VII. Психологический настрой на занятие
Прежде чем вы приступите к выполнению работы, давайте настроимся на занятие.
(Педагог произносит фразы, которые школьники повторяют за ним:
1. Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
2. Я старательно выполняю все задания.
3. Мои руки становятся умелыми.
4. Я обязательно научусь делать все, что нужно.
VIII. Задания для самостоятельного выполнения
Сегодня вам надо создать свои трафареты, вырезать их из бумаги и с их помощью сделать узор для штор или обоев. Вы будете работать в группах по 4—5 человек.
(Педагог делит класс на группы.)
Каждый из вас сделает свой трафарет, а потом их все надо будет разложить в нужной последовательности на полоске бумаги, чтобы получился нужный ритм. Так образуется своеобразный рисунок. Подумайте, что вы изобразите в вырезе своего трафарета.
IX. Выполнение задания
Возьмите лист бумаги и карандашом нарисуйте на нем нужное изображение - элемент какого-нибудь орнамента или деталь. Теперь это изображение необходимо вырезать ножницами по контуру. Но при этом будьте внимательны, соблюдайте правила техники безопасности.
1. Не прокалывайте листок бумаги, когда вы держите его в пальцах или на ладони.
2. Передавать друг другу ножницы надо только вперед кольцами.
3. Не кладите ножницы на край стола, они могут упасть и вас поранить.
Готовый трафарет положите на альбомный лист и прорисуйте вырезанный силуэт. Лучше для этой работы использовать фломастер. Можно, конечно, взять краски, но при работе с ними, когда надо многократно прорисовывать один и тот же силуэт, края трафарета смачиваются, размягчаются и теряют свою жесткость. А ведь задача силуэта — сохранять четкие контуры на протяжении всего использования. Сделайте свои трафареты и с их помощью составьте рисунки для обоев.
(Класс группами выполняет задание.)
Расскажите, какой ритм получился у каждой группы.
X. Физкультминутка
Сегодня мы говорили о природных темах - цветочных орнаментах, растительных элементах. Вот и физкультминутка тоже будет посвящена прогулке на природе.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Все по лесу мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Ноги ставим широко,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх, с выпрямленной спиной и глубоким дыханием)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем,
Руки за спину кладем
И вразвалочку идем.
(Ходьба на внешней стороне стопы, с покачиванием влево и вправо в ритме текста, руки за спиной.)
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Раз-два, раз-два,
Позади уже вода.
(Обычная ходьба с энергичной работой рук. Прыжки с ноги на ногу в ритме текста.)
Вдруг мы видим — у куста
Выпал птенчик из гнезда,
Тихо птенчика берем
И в гнездо его кладем.
(Пружинистые приседания на корточках, руки вытянуты вперед. Выпрямляются, поднимают руки вверх.)
- Как надо поступить, если вы вдруг нашли в лесу птицу или ежа? (Их ни в коем случае нельзя брать с собой домой.)
Верно, пусть они продолжают жить в лесу. Мы долго гуляли по лесу и, наверное, вы слегка утомились. Чтобы стряхнуть с себя усталость, сделаем несколько глубоких вдохов и выдохов.
XI. Рассматривание и обсуждение готовых вариантов обоев и штор
(Каждая группа демонстрирует свои варианты обоев и штор. Класс проводит их обсуждение.)
XII. Рефлексия
- Какие рисунки часто используют для орнамента обоев и штор?
- Что входит в состав цветочного рисунка?
- Каким бывает цветочный рисунок?
- Что такое стилизованное изображение?
- Какие детали могут входить в природный рисунок?
- Что такое ритм в рисунке?
- Каким бывает ритм в рисунках?
- Как ритм может повлиять на настроение?
- Как цвета обоев и штор могут создавать разное настроение?
- Что такое трафарет?
- Когда используется трафарет?
- Какую роль выполнял в этой работе каждый из братьев-Мастеров?
А теперь сочиним синквейн по темам, которые вы изучали сегодня. Пусть одна группа класса придумает слова на тему «Обои», вторая группа — на тему «Шторы».
(Школьники сочиняют синквейны.)
XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Прошу вас собрать все обрезки бумаги и выбросить их. На следующий урок принесите бумагу, краски и кисточки.
Урок 4. Мамин платок
Цели: повторить знания о разновидностях красок; познакомить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».
Вид деятельности: рисование красками на бумаге.
Планируемые результаты: школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскрашивания платков.
Оборудование: две вазы, наборы искусственных цветов в теплой и холодной цветовых гаммах, краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки paзных художников и жанров.
Ключевые слова и понятия: платки, мотив, акцент, акварель, контраст.
Примечание. Для лучшего пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)