Танталовы муки - муки голода и жажды
Танталовы муки - муки голода и жажды
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его называют царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».
Ящик Пандоры - все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов (см. «Прометеев огонь»), отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного - и они завоевали бы себе полное счастье...
Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей: кто - хитрость, кто - смелость, кто - необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.
Уши Мидаса -
Однажды сатир Марсий вызвался соперничать в музыкальном состязании с самим солнечным богом Аполлоном. Мидас бывший некогда учеником прославленного Орфея, был назначен одним из судей состязания. Когда отзвучали кифара Апполона и свирель Марсия, для всех было очевидно, что бог значительно превзошел сатира в искусстве игры. И только Мидас с глупым упрямством утверждал обратное. Аполлон был объявлен победителем, но бог был так рассержен, что решил наказать Мидаса за глупость и отсутствие слуха. Он схватил царя за уши и вытянул их. С тех пор ослиные уши не давали Мидаса покоя, а чтобы скрыть это постыдное уродство, он показывался на людях не иначе как в большом шерстяном колпаке. Он так боялся, как бы об этом не узнали, что не снимал колпак даже ночью. Однако его борода и волосы отрастали, и их надо было подстригать. Как-то раз он вызвал к себе брадобрея и, оставшись с ним наедине, посвятил в свою тайну. Брадобрей был крайне удивлен, увидев огромные волосатые уши правителя, на виду не подал, ловко управился со стрижкой и быстро покинул дворец.
Ах до чего это трудное дело - хранить в себе такой невероятный секрет. К тому же брадобрей дал слово, что будет молчать: нарушить его значило бы вызвать царский гнев. Он отправился к реке и выбрал тихое, уединенное место. Потом вырыл на берегу ямку и, припав к ней губами, прошептал: " У царя Мидаса ослиные уши" Засыпав ямку, словно в чем-то виноватый, он кинулся бежать со всех ног. Но его слова услышал раскачивающийся на ветру тростник, который принялся повторять: "У Мидаса ослиные уши!,- и все тростники вокруг делали тоже самое. Бормотание усиливалось и вскоре превратилось в крик, Он долетел до города, и очень скоро все только и говорили об ушах царя. Люди смеялись и бедный правитель, ставший всеобщим посмешищем, наглухо затворился во дворце, в который раз запоздало сожалел, что забыл об осторожности и благоразумии.
СУД ПАРИСА
Эта история, хотя Гомер ее и не пересказывает, стала причиной Троянской войны. На свадьбе Лелея и Фетиды богиня раздора Эрида в отместку за то, что ее не пригласили, бросила среди гостей яблоко с надписью «Прекраснейшей». Богини Гера, Афина и Афродита призвали Париса, который в то время пас овец на склонах Иды, чтобы он выбрал из них прекраснейшую. Чтобы склонить Париса на свою сторону, Гера пообещала ему власть над миром, Афина – военную славу, а Афродита – самую красивую женщину на земле. Парис вручил яблоко Афродите (что само по себе весьма логично). Афродита помогла Парису увезти Елену в Трою, после чего и началась война, в которой отвергнутые Парисом Гера и Афина выступили на стороне ахейцев. В Спарте был найден костяной гребень, датированный 7 в. до н. э., на котором изображена сцена суда Париса; этот сюжет часто использовался и в вазописи. Более поздние авторы – Лукиан и Овидий вводят в легенду дополнительные детали – так, например, яблоко становится золотым и волшебным. Благодаря Овидию («Героини») легенда о суде Париса была хорошо известна в средневековой Европе. Впоследствии ее разрабатывали такие разные художники, как Кранах, Рубенс, Ватто, Клод, Ренуар, Гоген и др.
ЛАДЬЯ ХАРОНА-
Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату (навлон) в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Он перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле. Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Ни при каких условиях обратно не перевозит.
Танталовы муки - муки голода и жажды
Из древнегреческой мифологии. Тантал, царь Фригии (иногда его называют царем Лидии), был любимцем богов, и они часто приглашали его на свои пиршества. Но царь Тантал возгордился от таких почестей и был за это наказан.
Как пишет Гомер в «Одиссее», его наказание состояло в том, что он, будучи низвергнут в ад или, согласно поэту, в Тартар (отсюда русское выражение «полететь в тартарары»), был обречен вечно испытывать муки голода и жажды. При этом он стоял по горло в воде, а над ним висели ветви с разнообразными плодами. Но только он наклонится к воде, чтобы напиться, как она отступает, только протянет руки к ветвям — они поднимаются вверх.
Синоним страданий из-за невозможности достигнуть желаемого, хотя оно на первый взгляд вполне достижимо. Аналог русской пословицы: «Близок локоток, да не укусишь».