Прозрачные декорации и силуэты кукол
При изготовлении фигур и декораций в теневом театре могут использоваться прозрачные и полупрозрачные материалы. Вот примеры. • Ткань применяется в декорациях для изображения небесного свода, морской пучины,
ГЛАВА II
крыши, палатки, балдахина над троном и т.д. К примеру, с помощью лёгкой драпирующейся ткани легко изобразить откидывающийся полог шатра или волны на море.
Тюль, гипюр, марлю, кружево применяют в теневом театре для изображения легких занавесок и частей одежды (рукавов, фаты, воротника, юбки). Силуэты деревьев для декораций чаще всего изготавливают из фанеры или картона. В некоторых прорезных местах можно вкрапить в него кусочки цветного целлофана или окрашенной папиросной бумаги. Это позволит создать впечатление солнечных лучей, пробивающихся сквозь темную листву, или колорит осеннего дерева.
Декоративные окна в домах и замках, дворцах делают из цветного целлофана или стекла. Эти материалы помогают
передать отблеск наружного света на стекле или внутреннее освещение дома. Подсветка окна в черном, непрозрачном доме применяется в театре довольно часто. Однако пользоваться этим надо с осторожностью. Если подсветка транс-парантного окнаподобрана неудачно, изображение будет выглядеть плоским, а окно -дырой, в которую видно небо. • Легкая прозрачная ткань может изображать какие-то детали костюма теневой фигуры, сделанной из непрозрачного материала. Прозрачными могут быть ленты в косах, накидки, наброшенные поверх платья, илипросто край одежды. Движение складок ткани приперемещении фигуры или при искусственном ветре, игра цветовых оттенков помогут создать интересный зрительный образ.
Сценические эффекты -мастерство + волшебство
Многие сценические эффекты теневого театра совпадают с теми приёмами, которые используют в драматическом театре. Они могут быть механическими или проекционными.
Светодинамические эффекты
Расскажем о самых простых способах изображения «живого» огня и «текущей» воды в теневом спектакле. Огонь изображается с помощью нескольких остроконечных ленточек ярко-красного цвета. Их
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
ГЛАВА 71 |
прикрепляют к нужной части декоративной детали (печка, камин, костер) и направляют на них сильную струю воздуха от вентилятора. Кроме того, эти ленточки можно осветить специальной красной подсветкой. Но в теневом театре красные ленточки не всегда могут быть хорошо видны через плотный экран. Есть другой способ. Там, где должен гореть огонь, в тёмной части декорации вырезают силуэт пламени, разделённый на отдельные участки. Каждый из этих участков заклеивают кусочком цветного целлофана - красного, жёлтого, оранжевого. Позади этого силуэта помещают картонный круг с такими же прорезями и так же заклеенный кусочками целлофана. Вращая круг, достигаюм эффекта пламени, струящегося вверх. Для огня также добавляют подсветку,
но так, чтобы не засвечивать остальную декорацию. Чтобы преодолеть неподвижность изображения пламени, между вращающимся диском и декорацией помещают кусочек картона, на котором вырезан такой же силуэт, что и на декорации. Двигая этот картон влево и вправо, изменяют форму огня. Почти так же получают эффект текущей воды. Только на этот раз декорация изображает поток воды, а целлофан для заклейки используют зеленовато-голубых тонов. На деревянные рамки (без верхней рейки) наклеивают полосы папиросной бумаги, верхний край которых вырезан в виде волн. Рамки на нитках раскачиваются, не задевая друг друга, возле самого экрана. Часть экрана, где изображены волны, подсвечивают голубым цветом.
Неподвижную луну можно показать при помощи проектора, нарисовав ее на диапозитиве, изображающем небесный фон. Чтобы луна двигалась по небу, её можно нарисовать на другом диапозитиве, закрасив всё небо черным лаком, или же на листе бумаги чёрного цвета сделать прорезь луны. Если двигать этот второй диапозитив во втором проекторе, луна будет «плыть по небу».
Классический световой прибор для имитации эффектов состоит из шара или цилиндра, насаженного на ось с рукояткой. В качестве шара обычно используют старый глобус, мяч или склеивают шар из папье-маше. На шар или цилиндр наклеивают мелкие кусочки зеркала. Его устанавливают справа или слева от рабочей рамки и направляют на него сбоку свет от
фильмоскопа, проекционного фонаря или подсветки. При вращении шара сверху вниз экран покроется множеством световых «зайчиков», создающих впечатление снегопада. Основной источник света при этом должен быть голубым или синим. Иллюзия снегопада будет более полной, если не просто осветить шар, а спроецировать на него «снежный» диапозитив. Изготовляется он таким образом: на кусочке стекла (по размеру диапозитива), покрытом черным лаком или тушью, с помощью иглы выцарапываются точки и звездочки. Диски помещают перед вторым проектором на своей подставке. В нужный момент проектор включают и приводят диски в движение, вращая медленнее для изображения снегопада, для дождя - побыстрее. Диапозитив с косыми тон-
72 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
кими белыми линиями на чёрном фоне поможет создать иллюзию проливного дождя. Движение шара - сверху вниз. Основной цвет подсветки - синий.
Для изображения фейерверка и салюта используют тот же «снежный» диапозитив, но его прозрачные места окрашивают цветной тушью или декоративным лаком для ногтей. Шар или цилиндр в этом случае следует вращать снизу вверх. Для показа салюта, фейерверка, всевозможных сказочных превращений можно использовать поляроидные пленки. В проекционный аппарат вместо диапозитива закладывают три-четыре листа смятого бесцветного целлофана и кусочек поляроидной пленки. Другой кусочек плёнки вращают перед объективом аппарата. На экране появляются фантастические переливы всех цветов радуги как в чудесном калейдоскопе.
Трюки и трансформации
Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, относится только к фигурам, управляемым снизу при помощи ниток. Фигуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры прикасается к предмету, а второй актер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом го-
раздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических действий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей теневая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него).
Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое количество. Вот лишь несколько примеров.
Неожиданная деталь. К теневой фигуре можно приставить любую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым невероятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикрепляется на тонкой проволочке и подается из-за фигуры, перпендикулярно к её плоскости. Когда волосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плоскости экрана и прижимают к фигуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразительным.
Повороты головы. Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким
ГЛАВА II
поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикрепляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент.
Больше-меньше и другие фокусы. Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, совершать многие действия, а не только перемещаться в пространстве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендикулярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются
местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий может стать толстым и т.д.
Всё наоборот. А вот как в теневом театре огромного людоеда можно превратить в маленькую мышь. Фигура людоеда (небольших размеров) в начале картины держится на некотором расстоянии от экрана. Тень её получается огромной (при освещении лампой она может стать чуть нерезкой, но при освещении проектором останется четкой). Когда наступает момент превращения, фигура людоеда подводится вплотную к экрану, отчего резко сокращается в размерах. Сзади нее, перпендикулярно к экрану, спрятана фигура мыши. Поворот - и фигура мыши перекрывает фигуру людоеда. Затем фигура людоеда быстро опускается вниз, и мышь начинает действовать.
Трансформации. В теневом театре очень легко трансформировать человеческую фигуру или отдельные ее части: изменять форму головы, лица, пальцев - и всё это лишь с помощью кусочков бумаги, картона, различных толщинок и подушечек. Надорванная бумага на голове может оказаться великолепной шляпой странного фасона; крючковатый нос или огромные уши, сделанные из бумаги (папье-маше) и прилаженные к лицу, органически «срастутся» с лицом и сделают его неузнаваемым; деревянный мед-ведь-дергунчик, показанный на большом расстоянии от экрана,
74 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
вырастет до размеров настоящего медведя и т.д. Различие в материале на теневом изображении незаметно. Главное, чтобы силуэт человека органически сливался со всеми дополнениями к нему.
Для постановки по сказке братьев Гримм «Звездные талеры», например, требуется, чтобы по ходу действия маленькая добрая девочка отдавала бедным прохожим все что имела, включая даже свою одежду, а потом вдруг оделась бы в прекрасную рубашку. Изготовим фигурки девочки для каждого действия, ведь в каждой сцене девочка что-то отдаёт: вот она только вышла из дома и у неё в руке есть кусочек хлеба, который она потом отдает нищему и остается с пустой рукой. В момент передачи хлеба, после того как девочка и нищий протянули друг к другу руки, мы поворачиваем обе фигурки перпендикулярно экрану (и зрители их не видят), при этом быстро - также в профиль - подносим фигурку для следующего кадра, а «отыгравшую», не поворачивая, опускаем на стол. На экране видим следующий кадр: девочка и нищий расходятся в разные стороны, у девочки нет хлеба, у нищего в руке хлеб. Фигурок нищего тоже две: первая с пустой рукой, а вторая - с хлебом.
Есть ещё один совершенно волшебный способ преобразовывать теневые фигурки. Он был «подсмотрен» нами в знаменитом театре «Тень» (Илья Эпельбаум, Майя Краснопольская), в спектакле, посвященном произведениям
ГЛАВА II
Гофмана, где был эпизод танцев в королевском дворце. Парящие под музыку фигурки принца и принцессы вдруг превращались в цветы, а цветы, окружавшие их, становились бабочками, потом вновь становились тем, кем были прежде. Фокус в том, что разные изображения крестообразно приклеены друг к другу (их центры при этом совпадают), и все они «сидят» на одной палочке. Когда одно изображение повёрнуто к свету ребром, его совершенно не видно на экране, но если фигурку повернуть на 90 градусов, первое изображение исчезает и появляется другое.