Особенности развития, поведения, учения

6-7 лет – возраст, когда большинство детей приходят в подготовительный класс музыкальной школы и начинают заниматься музыкой. Многие из них одновременно начинают учебу в общеобразовательных школах. Все это вызывает серьезные перемены в жизни детей. Многие из них в это время переживают так называемый «кризис первоклассника». Этот кризис связан со стремительным нарастанием требований со стороны взрослых (учителей и родителей) и обязанностей со стороны ребенка, с необходимостью управления своим поведением, выполнения режима дня, что может оказаться для ребенка тяжелой задачей. Ведущей деятельностью дошкольника была игра, теперь она должно уступить место учебе, в то время как ребенок еще хочет играть и нередко оказывается неготовым к принятию позиции ученика. В последнее время разрабатываются новые программы обучения, учитывающие эти психологические трудности, предлагающие период «вхождения» ребенка в учебное пространство, когда уроки и домашние задания насыщены живым общением, развивающими играми и творчеством. Однако, любое обучение требует от ребенка определенной готовности, и школа берет на себя ответственность определить готовность ребенка.

В зависимости от темперамента, уровня общего развития и других индивидуальных особенностей дети по-разному привыкают к школе, вживаются в роль ученика. Различают три уровня адаптации:

1. высокий – ребенок с удовольствием идет в школу, внимателен, общителен, легко справляется с учебными заданиями

2. средний – ребенок в целом внимателен, любопытен, хорошо успевает и осваивает учебный материал, если ему это интересно

3. низкий – негативное отношение к школе, подавленное настроение, ребенок не может и не хочет заниматься самостоятельно. Возможные причины: психологическая неготовность к обучению, неразвитость навыков общения, умений взаимодействовать со взрослым и детьми, тревожность, страх перед учителем, отсутствие первоначального интереса к искусству и творческой деятельности. Учитывая, что для большинства детей характерен средний уровень адаптации, следует задуматься о том, как сделать обучение интересным и привлекательным для детей, иначе они могут пополнить ряды тех, кто относится к учебе равнодушно или негативно.

Психологические особенности 6-летнего ребенка:

· Острая восприимчивость ко всему новому

· Внушаемость, эмоциональная нестабильность

· Импульсивность поведения, непоседливость

· Непроизвольность внимания, восприятия, памяти

· Неустойчивость интересов и желаний

· Отчетливое проявление в поведении свойств темперамента

· Поведение непосредственно связано с интересом к игре или деятельности

Мышление носит конкретный, наглядно-образный характер. Ребенок может мыслить о тех предметах или явлениях, которые наблюдает в данный момент. В это время формируется способность мыслить и действовать в уме, где вместо предметов выступают их образы-представления. Дети этого возраста могут сравнивать предметы и явления, находить сходства и различия, выделять различные стороны, компоненты образов и, соединяя детали разных образов, придумывать новые, порой фантастические. Эта способность мышления лежит в основе любой творческой деятельности.

Ребенок легче воспринимает и запоминает наглядную, образную информацию. Так ребенок лучше запоминает конкретные предметы, персонажи, события и лица, нежели словесные объяснения, логические рассуждения. Ребенок многое запоминает непроизвольно, механически.

Интеллектуальная активность человека в любом возрасте, и в особенности в этот период жизни, связана с эмоциями. Воспринимается, в первую очередь, та информация, которая вызывает эмоциональный отклик. Поэтому очень важен эмоциональный тон урока, теплые отношения с учителем, юмор, занимательность учебных заданий.

И так, ведущей деятельностью 6-летнего ребенка по-прежнему остается игровая, в которой постепенно формируется способность ребенка к саморегуляции, к произвольности (как умению управлять собой). Необходимо строить занятия в форме игры, с использованием развивающих игр, занимательных образных упражнений, наглядного эстетически привлекательного материала, уделять внимание эмоциональной стороне общения с ребенком. Отвлекаемость, неустойчивость внимания требуют чередования занятий и других видов деятельности (двигательной активности, разнообразных игровых разминок). Родители и учителя нередко завышают требования к поведению и вниманию детей этого возраста («Запомни, будь внимателен!») и, не учитывая возрастных особенностей детей, обвиняют их в неорганизованности, непослушании, невнимательности. Высокий уровень образного мышления, яркость наглядно-образных представлений обеспечивает прочное усвоение учебного материала, облеченного в образную форму, опирающегося на чувственный опыт ребенка.



Наши рекомендации