Дайджест-конспект для учащихся отделения ДПИ
ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА
(Основы психологии и педагогики)
Дайджест-конспект для учащихся отделения ДПИ
Волоскович М.И.
МОЛОДЕЧНО 2003
Оглавление
Введение. Представления о психике человека …………………………………………………………………..
Различия психики человека и животных ……………..………………………………….……
Сознание. Личность. Структура психики ……………………………………………………..
Основные проявления психики человека (таблица) …………………………………………
Глава 1. Познавательные и эмоциональные процессы в художественной деятельности и их развитие …
Ощущения ……………………………………………………………………………………...
Восприятие. Художественное восприятие и его развитие …………………………………
Память. …………………………………………………………………………………………
Представления. ………………………………….......................................................................
Воображение. Воображение в художественном творчестве ……………...…………………
Мышление. Художественное мышление и его развитие ……………………………….……
Эмоции и чувства. Художественные эмоции…………………………………………………
Воля……………………………………………………………………………………………...
Внимание …………………………………………………………………………………..…..
Глава 2. Индивидуально-психологические особенности личности ...……..…................................................
Психологическая структура личности ………………………………………………………
Темперамент …………………..................................................................................................
Характер. Направленность личности ……………………………………………………….
Способности. Художественные способности ………………………………………………
Глава 3. Вопросы возрастной психологии …………….…………………………………………………………
Возраст. Возрастные особенности ………………………………………………………….
Основные понятия: сензитивный период, ведущий вид деятельности …………………..
Возрастные кризисы …………………………………………………………………………
Шестилетний ребенок: особенности развития, поведения, учения ………………………
Младший школьный возраст (физич. развитие, особенности псих. процессов)………….
Подростковый возраст: общая характеристика, психолого-педагогическая поддержка ....
Глава 4. Вопросы психологии преподавания искусства………...…………………………………………….
Понятия «обучение», «воспитание». Процесс обучения (структура) ……………………....
Принципы обучения искусству. Цели и задачи обучения в ДХШ …………………………
Психолого-педагогическая характеристика ученика ……………..……………………...…
Готовность к обучению ……………………………………………..………………………...
Мотивация к учению …………………………………………………...……...………………
Педагогические способности учителя …………… ……………………..…………………...
Оценка. Отметка …………………………………………………………..…………………..
Педагогическое общение. Стили педагогического общения …………..…………………..
Темперамент ученика и его влияние на обучение ………………………..…………………
Воспитание внимания ученика ……………………………………………….………………
Психология детской игры. Игровые методы обучения ………………………..……………
Особенности коммуникативного пространства урока искусства …………………………...
Y ВВЕДЕНИЕ
Психология – (от психо… и …логия) -наука о человеке, изучающая объективные закономерности проявления психики.
Психика (по-гречески «душа») – одухотворенная сущность, – виртуальное сжатие Вселенной, – субъективное отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Известна тесная связь психики и деятельности головного мозга (повреждение мозга – неполноценная психика), но психику нельзя свести к нервной системе. Важнейшее особенность психики – активность.
Психика не изучена до конца, известно множество необъяснимых явлений, связанных с активностью психики. Содержание психики черпается из внешнего мира. Законы развития психики закладываются до рождения, но само развитие возможно только в человеческом обществе, в общении, деятельности, творчестве (если ребенок изолирован от людей – «феномен Маугли» – собственно человеческая психика не формируется).
Материальная и духовная культура – объективная форма воплощения психического развития человечества.
Первоначально психология возникла и развивалась как наука о душе (Аристотель, трактат «О душе» 4 в. до н. э.; духовная мысль античности, первых и средних вв.), 17 в – психология – наука о сознании, 20 в. – о поведении; мышлении; о закономерностях, процессах и механизмах психики.
Отрасли психологии (П.): психофизиология, зоопсихилогия (П. животных), общая П. возрастная П., детская П., педагогическая П., социальная П., П. творчества и др.
Структура психики человека в психоанализе
СВЕРХСОЗНАНИЕ Социальное «СВЕРХ-Я»
моральные нормы, ценности, традиции, воспитание
СОЗНАНИЕ Личное «Я»
воля, внимание, логическое мышление, осознанные потребности
самосознание, контроль поведения, С – центр нашего внимания
БЕССОЗНАТЕЛЬ- Биологическое «ОНО»
НОЕ инстинкты, влечения (неосознанные потребности); забытые
впечатления, мысли, переживания; интуиция, воображение; импульсивное поведение; рефлексы, автоматизированные навыки. Недоступно вниманию. Активно во сне, в гипнозе
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РАЗВИТИЕ
ОЩУЩЕНИЯ
это способность психики принимать информацию об отдельных свойствах предметов, явлений, (а также телесных состояниях) при их воздействии на органы чувств (зрение, слух и др.). Ощущения человека многообразны, позволяют получить целостную картину мира вокруг него. Реальность нашего мира гораздо более широка, чем мы это можем ощутить (органы чувств ограничены в своих возможностях порогами чувствительности), однако и наших возможностей вполне достаточно, чтобы восхититься красотой Творения (Вселенной) и создать свою картину мира.
Сенсорная система человека представляет собой 5 основных видов чувствительности (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная поверхность тела) – это место встречи внутреннего мира с внешним. Чувствительность– способность иметь ощущения, индивидуальна (одни способны различать тончайшие оттенки звука, вкуса, цвета, другие едва замечают значительные изменения в ощущениях), зависит от состояния человека, развивается в деятельности (напр. музыкальный слух).
Виды ощущений.: зрительные, слуховые, тактильные (осязательные), обонятельные, вкусовые, болевые, температурные, интероцептивные (внутриорганические: жажда, голод и пр.). Ощущения (О) – начальная ступень познания, в целом о. подчиняются объективным законам (все люди одинаково отличают белое от черного, ощущают кислый вкус лимона), но имеют и субъективные отличия (сравни слух музыканта и немузыканта).
Формы изменения чувствительности: адаптация– приспособление, привыкание к внешним условиям (так зрение адаптируется к темноте); сенсибилизация – различные ощущения могут усиливать или подавлять друг друга (музыкальное сопровождение танца усиливает его зрительное восприятие; резкий запах разрушает слуховое внимание). О взаимодействуют друг с другом, одно О может вызвать ассоциацию с другим О. Синестезия (слитность ощущений) лежит в основе художественного видения мира. Так явления «цветного слуха» - это зрительно-слуховая синестезия. Римский-Корсаков писал о тональностях: ля мажор – это «тональность молодости, весны, - и весны не ранней, с ледком и лужицами, а весны, когда цветет сирень, и все луга усыпаны цветами; это тональность утренней зари, когда чуть брезжиться свет, уже весь восток пурпуровый и золотой»; ми-бемоль мажор: «темный, сумрачный, серо-сиреневый, тон городов и крепостей»; фа мажор: «ясно-зеленый, пасторальный, цвет весенних березок»; си минор: «мрачный, темно-синий, со стальным, пожалуй, даже серовато-свинцовым отливом, цвет зловещих грозовых туч». Показатели цветного слуха не совпадают у разных музыкантов, т.о. качества синестезии индивидуальны. Слуховые ощущения могут взаимодействовать с др. органами чувств, тогда звук может становиться не только громким или тихим, но и высоким или низким, светлым или темным, мягким, колючим, пустым, тяжелым и пр. Подобные взаимодействия могут сопровождать и зрительные ощущения. Так, глядя на лимон, мы можем явственно ощутить во рту его характерный кислый вкус.
ВОСПРИЯТИЕ
Если ощущения дают информацию об отдельных свойствах предметов и явлений при непосредственном контакте с ними, то в восприятии все ощущения сливаются в единое целое, целостный образ предмета или явления. Так слушая музыку, мы не воспринимаем отдельно мелодию, ритм, тембр, но слышим музыку как нечто единое, целостное. Восприятие (Вс) – сложнейший процесс, связан с памятью (моменты узнавания, связь с тем, что воспринималось ранее), мышлением (осмысление воспринимаемого), с речью (воспринимая объект, мы называем его, можем описать словами). Вс зависит от жизненного опыта человека, его знаний, внимания, интересов, чувствительности рецепторов (органов ощущений), от установок, ожиданий (от того, что человек ждет или хочет увидеть/услышать), от психического состояния. Наш взгляд на мир определяется одновременно тем, что мы знаем и тем, что мы чувствуем, воспринимаем. Работа рецепторов ограничена (порогами), знания также ограничены. Мир гораздо разнообразнее, полнее, чем мы это воспринимаем и можем знать.
Свойства Вс:1 Целостность (воспринимаются целостные образы)
2 Константность (постоянство: узнаем мелодию вне зависимости от тембра, регистра, темпа исполнения)
3 Избирательность (способность фокусировать внимание на отдельных сторонах действительности – выделять фигуру и фон)
Качество художественного восприятия определяет общая и художественная культура человека, степень развития художественных способностей, возраст, уровень образования и др. условия.
Нередко то, что человек видит в том или ином объекте, оказывается проекцией на этот объект личностных свойств воспринимающего (так влюбленному мир вокруг него кажется прекрасным). В психологии используются так наз. Проективные тесты, где человеку предлагается некоторое неоднозначное изображение, в истолкование которого, сам того не замечая, он вкладывает информацию о себе, своих проблемах, желаниях и пр. Так при восприятии музыкального произведения происходит нечто подобное: при некотором сходстве переживаний, ассоциаций каждый услышит в музыке нечто свое, глубоко личное. Личное начало всегда присутствует и при восприятии произведений живописи, графики, вспомним, например, направления символизма, абстракционизма и нереалистических стилей.
ПАМЯТЬ
Память – сложный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения различных сторон жизненного опыта. Связывает настоящее с прошлым и будущим. Активно включается во все проявления психической жизни человека, связана с познавательными процессами – восприятием, мышлением, воображением, со способностями человека. Аудио- и видеозапись фиксируют световые и звуковые сигналы и затем воспроизводят их в точности. В человеческой памяти информация претерпевает определенные изменения, «спрессовывается», многие детали выпадают, наиболее значимое для человека остается. Так память о муз произведении нередко хранит обобщенный образ, «свернутый» в генеральную интонацию (так 5 симфония Бетховена у многих сохраняется в образе темы Судьбы). Сохранение информации зависит от интересов, степени включенности личности, физиологических особенностей деятельности мозга и мн. др. условий. Сохранение и забывание – два параллельно протекающих процесса памяти. Забывается второстепенное, не жизненно необходимое. В целом, забывание – защитный механизм, предохраняющий сознание от перегрузки (у др. греков неподалеку от источника памяти протекает река Лета).
Виды памяти: 1) по характеру целей память делят на произвольную (запоминание сознательно, целенаправленно) и непроизвольную (информация запоминается сама собой, без специальных усилий, непроизвольная память сильно развита в детстве, с возрастом ослабевает).
2) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную (память на движения, психомоторика), эмоциональную (на чувства), образную(зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и др.) и словесно-логическую (память на мысли, языковую информацию).
3) по продолжительности закрепления и сохранения на кратковременную, долговременную и промежуточную. Кратковременная память (КП) – запоминание на 5-7 минут (формула КП: 7 + - 2), после чего информация забывается или переводится в долговременную память (ДП), чаще только при условии повторения. Помимо ДП с сознательным доступом, есть закрытая ДП, где хранится забытый опыт. В естественных условиях человек к ней доступа не имеет (информация в ней актуализируется в состоянии гипноза и при раздражении определенных участков мозга). Промежуточная память сохраняет информацию несколько часов, накапливая ее в течение дня. Во время ночного сна инф. из ПП перерабатывается, переводится в ДП. По окончанию сна ПП опять готова к приему информации. (У человека, который спит менее 3х часов в сутки, ПП не успевает разгружаться, что ведет к нарушению мыслительных процессов, внимания и пр.)
прочному запоминанию способствует:
· внутренняя установка на прочное усвоение
· осмысливание и «вчувствование» в материал
· повторение (первое повторение через 40 мин после заучивания, т.к. через час в памяти остается ок. 50% информации). Чаще повторять в первые дни после заучивания (в это время максимальны потери от забывания. ! 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день
· особое внимание трудным местам
· при каждом повторении осмысление допущенных промахов. Последнее повторение – перед сном
Определяющую роль в развитии и протекании всех психических процессов человека, а так же в его деятельности играет АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (АЛ порождается потребностями, желаниями, целями человека). Так избирательность, памяти, прочность запоминания определяется тем, какое значение имеет данная информация, например, музыка или картина для человека. Такая значимость проявляется уже в процессе восприятия: в зависимости от художественного вкуса, профессиональных потребностей будут запечатлеваться разные стороны информации.
Воспроизведение – критерий, по которому обычно оценивается память, может осуществляться в разных формах:
Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта (образа)
Воспоминание – происходит при отсутствии о.
Припоминание – управляется сознанием, зависит от задач, которые ставятся перед памятью
Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым (память отказывается выдать нужную информацию, спустя время, информация внезапно «всплывает» в сознании). Большая часть воспринимаемого человеком «погружается» на хранение в бессознательный «банк» памяти, в закрытую память, там же происходят процессы перезаписи информации из КП, ПП в ДП «Подъем этой информации на уровень сознания далеко не всегда возможен по желанию. Однако нередко бывает достаточно мысленно послать «заказ» своей памяти на поиск нужной информации (И) и дать время на его выполнение. И. всплывет спустя некоторое время (так иногда мы не можем припомнить и напеть муз. тему, а через некоторое время она вдруг ясно начинает звучать в нашем сознании).
Как и восприятие, память зависит от преобладания одного из трех основных каналов восприятия, по которым человек получает информацию об окружающем его мире – ВИЗУАЛЬНОГО, АУДИАЛЬНОГО (слухового), КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО (телесного). Кроме того, память опосредуется мышлением, оперированием знаковыми системами (слово, символ). Запоминание тем глубже, чем больше органов чувств (глаз, ухо, голос, тело) принимают участие в запечатлении. См. «пирамиду» запоминания
Хорошую память связывают часто с большой одаренностью.А. Македонский знал в лицо и по имени каждого из 30 тыс. своих солдат. Исключительной памятью обладали Моцарт ((в 13 лет записавший а одного прослушивания «Мизерере» Аллегри). Но наряду с этим можно назвать имена людей, выдающейся памятью не обладавших, и в то же время добившихся исключительных результатов в своей деятельности – Л,Н,Толстой, Ф,М,Достоевский.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Возникающие в психике образы предметов или явлений, в данный момент нами не воспринимаемых, называются представлениями. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, запечатлевается психикой и спустя некоторое время вольно или невольно может вновь возникнуть в нашем сознании, в своеобразном (виртуальном) внутреннем, психическом пространстве. Различают представления памяти (представления того, что было ранее воспринято, например, ранее звучавшей музыки) и представления воображения – процесс преобразования образов прошлых восприятий и создание на их основе своих представлений. Например, представление некоторого места, где не был, но читал его описание. В представлениях может осуществляться синтез образов - агглютинация /русалка, кентавр/; происходить их увеличение/уменьшение – прием гиперболизации /Дюймовочка, великан/; подчеркивание существенных признаков человека или его проявлений – заострение /карикатура, пародия; искаженное преувеличение некоторых сторон – / образы Циклопа, Гидры/. Представления возникают в форме образов (зрительных, слуховых, осязательных) и, как правило, бледны в сравнении с восприятием, но у людей художественного типа, с ярким воображением, могут не уступать по своей насыщенности восприятию реальности. Изобразительная деятельность часто требует от художника построения образа в уме, во внутреннем психическом пространстве, т.е. развитых художественно зрительных представлений.
Таким образом, способность к зрительным представлениям – это возможность человека оперировать образами предметов, явлений в своем внутреннем психическом пространстве.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение (Вб)– это психический процесс, представляющий собой создание образов таких объектов, которых мы ранее не воспринимали, которых не было в нашем опыте. Виды воображения: Воссоздающее (воссоздание того, что было или есть в действительности, но мы лично не видели, не воспринимали: например, дно океана, историческое прошлое); Творческое (создание образов новых объектов, которых еще не было в действительности, но которые могут быть созданы, запечатлены на бумаге, киноленте, в музыке и пр.). Мечты – тоже форма воображения (образ желаемого будущего, не обязательно что-либо новое). Грезы – воображение без определенной направленности, нечетко фиксирующее объект, положительно эмоционально окрашенное. Образы воображения могут возникать по внушению («Представьте себе...»), по вдохновению. Деятельность воображения всегда индивидуальна, различается по широте, содержательности, яркости, степени связи с реальностью.
В Творческом воображении в свою очередь выделяют: научное, конструкторское, художественное В. Если ученый в Вб создает некоторую абстрактную модель, близкую к действительности, то конструктор воображает модель, которая должна быть, но которой еще нет на самом деле. Художественное Вб ставит иные цели: создавая образ (некую модель действительности) художник воплощает в ней свое видение мира, отношение к изображаемому, свои интересы, личностные особенности. В худ. образе нерасторжимо спаяны переживания, представления, ассоциации, интуитивные прозрения художника.
Приемы создания образов в художественном творчестве: агглютинация, гиперболизация, заострение – см. выше Представления воображения.
Процесс Вб протекает, как правило, неосознанно. Образ рождается в глубинах подсознания. Здесь все идет в дело: прочитанные книги, случайные впечатления, воспоминания. Образ возникает постепенно, обрастает подробностями, развивается, может быть эйдетическим, т.е. обладающим яркостью зрительных, слуховых, тактильных и пр. ощущений. Образ соединяется в сознании художника с языковыми средствами того или иного искусства (красками, звуками, словами) и воплощается. На этом этапе в работу включаются процессы мышления.
МЫШЛЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШДЕНИЕ
Мышление (М) венчает процесс познания. С помощью восприятия, представлений, воображения, мышления сознание не только познает, отражает действительность, но и творчески ее преобразует. С помощью М человек способен проникать в суть вещей, улавливать скрытые связи между ними, обнаруживать причины и следствия событий и явлений. М бесконечно расширяет возможности познания вплоть до невидимого, недоступного восприятию. В своем развитии М проходит две стадии – допонятийную (ДпМ) и понятийную (ПМ). ДпМ - начальная стадия мышления ребенка – конкретно, привязано к знакомому, к вещам, ситуациям, компонентами М служат конкретные образы. Поэтому, объясняя или убеждая ребенка, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами (пример – первичная форма доказательства). Мышление ребенка эгоцентрично: он не может посмотреть на себя, на ситуацию со стороны, отсюда – нечувствительность к противоречиям, синкретизм (тенденция связывать все со всем) и др. особенности. ПМ формируется постепенно и в основном складывается к 11- 14 годам (первичные понятия возникают на основе житейского опыта), совершенные понятия формируются в юношеском возрасте, когда использование понятий, теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
Виды мышления: наглядно-действенное мышление – М ребенка, простейший вид М, опирается на восприятие конкретных предметов и реализуется в действии с ними, подчиняется чувствам, плохо контролируется. Образное М опирается на представления и образы, когда некая ситуация, предметы или явления преобразуются во внутреннем психическом пространстве. Словесно-логическое - осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Помимо того, мышление может оперировать знаками (цифрами, нотами), символами. Все виды М тесно переплетены в сознании человека, задействуются в зависимости от типа задачи.
В воображении и образном мышлении огромную роль играют ассоциативные процессы. Ассоциации сцепляют между собой отдельные представления, способствуют запоминанию. Ассоциативная игра, беглость, способность к отдаленным ассоциациям – свойство творческого мышления.
Различают теоретическое мышление (познание законов и правил), и практическое (преобразование действительности), интуитивное (неосознанное) и аналитическое (логическое) мышление (развернуто во времени, осознанно).
Процесс М – это процесс оперативный. Выделяют мыслительные операции: анализ (расчленение сложного объекта на составляющие); сравнение (установление сходства и различия); синтез (мысленный переход от частей к целому); обобщение (объединение объектов по их общим признакам); абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков), конкретизация, классификация, систематизация. Мысли человека оформляются в виде суждений (утверждение или отрицание чего-либо). Если мы имеем о предмете несколько суждений, это означает, что мы имеем понятие об этом предмете. Умозаключение – форма М, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Формы образного мышления более сложны, недискретны (не делимы), не поддаются точному анализу.
В психической активности человека ведущую роль играет деятельность головного мозга. При этом левое (доминирующее у современного человека) полушарие является базой аналитического, словесно-логического мышления, а правое – целостного, образного мышления. Нейрофизиологами установлен факт доминирования правого полушария в художественной деятельности (даже мозг новорожденного реагирует на музыку, стихи, яркие изображения преимущественно правым полушарием, в то время, как речь воспринимается левым). Недостаточная активность правого полушария ведет к торможению психического развития, инициативности личности. И наоборот, активизация правого полушария (особенно в художественной деятельности) высвобождает творческие потенциал личности, в целом благотворно влияет на личность и общее состояние человека.
Художественное мышление
Художественное мышление часто сопоставляется с научным мышлением. Главная задача науки – познание мира и человека. Гл. задача искусства – образное моделирование мира, не только его познание, но и оценка, раскрытие общечеловеческих ценностей через личное, индивидуальное отношение автора. У каждого мышления свой метод познания. Научное М использует понятия, категории, законы. Художественное М есть мышление в образах. Оно близко по своей природе символическому мышлению как древнейшей и наиболее значимой форме мышления человека. Мышление в искусстве начинается с потребности высказаться, с осознания идеи, темы, смысла высказывания. М намечает пути образного решения. Худ смысл «притягивает» для своего выражения определенные средства того или иного искусства. Так смысл музыкального высказывания воплощается с помощью разнообразных звуковых средств, картины – с помощью художественно–изобразительных средств (красок, линий, пропорций, светотени и др.). Т.о. художественное произведение – результат мыслительной деятельности автора, «свертывание» художественной информации в художественно–изобразительныхкомплексах. При восприятии произведения искусства происходит обратное движение от изображения к смыслу, к образу.ХМ делает возможным коммуникацию (общение) автора и зрителя.
«Надличностная» система ХМ складывается в социальной среде, вбирает в себя особенности национальной культуры. Так свои особенности имеет художественная культура Востока и Запада, каждая историческая эпоха формирует свой стиль в культуре, и художественные произведения одной эпохи имеют много общего в особенностях художественного языка, которым они написаны. Так мы говорим о стиле романтизма, импрессионизма и др. Своеобразие способов художественного мышления отражается в разных направлениях (храмовое искусство, светское, фольклор и пр.), в произведениях одного автора (мы отличим картины Репина от картин Айвазовскоего или Левитана, музыку Чайковского от музыки Шопена). Т.о. стиль – это своеобразие способов художественного мышления.
Развитие ХМ связано с процессом освоения художественных языков искусства. Сегодня еще нередко обучение сводится к развитию профессионально-технических способностей учащихся, к освоению конструктивных законов построения изображения, при этом ученик оказывается не в состоянии проникнуть за зримую оболочку произведения, к его смысловым пластам. Однако многие преподаватели-художники понимают значение осмысленности в художественном творчестве и стремятся активизировать мышление учеников с помощью заданий проблемного характера
· целостный художественно-смысловой анализ произведения;
· поиск аналогий с жизнью и другими искусствами,
· сравнение нескольких произведений по определенным признакам между собой,
· определение главных смысловых точек,
· нахождение наиболее целесообразных путей изображения и др.
Осознания только лишь конструктивно-технических законов «построения» произведения для полноценной работы ХМ недостаточно, необходимо проникновение в выразительно-смысловой подтекст, осмысление произведения и искусства в целом как проявления человеческого духа.
ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА
Познавая окружающий мир, взаимодействуя с ним, испытывая на себе его влияния, мы реагируем эмоционально. Именно благодаря эмоциям и чувствам, которые мы испытываем, раскрывается наше собственное отношение к миру, к другим людям и к себе. Т.о. эмоции отражают отношения человека к самому себе и окружающему его миру. Проявления эмоциональной жизни человека: эмоции (реакция на ситуацию, реальную или представляемую (вспоминаемую); чувства (устойчивые психические состояния, направленные на к.л. объект, различают моральные чч – напр. к др. людям, интеллектуальные – связанные с процессом познания, эстетические – чувство красоты, в т.ч. в искусстве; аффекты (сильные, бурные кратковременные переживания, практически не управляемые сознанием – ярость, панический страх и др.); настроения.
В процессе развития личности чувства появляются позже, чем собственно эмоции. Эмоции напрямую связаны с удовлетворением первичных, базовых потребностей человека (например, потребности младенца в еде, уходе, защищенности). Возникновение чувств связано, прежде всего, с приобретением человеком социального опыта, который складывается в общении с окружающими его людьми. Чувство несет в себе отношение, значение, которое человек придает тому, что его окружает. Это отношение может быть положительным, отрицательным или нейтральным. Если чувство предполагает устойчивое, более или менее длительное отношение к объекту, то эмоции - непосредственная, реактивная форма реагирования человека на стимул (воздействие, ситуацию). Так, например, чувство любви может проявляться в переживании эмоций радости, печали и др. Нередко чувства человека могут быть амбивалентными (противоречивыми), когда, одновременно испытываются любовь и ненависть, страх и желание (стремление к объекту). Эмоции, особенно интенсивные, заразительны, могут вызывать бессознательный отклик, «заражение» окружающих.
Отрицательных эмоций значительно больше нежели положительных (сравните: радость (удовольствие) – с одной стороны, и страх, гнев, отвращение, горе, печаль, стыд – с другой). Удивление (У) – кратковременная неопределенная эмоция (У – радость – интерес; У – стыд – страх). Психологи отмечают ценность отрицательных эмоций, которые нередко помогают человеку выжить, добиться поставленных целей, ощутить духовную связь с другими людьми и пр. Так пресловутый комплекс неполноценности, переживаемый как чувство стыда, вины, неуверенности, может подтолкнуть человека к упорной работе над собой, к развитию и личностному росту. Подавлять эмоции вредно (э. загоняется внутрь, длительное подавление негативных эмоций приводит к психосоматическим заболеваниям), однако некоторые формы выражения эмоций небезопасны. Необходимо учиться достойно выражать свои чувства (не скрывая, но и не обижая человека) или изменять их (подняться над ситуацией, проанализировать ее).
Стресс – состояние, вызываемое стрессогенными факторами (информационным дефицитом, неумением найти выход из критической ситуации, внутреннего конфликта, чувства вины, физическим или умственным переутомлением, конфликтами в обществе, посткатастрофными ситуациями и т.п.), которое может развиваться и переходить в дистресс, сопровождаться физиологическими изменениями (нарушением сна, головными, сердечными болями, снижением работоспособности и др.), неприятными психологическими ощущениями (тревожность, страхи, апатия, раздражительность), дистресс длится продолжительное время, в отдельных случаях приводит к летальному исходу. Непродолжительный стресс может иметь и положительные стороны: открывает резервы организма, о которых человек и не подозревает; активизирует личность, учит бороться. В стрессе выделяют три фазы: 1 – реакция тревоги, организм функционирует с большим напряжением, приспосабливается к травмирующим обстоятельствам; 2 – фаза стабилизации, организм работает в новом режиме, используя свои защитные резервы; 3 – фаза истощения, если стрессовая ситуация продолжается или усугубляется, резервы организма истощаются и начинается разрушение. Самыми сильными стрессорами являются длительные психические напряжения. Чтобы не наступил срыв, надо учиться снимать нервное напряжение, чему способствует: общение с природой, пребывание в храме, занятия любимым делом, спортом, путешествия, водные процедуры и пр. В тяжелых случаях нужна квалифицированная помощь.
Художественная эмоция – не биологическая (хотя и не оторвана от жизненных эмоций), а эстетическая, вызываемая красотой и совершенством формы и образного содержания искусства. Эстетические эмоции психолог Л.С.Выготский назвал «умными эмоциями». Сравнивая высокое искусство и массовую культуру, можно убедиться в бесконечности, тонкости и глубине охвата эмоциональной сферы человека в классическом искусстве, и нередкой упрощенности, однобокости в выражении чувств и переживаний в поп–арте.
ВОЛЯ
Личностный и профессиональный рост всегда связан с волевыми усилиями. Волевое действие надо отличать от действия, которое вызывается физиологическими побуждениями, влечениями, стремлением к удовлетворению простейших потребностей. В отличие от последнего, волевое действие направляется и контролируется сознанием человека, который принимает ответственность за свои действияперед собой и другими. Проявлениям воли человека соответствуют следующие характеристики личности: целеустремленность, самостоятельность, способность доводить начатое дело до конца, ответственность, самообладание. Воля связывает человека с его будущим, которого еще нет, но которое должно состояться в результате его действий. «Я могу сегодня не заниматься, могу пропустить занятия, но я поставил перед собой цель стать профессионалом и поэтому выбираю работу».
Воля появляется тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии (осознаванию, анализу) своих целей, желаний, влечений, состояний. Понимание смысла своих действий зависит от уровня личностного развития: чем он выше, тем глубже понимание и, как правило, выше волевой контроль.
ВНИМАНИЕ
Внимание (Вн) – это направленность сознания и его сосредоточенность на предметах, явлениях, мыслях и образах, при отвлечении от всего остального. Внимание можно сравнить с направленным лучом фонаря: то, что попадает в его поле, видно отчетливо, все остальное остает