Золотое сечение и композиция светлотных тонов. Свет и глаз
Ни один художник, начиная с первобытных времен и до наших дней, при построении изображения не может обойтись без светлого, среднего и темного тонов. Фоном может быть темное, тогда светлое и среднее образуют изображение предмета. Если фон светлый, тогда средний и темный тона образуют изображение.
В любое время дня и ноли человеческий глаз, без помощи каких-либо измерительных приборов, определяет степень освещенности в природе — общий светлотный тон. Обращаясь к картине, мы также сразу определяем, светлая она или темная, или построена на средних светлотных тонах.
Голография — фундаментальное открытие нашего времени — привлекает внимание художников и искусствоведов. Высказываются различные мнения о той пользе, которую она может принести изобразительному искусству. При более внимательном рассмотрении данного вопроса можно прийти к выводу, что голография дает изобразительному искусству многое и, в первую очередь, более полное понимание природы света, новое понимание основных слагаемых живописи — цвета и колорита, играющих известную роль в скульптуре, графике, декоративно-прикладном и монументальном искусстве, а также и в архитектуре. Она расширяет творческие возможности художника, учит его, что живопись — это искусство, а не только изображение. Голография позволяет завершить, наконец, теорию живописи вообще и теорию колорита в частности, сделав ее подлинно научной.
Когда мы стоим перед зеркалом, то видим в нем себя и пространство комнаты с расположенными предметами. От нас и от всех предметов отразились световые волны, достигли поверхности зеркала, снова отразились и попали в глаза. Если на пути световых волн поставить фотоаппарат, все волны, попавшие в поле его зрения, сфокусируются объективом на фотопленке и мы получим плоское фотографическое изображение, фиксирующее вид предметов только с одной стороны. Световые лучи, отразившись от предмета в виде волнового поля, по пути к фотоаппарату или глазу человека некоторое время существуют независимо от него. Если это волновое поле «остановить», зафиксировать, то мы получим полную запись волнового поля. Эта полная запись волнового поля в трехмерной среде (пластинке определенной толщины) и есть голограмма.
Голограмму можно записать с помощью невидимых инфракрасных (тепловых) лучей, а затем воспроизвести в лучах видимого света. Так можно увидеть внутренние органы человека не в виде тени, как на рентгеновском снимке, а в цвете и полном объеме. Важная особенность голографического изображения заключается в том, что если пластинку разбить, то в каждом кусочке сохранится полная запись. Это проливает свет на причины образования общего цветового тона при восприятии природы глазом человека. Возможности голографии для развития науки, техники и искусства огромны, их трудно переоценить. Голография позволяет художнику увидеть мир полнее, эмоциональнее, а значит и отразить его глубже.
Вся система художественного образования до сих пор строилась на понимании цвета как чего-то присущего предмету. Задача состояла в том, чтобы научить молодого художника правильно видеть цвет предмета, уметь передать его на холсте (лепить форму цветом); научиться схватывать и передавать цвета разных предметов одновременно в их взаимозависимостях и взаимовлияниях, т. е. видеть и передавать колорит природы.
Голография позволяет нам взглянуть на всю эту систему понятий с новой точки зрения, а именно: что предмет имеет цвет, а природа — колорит. Утверждение, что цвет не присущ предмету, иными словами — предмет цвета не имеет, а природа не имеет колорита с обычной точки зрения — абсурдно. Цвет как бы лежит на поверхности, так как мы его видим. В солнечную погоду в природе один колорит, а в пасмурную — другой. Но, как замечено, развитие науки — это вечная борьба с очевидностью. Очевидно, что Солнце ходит вокруг Земли. Наука же доказала обратное. Существовала геометрия Евклида. Казалось, что иной геометрии и быть не может. Н. И. Лобачевский (1772 — 1856) создал новую геометрию, которую вначале называл шуткой. Не сразу поняли и приняли всерьез открытия Альберта Эйнштейна (1879 — 1955), одного из основателей современной физики.
Еще Гиппократ советовал в поисках истины прежде всего обращаться к природе. Последуем этому мудрому совету. Автор метода голографической записи лауреат Ленинской премии Ю. Н. Денисюк пишет: «...ежедневно, каждую секунду своей сознательной жизни человек воспринимает и осмысливает образы внешнего мира, которые ему доносит свет... В создании образа участвуют глаз и мозг».) 1.
Вся окружающая природа состоит из множества самых разнообразных предметов, которые, будучи освещены, воспринимаются зрением. Для акта зрительного восприятия необходимы объекты восприятия, свет, мозг и глаз. В космическом пространстве царит темнота, хотя свет пронизывает его. Свету не от чего отражаться и некому его воспринимать. Об объектах восприятия следует сказать, что они способны пропускать свет, поглощать его или отражать. Свет — это электромагнитное излучение, электромагнитные волны, которые всегда и всюду распространяются в пространстве. В природе существует целый спектр электромагнитных волн. Все они одной природы, но обладают разной длиной волны и различными свойствами. Радиоволны, например, длина которых измеряется километрами, метрами и долями сантиметра, проникают сквозь стены домов и для человека они невидимы. Для приема радиоволн человек изобрел радиоприемник. Есть инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские волны. Космические лучи уничтожают все живое. Мы защищены от них земной атмосферой.
Но среди всех этих волн есть волны, которые человек может воспринимать. Это световые (видимые) излучения. Приемником этих волн является человеческий глаз. Длина видимых волн чрезвычайно мала. Глаз человека воспринимает световые волны длиной от 380 до 760 нм (нанометр обозначается нм и равен миллиардной доле метра: 1 нм=109м). Световые волны не однородны. Они образуют спектр. Когда глаз человека воспринимает все световые волны одновременно, мы ощущаем белый дневной свет. Светлый предмет, который отразит все эти волны и они достигнут нашего глаза, называем белым. Но световая волна может быть какой-либо одной длины и тогда она обладает способностью вызывать цветовое (хроматическое) ощущение. Предмет поглощает все световые волны, кроме какой-то одной; тогда от него отражается однородная волна и, попав в глаз человека, вызывает определенное ощущение. Глаз анализирует световые волны по их длине. И. П. Павлов назвал глаз зрительным анализатором.
Излучение с длиной волны около 730 им, исходящее от светящегося тела или отраженное предметом, попадая на сетчатку глаза, вызывает ощущение, называемое «красным». Излучение с длиной волны 520 нм вызывает ощущение зеленого, а излучение с длиной волны 400 нм — фиолетового. Если излучение идет от светящегося тела, оно интенсивно; мы говорим, что это — красный свет (свет светофора). А если излучение идет от предмета, то оно менее интенсивно и мы говорим, что этот предмет — красный (красный флаг, красная шапка).
Световая волна определенной длины «становится» цветом в нашем обычном понимании лишь в том случае, если она попала на сетчатку глаза человека и вызвала ощущение. Опираясь на данные естествознания, В. И. Ленин еще в 1909 г. в своей знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм» писал: «...цвет есть ощущение, зависимое от сетчатки» 2. Нет глаза и его сетчатки — нет и ощущения цвета.
Гипотеза голографического построения образов мозгом человека дает новые доказательства гениальности мысли В. И. Ленина. Из всех живых существ только человек обладает глазом с такой совершенной сетчаткой, которая производит различение электромагнитных волн по их длине и приводит к возникновению удивительных физиологических ощущений, которые мы называем светом и цветом. Свет и цвет — это по существу одно и то же. Различие между ними состоит в интенсивности излучения. Обыкновенный предмет, отражающий излучение, при определенных условиях может восприниматься как светящееся тело.
Сетчатка человеческого глаза дает ясно различимые ощущения семи цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Но она же дает до 130 промежуточных ощущений, названий для которых из одного слова у нас нет. Мы вынуждены пользоваться двойными названиями: красно-оранжевое, желто-зеленое, сине-фиолетовое и т. д. Всех ощущений от различны комбинаций световых волн глаз может дать бесчисленное множество, которое даже трудно вообразить.
Ученые считают, что при помощи глаза человеческий мозг получает до 90 % информации. Человек, сам часть природы, вступает в контакт с остальной природой при помощи зрительного анализатора, создавая зрительные образы, имеет дело только со световыми излучениями. Он может ощупать предмет, понюхать его, попробовать на вкус и получит дополнительную информацию о предмете, но построение зрительного образа мозгом происходит только на основании светового излучения.
Мы привыкли думать, что предмет имеет цвет, а глаз его видит, но привычка не всегда благо. Привычка превращается в преграду между сущностью явления и познающим умом. Притупляя мысли, успокаивая воображение, она мешает действовать. Мы не отдаем себе отчета в той грандиозной незамечаемой и неощущаемой нами работе, которую проделывают ежесекундно наш глаз и мозг со световыми излучениями, непрерывным потоком поступающими в него и рисующими на сетчатке как на экране, образы мира. Глаз и мозг — это одно целое и отделить их друг от друга невозможно
Естественно, нарисовавшийся на сетчатке образ внешнего предмета не остается там висеть, кaк картинка на стене. Мозг мгновенно «считывает» световую информацию, идет дальнейшая ее обработка. Говорят, что мысль — быстрая, а обработка световой информации происходит еще быстрее. Она идет так быстро, что мы не успеваем подумать, кaк уже знаем, что за предмет находится перед нами.
Материал для создания цветового образа предмета содержится все в той же световой информации. Согласно современным представлениям, любой воспринимаемый цвет является продуктом работы мозга. Мозг каждого из нас — «создатель» цвета. Невольно вспоминается вопрос Гёте о том, существует ли цвет действительно вне нас или это лишь кажущийся цвет, порожденный собственным глазом.
При объективировании световых впечатлении происходит вынесение наружу нарисованного светом на сетчатке образа предмета, в том числе и цветового образа. Мы «присваиваем» предмету свое цветовое ощущение.
1 Денисюк Ю. Н. Изобразительная голография // Наука и человечество: Междунар. ежегодник. — М., 1973. — С. 279.
2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. — Т. 18. — С. 50.
Общий светлотный тон
Понятие общего светлотного тона наиболее определенно впервые сформулировал Н. П. Крымов. Сейчас оно стало общепризнанным. Без определения или осознания общей освещенности натуры или освещенности в задуманной картине живопись превращается в бесплодное занятие или мучительный поиск органического единства колорита. Все светлотные и цветовые отношения в натурном мотиве и в картине обусловлены общей освещенностью.
При любой степени освещенности в любом мотиве будут проявляться три компонента: светлый, средний и темный. Соблюдение закона трехкомпонентности — залог верного изображения натуры и хорошей организации картины для восприятия ее зрителем.
Шкалу светлотных тонов от белого до черного можно разбить на три группы: светлые, средние и темные тона. При шкале в 12 тонов в каждую группу войдет по 4 тона (рис. 75). Взяв за основу светлотные тона данной группы, можно построить «Пейзаж с дорогой» светлый, средний и темный. Каждая группа тонов дает определенную степень общей освещенности — общий светлотный тон. Когда в шкале есть разрывы или рядом со светлыми соседствуют темные тона, создается впечатление яркого контрастного света.
Рис. 75. Построение Ф. В. Ковалевым учебного «Пейзажа с дорогой» с использованием на нем шкалы светлотных тонов
Общий светлотный тон органично связан с общим цветовым тоном. Нельзя «подбирать» цвет предмета, если не определен общий светлотный тон (общая освещенность) и общий цветовой тон.
Светлотные отношения в картине держат всю картину. Это наглядно проявляется при репродуцировании картин. На одной репродукции картина чуть красноватая, на другой та же картина чуть зеленоватая, но общее впечатление от картины остается, если светлотные отношения переданы верно.