Художественно-педагогический аспект становления театра теней
Театр любят дети и взрослые. Художественный мир пьес построен по законам красоты. Он довольно сложен, хотя эта сложность не всегда открыта поверхностному взгляду. И всё-таки мир, создаваемый драматургом, поэтом,режиссёром, художником - это целая вселенная, где по-особому течёт время и воспринимается пространство. Даже если это самый первый театр для самых-самых маленьких.
Суть любой театральной пьесы - действие. Драматург и режиссёр не описывают героев, не высказывают к ним своего отношения. Они побуждают своих героев -действовать. Действия персонажей, течение событий, движения сюжета, разрешение сюжетных конфликтов - всё это создаёт единственную в своём роде «живую»
стихию пьесы. Стихия театрального действа сродни движению самой жизни, где сокровенное обычно скрыто в глубине, а на поверхности
- увлекательная цепочка событий,
поступков, действий.
Хорошая пьеса напоминает архитектурное сооружение, где всё подчинено общему замыслу, исполнено большого смысла и поражает воображение. Воздух пьесы
- особая «атмосфера», временами
тяжёлая, густая и напряжённая (в
ожидании развязки), временами
лёгкая, звонкая и светлая.
В чём же тот смысл и та правда, которую следует показать в театре даже самым маленьким детям? В серьёзности, истинности и необходимости поиска ответов на вопросы, которые задаёт спектакль! Поэтому, что бы вы ни затевали вме-
76 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
сте с детьми - пальчиковую игру, теневой театр или кукольное представление - это должно быть весело и в то же время - всерьёз. Всерьёз для детей и, разумеется, для самих взрослых. Необходима гармония взрослого и детского, необходимо единение. Поэтому вовлекайте детей в сотворчество и содействие. Выражайте свою искреннюю заинтересованность играми и делами малышей. Помогите им смастерить фигурки и декорации для теневого театра. Продумайте, какую пьесу вы будете разыгрывать с детьми, и какие персонажи понадобятся для вашего театра.
Важно учитывать то, что дети воспринимают и познают мир по-разному. Есть «зрители», которые быстро схватывают и запоминают, как выглядят предметы (цвет, форма, размеры, характерные детали). Есть «слушатели», которые охотно и много разговаривают, быстро запоминают всё, что слышат. И, наконец, есть «деятели», которые предпочитают активные действия, хорошо ориентируются в пространстве, однако не могут длительное время оставаться в покое и концентрировать внимание. Разумеется. Все эти характеристики довольно условны. К тому же в «чистом» виде «зрителей», «слушателей», «деятелей» также мало, как и обладателей «чистых» типов темперамента. Богатство и красота мира постепенно открываются детям, если они прислушиваются к звукам природы, всматриваются в её постоянно меняющиеся об-
ГЛАВА II
разы и картины. И теневой театр со своим лаконичным художественным «языком» помогает детям учиться видеть и постигать смысл увиденного.
Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись живые существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица?.. А вот вы в лесу, вечером, смотрите на тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и настоящий, только туда никак нельзя попасть. В этом мире множество обитателей, они нам хорошо знакомы. Тень легко узнаваема и в то же время живет своей жизнью, будто кто-то похожий на вас находится рядом. Попробуйте последить за собственной тенью при ходьбе, понаблюдайте за тем, как она сжимается и растягивается, как перемещается то вправо, то влево. Мир теней, загадочный, полный тайных смыслов, живет рядом с нами, неотделимый от нас. И зовёт к себе...
Может быть театр теней родился как желание разгадать эту загадку? Ведь на время представления мы получаем пропуск в этот чудесный мир. Движение тени откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли, чувства. Мы словно встречаемся с самими собой, с безмолвным голосом своего сердца. Тень не может передать эмоции, её выразительные средства скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает все недостающие полутона. И помогает лучше узнать
«...Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже младенец привык к тени вокруг: реальнейший, потому что дает реальную картину на плоскости; основанный на элементах и эффектах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий - потому что прекрасный; таков Театр теней», - так писала основательница первого в нашей стране теневого театра Н. Я. Симонович-Ефимова.
Когда-то давно театр теней был отдельным видом искусства, а тень в нем была самодостаточным персонажем. Целые представления разыгрывались на полотняных экранах, освещенных изнутри сильным светом. Театр теней как отдельный вид театра, причем как
\л
вплоть до XX века, когда его бес пощадно вытеснил кинематограф. С другой стороны, принципами театра теней до сих пор пользуете театр драматический, вобравший в себя и его методы изображения, и его идею обнажения сущностии обобщения до схемы. Схеме в те-атре теней отведена огромная, решающая роль. Действие здесь происходит только в одной плоскости, утрирующей и передние, и задние планы. Так же, как утрируюто обычные человеческие эмоции. В театре теней актёру бесполезно плакать - его слёзы не увидят. Плач выражается красноречивым жестом или движением, и это будет лишь схематичное его выражение, обобщённое, как человек плачет вообще.
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подходи личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет pea-лизовывать принципы природосо-образности и культуросообразно-сти воспитания. Всё больше внимания уделяется педагогами раскрытию средствами театрального искусства потенциальных возможностей каждого ребёнка, его скры-
78 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
того тала
появилос
программ
дошколы
лизованн
ляется чр
точки зре
к развит
Ещё в
чественн
осознан!
как важн
ственног
тическог
Ческийи
Живаетс9
Статисти
необыкн*
Атруики
Ксамосп
Всевозм
Вестныё
Стенли j
Педагоге
Силы в ч
Польза,
От этой
Деле, ее
ваться е/
Сравним
гами, Ki
ЖИЗНИ Л1
природь ГЛАВА
того таланта. В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности,что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.
Ещё в позапрошлом веке в отечественной педагогике сложилось осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. «Драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, -писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы».
Разделяя это мнение, Н.Н. Бахтин рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях «драматический инстинкт». Он считал, что для детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольный театр, комический театр Петрушки, теневой театр, театр марионеток. На сцене такого театра возможна постановка различных пьес сказочного, исторического, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить свободное время ребёнка. В этой игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссёром, и актёром, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером-рукодель-ником. От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увлечению театром драматическим. При умелом руководстве со стороны взрослых можно с огромной пользой для развития детей использовать их любовь к драматической игре.
Главная цель, высокое назначение театра - духовное воспитание особого зрителя. Того, который едва только поднимается по ступеням жизни, обретая с помощью театра черты личности. Этот жанр многим кажется отжившим, неинтересным, не соответствующим нашему времени. Однако дело совсем не в современности или несовременности театра. Дело в вопросе воспитания. Если в самом
ГЛАВА 79 II
раннем детстве человек не почувствовал себя Зрителем и Слушателем, которого любят и ждут в театре, все дальнейшие воспитательные ухищрения будут бесполезными. Сейчас у детей, у подростков, у общества в целом появилась масса самых разных развлекательных соблазнов. «Фабрика звезд» или конкурс «Народный артист», «Дом-2» или еще что-нибудь такое же... атрофирующее. И весь этот весьма доступный мир соблазнов «выплеснул» за борт современного мироздания... ребёнка! По большому счету дети создателям этих соблазнов не нужны. Для кого же и для чего нужен детский театр?
Театр сочетает в себе несколько искусств: риторику, музыку, пластику. Он обладает удивительной способностью влиять на детскую психику «играючи». Ребенок вливается в действие на сцене, сопереживает героям, активно помогает вершить добрые дела. Он подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актёров. Вследствие положительного эмо-
ционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребёнок легко усваивает новые поведенческие модели, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации. Просмотр спектакля развивает речь, насыщая её эмоционально-выразительными оттенками. Юный театрал легко запоминает новые слова и выражения, при этом в его сознании формируется грамматическая структура языка. Для ребёнка просмотр театрального представления обязательно сочетается с огромной внутренней работой. Он учится чувствовать, улавливать чужие эмоции, переживать. Выражение «школа чувств», которое употребляют применительно к театру, - вовсе не абстракция.
Среди элементов театральности педагоги отмечают обычно следующие.
Зрительство - сумма навыков театрального смотрения, питавшего самосознание человека как зрителя, дающего возможность выразить своё отношение к происходящему на сцене (перед другими или собой, во время сценического действия или после него).
Лицедейство - искусство выражения внутреннего мира человека, движений и состояний его души в сценическом действии, где элементы обстановки и поведение партнеров доступны зрителю благодаря их наглядности.
Сценичность - обращённость лицедейства и взаимодейственности к зрителю, т.е. представлен-
80 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
ность их как бы на «сцене сознания (а не только театра-здания), отчего зритель в зале погружен - силою сценического действия - в мир вне сознания (под- или сверх-со-знания), включён в тот обмен символами и энергиями, который составляет основу зрительского переживания.
Сюжетность действия - наличие в нем сверхцелей и сверх-смыслов, определяющих сюжетную мотивированность каждого сценического хода и выявляющих в них единый поток сценического самодействия (сквозного и непрерывного дыхания времени).
Когда ребенок сам играет в спектакле (при грамотно продуманном курсе актёрского и режиссёрского мастерства), он естественным образом использует все свои ресурсы. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребёнка, посокльку прививает ему вкус к активной,яркой,творческой, полноценной жизни. При режиссёрской работе, ребёнок осваивает азы режиссёрской композиции, учится подчинить мелочи - сверхзадаче, а случайно - режиссёрскому замыслу. В результате он начинает ощущать себя творцом
и убеждается в том, что сам может быть режиссёром своей судьбы. Курс актерского мастерства - это эффективный педагогический ход для воспитания у ребёнка строгой внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой: своим телом, мыслями, чувствами, настроением. Не подавлять их и не вытеснять, но, напротив, - выводить на свет прожекторов, чтобы подарить их миру, обсудить, сделать предметом искусства. И главное: приобщаясь к великому чуду театра, маленький человек начинает понимать, что он не одинок: отныне он принят в дружественную компанию единомышленников, которые живут не только бытовыми ценностями, но чем-то гораздо более важным и удивительным!
ГЛАВА 8182II
Приложение «Сказочные персонажи»
82ТЕНЕВОЙ ТЕАТР |
Рисунки для изготовления простых силуэтных кукол. Детали (руки, ноги, хвосты) могут быть подвижными. Для этого их нужно выкроить отдельно и прикрепить к туловищу с помощью пуговиц, проволоки, резинки. Управлять можно с помощью ниток, лески, проволоки, деревянных палочек, спиц от зонта. Смотрите описание во второй главе книги.
ПРИЛОЖЕНИЕ
83
____
теневой театр |
ПРИЛОЖЕНИЕ
теневой театр |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
теневой театр
ПРИЛОЖЕНИЕ
теневой театр
ПРИЛОЖЕНИЕ
теневой театр
:
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.
2. 3. 4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. 14.
15. 16. 17. 18.
19.
20. 22.
22. 23.
24.
Литература
Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. /Пер. с англ. М.: Коги-то-Центр, 2000.
Воспоминания о В.А.Серове. М.: Художник РСФСР, 1964.
Выготский Л. С. Психология искусства / Общ. ред. В. Иванова. М.: Искусство, 1968. ГодерД. Дорогие гости // Итоги. 2000. № 40.
ГодерД. «Маска» ушла в «Тень» // Еженедельный журнал. 2002. № 47. Записки петрушечника. И.: ГИЗ, 1925. Изард К. Психология эмоций. СПб: Питер, 2001.
КрупенинА. Мы играем с двухмерным миром // Культура. 1998. 30 июля. Лыкова И.А. Теневой театр в детском саду // Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Мир сказки. М.: ИД «Карапуз» -ТЦ «Сфера», 2009. Лыкова И.А. Театр теней и света в семейно педагогике. // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». № 2. 2012. Магия царства тени // Ваш досуг. 2001. № 8. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ACT, 2001. Манифест проекта // Петербургский Театральный Журнал. 2001. № 23. Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общ. ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
Протасова Е.Ю. Тень и её использование в театре// Научно-методический журнал «Цветной мир». № 4.2010.
Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М.: 1982.
Симонович А.С, Детский сад. Практическое руководство. М.: Издательство «Издание Товарищества И. Д. Сытина», 1907. Тайны волшебных теней // «Мой кроха и я». 1999. Сентябрь. Шипунова В.А. Властелин теневого пространства. А.Г. Крупенин. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 4.2012.
Шипунова В.А. Семья по имени «Тень». И. Эпельбаум и М. Краснопольская. // Научно-методический журнал «Цветной мир: изобразительное творчество и дизайн в детском саду, начальной школе и семье». № 2.2012.