Начало работы над произведением
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН
Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр
им. академика И. Э. Грабаря
РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Москва 1993
ББК 85.14
Р44
Реставрация икон:Методические рекомендации
Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во
В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с,
ил.; табл.
ISBN—5-7196-0757-9 © Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря, 1993.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 3
ЧАСТЬ 1
1. Начало работы над произведением........................................................... 5
1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы…………………………………………….................. 5
1.2. Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения................................................................................................. 10
1.2.1. Повреждения, возникающие под воздействием окружающей сред 13
1.2.2. Микробиологические и энтомологические разрушения…………... 16
1.2.3. Повреждения механического происхождения................................... 19
1.2.4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности…………… 20
1.2.5. Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации...................................................................................................... 20
1.3.Последовательность работы с произведением. "Реставрационный паспорт художественного произведения"..................................................... 21
1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации…………. 24
2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы.............................................................................................................. 29
2.1. Рентгенографическое исследование....................................................... 29
2.2. Оптико-физическое исследование.......................................................... 33
2.2.1 Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения…... 34
2.2.1.1. Оборудование..................................................................................... 36
2.2.1.2. Порядок проведения работы............................................................. 36
2.2.1.3. Фотографирование видимой люминесценции................................ 37
2.2.2. Исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения.............. 38
2.2.2.1. Оборудование..................................................................................... 39
2.2.2.2. Порядок проведения работы............................................................. 40
2.2.2.3. Инфракрасная фотосъёмка................................................................ 41
2.2.2.4. Техника безопасности........................................................................ 42
Приложение 1.
Описание состояния сохранности произведения ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 8)........................................... 43
ii
3. Консервация произведения........................................................................ 48
3.1. Приготовление рабочих растворов......................................................... 48
3.1.1. Рыбий клей............................................................................................. 48
3.1.1.1. Рыбий клей с мёдом........................................................................... 52
3.1.1.2. Рыбий клей с мелом........................................................................... 52
3.1.2. Пчелиный воск, раствор в бензине ..................................................... 52
3.1.3. Воско-даммарная мастика.................................................................... 53
3.1.4. Воско-канифольная мастика................................................................ 53
3.1.5. Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия................................. 54
3.1.6. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне...................................................... 54
3.1.7. Желтково-водная эмульсия.................................................................. 54
3.1.8. Желтковая эмульсия.............................................................................. 55
3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс"............................................... 55
3.1.10.Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений....................... 55
3.2. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами.................... 56
3.2.1. Микробиологические повреждения.................................................... 56
3.2.1.1. Дезинфекция....................................................................................... 56
3.2.1.1.1. Материалы и инструменты............................................................. 56
3.2.1.1.2. Метод работы................................................................................... 56
3.2.1.2. Консервация........................................................................................ 56
3.2.1.3. Меры безопасности............................................................................ 56
3.2.2. Энтомологические повреждения......................................................... 57
3.2.2.1. Фумигационная обработка................................................................ 57
3.2.2.2. Обработка раствором ДДТ................................................................ 57
3.2.2.2.1. Материалы и инструменты............................................................. 57
3.2.2.2.2. Метод работы................................................................................... 57
3.2.2.2.3. Меры безопасности......................................................................... 58
3.3. Профилактическая заклейка.................................................................... 58
3.3.1. Материалы и инструменты................................................................... 58
3.3.2. Метод работы......................................................................................... 60
3.4. Укрепление красочного слоя и грунта................................................... 63
3.4.1. Материалы и инструменты................................................................... 64
3.4.2. Укрепление красочного слоя. Характер повреждений; метод работы............................................................................................................... 65
3.4.2.1. Шелушение на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия, сопровождающие приподнятый кракелюр.................................... 65
3.4.2.2. Шелушение красочного слоя в виде небольших продольный вздутий. Новый покровный слой…………………………………………...……....... 66
а) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 67
Iii
б) укрепление с использованием желтково-водной эмульсии.................... 67
3.4.3. Укрепление красочного слоя и грунта................................................ 68
3.4.3.1.1. Шелушение красочного слоя небольшими фрагментами, причём края каждого фрагмента приподняты; грунт разрыхлённый, пористый, частично распылён. Старый покровный слой.............................................. 68
3.4.3.1.2. Повреждения красочного слоя и грунта те же, паволока отстала от основы. Грунт нанесён толстым слоем, размеры произведения небольшие........................................................................................................ 69
3.4.3.2. Шелушение красочного слоя, отставание грунта от основы. Старый покровный слой....."……………………………..………………………….. 70
3.4.3.3. Жёсткий кракелюр с приподнятыми краями покрывает всю поверхность...................................................................................................... 71
3.4.3.4.1. Шелушение красочного слоя, разрыхлённый грунт имеет вздутия, паволока отсутствует. Старый покровный слой.......................................... 72
3.4.3.4.2. Характер повреждений тот же. При наличии паволоки……….. 73
3.4.3.5.1. Красочный слой и грунт отстают от основы в виде небольших вздутий, паволока отсутствует. Старый покровный слой........................... 73
3.4.3.5.2. Характер повреждений тот же, но вздутия небольшие, горизонтальные............................................................................................... 74
3.4.3.6.1. Грунт, меловый или гипсовый, лежит на основе без паволоки, открытые вздутия расположены вдоль досок основы; грунт, потерявший прочность, стянут верхним покровным и красочным слоем; скручивание всех слоев в трубки, сильное поражение плесенью..................................... 75
3.4.3.6.2. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, фрагменты грунта вдоль вершины вздутия полностью отделились и упали на дно вздутия; имеются их смещения и скапливания в одном месте…………... 76
3.4.3.6.3. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, один из краёв вздутия обвалился под другой. Покрытие и красочный слой не имеют шелушений....................................................................................................... 77
3.4.3.6.4. Открытые и закрытые вздутия грунта, лежащего на паволоке; отставания грунта на больших участках поверхности................................ 78
3.4.3.7. Шелушение красочного слоя и отставание грунта. Недавно нанесённое реставрационное защитное покрытие....................................... 79
iv
а) укрепление с использованием воско-смоляной мастики........................ 79
б) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 80
3.4.4. Укрепление паволоки, отставшей от основы. Характер повреждений; метод работы.................................................................................................... 80
3.4.4.1. Паволока отстала от основы, разные повреждения красочного слоя, грунта и основы............................................................................................... 80
3.4.4.2. Паволока, грунт и красочный слой имеют большие и небольшие закрытые вздутия............................................................................................ 81
3.4.5. Укрепление на иконах, ранее хранившихся во влажном помещении....................................................................................................... 82
3.4.6. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой….. 83
3.4.6.1. Укрепление на иконах со старой, нанесённой на яичную эмульсию профилактической заклейкой......................................................................... 83
а) укрепление с удалением старой заклейки................................................ 83
б) укрепление рыбьим клеем с использованием старой заклейки………. 83
в) укрепление желтковой эмульсией с использованием старой заклейки. 83
3.4.6.2. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой, нанесённой на шелушащийся красочный слой рыбьим клеем................... 84
3.4.7. Укрепление на иконах с шелушением красочного слоя и деформациями грунта, вызванными наличием на поверхности рыбьего клея, оставшегося от предыдущих реставраций.................................................... 84
3.4.8. Укрепление на двусторонних иконах и таблетках............................. 85
3.4.8.1. Укрепление на двусторонних иконах, обе стороны которых имеют различные повреждения................................................................................. 85
3.4.8.2. Укрепления на таблетках, обе стороны которых имеют различные повреждения.................................................................................................... 85
3.5. Реставрация деревянной основы............................................................. 86
3.5.1. Материалы и инструменты................................................................... 86
3.5.2. Метод работы......................................................................................... 86
3.5.2.1. Заделка трещин................................................................................... 86
3.5.2.2. Восполнение утрат............................................................................. 87
3.5.2.3. Восполнение шпонок......................................................................... 87
3.5.2.4. Виды реставрационного крепления досок....................................... 87
3.5.2.5. Вощение оборота и торцов................................................................ 88
3.6. Удаление поверхностных загрязнений.................................................. 88
3.6.1. Материалы и инструменты................................................................... 88
V
3.6.2. Метод работы......................................................................................... 89
4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)…… 90
4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи......................................................................................................... 90
4.1.1. Олифы и лаки......................................................................................... 90
4.1.2. Записи и прописи.................................................................................. 96
4.2. Органические растворители, применяемые в реставрации для удаления старого покровного слоя и записей............................................................... 99
4.2.1. Исследование старого покровного слоя и записей............................ 105
4.2.2. Техника безопасности........................................................................... 106
4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей………….. 110
4.3.1. Материалы и инструменты...........................……................................ 110
4.3.2. Пробное раскрытие иконы.............................….................................. 110
4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы......................................... 111
4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы............................................. 113
4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие) иконы 114
4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы........................................................ 114
4.3.3.2. Удаление записей............................................................................... 114
5.Приведение произведения в экспозиционное состояние......................... 119
5.1. Тонирование утрат красочного слоя...................................................... 119
5.1.1.Общие правила....................................................................................... 119
5.1.2. Подготовка поверхности произведения к тонированию…………... 121
5.1.3. Нанесение реставрационной паволоки............................................... 122
5.1.4. Нанесение реставрационного грунта.................................................. l22
5.1.4.1. Материалы и инструменты................................................................ 122
5.1.4.2. Метод работы...................................................................................... 123
5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя................................................... 123
5.1.5.1. Материалы и инструменты................................................................ 124
5.1.5.2. Метод работы...................................................................................... 125
5.1.6. Восполнение утрат золочения.............................................................. 126
5.1.6.1. Материалы и инструменты................................................................ 127
5.1.6.2. Метод работы...................................................................................... 128
5.2. Покрытие лаком....................................................................................... 131
5.2.1. Материалы и инструменты................................................................... 131
5.2.2. Метод работы......................................................................................... 132
Приложение 2.
Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)........................................................................................ 134
vi
6. Послереставрационное описание произведения...................................... 137
6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения" пп. 11-14……………………………………………………………………... 137
6.2. Послереставрационное описание произведения................................... 238
ЧАСТЬ II
А. Н. ОВЧИННИКОВ. Из опыта реконструкции древних икон................ 144
М. В. НАУМОВА. О приготовлении красок и связующего в средневековой темперной живописи....................................................................................... 198
А. Н. ОВЧИННИКОВ. О покрытиях в средневековой темперной живописи.......................................................................................................... 201
Д. А. РОВИНСКИЙ. Азбучный указатель предметам и материалам, служащим для описания технического производства в иконописании…. 212
Церковнославянская грамота......................................................................... 221
Славянское счисление..................................................................................... 222
Список иллюстраций...................................................................................... 223
_____________________________________________________________3
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации.
Методические рекомендации утверждены секцией Учёного совета ВХНРЦ.
Разделы методических рекомендаций составлены: Введение - М. В. Наумова Часть 1, раздел 1 - О. А. Пригородова, Л. Ф. Безбородова, Д. С. Ивашкина, Г. С. Клокова, М. С. Трубачёва раздел 2 - Л. И. Башмакова, Е. В. Кугучева раздел 3 - О. Д. Пригородова, Е. А. Гра, И. М. Ерёмина, Н. Г. Тимофеев, М. В. Наумова раздел 4 -О. Д. Пригородова, И. М. Ерёмина, Г. С. Клокова раздел 5 - Н. А. Гагман, М. В. Наумова раздел 6 - М. В. Трубачё-ва Приложение 1, 2 - О. Д. Пригородова Часть II - М. В. Наумова, А. Н. Овчинников.
_____________________________________________________________ 4
"ИКОНОПИСАНИЕ в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления.... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава".
И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания.
************************************************************* 5
ЧАСТЬ I
Оборудование
Для возбуждения видимой люминесценции на исследуемое произведение направляют поток ультрафиолетового излучения. Наблюдать видимую люминесценцию необходимо в затемнённом помещении; перед источником ультрафиолетового излучения устанавливается светофильтр, пропускающий ультрафиолетовое излучение и задерживающий видимое.
В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью.
Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Надо отметить, что фильтры УФС-4обладают наибольшей термостойкостью.
Промышленность выпускает готовые источники, в которых лампа укреплена в механический держатель, снабжена рефлектором, светофильтром и пусковым устройством.
В лаборатории ВХНРЦ используют театральные осветители СВТУ-0,375 мощностью 375 Вт. В них используется лампа ПРК-2М и набор стандартных фильтров. Кроме того, существуют театральные осветители СВТУ-1,0 мощностью 1 кВт с лампой ПРК-7. Помимо вышеназванных, можно использовать медицинские лампы.
Порядок проведения работы
1. Установить на мольберте исследуемое произведение.
2. Установить два источника ультрафиолетового излу-
13 См.: ЭРАСТОВ Д. П. Основные методы Фотографического выявления угасших текстов. - М. -Л.: изд. АН СССР, 1958.
_____________________________________________________________ 37
чения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.
3. Включить источники излучения в электрическую сеть и нажать кнопку стартера. При необходимости нажимать многократно до включения лампы. Далее лампа 5 минут входит в режим.
ВНИМАНИЕ! После включения источника ультрафиолетового излучения повторное включение возможно только через некоторое время (15-20 минут), когда лампа остынет.
4. Затемнить помещение.
5. Наблюдать видимую люминесценцию и регистрировать результаты наблюдения.
6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая ультрафиолета, периодически включать подсветку (любая лампа накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривать один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.
7. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.
8. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.
9. Сопоставить результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения.
Оборудование
Для проведения исследования в инфракрасном диапазоне излучения необходимо направить на исследуемое произведение поток инфракрасного излучения. Приёмник инфракрасного излучения принимает отражённый поток и преобразует инфракрасное изображение в видимое. Такими приёмниками являются ЭОПы – электронно-оптические преобразователи, телевизионные установки, чувствительные в инфракрасном диапазоне, и инфрахроматические фотографические плёнки и пластинки. Хорошие результаты даёт инфрахроматическая фотографическая плёнка И-1030, И-1070.
Все вышеперечисленные приёмники чувствительны не только в инфракрасном диапазоне, но и в видимом. Поэтому для выделения инфракрасного потока используются светофильтры ИКС-1, ИКС-2 или ИКС-3, пропускающие инфракрасное излучение и задерживающие видимое. Светофильтр может устанавливаться либо перед источником излучения (при этом исследование проводится в затемнённом помещении), либо перед объективом оптической системы приёмника.
_____________________________________________________________ 40
В качестве источников инфракрасного излучения можно использовать лампы накаливания и газоразрядные лампы. В зависимости от используемого прибора выбирается мощность источника.
В лаборатории ВХНРЦ используются ЭОП со светофильтром ИКС-1. В качестве источников излучения используются газоразрядные лампы КГ-220-1000-4. При работе с телевизионной установкой ПТУ-50 перед объективом приёмного устройства устанавливается светофильтр ИКС-1, а источником излучения служит лампа накаливания мощностью 60-100 Вт.
Порядок проведения работы
1. Установить на мольберте исследуемое произведение.
2. Установить два источника излучения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.
3. Включить источники излучения.
4. Включить используемый при исследовании прибор.
ВНИМАНИЕ! При работе с электронными приборами необходимо строгое соблюдение требований инструкции на данный прибор.
5. Внимательно ознакомиться с ярко освещенной поверхностью.
6. При помощи используемого прибора исследовать поверхность и отметить все несоответствия изображения, даваемого прибором, видимому изображению.
7. При исследовании постоянно сопоставлять изображение на экране прибора с видимым изображением.
8. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.
9. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.
10. При отсутствии приборов, необходимых для визуального исследования в инфракрасном диапазоне, если есть инфрахроматическая плёнка, исследование можно проводить сопоставлением фотографии с результатами исследования поверхности при помощи микроскопа.
11. Сопоставить результаты исследования в инфракрасном диапазоне излучения с результатами исследования видимой люминесценции под воздействием
_____________________________________________________________ 41
ультрафиолета.
Инфракрасная фотосъёмка
Инфракрасную фотосъёмку проводят либо фотокамерой, которой предусмотрен данный вид работ, либо камерой, в которой кассета с фотоплёнкой может перемещаться относительно объектива. В первом случае порядок работы определяется устройством камеры. Во втором - наведение на резкость осуществляется, как и при обычной репродукционной музейной фотосъёмке, а затем кассета с плёнкой отодвигается от объектива на 1,0-1,5 мм, так как с изменением длины волны излучения изменяется положение фокальной плоскости оптической системы.
Фотографирование проводят с инфракрасными источниками излучения мощностью по 1000 Вт с каждой стороны. В нашем случае - КГ-220-1000-4. Перед объективом устанавливается светофильтр ИКС-1, КС-17 или КС-19. Диафрагма 22. Выдержка от 3 до 9 минут при использовании инфрахроматической фотографической плёнки И-1030, проявление осуществляется в проявителе АСП-20:
1. Метол марки А | 5,0 г |
2. Гидрохинон А | 6,0 г |
3. Сульфит натрия б/в А | 50,0 г |
4. Натрий углекислый б/в ч. | 31,0 г |
5. Калий бромистый чда | 2,0 г |
6. Бензотриазол | 0,1 г |
7. Полиокс 100 | 1,0 г |
8. Вода | до 1 литра |
Длительность проявления 6-12 мин. | 20°±0,5°С |
Промывка 0,1 мин. | 15°±5°С |
Фиксирование 15 мин. | 15°±0,5°С |
Промывка 15-20 мин. | 15°±5°С |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации.
2. Для правильной и безаварийной работы соблюдайте следующие условия:
- приборы всегда должны быть чистыми, крышки приборов должны быть плотно закрыты;
- оболочки проводов не должны иметь повреждений;
- соединительные кабели и сетевые провода не должны быть в натянутом состоянии и не
____________________________________________________________ 42
должны иметь перегибов;
- предохранители должны точно соответствовать номиналам, указанным в электрических схемах, ставить предохранители других номиналов запрещается.
3. Фотографические плёнки, особенно инфрахроматическая, должны храниться, использоваться и обрабатываться строго по инструкции.
Техника безопасности
1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с инструкцией по технике безопасности, действующей на предприятии.
2. Все сотрудники, работающие с электрическими приборами, должны уметь оказывать помощь при поражении током.
3. Корпуса всех приборов должны быть надёжно заземлены.
4. Запрещается переносить включенные приборы и оставлять их без присмотра.
5. Категорически запрещается эксплуатация приборов со снятыми кожухами, корпусами и крышками.
6. В случае перерыва в подаче электрической энергии все электрические приборы должны быть немедленно выключены.
7. После окончания работы все электрические приборы должны быть выключены и отсоединены от электрической сети.
8. Помещение, в котором проводятся исследования в ультрафиолетовом диапазоне, должно быть вентилируемо.
9. В процессе эксплуатации не должна нарушаться вентиляция источников излучения.
10. После включения источников излучения беречь глаза от попадания в них прямого и отражённого (проходящего через вентиляционные щели) света.
_____________________________________________________________ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Консервация произведения
Рыбий клей
Осетровый клей в виде растворов различной концентрации используют для нанесения профилактической заклейки, укрепления красочного слоя и грунта, реставрации деревянной основы (см. разд. 3.3 - 3.5).
Для приготовления растворов берут стандартный осетровый клей, но предварительно его освобождают от нерастворимых примесей и защищают от заплесневения антисептиком.
Очистка и антисептирование осетрового клея. Необходимое количество измельчённого на маленькие кусочки осетрового клея взвешивают и помещают в сосуд, заливают холодной дистиллированной водой25 так, чтобы вода полностью покрыла клей. Оставляют для набухания на 12-14 часов. Набухание клея считается законченным, когда в кусочках не остаётся твёрдого ядра. Затем кусочки клея собирают в небольшие комочки и разминают руками до образования однородной тестообразной массы белого цвета. Комочки размятого клея помещают в кастрюлю и, постепенно заливая водой, в которой происходило набухание, распускают руками комочки в этой воде.
После этого посуду с клеем помещают на водяную баню (70°С) и нагревают, тщательно помешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной
25 Дистиллированная вода (перегнанная). Для ее получения в заводских условиях применяют хорошую питьевую воду, не содержащую органические вещества, которые при разложении дают большое количество угольного ангидрида. Перегонка осуществляется на инфудирно-перегонном аппарате. Вода должна храниться в стерильных стеклянных баллонах под резиновыми пробками.
Дистиллированную воду получают также и в химических лабораториях с помощью дистиллятора. В домашних условиях эту операцию выполняют следующим образом:
а) в водопроводную воду добавляют 1 г двузамешенного фосфата натрия на 10 г воды;
б) в водопроводную воду добавляют питьевой соды или щелочи из расчета 0,3 г на 1 л воды;
в) Фильтруют воду, полученную таянием льда из холодильной камеры;
г) Используют неоновый умягчитель (навинчивают на водопроводный кран).
_____________________________________________________________ 49
массы.
ВНИМАНИЕ! Нагревать клеевой раствор на открытом огне нельзя - уменьшается вязкость и снижается клеящая способность раствора.
Приготовленный клеевой раствор фильтруют в тёплом состоянии через двойной слой марли для удаления растворившихся плёнок.
Для защиты клея от плесени и бактерий (см. разд. 3.2.1.2) в него добавляют антисептик - пентахлорфенолят натрия в количестве 1% от массы сухого клея. Рассчитанное количество антисептика растворяют в стакане с минимальным количеством воды, фильтруют через двойной слой марли, добавляют в раствор профильтрованного клея и тщательно перемешивают.
ВНИМАНИЕ! Пентахлорфенолят натрия относится к высоко токсичным препаратам, пылит при взвешивании, вызывает раздражение лакримальных желёз и дыхательных путей.
Пентахлорфенолят натрия легко проникает через кожу и обнаруживается во внутренних органах. Препарат накапливается в мозге, желудке, печени, вызывая их поражение и повышает уровень сахара в крови. Острое отравление у человека, как правило, развивается при вдыхании пыли или после контакта пентахлорфенолята натрия с кожей.
Готовый раствор клея заливают в плоскую низкую эмалированную посуду и оставляют для застывания. Через 10-24 часа (в зависимости от температуры и влажности воздуха) клей нарезают ножом на квадратики размером 2x2 см. Раскладывают на полиэтиленовой плёнке и сушат при открытом доступе воздуха.
ВНИМАНИЕ! Сушить клей на стекле или оргстекле нельзя, так как клей обладает высокой адгезией к поверхности с повышенной поверхностной энергией.
Приготовление рабочих растворов клея различной концентрации. Сухой клей содержит 12-15% воды, следовательно, концентрация такого клея равна 88-85%. Это обстоятельство необходимо учитывать при приготовлении растворов. Расчёт производится по "правилу креста".
Пример расчёта. Есть кубики 85%-ной концентрации (остальные 15% - вода). Надо получить 15%-ный
_____________________________________________________________ 50
клеевой раствор.
По "правилу креста" заданную конечную концентрацию 15% пишем при пересечении двух линий, а концентрацию исходных компонентов - у верхних концов линий. Затем для каждой линии производим вычитание одного стоящего в ней числа из другого и записываем разность у свободного конца той же линии (направления вычислений указаны стрелками). Полученные числа, расположенные у концов соответствующей линии внизу, показывают, сколько единиц массы каждого компонента следует взять, чтобы получить раствор с заданной конечной концентрацией.
Расчёты: 85-15=70; 15-0=15.
Таким образом, надо взять 15 г исходного "сухого" клея (85%-ного) и добавить 70 г воды.
В табл. 1 приведены количества "сухого" клея и воды, которую необходимо добавить к этому клею для получения клеевого раствора требуемой концентрации.
Методика приготовления клеевого раствора. Высушенные кубики антисептированного клея взвешивают, заливают необходимым количеством воды, дают им набухнуть в течение 12 часов и затем готовят рабочий раствор клея на водяной бане (при температуре воды в бане 70°С).
После приготовления раствора его заливают в мерную посуду и доливают испарившуюся во время приготовления воду до нужного объёма.
Для разбавления ухе имеющегося раствора
_____________________________________________________________ 51
клея определённой процентной концентрации пользуются тем же "правилом креста".
Например, необходимо приготовить 10%-ный раствор из 15%-ного. Согласно "правилу креста":
Значит, нужно взять 10 г 15%-ного раствора клея и добавить к ним 5 мл воды.
Концентрация клеевого р-ра % | Масса сухого клея г | Объем добавленной воды мл |
Таблица 1. Расчёт количества "сухого" клея и добавляемой к нему воды для получения раствора требуемой концентрации |
ВНИМАНИЕ! 1. Не рекомендуется ставить готовый раствор клея в холодильник для дальнейшего его использования в течение длительного времени, так как при низких температурах в коллоидной системе происходит отсекание жидкости, в результате чего теряется клеящая способность.
2. Приготовление рабочего раствора клея без предварительной обработки, описанной выше, нецелесообразно, так как ведёт к большим ошибкам в расчёте концентраций из-за неполного растворения клея, его фильтрации и испарения воды во время приготовления.
3. Навеска клея обязательна для расчёта необходимого количества антисептика.
_____________________________________________________________ 52
Рыбий клей с мёдом
Употребляют для укрепления шелушащегося красочного слоя, лежащего на разрыхлённом грунте со вздутиями (см. разд. 4.3.4.2), а также таблеток (см. разд. 3.4.8.2).
Состав, м. ч.
Рыбий клей 5%-ной концентрации……………….. 20
Мёд.............................................................................. 1
Способ приготовления
Мёд растворяют в теплой воде; добавляют в клей, учитывая концентрацию последнего.
Способ хранения
Хранению не подлежит: употреблять только свежеприготовленным.
Рыбий клей с мелом
Употребляют при укреплении шелушений красочного слоя, лежащего на разрыхлённом грунте со вздутиями, если на деревянной основе имеются неровности (см. разд. 3.4.3.4).
Состав, м. ч.
Рыбий клей 5%-ной концентрации………………… 1
Мел............................................................................... 4
Способ приготовления
Мел измельчают в порошок и вводят в указанной пропорции в тёплый раствор клея небольшими порциями до набухания; после того, как мел набухнет, вводят новую его порцию.
Способ хранения
В прохладном месте, в плотно закрытой стеклянной посуде (под крышку помещают увлажнённый тампон из ваты и марли).
Воско-даммарная мастика
Воско-даммарную мастику употребляют при укреплении шелушений красочного слоя и отставшего грунта на иконах с недавно нанесённым защитным покрытием (см. разд. 3.4.3.7), а также при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2).
Состав, м. ч.
Воск пчелиный............................................................ 2, 3
Даммарная смола........................................................ 1,1
Способ приготовления
Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемешанный сплав смолы и воска снимают с по