Отметьте неверное утверждение
1. Понятия русский национальный язык и литературный русский язык не различаются.
2. Национальный язык — язык русского народа.
3. Национальный язык охватывает все сферы речевой деятельности людей, независимо от образования, воспитания.
Отметьте неверное утверждение
1. Национальный язык включает в свой состав диалекты, жаргоны, то есть русский национальный язык неоднороден.
2. Литературный язык — более широкое понятие, чем национальный язык.
3. Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, учеными, общественными деятелями.
Отметьте неверное утверждение
1. Жаргонная лексика обозначает понятия, которые в общенародном языке уже имеют наименования.
2. Жаргон — разновидность литературного языка.
3. Появление жаргонизмов связано со стремлением молодежи ярче, эмоциональнее выразить свое отношение к предмету.
4. Сфера использования жаргона узка: это устная речь, причем стилистически сниженная, нелитературная.
Единый язык древнерусской народности распался в XIV-XV веках на
1. жаргоны, диалекты, просторечие
2. русский, украинский, белорусский языки
3. литературный язык и нелитературные формы
Современный русский литературный язык сформировался
2. в X веке
3. в начале XIX века
4. к концу XX века
5. в XV веке
Причины проблем в функционировании современного русского языка (отметить лишнее)
1. разнообразный состав участников массовой коммуникации
2. исчезла официальная цензура
3. всеобщая неграмотность
4. преобладает речь спонтанная, самопроизвольная
5. характер общения освобождается от жесткой официальности
6. язык телевидения и радио перестал являться образцом
Свойства культурной речи, обеспечивающие ее информативный, коммуникативный и эстетический эффект (отметить лишнее)
1. нормированность
2. логичность
3. точность
4. выразительность
5. спонтанность
6. богатство
29. Слова лик, шествовать, множество, очи относятся к
1. разговорной лексике 2. нейтральной лексике 3. книжной лексике
Опосредованное отношение к адресату – характерная черта
1. письменной формы общения
2. разговорного стиля
3. устной формы общения
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №10
Стилистика текста
Определите стиль и тип речи
Гений, любил говорить Эдисон, это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота. Почти в каждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. По мнению физиологов, при современных методах воспитания используется не более одной десятой возможностей мозга как мыслительные органа. При этом люди настолько различны, насколько индивидуальны, что каждый из нас в чем-то выдающаяся, неповторимая личность. К сожалению, далеко не всегда личность находит свое призвание. Интеллект, как и любое другое свойство человека, формируется под влиянием человеческих факторов и факторов окружающей среды. Однако здесь возникает главный вопрос: в какой степени интеллектуальные особенности обусловлены наследственностью, а в какой окружающей средой? То, что ум - врожденное качество, убедительно подтверждается такими наблюдениями. Приемные дети были усыновлены при рождении и никогда не видели своих матерей. Когда они стали взрослыми, были измерены их «коэффициенты интеллектуальности», которые затем были сравнены с «коэффициентами» их биологических и приемных
родителей. Оказалось, что умственные способности приемыша соответствуют умственным способностям тех, кто его родил. Ученые сделали вывод, что приблизительно на 80 процентов умственное развитие обусловлено генетическими причинами и только на двадцать - окружающей средой. А зависит ли этот фактор от пола человека? Исследования показали, что мужчины и женщины обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития, хотя есть и некоторые различия. Мужчины, как правило, лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами, женщины же лучше решают словесные задачи и тексты на запоминание.
1. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение
2. публицистический стиль, описание
3. художественный стиль, рассуждение и повествование
Определите стиль и тип речи
К моменту нашего рождения (вопреки расхожим постулатам XX века о том, что мы появляемся на свет с девственно чистым умом, а наши родители, учителя и среда диктуют нам наши предпочтения и выбор) мозг уже загружен, будто компьютер, набором как базовых, так и вспомогательных программ. Базовая матрица человеческого ума и тела - женская. То есть мы все начинаем свою жизнь девочками. И только в 6-8 недель после зачатия бесплодный эмбрион начинает превращаться в девочку или мальчика. Здесь все зависит от количества половых гормонов - женского эстрогена и мужского тестостерона. Но время от времени случается так, чтоженский эмбрион в этот момент получает значительную дозу мужских гормонов, в результате чего рождается девочка с мужским складом ума. И наоборот. Считается, что от 80 до 85 процентов мужчин имеют мужской склад ума. Оставшиеся 15-20 процентов мужчин обладают в той или степени феминизированным умом. Среди девочек и женщин – 90 процентов с мозгом, запрограммированным на женское поведение. А 10 процентов имеют мозг, ориентированный на мужской стиль поведения.
1. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение
2. публицистический стиль, описание
3. художественный стиль, рассуждение и повествование
4. научно-популярный стиль, описание
Определите стиль и тип речи
Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее егоэпоха, тем труднее порой современникам до конца оценить истинный вклад его в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.
Наносное, случайное, субъективное, словно туман в горах, может на какое-то время закрыть от нашего взора главное в творчестве художника, исказить, трансформировать его подлинный облик. Но если художник был истинным сыном своего народа и его действительно взволновали прежде всего судьбы Родины, передовые идеи века; если он постоянно чувствовал свою высочайшую гражданскую ответственность перед Отечеством; если он настойчиво стремился к реалистическому изображению действительности, к правде и только правде, то рано или поздно словесный туман всяческих «легенд» и различного рода «романов без вранья» вокруг его имени рассеется бесследно и бесславно. И тогда, подобно горной вершине, обозначится явственно и зримо его неповторимый образ. Время - самый суровый и справедливый критик, и оно ныне вывело поэзию Есенина на главную орбиту литературы.
Сейчас все рельефнее, все весомее, все многообразное и полнее предстают перед нами образ Есенина, его прекрасно-неповторимая судьба великого поэта и человека; все очевидней становится та истина, что творчество его занимает не только достойное место в истории литературы, но во всей духовной жизни нашего народа и всего человечества.
(Ю. Л. Прокушев)
1. научно-популярный стиль, описание
2. публицистический стиль, рассуждение
3. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение
4. публицистический стиль, описание
5. художественный стиль, рассуждение и повествование
Определить стиль и тип речи
Поэзия творчества
У нас почти нет книг о работе писателей. Эта удивительная область человеческой деятельности никем по существу не изучена.
Сами писатели говорят о своей работе неохотно. Не только потому, что присущее писателю образное мышление плохо уживается с теоретическими выкладками, что трудно «поверить алгеброй гармонию», но еще и потому, что писатели возможно, бояться попасть в положение сороконожки из старой басни. Сороконожка однажды задумалась над тем, в какой последовательности должна она двигать каждой из сорока ног, ничего не придумала, а бегать разучилась.
Разъять на части, проанализировать процесс своего творчества может и сам писатель, но, конечно, никак не во время творческого процесса, не во время работы. Творческий процесс похож
на кристаллизацию, когда из насыщенного раствора (этот раствор можно сравнить с запасом наблюдений и мыслей, накопленных писателем) образуется прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл (в данном случае кристалл - это законченное произведение искусства, будь то проза, поэзия или драма).
Творческий процесс непрерывен и многообразен. Сколько писателей - столько и способов видеть, слышать, отбирать и, наконец, столько же манер работать.
Но все же есть некоторые особенности и черты литературного труда, свойственные всем писателям. Это способность находить типичное, характерное, способность обобщать, делать прозрачными самые сложные движения человеческой души. Способность видеть жизнь всегда как бы вновь, как бы в первый раз, в необыкновенной свежести и значительности каждого явления, каким бы оно ни казалось.
(К. Паустовский)
1. публицистический стиль, рассуждение
2. научно-популярный стиль, описание
3. научно-популярный стиль, повествование и рассуждение
4. публицистический стиль, описание
5. публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования
5. Прочитайте предложение и укажите роль, которую оно должно играть в приведённом ниже тексте
Неординарные биографии таких придворных дам, как Голицына («Пиковая дама»), Дашкова, Смирнова-Россет, и, конечно же, дневники, которые оставили самые наблюдательные из них, вызывают большой интерес не только у специалистов, но и у всех, кто любит историю России.
Текст
В Историческом музее открыта выставка, посвященная фрейлинам и кавалерственным дамам XVIII - начала XX веков.
Она обращается к издавна скрываемой от общества области повседневного быта и нравов российского императорского двора.
На ней представлены портреты императриц и придворных дам,выполненные известными художниками; здесь можно увидеть
придворный календарь, которому уже 225 лег, списки фрейлин,
награды, посуду, веера, парадные платья и прочие экспонаты._______
1) вступление 2) заключение
6. Прочитайте заключительную часть обвинительной речи
А. Жукова. Определите, какую функцию она выполняет
Дело это, бесспорно, доказало следующее: игуменья Митрофания, пользуясь положением Медынцевой, выставляя себя особой всемогущей, подчинила своему влиянию Медынцеву. Обольщая ее надеждой снять опеку, сообщая по сему предмету ложные сведения, она выманила у Медынцевой долговые документы на все ее состояние и употребила эти документы на свои дела; путем обмана. Путем мошенничества получила из опекунского управления значительные суммы и, наконец, присвоила и растратила вещи, отданные ей Медынцевой на сохранение. Будучи уличена во всех этих преступных действиях, она, не отвергая фактов, ранее мною изложенных, стремиться всю вину сложить на своих сообщников и для доказательства своего оговора совершает подлоги, подделывает расписки от имени Макарова.
1. вступление
2. этикетная формула
3. основная часть
4. вывод из вышеизложенного
7. Укажите место, которое должно занимать выпущенное из текста предложение. Литература все еще не восприняла «проблему природы» как, безусловно, главную проблему современного мира.