Игры с поочередными действиями играющих
Совместная деятельность детей раннего и большей части младшего дошкольного возраста преимущественно представляет собой параллельно-подражательные действия, как в сюжетной игре, так и в игре с правилами. Тем не менее, уже в раннем возрасте у детей могут осуществлять простейшее взаимодействие, основанное на слаженном повторении партнерами своих действий. Содержание этих действий может быть самым разнообразным, например, ребенок толкает плечом другого, и смеется, когда он толкает его в ответ. Очевидно, как считают современные исследователи детской игры, это и есть прототип любой совместной формы игры, сюжетной или с правилами, и для формирования этого вида деятельности он необходим. Эта прототипическая игра закладывает предпосылки для других, основанных на более сложных схемах, формах совместной деятельности. Формирование данного способа игры может заключаться в совместном катание детьми шара друг другу.
Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре
Формирование способности играть самостоятельно, прежде всего, означает способность каждого из детей выполнить роль ведущего. Это качество появляется у детей не сразу. Для его формирования необходимо предлагать детям игры понятного им содержания и со все усложняющейся структурой. Первоначально, игра также проигрывается со взрослым, для того, чтобы дети запомнили основные правила игры. Затем, выполнив в одном цикле роль ведущего, взрослый предлагает детям самостоятельно выбрать ведущего в следующем цикле игры. Для выбора он предлагает использовать жеребьевку.
Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре
Игры, в которых ребенок выполняет роль ведущего и водящего.
Игра с правилами на удачу
Представлении о критериях выигрыша, и установки на него формируется на основе игры с наиболее простой и понятной схемой, где правила не «заслонены» для ребенка сюжетом, и где выполнение игровых действий не представляет труда для всех участников, т.е. не требует физической и умственной компетенции. Это игры на удачу, типа «лото» и «гусёк».
Для понимания субъективной ценности выигрыша, он должен быть выделен для детей как результат отдельного игрового цикла. Для этого необходима однозначные для всех критерии успеха в игре. Так, в лото, победитель – тот кто «накрыл» раньше свою карту, в гуське – тот, кто «пришел» раньше у финишу. Следовательно, победитель и проигравший появятся только тогда, когда кон игры не будет доигрываться, а будет начинаться новый игровой цикл после достижения оговоренного результата одним из игроков.
Игра с правилами на умственную компетенцию
В игры с правилами на умственную компетенцию (шашки, шахматы и аналогичные игры) ребенок обучается играть взрослым в самом конце дошкольного детства. Самостоятельная игра в данный тип игр возможна только в том случае, если у ребенка сформированы представления о выигрыше и общих правилах для всех играющих.
Продуктивная деятельность
Цель: овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности.
Задачи: созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры.
Работа по образцам
Данная форма продуктивной деятельности представляет собой работу ребенка по образцам, предложенных ему взрослым. Это могут быть плоскостные изображения, требующие копирования, объемные нерасчленненные образцы, требующие анализа составляющих его элементов.
Работа с незавершенными продуктами
Здесь ребенку могут быть предложены продукты, в структуре которых присутствует незавершенность, и которые ребенок должен завершить. Также, это могут быть продукты с неочевидным конечным видом и назначением и требующие творческой разработки.
Работа по графическим схемам
В данной форме совместной деятельности взрослый предлагает ребенку различные схемы (чертежи, выкройки и др.) по которым тот должен воспроизвести плоскостные изображения или объемные конструкции. Также это могут быть пооперационные схемы различных типов.