника строго индивидуален. Нельзя перепутать манеру Рембранта, Репина, Пластова и др. Поэтому ничего не достигают те художники, которые стремятся подражать манере известного мастера; они забывают, что манера любимого им художника шлифовалась подчас каторжным трудом. Настоящая оригинальность приходит, когда художник многолетним упорным трудом постигает тайны искусства и обретает свободу творчества, освобождающую его от подражаний, делая его искусство подлинно оригинальным.
В это же время важно, чтобы молодой художник учился у больших мастеров, учился не столько стилю и внешней форме письма, сколько внутреннему, глубинному содержанию – отношению к жизни и труду, вниманию, умению видеть, упорству. И.Бродский говорит о своем учителе И.Репине: «Я не стремился перенять у своего учителя технику его мазка – влияние Репина было глубоким и плодотворным. От Репина я воспринял не его манеру письма, а его отношение к искусству, любовь и серьезный подход к искусству, как к делу жизни. Это дало мне значительно больше, чем простое подражание его технике».
И.Левитан говорил, что мазок только тогда выразительное слово, когда он лежит по форме, а иначе это пустословие.
[1] Ильин И.А. Собр.соч. Т.6. Кн.1. М., 1966. С.63.
[2] Мотивация учения как и любой другой деятельности имеет в своем основании два главных мотива – достижения успеха и избегания неудачи. Амер. психологи Аткинсон и Макклеланд доказали в своих исследованиях, что результат деятельности выше, когда человек выполняет ее не для того, чтобы избежать наказания или неудачи, а для того, чтобы достичь успеха - той цели, которую он поставил.
[3] Рефлексия – анализ своей деятельности и ее результатов, осмысление опыта, психологического состояния и др. Рефлексивные методы в обучении направлены на то, чтобы стимулировать осознание учащимися характера, способов и результатов своей учебной деятельности, на понимание значения учения для личностного роста учащихся.
[4] Так выдающийся художник и педагог Иоганнес Иттен предлагал своим ученикам поиск и анализ контрастных пар большое/маленькое, длинное/короткое, широкое/узкое, толстое/тонкое, черное/белое, многое/малое, прямое/согнутое, острое/тупое, горизонтальное/вертикальное, диагональное/круглое, высокое/низкое, плоскость/объем, линия/тело, гладкое/шероховатое, твердое/мягкое, покоящееся/подвижное, нежное/грубое, прозрачное/непрозрачное, жидкое/твердое, постоянное/прерывистое, сладкое/кислое, сильное/слабое, громкое/тихое. Основные контрасты, выделенные Иттеном, это белое/черное, большое/маленькое, холодное/теплое. Эти контрасты изучались в трех направлениях чувственного переживания, понимания и воплощения. Контрасты есть крайние точки формообразования, между ними шкала градаций.