VIII. Знакомство с бумажным конструированием
Пока вы выбираете технику для изготовления вашего волшебного фонаря, вспомним, как можно сделать буквально за 2—3 минуты простейший бумажный фонарик. Скоро новогодний праздник, и такой фонарик вы можете сделать в качестве елочной игрушки.
Возьмите лист бумаги прямоугольной формы и сложите его пополам вдоль. Если бумага цветная, то сделайте сгиб по лицевой стороне, чтобы изнанка получилась спрятанной внутри.
(Школьники выполняют вместе с педагогом нужные действия.)
У полученного узкого прямоугольника надо отогнуть один край — тот, на котором встретились две стороны бумажного листочка. Сгиб сделайте, отступив примерно 1 см от края. Этот сгиб будет границей при разрезании листочка ножницами.
Возьмите ножницы и надрежьте листочек с противоположной стороны, там, где бумага согнута. Надрезы делайте поперек листка до линии отгибания края - границы. Расстояние между надрезами тоже около 1 см. На с. 62 учебника показано, как надо правильно надрезать листок.
Расправьте листочек и соедините его короткие края, наложите их друг на друга и склейте. У вас получилась заготовка для фонарика. Из полоски бумаги приклейте сверху ручку. Сравните ваш фонарик с тем, который нарисован в учебнике. Видите, они похожи, потому что их делали по одной основе, просто у того, который изображен в книжке, добавлены декоративные украшения. Ваш елочный фонарик вы можете украсить дома самостоятельно.
Эта работа познакомила вас со свойствами бумаги - ее можно сгибать, разрезать, скручивать, складывать, рвать на отдельные кусочки. Ведь и аппликацию можно выполнить из кусочков рваной бумаги.
— Какую работу с бумагой вы выполняли при изготовлении бумажного фонарика?
— Какие еще рабочие операции можно производить с бумагой?
- Приходилось ли вам самостоятельно мастерить из бумаги объемные поделки?
IX. Самостоятельная работа
Теперь подумайте над тем, каким должен быть ваш уличный фонарь, и смастерите его или нарисуйте. Можете за основу взять примеры, приведенные в учебнике на с. 61.
(Школьники приступают к выполнению задания.)
X. Физкультминутка
Сделайте маленькую паузу в работе, выполните физкультминутку.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Вот проворный лягушонок (Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены.)
Вылез из болота. (Ходьба с высоким подниманием коленей.)
На дорожке он обсох,
Ему домой охота.
Плюх! (Выполняется легкий прыжок.)
XI. Завершение самостоятельной работы
(Школьники завершают самостоятельную работу.)
XII. Рефлексия
- Над какими дизайнерскими объектами вы сегодня работали?
- Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?
- Каких размеров бывают фонари?
- Какие фонари понадобятся для праздничного освещения улиц и зданий?
- В какой технике вы выполнили ваши фонари?
- Что вам показалось интересным при их изготовлении?
- Какова роль братьев-Мастеров при создании фонарей?
- Можете ли вы вспомнить произведения, в которых упоминаются фонари?
А теперь сочиним синквейн под названием «Фонари». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки. Лучшие работы демонстрируются классу.)
XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Приведите в порядок свое рабочее место — если вы использовали аппликацию и конструирование, вырезая изображения из бумаги, то соберите и выбросите обрезки. Если вы рисовали красками, то вылейте воду. Уберите принадлежности для рисования, клей и ножницы.
На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для бумажной аппликации - ножницы и клей. Я раскрою вам секрет - на следующем уроке вы будете знакомиться с тем, как можно смастерить проект витрины для магазина. Поэтому вы можете принести картонную коробку, чтобы ваша витрина получилась почти как настоящая — объемная.
Урок 13. Витрины
Цели: познакомить с назначением витрин; повторить их сочетание с профилем магазина; научить подбору составных частей для витрин; изготовить проект витрины любой тематики; познакомить с понятиями «эклектика», «коллаж».
Вид деятельности: работа с бумагой, аппликация из рваной бумаги, создание объемной модели.
Планируемые результаты: школьники научатся пониманию роли витрин; приобретут навык их создания; получат знания о композиционном и тематическом решении.
Оборудование: фотографии или слайды образцов витрин разных магазинов и размеров, бумага для аппликации, картонная коробка, ножницы, клей.
Ключевые слова и понятия: вывески, коллаж, эклектика, создание витрины.
Примечание. Для пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
— Над какими дизайнерскими объектами вы работали на прошлых уроках?
— Для чего предназначены фонари, осветительные приборы?
— Каких размеров бывают фонари?
Если вы идете по улице, на которой находятся разные магазины, то многие из них можно угадать по запаху. Закройте глаза и представьте, что вы идете по такой улице. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов носом.
- Как можно догадаться, что вы подошли к магазину, в котором продаются духи? Чем пахнет у такого магазина? (Духами.)
- А вот вы остановились у магазина, возле которого запахло рыбой. Значит, что в нем продается? (Рыба.)
Но самый вкусный запах стоит возле магазина, где продается хлеб. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте, как благоухает свежий хлеб.
Откройте глаза и ответьте на вопрос.
- Как, только глядя на магазин, но, не читая его вывеску, угадать, что в нем продается? Что нам даст подсказку? (Ответы школьников.)
Конечно, витрина магазина. Это специально оформленные окна, в которых выставлены товары, которые продаются в данном магазине.