Урок 8. Труд художника для твоего дома. Обобщение темы I четверти
Цели: продемонстрировать достижения школьников за I четверть; обсудить и оценить лучшие работы.
Вид деятельности: выставка, игра-викторина.
Планируемые результаты: школьники научатся анализировать и обсуждать свои работы; в игровой форме повторят пройденный материал.
Оборудование: образцы поделок и рисунков, выполненные ребятами, выставка картин школьников.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Водное слово
Сегодня вы завершаете I четверть, тема которой - «Искусство в твоем доме». Поговорим о том, чему вы успели научиться за это время. Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимались на уроках изобразительного искусства. Я вижу, что многие из вас принесли свои лучшие работы. Давайте их рассмотрим, обсудим и, конечно, поблагодарим их авторов за труд.
(Школьники обсуждают работы.)
III. Беседа по теме урока
Сегодня многие новые слова, которые вы узнали, мы повторим, играя или отгадывая загадки.
Вот первая загадка, скажите ответ на нее хором.
Вот волшебная коробка –
Посмотри-ка, что там в ней?
Проживают в том домишке
Семь цветных... (карандашей).
Вот вторая загадка.
Мне нужно рисовать в тумане мель,
Сырой апрель, узорную метель.
Какую краску выбрать мне для этого?
Конечно, это будет... (акварель).
- Расскажите о свойствах акварели. (Ответы школьников.) Представьте, что вы пришли на выставку акварелей, но... не увидели на стенах ни одной картины.
- В чем дело, может быть, организаторы выставки забыли вывесить экспонаты?
- Что значит слово «лаконизм»? При выполнении какой работы вам было необходимо применять этот принцип? (Ответы школьников.)
Прочитайте в учебнике на с. 43 завершение темы I четверти. И в конце четверти вы познакомились с проектом - работой, которую вы будете выполнить по желанию. Я хочу еще раз пояснить, в чем заключается суть такой работы и как ее выполнять.
(Повторение правил выполнения проекта.)
Во время каникул у вас будет немало свободного времени, возможно, что кто-то решит взяться за выполнение проекта и даже выберет тему для него. И тогда в начале II четверти вы сможете сказать, какую тему выбрали, чтобы получить нужные консультации.
IV. Физкультминутка
(Школьники повторяют разученные на уроках физкультминутки.)
V. Пожелание на каникулы
Во время каникул не забывайте встречаться с вашими добрыми друзьями - карандашами и красками, рисуйте все, что увидите вокруг себя.
Урок 9. Памятники архитектуры
Цели: обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество».
Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование, складывание из шаблонов.
Планируемые результаты: школьники получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек.
Оборудование: фотографии с образцами архитектурных строений разных видов и назначений, бумага, карандаши, краски, бумажные шаблоны.
Ключевые слова и понятия: малая родина, памятники архитектуры, Покровский собор, Дом Пашкова, МГУ, Кижи.
Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические формы — шаблоны для составления облика зданий (большие и маленькие круги, полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы «Памятники архитектуры» можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
Вы каждый день выходите на улицы вашего родного города, и уже, наверное, не глядя, можете рассказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы проходите, когда идете из дома в школу.
- Кто хочет рассказать об этом? (Ответы школьников.) Как называется страна, в которой родился человек? {Родина.)
Верно, наша общая родина - Россия, это могучая и великая страна, самая большая в мире. Но еще у каждого из нас есть город или село, вкотором он родился, и это место принято называть малой родиной. Например, знаменитый русский поэт Александр (Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва - это и есть его малая родина.
- Все ли из вас знают, где родились? Можете вы назвать этот город (село)? (Ответы школьников.)
Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая родина останется с ним навсегда. И каждый город, каждое село имеют свой неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены.
- Есть ли в нашем городе (селе) красивые здания, о которых бывает приятно вспомнить?
- Чем вам нравятся эти здания?
- Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются знаменитыми?
- Что это за здания? (Ответы школьников.)
Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете создать проект такого здания.
III. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Памятники архитектуры». Запишите определение понятия «памятники архитектуры».
Памятники архитектуры — не просто здания, а хранители наследия предков. Они составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества.
IV. Беседа по теме урока
- Чем отличаются друг от друга городские сооружения?
- В чем заключается их различие?
- Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чем заключается их различие?
- Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чем заключается их различие?
Откройте учебник на с. 46, прочитайте текст. Очень интересно наблюдать за памятниками архитектуры, построенными в разное время и разными мастерами, находить в них различия и особенности построения каждого здания.
— Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники архитектуры. (Архитекторы, строители.)
Профессия «архитектор» имеет еще другое название — «зодчий», в старину это слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий» означает «главный строитель», т. е. — автор проекта, по которому проводится строительство. От этого слова произошло другое — «зодчество», что означает науку и искусство созидать здания.
Запишите в тетрадях эти два новых определения:
Зодчий — автор проекта, по которому ведется строительство.
Зодчество - наука и искусство создавать здания.
Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий». Повторите его все вместе и запомните.
К памятникам архитектуры надо относиться бережно, это здания, которые имеют историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его облику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие материалы для этого использовались.
В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архитектуры и современной.
(Педагог проводит демонстрацию фотографий старинного и современного зданий.)
Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады. Запишите в тетради определение.
Фасад — это передняя часть здания.
У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нем говорится о разных профессиях, в том числе — и архитектора, зодчего. Вот как поэт описывает начало работы зодчего.
...Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат!
Я сначала начерчу
Дом такой, какой хочу.
Это будет перед,
Называется фасад.
Это — каждый разберет:
Это — ванна, это — сад.
— Как называется передняя часть здания? (Фасад.) Рассмотрим фасады зданий, построенных в разные эпохи.
(Демонстрация зданий старинной постройки.)
Это старинный жилой дом. Вы видите, что он невысок, сделан из камня, имеет большое число украшений по фасаду. Дом оформлен декоративными деталями — вьюшками, изображениями животных. Они называются словом «лепнина». Раньше их делали из глины. Окна небольшие, оформленные резными деревянными наличниками. По внешнему виду здания ясно, что это дом зажиточного человека.
(Демонстрация современной постройки.)
А вот фасад современного жилого дома. Он сделан из современных материалов, скорее всего, из железобетонных плит. Железобетон — строительный материал, который был придуман в ХХ в.
- Расскажите о фасаде современного дома. (Дом имеет большое число этажей, преобладают прямые линии, нет украшений, много стеклянных окон.)