Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР»
Москва 2012
УДК 372.8 ББК 74.00 Л88 |
Л88 |
Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня, или Как приручить тень?(Образовательная область «Художественное творчество»). Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2012. - 96 с, иллюстрации, фотографии.
ISBN 978-5-4310-0083-6
Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись «живые» существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица? А вот вы вечером в лесу рассматриваете тени деревьев на снегу - это словно какой-то другой мир, живой и самый настоящий, только туда никак нельзя попасть. Мир теней, полный тайных смыслов и загадочный, живет рядом с нами, неотделимый от нас и такой недоступный. Может быть как желание разгадать его загадку и родился театр теней? Ведь на время представления мы получаем пропуск в чудесный мир. Движение тени мгновенно откликается в душе, рождает в ней совершенно особые мысли и чувства. Каждый словно встречается с самим собой, с безмолвным голосом своего сердца. Выразительные средства теневого театра скупы и сдержанны, но наше воображение мгновенно дорисовывает всё недостающее. И помогает лучше узнать себя, свой внутренний мир. Игра Света и Тени - вечная тема для философов, художников и поэтов, но в театре теней эти две противоположности становятся рабочим материалом и оказываются почти прирученными.
Фотографии, представленные на страницах 3, 5, 6, 7, 8, 10,11, 29, 31, 32, 33,34, 35,36,37, 38,39,42, 55, 56, 57,61,62, 69,70, 71, 72,78, 79,80,81 сделаны Анатолием Бартковским в Московском детском теневом театре. Сердечно благодарим художественного руководителя театра Александра Крупенина за неоценимую помощь в организации фотосъёмки и интервью.
На стр. 40,44,45,46 представлены оригинальные фотографии из семейного архива Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. Выражаем искреннюю признательность семейному дуэту за эти материалы и интервью.
На стр. 13, 14,15, 63 опубликованы фотографии индонезийских кукол, экспонировавшихся на выставке в Музее декоративно-прикладного народного искусства (Москва). Рады нашему сотрудничеству.
На стр. 4, 5,12,15,16,18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 63 представлены уникальные материалы из фотоархива издательского дома «Цветной мир». От всей души благодарим артдиректора Анатолия Бартковского за самоотверженную помощь и поддержку в подготовке этой книги.
ISBN 978-5-4310-0083-6
. D
.Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой
книги или любой ее части, включая оформление, преследуется вСУДебн0М ПОРЯДК6-
© Лыкова И.А., Шипунова В.А., авторы, 2012 © 000 Издательский дом «Цветной мир», 2012
ВВЕДЕНИЕ
ТЕАТР ТЕНЕЙ - ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИЙ
«...Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже младенец привык к тени вокруг: реальнейший, потому что даёт реальную картину на плоскости; основанный на элементах и эффектах, недоступных другим театрам; захватывающий и воспитывающий - потому что прекрасный; таков Театр теней», - так писала в начале XX столетия основательница первого в нашей стране теневого театра Н. Я. Симонович-Ефимова.
7ень _ довольно пластичный материал для произведений искусства, которые не нуждаются в изготовлении. Его не нужно искать, им невозможно испачкать руки, как глиной или краской. За ним можно спрятать своё лицо, как за маской, и не только лицо - всю свою личность. Тень всегда под рукой, где бы вы ни были. Материал теневого театра настолько прост, что с его помощью можно показать любой предмет, стоит только изучить его тень и задействовать её в спектакле. Визуальные свойства и возможности театра теней дополняются звуковыми: текстовыми, шумовыми и музыкальными. Вот в этом-то его универсальность.
Мы приглашаем Вас в удивительный мир театра, имя которого - ТЕНЬ.
Глава I. Театр Теней и Света
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ