Начало работы над произведением

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН

начало работы над произведением - student2.ru

Всероссийский художественный

научно-реставрационный центр

им. академика И. Э. Грабаря

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Москва 1993

ББК 85.14

Р44

Реставрация икон:Методические рекомендации

Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во

В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с,

ил.; табл.

ISBN—5-7196-0757-9 © Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря, 1993.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................... 3

ЧАСТЬ 1

1. Начало работы над произведением........................................................... 5

1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы…………………………………………….................. 5

1.2. Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения................................................................................................. 10

1.2.1. Повреждения, возникающие под воздействием окружающей сред 13

1.2.2. Микробиологические и энтомологические разрушения…………... 16

1.2.3. Повреждения механического происхождения................................... 19

1.2.4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности…………… 20

1.2.5. Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации...................................................................................................... 20

1.3.Последовательность работы с произведением. "Реставрационный паспорт художественного произведения"..................................................... 21

1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации…………. 24

2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы.............................................................................................................. 29

2.1. Рентгенографическое исследование....................................................... 29

2.2. Оптико-физическое исследование.......................................................... 33

2.2.1 Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения…... 34

2.2.1.1. Оборудование..................................................................................... 36

2.2.1.2. Порядок проведения работы............................................................. 36

2.2.1.3. Фотографирование видимой люминесценции................................ 37

2.2.2. Исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения.............. 38

2.2.2.1. Оборудование..................................................................................... 39

2.2.2.2. Порядок проведения работы............................................................. 40

2.2.2.3. Инфракрасная фотосъёмка................................................................ 41

2.2.2.4. Техника безопасности........................................................................ 42

Приложение 1.

Описание состояния сохранности произведения ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 8)........................................... 43

ii

3. Консервация произведения........................................................................ 48

3.1. Приготовление рабочих растворов......................................................... 48

3.1.1. Рыбий клей............................................................................................. 48

3.1.1.1. Рыбий клей с мёдом........................................................................... 52

3.1.1.2. Рыбий клей с мелом........................................................................... 52

3.1.2. Пчелиный воск, раствор в бензине ..................................................... 52

3.1.3. Воско-даммарная мастика.................................................................... 53

3.1.4. Воско-канифольная мастика................................................................ 53

3.1.5. Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия................................. 54

3.1.6. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне...................................................... 54

3.1.7. Желтково-водная эмульсия.................................................................. 54

3.1.8. Желтковая эмульсия.............................................................................. 55

3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс"............................................... 55

3.1.10.Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений....................... 55

3.2. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами.................... 56

3.2.1. Микробиологические повреждения.................................................... 56

3.2.1.1. Дезинфекция....................................................................................... 56

3.2.1.1.1. Материалы и инструменты............................................................. 56

3.2.1.1.2. Метод работы................................................................................... 56

3.2.1.2. Консервация........................................................................................ 56

3.2.1.3. Меры безопасности............................................................................ 56

3.2.2. Энтомологические повреждения......................................................... 57

3.2.2.1. Фумигационная обработка................................................................ 57

3.2.2.2. Обработка раствором ДДТ................................................................ 57

3.2.2.2.1. Материалы и инструменты............................................................. 57

3.2.2.2.2. Метод работы................................................................................... 57

3.2.2.2.3. Меры безопасности......................................................................... 58

3.3. Профилактическая заклейка.................................................................... 58

3.3.1. Материалы и инструменты................................................................... 58

3.3.2. Метод работы......................................................................................... 60

3.4. Укрепление красочного слоя и грунта................................................... 63

3.4.1. Материалы и инструменты................................................................... 64

3.4.2. Укрепление красочного слоя. Характер повреждений; метод работы............................................................................................................... 65

3.4.2.1. Шелушение на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия, сопровождающие приподнятый кракелюр.................................... 65

3.4.2.2. Шелушение красочного слоя в виде небольших продольный вздутий. Новый покровный слой…………………………………………...……....... 66

а) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 67

Iii

б) укрепление с использованием желтково-водной эмульсии.................... 67

3.4.3. Укрепление красочного слоя и грунта................................................ 68

3.4.3.1.1. Шелушение красочного слоя небольшими фрагментами, причём края каждого фрагмента приподняты; грунт разрыхлённый, пористый, частично распылён. Старый покровный слой.............................................. 68

3.4.3.1.2. Повреждения красочного слоя и грунта те же, паволока отстала от основы. Грунт нанесён толстым слоем, размеры произведения небольшие........................................................................................................ 69

3.4.3.2. Шелушение красочного слоя, отставание грунта от основы. Старый покровный слой....."……………………………..………………………….. 70

3.4.3.3. Жёсткий кракелюр с приподнятыми краями покрывает всю поверхность...................................................................................................... 71

3.4.3.4.1. Шелушение красочного слоя, разрыхлённый грунт имеет вздутия, паволока отсутствует. Старый покровный слой.......................................... 72

3.4.3.4.2. Характер повреждений тот же. При наличии паволоки……….. 73

3.4.3.5.1. Красочный слой и грунт отстают от основы в виде небольших вздутий, паволока отсутствует. Старый покровный слой........................... 73

3.4.3.5.2. Характер повреждений тот же, но вздутия небольшие, горизонтальные............................................................................................... 74

3.4.3.6.1. Грунт, меловый или гипсовый, лежит на основе без паволоки, открытые вздутия расположены вдоль досок основы; грунт, потерявший прочность, стянут верхним покровным и красочным слоем; скручивание всех слоев в трубки, сильное поражение плесенью..................................... 75

3.4.3.6.2. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, фрагменты грунта вдоль вершины вздутия полностью отделились и упали на дно вздутия; имеются их смещения и скапливания в одном месте…………... 76

3.4.3.6.3. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, один из краёв вздутия обвалился под другой. Покрытие и красочный слой не имеют шелушений....................................................................................................... 77

3.4.3.6.4. Открытые и закрытые вздутия грунта, лежащего на паволоке; отставания грунта на больших участках поверхности................................ 78

3.4.3.7. Шелушение красочного слоя и отставание грунта. Недавно нанесённое реставрационное защитное покрытие....................................... 79

iv

а) укрепление с использованием воско-смоляной мастики........................ 79

б) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 80

3.4.4. Укрепление паволоки, отставшей от основы. Характер повреждений; метод работы.................................................................................................... 80

3.4.4.1. Паволока отстала от основы, разные повреждения красочного слоя, грунта и основы............................................................................................... 80

3.4.4.2. Паволока, грунт и красочный слой имеют большие и небольшие закрытые вздутия............................................................................................ 81

3.4.5. Укрепление на иконах, ранее хранившихся во влажном помещении....................................................................................................... 82

3.4.6. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой….. 83

3.4.6.1. Укрепление на иконах со старой, нанесённой на яичную эмульсию профилактической заклейкой......................................................................... 83

а) укрепление с удалением старой заклейки................................................ 83

б) укрепление рыбьим клеем с использованием старой заклейки………. 83

в) укрепление желтковой эмульсией с использованием старой заклейки. 83

3.4.6.2. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой, нанесённой на шелушащийся красочный слой рыбьим клеем................... 84

3.4.7. Укрепление на иконах с шелушением красочного слоя и деформациями грунта, вызванными наличием на поверхности рыбьего клея, оставшегося от предыдущих реставраций.................................................... 84

3.4.8. Укрепление на двусторонних иконах и таблетках............................. 85

3.4.8.1. Укрепление на двусторонних иконах, обе стороны которых имеют различные повреждения................................................................................. 85

3.4.8.2. Укрепления на таблетках, обе стороны которых имеют различные повреждения.................................................................................................... 85

3.5. Реставрация деревянной основы............................................................. 86

3.5.1. Материалы и инструменты................................................................... 86

3.5.2. Метод работы......................................................................................... 86

3.5.2.1. Заделка трещин................................................................................... 86

3.5.2.2. Восполнение утрат............................................................................. 87

3.5.2.3. Восполнение шпонок......................................................................... 87

3.5.2.4. Виды реставрационного крепления досок....................................... 87

3.5.2.5. Вощение оборота и торцов................................................................ 88

3.6. Удаление поверхностных загрязнений.................................................. 88

3.6.1. Материалы и инструменты................................................................... 88

V

3.6.2. Метод работы......................................................................................... 89

4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)…… 90

4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи......................................................................................................... 90

4.1.1. Олифы и лаки......................................................................................... 90

4.1.2. Записи и прописи.................................................................................. 96

4.2. Органические растворители, применяемые в реставрации для удаления старого покровного слоя и записей............................................................... 99

4.2.1. Исследование старого покровного слоя и записей............................ 105

4.2.2. Техника безопасности........................................................................... 106

4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей………….. 110

4.3.1. Материалы и инструменты...........................……................................ 110

4.3.2. Пробное раскрытие иконы.............................….................................. 110

4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы......................................... 111

4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы............................................. 113

4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие) иконы 114

4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы........................................................ 114

4.3.3.2. Удаление записей............................................................................... 114

5.Приведение произведения в экспозиционное состояние......................... 119

5.1. Тонирование утрат красочного слоя...................................................... 119

5.1.1.Общие правила....................................................................................... 119

5.1.2. Подготовка поверхности произведения к тонированию…………... 121

5.1.3. Нанесение реставрационной паволоки............................................... 122

5.1.4. Нанесение реставрационного грунта.................................................. l22

5.1.4.1. Материалы и инструменты................................................................ 122

5.1.4.2. Метод работы...................................................................................... 123

5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя................................................... 123

5.1.5.1. Материалы и инструменты................................................................ 124

5.1.5.2. Метод работы...................................................................................... 125

5.1.6. Восполнение утрат золочения.............................................................. 126

5.1.6.1. Материалы и инструменты................................................................ 127

5.1.6.2. Метод работы...................................................................................... 128

5.2. Покрытие лаком....................................................................................... 131

5.2.1. Материалы и инструменты................................................................... 131

5.2.2. Метод работы......................................................................................... 132

Приложение 2.

Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)........................................................................................ 134

vi

6. Послереставрационное описание произведения...................................... 137

6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения" пп. 11-14……………………………………………………………………... 137

6.2. Послереставрационное описание произведения................................... 238

ЧАСТЬ II

А. Н. ОВЧИННИКОВ. Из опыта реконструкции древних икон................ 144

М. В. НАУМОВА. О приготовлении красок и связующего в средневековой темперной живописи....................................................................................... 198

А. Н. ОВЧИННИКОВ. О покрытиях в средневековой темперной живописи.......................................................................................................... 201

Д. А. РОВИНСКИЙ. Азбучный указатель предметам и материалам, служащим для описания технического производства в иконописании…. 212

Церковнославянская грамота......................................................................... 221

Славянское счисление..................................................................................... 222

Список иллюстраций...................................................................................... 223

_____________________________________________________________3

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации.

Методические рекомендации утверждены секцией Учёного совета ВХНРЦ.

Разделы методических рекомендаций составлены: Введение - М. В. Наумова начало работы над произведением - student2.ru Часть 1, раздел 1 - О. А. Пригородова, Л. Ф. Безбородова, Д. С. Ивашкина, Г. С. Клокова, М. С. Трубачёва начало работы над произведением - student2.ru раздел 2 - Л. И. Башмакова, Е. В. Кугучева начало работы над произведением - student2.ru раздел 3 - О. Д. Пригородова, Е. А. Гра, И. М. Ерёмина, Н. Г. Тимофеев, М. В. Наумова начало работы над произведением - student2.ru раздел 4 -О. Д. Пригородова, И. М. Ерёмина, Г. С. Клокова начало работы над произведением - student2.ru раздел 5 - Н. А. Гагман, М. В. Наумова начало работы над произведением - student2.ru раздел 6 - М. В. Трубачё-ва начало работы над произведением - student2.ru Приложение 1, 2 - О. Д. Пригородова начало работы над произведением - student2.ru Часть II - М. В. Наумова, А. Н. Овчинников.

_____________________________________________________________ 4

"ИКОНОПИСАНИЕ в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления.... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава".

И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания.

************************************************************* 5

ЧАСТЬ I

Оборудование

Для возбуждения видимой люминесценции на исследуемое произведение направляют поток ультрафиолетового излучения. Наблюдать видимую люминесценцию необходимо в затемнённом помещении; перед источником ультрафиолетового излучения устанавливается светофильтр, пропускающий ультрафиолетовое излучение и задерживающий видимое.

В качестве источников ультрафиолетового излучения используют ртутно-кварцевые и люминесцентные лампы, так как они обладают большей мощностью.

Для выделения ближнего ультрафиолета используются светофильтры: УФС-1, УФС-2, УФС-3, УФС-4, УФС-6. Надо отметить, что фильтры УФС-4обладают наибольшей термостойкостью.

Промышленность выпускает готовые источники, в которых лампа укреплена в механический держатель, снабжена рефлектором, светофильтром и пусковым устройством.

В лаборатории ВХНРЦ используют театральные осветители СВТУ-0,375 мощностью 375 Вт. В них используется лампа ПРК-2М и набор стандартных фильтров. Кроме того, существуют театральные осветители СВТУ-1,0 мощностью 1 кВт с лампой ПРК-7. Помимо вышеназванных, можно использовать медицинские лампы.

Порядок проведения работы

1. Установить на мольберте исследуемое произведение.

2. Установить два источника ультрафиолетового излу-

13 См.: ЭРАСТОВ Д. П. Основные методы Фотографического выявления угасших текстов. - М. -Л.: изд. АН СССР, 1958.

_____________________________________________________________ 37

чения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.

3. Включить источники излучения в электрическую сеть и нажать кнопку стартера. При необходимости нажимать многократно до включения лампы. Далее лампа 5 минут входит в режим.

ВНИМАНИЕ! После включения источника ультрафиолетового излучения повторное включение возможно только через некоторое время (15-20 минут), когда лампа остынет.

4. Затемнить помещение.

5. Наблюдать видимую люминесценцию и регистрировать результаты наблюдения.

6. Для сопоставления картины видимой люминесценции с существующим изображением, не выключая ультрафиолета, периодически включать подсветку (любая лампа накаливания мощностью 60-100 Вт с рефлектором) и рассматривать один и тот же участок попеременно под воздействием ультрафиолета и в видимом свете.

7. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.

8. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.

9. Сопоставить результаты, полученные при исследовании видимой люминесценции, с результатами исследования в инфракрасном диапазоне излучения.

Оборудование

Для проведения исследования в инфракрасном диапазоне излучения необходимо направить на исследуемое произведение поток инфракрасного излучения. Приёмник инфракрасного излучения принимает отражённый поток и преобразует инфракрасное изображение в видимое. Такими приёмниками являются ЭОПы – электронно-оптические преобразователи, телевизионные установки, чувствительные в инфракрасном диапазоне, и инфрахроматические фотографические плёнки и пластинки. Хорошие результаты даёт инфрахроматическая фотографическая плёнка И-1030, И-1070.

Все вышеперечисленные приёмники чувствительны не только в инфракрасном диапазоне, но и в видимом. Поэтому для выделения инфракрасного потока используются светофильтры ИКС-1, ИКС-2 или ИКС-3, пропускающие инфракрасное излучение и задерживающие видимое. Светофильтр может устанавливаться либо перед источником излучения (при этом исследование проводится в затемнённом помещении), либо перед объективом оптической системы приёмника.

_____________________________________________________________ 40

В качестве источников инфракрасного излучения можно использовать лампы накаливания и газоразрядные лампы. В зависимости от используемого прибора выбирается мощность источника.

В лаборатории ВХНРЦ используются ЭОП со светофильтром ИКС-1. В качестве источников излучения используются газоразрядные лампы КГ-220-1000-4. При работе с телевизионной установкой ПТУ-50 перед объективом приёмного устройства устанавливается светофильтр ИКС-1, а источником излучения служит лампа накаливания мощностью 60-100 Вт.

Порядок проведения работы

1. Установить на мольберте исследуемое произведение.

2. Установить два источника излучения справа и слева от исследуемого произведения таким образом, чтобы создать на его поверхности равномерную освещённость и исключить бликование поверхности.

3. Включить источники излучения.

4. Включить используемый при исследовании прибор.

ВНИМАНИЕ! При работе с электронными приборами необходимо строгое соблюдение требований инструкции на данный прибор.

5. Внимательно ознакомиться с ярко освещенной поверхностью.

6. При помощи используемого прибора исследовать поверхность и отметить все несоответствия изображения, даваемого прибором, видимому изображению.

7. При исследовании постоянно сопоставлять изображение на экране прибора с видимым изображением.

8. При необходимости провести исследование с использованием стереоскопического микроскопа МБС-2.

9. После окончания работы выключить все приборы и источники излучения.

10. При отсутствии приборов, необходимых для визуального исследования в инфракрасном диапазоне, если есть инфрахроматическая плёнка, исследование можно проводить сопоставлением фотографии с результатами исследования поверхности при помощи микроскопа.

11. Сопоставить результаты исследования в инфракрасном диапазоне излучения с результатами исследования видимой люминесценции под воздействием

_____________________________________________________________ 41

ультрафиолета.

Инфракрасная фотосъёмка

Инфракрасную фотосъёмку проводят либо фотокамерой, которой предусмотрен данный вид работ, либо камерой, в которой кассета с фотоплёнкой может перемещаться относительно объектива. В первом случае порядок работы определяется устройством камеры. Во втором - наведение на резкость осуществляется, как и при обычной репродукционной музейной фотосъёмке, а затем кассета с плёнкой отодвигается от объектива на 1,0-1,5 мм, так как с изменением длины волны излучения изменяется положение фокальной плоскости оптической системы.

Фотографирование проводят с инфракрасными источниками излучения мощностью по 1000 Вт с каждой стороны. В нашем случае - КГ-220-1000-4. Перед объективом устанавливается светофильтр ИКС-1, КС-17 или КС-19. Диафрагма 22. Выдержка от 3 до 9 минут при использовании инфрахроматической фотографической плёнки И-1030, проявление осуществляется в проявителе АСП-20:

1. Метол марки А 5,0 г
2. Гидрохинон А 6,0 г
3. Сульфит натрия б/в А 50,0 г
4. Натрий углекислый б/в ч. 31,0 г
5. Калий бромистый чда 2,0 г
6. Бензотриазол 0,1 г
7. Полиокс 100 1,0 г
8. Вода до 1 литра
Длительность проявления 6-12 мин. 20°±0,5°С
Промывка 0,1 мин. 15°±5°С
Фиксирование 15 мин. 15°±0,5°С
Промывка 15-20 мин. 15°±5°С

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации.

2. Для правильной и безаварийной работы соблюдайте следующие условия:

- приборы всегда должны быть чистыми, крышки приборов должны быть плотно закрыты;

- оболочки проводов не должны иметь повреждений;

- соединительные кабели и сетевые провода не должны быть в натянутом состоянии и не

____________________________________________________________ 42

должны иметь перегибов;

- предохранители должны точно соответствовать номиналам, указанным в электрических схемах, ставить предохранители других номиналов запрещается.

3. Фотографические плёнки, особенно инфрахроматическая, должны храниться, использоваться и обрабатываться строго по инструкции.

Техника безопасности

1. Работа с приборами разрешается только после ознакомления с инструкцией по технике безопасности, действующей на предприятии.

2. Все сотрудники, работающие с электрическими приборами, должны уметь оказывать помощь при поражении током.

3. Корпуса всех приборов должны быть надёжно заземлены.

4. Запрещается переносить включенные приборы и оставлять их без присмотра.

5. Категорически запрещается эксплуатация приборов со снятыми кожухами, корпусами и крышками.

6. В случае перерыва в подаче электрической энергии все электрические приборы должны быть немедленно выключены.

7. После окончания работы все электрические приборы должны быть выключены и отсоединены от электрической сети.

8. Помещение, в котором проводятся исследования в ультрафиолетовом диапазоне, должно быть вентилируемо.

9. В процессе эксплуатации не должна нарушаться вентиляция источников излучения.

10. После включения источников излучения беречь глаза от попадания в них прямого и отражённого (проходящего через вентиляционные щели) света.

_____________________________________________________________ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Консервация произведения

Рыбий клей

Осетровый клей в виде растворов различной концентрации используют для нанесения профилактической заклейки, укрепления красочного слоя и грунта, реставрации деревянной основы (см. разд. 3.3 - 3.5).

Для приготовления растворов берут стандартный осетровый клей, но предварительно его освобождают от нерастворимых примесей и защищают от заплесневения антисептиком.

Очистка и антисептирование осетрового клея. Необходимое количество измельчённого на маленькие кусочки осетрового клея взвешивают и помещают в сосуд, заливают холодной дистиллированной водой25 так, чтобы вода полностью покрыла клей. Оставляют для набухания на 12-14 часов. Набухание клея считается законченным, когда в кусочках не остаётся твёрдого ядра. Затем кусочки клея собирают в небольшие комочки и разминают руками до образования однородной тестообразной массы белого цвета. Комочки размятого клея помещают в кастрюлю и, постепенно заливая водой, в которой происходило набухание, распускают руками комочки в этой воде.

После этого посуду с клеем помещают на водяную баню (70°С) и нагревают, тщательно помешивая, до полного растворения клея и образования прозрачной

25 Дистиллированная вода (перегнанная). Для ее получения в заводских условиях применяют хорошую питьевую воду, не содержащую органические вещества, которые при разложении дают большое количество угольного ангидрида. Перегонка осуществляется на инфудирно-перегонном аппарате. Вода должна храниться в стерильных стеклянных баллонах под резиновыми пробками.

Дистиллированную воду получают также и в химических лабораториях с помощью дистиллятора. В домашних условиях эту операцию выполняют следующим образом:

а) в водопроводную воду добавляют 1 г двузамешенного фосфата натрия на 10 г воды;

б) в водопроводную воду добавляют питьевой соды или щелочи из расчета 0,3 г на 1 л воды;

в) Фильтруют воду, полученную таянием льда из холодильной камеры;

г) Используют неоновый умягчитель (навинчивают на водопроводный кран).

_____________________________________________________________ 49

массы.

ВНИМАНИЕ! Нагревать клеевой раствор на открытом огне нельзя - уменьшается вязкость и снижается клеящая способность раствора.

Приготовленный клеевой раствор фильтруют в тёплом состоянии через двойной слой марли для удаления растворившихся плёнок.

Для защиты клея от плесени и бактерий (см. разд. 3.2.1.2) в него добавляют антисептик - пентахлорфенолят натрия в количестве 1% от массы сухого клея. Рассчитанное количество антисептика растворяют в стакане с минимальным количеством воды, фильтруют через двойной слой марли, добавляют в раствор профильтрованного клея и тщательно перемешивают.

ВНИМАНИЕ! Пентахлорфенолят натрия относится к высоко токсичным препаратам, пылит при взвешивании, вызывает раздражение лакримальных желёз и дыхательных путей.

Пентахлорфенолят натрия легко проникает через кожу и обнаруживается во внутренних органах. Препарат накапливается в мозге, желудке, печени, вызывая их поражение и повышает уровень сахара в крови. Острое отравление у человека, как правило, развивается при вдыхании пыли или после контакта пентахлорфенолята натрия с кожей.

Готовый раствор клея заливают в плоскую низкую эмалированную посуду и оставляют для застывания. Через 10-24 часа (в зависимости от температуры и влажности воздуха) клей нарезают ножом на квадратики размером 2x2 см. Раскладывают на полиэтиленовой плёнке и сушат при открытом доступе воздуха.

ВНИМАНИЕ! Сушить клей на стекле или оргстекле нельзя, так как клей обладает высокой адгезией к поверхности с повышенной поверхностной энергией.

Приготовление рабочих растворов клея различной концентрации. Сухой клей содержит 12-15% воды, следовательно, концентрация такого клея равна 88-85%. Это обстоятельство необходимо учитывать при приготовлении растворов. Расчёт производится по "правилу креста".

Пример расчёта. Есть кубики 85%-ной концентрации (остальные 15% - вода). Надо получить 15%-ный

_____________________________________________________________ 50

клеевой раствор.

По "правилу креста" заданную конечную концентрацию 15% пишем при пересечении двух линий, а концентрацию исходных компонентов - у верхних концов линий. Затем для каждой линии производим вычитание одного стоящего в ней числа из другого и записываем разность у свободного конца той же линии (направления вычислений указаны стрелками). Полученные числа, расположенные у концов соответствующей линии внизу, показывают, сколько единиц массы каждого компонента следует взять, чтобы получить раствор с заданной конечной концентрацией.

начало работы над произведением - student2.ru

Расчёты: 85-15=70; 15-0=15.

Таким образом, надо взять 15 г исходного "сухого" клея (85%-ного) и добавить 70 г воды.

В табл. 1 приведены количества "сухого" клея и воды, которую необходимо добавить к этому клею для получения клеевого раствора требуемой концентрации.

Методика приготовления клеевого раствора. Высушенные кубики антисептированного клея взвешивают, заливают необходимым количеством воды, дают им набухнуть в течение 12 часов и затем готовят рабочий раствор клея на водяной бане (при температуре воды в бане 70°С).

После приготовления раствора его заливают в мерную посуду и доливают испарившуюся во время приготовления воду до нужного объёма.

Для разбавления ухе имеющегося раствора

_____________________________________________________________ 51

клея определённой процентной концентрации пользуются тем же "правилом креста".

Например, необходимо приготовить 10%-ный раствор из 15%-ного. Согласно "правилу креста": начало работы над произведением - student2.ru

Значит, нужно взять 10 г 15%-ного раствора клея и добавить к ним 5 мл воды.

Концентрация клеевого р-ра % Масса сухого клея г Объем добавленной воды мл
Таблица 1. Расчёт количества "сухого" клея и добавляемой к нему воды для получения раствора требуемой концентрации

ВНИМАНИЕ! 1. Не рекомендуется ставить готовый раствор клея в холодильник для дальнейшего его использования в течение длительного времени, так как при низких температурах в коллоидной системе происходит отсекание жидкости, в результате чего теряется клеящая способность.

2. Приготовление рабочего раствора клея без предварительной обработки, описанной выше, нецелесообразно, так как ведёт к большим ошибкам в расчёте концентраций из-за неполного растворения клея, его фильтрации и испарения воды во время приготовления.

3. Навеска клея обязательна для расчёта необходимого количества антисептика.

_____________________________________________________________ 52

Рыбий клей с мёдом

Употребляют для укрепления шелушащегося красочного слоя, лежащего на разрыхлённом грунте со вздутиями (см. разд. 4.3.4.2), а также таблеток (см. разд. 3.4.8.2).

Состав, м. ч.

Рыбий клей 5%-ной концентрации……………….. 20

Мёд.............................................................................. 1

Способ приготовления

Мёд растворяют в теплой воде; добавляют в клей, учитывая концентрацию последнего.

Способ хранения

Хранению не подлежит: употреблять только свежеприготовленным.

Рыбий клей с мелом

Употребляют при укреплении шелушений красочного слоя, лежащего на разрыхлённом грунте со вздутиями, если на деревянной основе имеются неровности (см. разд. 3.4.3.4).

Состав, м. ч.

Рыбий клей 5%-ной концентрации………………… 1

Мел............................................................................... 4

Способ приготовления

Мел измельчают в порошок и вводят в указанной пропорции в тёплый раствор клея небольшими порциями до набухания; после того, как мел набухнет, вводят новую его порцию.

Способ хранения

В прохладном месте, в плотно закрытой стеклянной посуде (под крышку помещают увлажнённый тампон из ваты и марли).

Воско-даммарная мастика

Воско-даммарную мастику употребляют при укреплении шелушений красочного слоя и отставшего грунта на иконах с недавно нанесённым защитным покрытием (см. разд. 3.4.3.7), а также при реставрации деревянной основы (см. разд. 3.5.2).

Состав, м. ч.

Воск пчелиный............................................................ 2, 3

Даммарная смола........................................................ 1,1

Способ приготовления

Раскрошенную смолу и воск плавят на закрытом огне в отдельных посудах, а затем смолу выливают в воск. Тщательно перемешанный сплав смолы и воска снимают с по

Наши рекомендации