Турция: комедийные представления
Известно несколько версий того, как театр теней появился в Малой Азии. Есть предположение, что из Китая через Монголию он в XI-XII веках попал в Персию и во владе-
ГЛАВА I
ния сельджуков, а затем турки принесли его с собой и в страны Ближнего Востока. На первых порах он использовался в арабских странах для представлений, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхождения мира, сущности Бога и человеческого бытия. Тень уподоблялась душе, призванной из потустороннего мира. А роль медиума - посредника между живыми и мертвыми - выполнял кукловод. Точно не известно, когда театр теней проник в страны Магриба, но в XII веке он уже был там весьма популярен.
Каждая страна имеет свою версию происхождения теневого театра. Согласно египетским хроникам, имя турецкого Карагёза произошло от трансформированного имени визиря Карагуза, который состоял на службе у правителя Са-лах ад-Дина. Тупоумие визиря, по преданиям, было настолько поразительным, что легло в основу многочисленных анекдотов и пасквилей. «Слава» его достигла Константинополя и превратила образ в персонаж театра теней. А одна из легенд повествует, что Карагиозис
(Карагёз) и Хазвидад (Хадживат) были рабочими на строительстве мечети. Однако вместо того, чтобы работать, они постоянно ссорились - и этот спор был настолько забавным, что остальные рабочие и случайные прохожие слушали и смотрели, забыв обо всём на свете. Султан, узнав об этом, был настолько разгневан, что приказал казнить лодырей. Но вскоре он пожалел о своём поспешном решении и дал указание своим визирям создать кукол, похожих на тех рабочих, для высмеивания человеческих пороков и развлечения публики.
Существует много описаний фигурок теневого театра «Карагёз». Главные персонажи выглядели следующим образом: Карагёз - с окладистой черной бородой, в пёстром колпаке, красном кафтане с широким поясом, в синих шароварах, желтых чулках и красных туфлях с черными каблуками. Это глубоко народный тип, на вид простоватый, но умный и лукавый; своими каверзными вопросами он ставил в смешное положение своего собеседника - напыщенного болтуна Хадживата. Карагёз - любимец
12ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
публики, воплощение мудрости, наивной простоты и юмора. Выходец из бедняков, неграмотный, грубоватый, он нередко попадает в замысловатые ситуации, но чувства юмора не теряет никогда. Его неразлучный друг Хадживат - в алой феске (мужской головной убор в форме усеченного конуса, обычно красного цвета, с кисточкой; по названию города Фес в Марокко), зеленом кафтане с красным воротником, в голубых штанах и красных туфлях с синими бантами. У Хадживата короткая остроконечная бородка, он склонен к претенциозности, кичится своей учёностью и знанием правил хорошего тона, постоянно вступает в споры и обычно терпит поражение. Среди действующих лиц были также: курильщик опиума - горбатый, с трубкой, в европейских ботинках и с тросточкой в руках; нищий - калека в заплатанном сером кафтане и многие другие типажи. Публика без труда узнавала героев. Кроме кукол и фигурок различных животных, важную роль в спектаклях играли декорации и фигурки-дублёры, которые представляли героев в различных ситуациях, например, верхом на верблюде. Декорации изображали дворцы, дома, ландшафты. Если декорации оставались неподвижными, то сюжетный реквизит(лодки, палки, верблюды) довольно часто перемещался с помощью кукловода.
Сюжеты всех представлений строились на юмористических похождениях и потасовках основных героев. Постепенно круг персона-
жей расширялся. Популярным стал образ доктора, смешно коверкающего турецкие и арабские слова и из-за этого едва не губящего больного, или чиновника, олицетворяющего закон и порядок, но совершающего глупые поступки.
Преставления театра «Карагёз» имели злободневный характер. Возможно, именно они стали продолжением старинной бедуинской традиции ежевечерних посиделок (макам) у костра, когда наиболее талантливые бедуины выступали с импровизациями в стихах. Если сопоставить скудные знания о театре с записками путешествен-
ГЛАВА I
ников, то можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представлений изменилась. Фигурки стали делать из разных материалов, в том числе из кожи, чаще верблюжьей, натянутой на каркас. Высота фигурок - от 20 до 100 см, глаза прорезаны.
Теневой театр располагал всеми атрибутами настоящего театра -. литературный текст (сценарий), действие, музыка. Музыканты (три-четыре человека) сидели полукругом между экраном и публикой. Перед началом представления они должны были развлекать людей. Появление каждого персонажа сопровождалось соответствующей мелодией с преобладанием персидских мотивов и текстов. Музыку и слова писали сами кукловоды-актёры. Текст произносили и пели на разные голоса, с различными акцентами, так как в спектаклях действовали представители разных национальностей. По ходу спектакля производился топот ног, цокот копыт, звук пощёчин, шум драки. Поэтому одна рука актёра должна была оставаться свободной (ведь обычно он бил самого себя). Спектакли вел хайялджи - артист, управлявший куклами и зачастую исполнявший все роли. На первых порах весь театр состоял из одно-го-двух актеров, позднее труппы увеличились до четырех-пяти человек.
Известно, что ислам издревле ввёл запрет на изображение человека, поэтому театр теней - это своеобразный выход из ситуации, создавшейся в искусстве. При этом театр не касался главных персонажей исламской истории - Мухаммеда и правоверных халифов. На освещенном экране появлялись представители разных сословий и профессий - визиры, паши, купцы. Долгое время не показывали
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
/5 |
женщин, евнухов и учителей медресе. Сюжеты театра передавались от отца к сыну, от сына к внуку и становились достоянием устной народной литературы. Это эпизоды из древней истории, мифы, народные сказания, легенды, современный быт, сатира на местные нравы и обычаи, семейные неполадки. Театр теней вмешивался во все сферы быта и человеческих отношений. Попасть на экран в качестве сатирического персонажа считалось позором. Популярность театра была огромна во всех слоях общества. Устами Карагёза (подобно Ходже Насред-дину в литературе) ведущий высказывал любую крамолу.
В XVII—XVIIIвеках спектакли теневого театра имели широкую известность и зачастую устраивались в кофейнях. Расцвет театра теней в Османской империи в XVII—XVIII веках обусловил развитие и усовершенствование техники представлений. Усложнялись декорации, появился занавес, расширился репертуар, на сцене ставились произведения современной прозы. Театр «Карагёз» впервые познакомил турецкого зрителя с Мольером, показывая сцены из «Тартюфа»,
ГЛАВА I
«Скупого» и т.д. Сюжеты старых театральных представлений - борьба добра со злом, порицание человеческих пороков - остались те же, но уже в современном театре. В разных странах Ближнего Востока возникали свои сюжеты и образы. Один народ предпочитал в спектаклях больше музыки, другой - побольше литературной импровизации. Сильнее всего влияние турецкого театра «Карагёз» проявилось в Сирии. Здесь даже среди героев спектаклей был турок.
Теневые куклы Индонезии
«Чёрный глаз» эллинов
«Карагиозис» (греч. Караукю^пс,, от тур. Karagwz, дословно «черный глаз») - традиционный кукольный театр теней и в новогреческом фольклоре, названный по имени главного персонажа - весельчака Карагиозиса, вокруг которого группируются все сюжеты представлений. По сути карагиозис является эллинизированным турецким театром теней «Карагёз».
Для сюжетов спектаклей «Карагиозиса» использовались эпизоды древней и новой греческой истории, мифы, легенды. И еще -фантастические события и приключения, в которых выступали постоянные традиционные персонажи: сам Карагиозис, товарищ главного персонажа Хадзиаватис, его жена Аглая, горец Барба Йоргос), исторические и легендарные личности (например, Александр Македонский).
Комические' эпизоды в театре переплетались с историко-герои-ческим пафосом, а также патриотическими мотивами, особенно на первых стадиях зарождения и становления театра. Постепенно же в театре «Карагиозис» господствующими стали элементы, отражавшие быт, обычаи, отдельные явления тогдашней политической жизни Греции. Наряду с условными фигурами представителей власти - турецких визирей, пашей, турецких солдат, - на полотне появлялись персонажи, раскрывающие типажи разных уголков государства, говорившие местными наречиями - Ниониос, Барба-Гиоргос. Большое место заняли пьесы, изображавшие приключения Карагиозиса в условиях горного быта, которые добавились к традиционным «профессиональным» - «Ка-рагиозис-врач», «Карагиозис-бу-лочник» и социально-бытовым спектаклям - «Женитьба Карагиозиса» и т.д.
Неисчерпаемое остроумие, изобретательность в проказах сделали Карагиозиса воплощением народного ума, сатирического духа, побеждающего оружием смеха все жизненные неурядицы.
Китайские, индийские и турецкие представления теней до сих пор очень популярны во многих странах мира, включая Индонезию, Малайзию и Францию. Стили и культурные особенности этих пьес могли заметно отличаться, но все они были интереснейшими представлениями для широкой публики.
ТЕНЕВОЙ TEATI
.
Красота теней по-европейски
Театр теней привлек внимание европейцев, которые путешествовали по Азии. В отличие от народных мистерий и Пекинской оперы, театр теней не требовал перевода и был понятен всем! Первые упоминания о теневом театре в Европе относятся кXVII веку. Пожалуй, первой страной Европы, где появился теневой театр, была Италия, откуда сведения о нем стали распространяться все дальше на север. В 1740 году был основан первый теневой театр в Германии, а со временем стали возникать знаменитые «ша-тенбюнен» или «теневые сцены». Французский миссионер Жюль Алод в 1767 году был покорен красотой и необычностью этого театра. Именно он привёз на родину .основные приёмы мастерства. В <Х1776 году китайский театр теней ^Vi появился и в Англии. Великий поэт
^. В. Гете в свое время также про-Х^явил большой интерес к этому ^древнему восточному искусству. Он не только подробно рассказал о китайском театре теней на выставке 1774 года, но и сам устроил такое представление, когда пышно отмечал свой тридцать второй день рождения. Среди многих приглашенных были высокопоставленные лица, знать и придворные.
Переняв основной принцип -показ силуэтов через полотно белого экрана, в деталях европейские кукольники довольно далеко отходили от восточных способов демонстрации. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с
кожаными куклами и управляют
ГЛАВА I
ими с помощью тростей, то европейские кукольники заменили дорогую кожу картоном и жестью, даже стали использовать объемных кукол. Существовал также и теневой театр, где действовали живые актёры, которые двигались между полотняным экраном и источником освещения, отчего на экране возникали и перемещались их тени.
И всё же результаты были неутешительными - ни актёры, ни постановщики спектаклей еще не понимали специфики представлений теневого театра и чувствовали себя стесненными тем, что следовало находиться слишком близко к экрану. Кроме того, каждое приближение к источнику освещения превращало фигуры в гигантов, не соизмеримых с остальными персонажами спектакля.
И здесь произошло то, что нередко бывало и с другими видами искусства: непреодолимые на первый взгляд недостатки удалось превратить в достоинства. Например, приближение к источнику освещения стало одним из трюковых приёмов теневого театра.
Кроме того, шло развитие механики управления куклами. Куклы превращались в механические, вместо разнообразных выразительных движений они делали однообразные, повторяющиеся жесты. Например, на экране появлялся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный станок; охотник стрелял из ружья. Владельцы театров большое
■■ . . '>;■■ '■ ■
значение придавали свету. Они ловко манипулировали разноцветным освещением экрана (ставили перед светильником разные цветные стекла-фильтры); придумывали разные трюки с неожиданными превращениями, морскими бурями, восходам и-заходам и солнца и прочими постановочными эффектами.
О техническом устройстве французских теневых театров писал французский историк Шарль Маньен: «Механический приём их чрезвычайно прост. На том месте, где в театре висит занавес, натягивают белую материю или хорошо помасленную бумагу. На расстоянии семи-восьми шагов позади экрана ставят светильник. Если между фонарем и экраном провести плоские фигуры, вырезанные из картона или кожи, тень от них появится на экране и её увидят зрители. Скрытая рука кукловода управляет маленькими фигурками с помощью тросточек. Это, как можно заметить, не скульптура, а движущаяся картина».
Теневые представления французских кукольников носили сугубо развлекательный характер. Их репертуар состоял из отдельных трюковых сценок, пьес-сказок, в которых были чудесные превращения, сражения, природные явления, катастрофы, жанровые картинки. Сохранившиеся афиши красноречиво говорят о содержании постановок теневого театра: «Лазурный небосвод, занимающаяся заря, появление лучей восходящего солнца», «Буря, гром, град на море и поги-
бающие корабли», «Маг, совершающий чудесные превращения», «Канатоходцы», «Говорящие стулья», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Опрокинутый кабриолет», «Сценка на рынке», «Охота на уток». Одна из наиболее популярных сценок, вошедшая с небольшими вариациями в спектакли почти всех теневых театров, - «Сломанный мост». В ней показывали мост с разрушенной посредине аркой; его ловко чинил рабочий-каменщик. На противоположном берегу появлялся путешественник; он останавливался, озадаченный, и спрашивал каменщика, можно ли перейти реку вброд. Каменщик, посмеиваясь, отвечал, что утки переходят её запросто; рассерженный путешественник находил лодочника, переправлялся на другой берег, подкрадывался к каменщику сзади и расправлялся с ним за насмешки.
18 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
Популярна была сценка «Похищение Прозерпины». В греческой мифологии Прозерпина - супруга мрачного Аида, владыки царства теней. Её пытались похитить друзья Тесей и Пейрифой. Но похищение не удалось. Аид предложил друзьям, проникнувшим в его царство, сесть на волшебный трон. Когда же они это сделали, то мгновенно приросли к трону и не смогли сдвинуться с места.
Вторая половина XVIII века -это время расцвета теневого театра в Европе. Слава о некоторых из них дошла и до наших дней. Широко известны знаменитый театр Амбруаза, основанный в 1775 году в Лондоне и гастролировавший по всей Европе, и теневой театр ДоменикаСерафэна, который был любимым зрелищем парижан конца XVIII - начала XIX века. Многие из европейских теневых театров приезжали на гастроли в Россию (к примеру, театр Амбруаза гастролировал в 1776 году).
В Петербурге и Москве с 1783 по 1788 годы давал представления теневой театр Иосифа Киоза и К", рекламировавший свои спектакли таким образом: «Будут показаны многие удивительные перемены и проспекты городов, деревень, морей, строений и улиц; также на море морская буря с грозою, молнией и дождем, так что от оной корабли разбиваются, товары выбрасываются и тонут ко дну... Потом восходят куклы, кои танцуют на разные увлекательные манеры, так что каждый, смотря на их движения и каприолы, удивится и,
сравнивая их с настоящими фигурантами, отдаст оным преимущество».
Wer met arbeitet, der ist tin Esel. Dtr kmt aif <kn Hund. Seine game Arbeit w fie die Koft and m Schluss kraht kein Hahn wen /k |
ikf)' |
Значительным явлением в области теневого театра в Европе был, без сомнения, знаменитый театр «Ша нуар» («Черный кот»), созданный Анри Ривьером (полное имя -Бенжамен Жан Ан-ри Ривьер, годы жизни 1864-1897). Его театр теней в течение десяти лет - с 1887 по 1897 - привлекал широкую публику и получал самые блестящие отзывы газет и журналов. Началось это... с «пустяков». Как-то раз художник Анри Ривьер в одном парижском кабаре, пока шансонье исполнял свой номер, стал показывать через салфетку вырезанных им из картона человечков, иллюстрируя содержание песенки. Это импровизированное представление имело настолько бурный успех, что Анри Ривьер ре-
ГЛАВА I
шил всерьёз заняться искусством тени. Так возниктеневой театр «Ша нуар». В этом театре, кроме самого Ривьера, работали крупные художники Каран дАш, Анри Сомм и др.
За десять лет театр выпустил тридцать девять спектаклей, и к большинству из них силуэты, декорации и персонажей рисовал сам Анри Ривьер. Фигуры вырезались из цинка. Театр имел сложную машинерию, которую изобретал и без конца совершенствовал сам великий Ривьер - директор театра, художник, изобретатель, режиссер, артист.
За экраном работало 10-12 рабочих, быстро и бесшумно подавая по рельсам декорации к беспрерывно сменяющимся картинам. Пьесы в семь-десять картин в репертуаре «Ша нуар» встречались довольно редко. Чаще в одной пьесе бывало двадцать и даже более картин. Такие спектакли, как «Искушение святого Антония», «Завоевание Алжира» и «Во тьме времен», имели по сорок картин каждая.
Наряду с исключительными художественными качествами теневых силуэтов, театр Анри Ривьера славился уникальной светотехникой. Самые замечательные и неожиданные эффекты достигались при помощи игры света. Ривьер сам изготавливал цветные стёкла разных оттенков. Количество таких стёкол для одного спектакля иногда достигало ста! и более. Была устроена сложная световая аппаратура для смены различной подсветки экрана. Рабочий, ведающий освещением, имел под рукой до семидесяти бечёвок, направленных к разным частям осветительной аппаратуры.
Сюжеты спектаклей были самыми разнообразными. Среди них попадались бытовые комедии, шаржи, пародии, политическая сатира, баллады на темы из рыцарских времен, представления на библейские темы.
Известный французский писатель Жюль Леметр так отзывался о творчестве Анри Ривьера: «Он как хороший художник обладает точностью обобщения, чувством жизни, изобилием художественной выдумки и соединяет с этим величественное мечтательное воображение настоящего поэта. Его силуэты пейзажей, зданий, толпы, групп и отдельных лиц, рисующиеся на феерически изменчивых небесах, являются шедеврами. Они мгновенны, как вспышки бенгальских огней, и мимолетны, как тени. Они красочны, грациозны и волнующи».
20 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
Но, случилось так, что в том же Париже и в те же годы родилось новое увлекательное зрелище -кинематограф. На какое-то время он полностью переключил на себя интерес и внимание публики. Но искусство теневого театра не забылось художниками и кукольниками. Один из наиболее интересных современных теневых театров создан художником Жаном-Пьером Леско.
Весомым доказательством того, что теневой театр не исчерпал своих творческих возможностей, были спектакли знаменитого Ричарда Бредшоу (Австралия) на Международном фестивале театров кукол в Москве в 1976 году. Бредшоу создал своеобразный, неповторимый театр, в котором он и актёр, и режиссёр, и автор, и кукольный конструктор. Его куклы - это плоские комбинированные фигурки из картона и цветного пластика. В представлении обычно участвует более ста кукол - чёрных и цветных. В спектаклях, показанных в Москве, остроумно и тонко подмечены человеческие типы и характеры. Виртуозная техника кукловождения изумляла зрителей: как ему удается - одному! -с таким блеском управлять одновременно несколькими персонажами. Бредшоу долго хранил от постороннего глаза секреты своей техники. Но для поклонников его искусства в нашей стране эта тайна перестала существовать, когда Центральное телевидение весной 1988 года посвятило три вечера циклу передач о выда-
ющихся современных мастерах театра кукол разных стран (ведущим этих передач был Зиновий Гердт). В последней, третьей, серии цикла - «Мир театра кукол» - был представлен только Ричард Бредшоу с его теневыми миниатюрами. И здесь (возможно -впервые) телекамера заглянула за экран теневого театра, и мы увидели, как это делает Бредшоу. Стало ясно, что в принципе это техника китайского теневого театра, но приспособленная для работы одного кукловода. Длительность каждой из миниатюр Бредшоу - одна-две минуты.
V истоков искусства силуэта
В глубокой древности, при мерцающем свете костра первобытный человек замечал, как по стенам пещеры метались тени, то становясь огромными, зловещими, то исчезая. Тени возникали в лунную ночь и солнечный день. Достаточно было обвести контуры на земле или стене, как появлялся силуэт.
ГЛАВА I
Не случайно с возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывают зарождение живописи. Чтобы помнить о том, кто уехал, или о том, кто умер, по обрисованной тени вылепляли портрет или делали тень как бы живой. По древнегреческой легенде, создательницей первого силуэта была дочь царя Дибутада, которая обвела на стене тень возлюбленного. В древнейших рисунках, как и в рисунках маленьких детей, нет тени. Постепенно в истории живописи появляются попытки показать объем предметов (оттенить) и дать изображение в перспективе (для этого тоже нужна тень).
В Древней Греции еще в VI в. до новой эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном. Однако искусство силуэта в его
настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века и очень быстро распространилось по всей Европе. Во Франции же утвердилось и само название «силуэт». Происходит оно от фамилии «главного контролера над финансами» при дворе Людовика XV -Этьена Силуэта (1709-1767). Этот расчетливый финансист, разумеется, никогда не изобретал силуэта - это было сделано задолго до него; не он даже ввел на него моду
- это тоже было значительно рань
ше. Правда, он иногда ради отдыха
и удовольствия вырезал из черной
бумаги маленькие фигурки, но
мало ли было в то время любите
лей, делавших это не хуже его?
Следовательно, не благодаря его
заслугам в этой области искусства
силуэту было присвоено его имя.
Первоначально слово «силуэт» имело ясно выраженный иронический смысл. Дело в том, что, стараясь поправить расстроенные финансы, Э. Силуэт не только провел реформу по сокращению пенсий и уничтожению податных привилегий, но и предложил сократить личные расходы короля и двора. В результате таких мероприятий незадачливый министр, потеряв поддержку высшего общества, вынужден был уйти в отставку и стал предметом всеобщих насмешек. Тогда ему осталось одно утешение
- вырезать из черной бумаги свои
любимые картинки. Тогдашние ост
рословы стали с этого времени
называть именем Силуэта то, что
было, по их мнению, слишком про-
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
стым, скромным, мизерным. За лаконичными черно-белыми изображениями, которые казались несколько бедноватыми по сравнению с нарядными яркими живописными полотнами или даже акварелями, это название укрепилось окончательно и даже дошло до наших дней.
Во второй половине XVIII столетия в России работали два силуэтиста, обладавшие европейской славой: Ф. Сидо и Ф. Антинг, исполнявшие великое множество силуэтных портретов своих современников. Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф. И. Шубину (1740-1805) - это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне.
Техника исполнения силуэтов была различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими острыми ножницами и накладывали на доску, стекло или цветную бумагу. В XIX веке для оживления силуэтов, придания им большей выразительности художники начали оставлять внутри черной плоскости белые пустые места. Это были небольшие прорези различной формы, которые могли передать в силуэте волнение морской стихии или блеск солнечных лучей, кружево осенней листвы или легкость падающих снежинок... Все это обогащало возможности силуэта и делало его
одним из своеобразных видов графического искусства.
В Историческом музее Москвы и в частных собраниях сохранилось огромное множество силуэтов, свидетельствующих о широком распространении этого вида искусства в России.И действительно, многие семьи мечтали иметь портреты близких людей. Но заказать живописный портрет имели возможность лишь богатые вельможи. Силуэтные же портреты были сравнительно недороги. Силуэты играли ту же роль, что и возникшая позже фотография. Когда еще не изобрели фотографию, профиль, обведенный на бумаге по тени, считали самым точным изображением человека (в отличие от живописного портрета, куда художник всегда мог привнести свое отношение к личности). Существовало искусство угадывания характера по профилю.
ГЛАВА I