Картина воображаемая и картина реальная
Чтобы предмет на картине не удалялся и не приближался, а был на том месте, где он находится в натуре, необходимо соблюсти одно условие, а именно: величина образа предмета на сетчатке в пределах поля ясного зрения соответственно должна быть равна величине изображения этого предмета на воображаемой картине. Это условие выполняется, когда угол зрения на картину равен 36° (рис 46, а).
Мы говорим «на воображаемой картине», так как реальная картина всегда вписывается в квадрат воображаемой. Формат картины выбирается в соответствии с содержанием изображаемого и в этом смысле формат тоже содержателен. Даже представить невозможно, чтобы картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» была квадратная, а его «Переход Суворова через Альпы» —прямоугольник горизонтального положения.
На рис. 45 показана величина образа на сетчатке в пределах поля ясного зрения при различной удаленности предмета от глаза (50, 200 м). На рис. 46, б показаны примеры композиции изображения в пределах воображаемой картины, когда расстояние до предмета в действительности и па картине соответствуют друг другу.
Внимательное изучение строения глаза и его работы приводит к мысли, что сам глаз дает решение задач практической композиции. Выше уже говорилось о строении глазного дна. Мы смотрим двумя глазами, а образ предмета мозг создает одни. Поля зрения правого и левого глаз совмещаются. Тогда схема поля ясного зрения приобретает вид, изображенный на рис. 47, а, б. Таким образом, глаз является естественным, самой природой созданным, транспортиром. Наружный край слепого пятна правого и левого глаза — естественная граница поля ясного зрения.
Если совмещенный рисунок поля ясного зрения обвести по наружному контуру прямыми линиями, то получаются очертания основания зрительной пирамиды — воображаемая картина, которая всегда имеет форму квадрата, сопутствует нашему зрению, являясь величиной постоянной и всегда перпендикулярной к главному лучу зрения (рис. 47, в).
В книге Н. Рынина «Перспектива» (Петроград, 1918) на чертеже № 66 изображено слепое пятно человеческого глаза. Имеет ли слепое пятно какое-либо отношение к полю ясного зрения, автор не пишет. Он только замечает, что чем больше будет угол зрения, тем больше края изображения будут уродливыми.
Согласно рекомендациям Н. Рынина, угол зрения для построения картины не должен превышать 30°. В. М. Ратничий в своей книге «Перспек- тива» (К., 1982) уточняет понятие поля ясного зрения и указывает, что оптимальным углом поля ясного зрения принято считать угол в 28 — 37°.
При взгляде на картину, самым тесным образом связанную с глазом, приблизительность в определении угла зрения и поля ясного зрения отпадает сама собой. Если угловой размер образа предмета на сетчатке равен 15°, то и на воображаемой картине он будет равен также 15°. Угол зрения для поля ясного зрения и воображаемой картины всегда один — 36°. Ю. Короев и М. Федоров в книге «Архитектура и особенности зрительного восприятия» (М., 1954) отмечают, что великий Рафаэль считал максимальным угол зрения в 36° и в своих произведениях стремился не выходить за эти пределы.
Рис. 46. Предмет — образ па сетчатке — воображаемая картина: а — угол зрения на картину в 36°: б — композиция изображения в пределах воображаемой картины
Рис. 47. Глаз-транспортир (а) и перспективная сетка (б, в)
Рис. 48. Практическая композиция: выведение главного предмета на линию золотого сечения по горизонтали (а) и вертикали (б); построение реальной картины (в)
Видоискатели в виде вырезанных на картоне рамочек, рекомендуемые многими учебными посо-биями по рисованию и композиции, не помогают художнику передать правильно расстояние до изображаемого предмета. Помещая рамку ближе к глазу или дальше от него, художник получает то или иное композиционное размещение изображения, но оно не гарантирует верной передачи расстояния.
Почему так важно правильно передать в рисунке или в картине расстояние до изображаемого предмета, а также расстояние от предмета к предмету в глубину, т. е. верно изобразить пространство? Если говорить коротко, то это нужно делать, чтобы войти в ритм природы. Искажение в изображении ведет к нарушению ритма, а стало быть, и гармонии, которую художник видит и чувствует в природе при ее созерцании с данной или воображаемой точки зрения. Картина строится и пишется, чтобы ее смотрел глаз. Поэтому говорят, что законы линейного построения картины — это законы зрения.
На рис. 48, а показан первый этап организации поля реальной картины в пределах воображаемой, когда была отсечена 1/6 часть последней. Главный предмет А выведен на линию золотого сечения по горизонтали. Но картина будет восприниматься лучше, если главный предмет А вывести па линию золотого сечения и по вертикали (рис. 48, б). Художник сделал нижний обрез картины по линии аб. Расстояние от линии аб до середины поля воображаемой картины делится на две части, а выше середины откладывается три части. Главный предмет А вышел на линию золотого сечения и по вертикали. Непременное условие построения реальной картины — обязательный выход одного ее края на линию воображаемой картины, т. е. на границу поля ясного зрения (рис. 48, в).
На рис. 49, а изображен пейзаж — зарисовка с натуры в пределах поля ясного зрения. Центр внимания — большое дерево. На рис. 49, б, в, г, д, е, ж, з, и показаны примеры композиционного построения в разных форматах. В каждом из них верно передается расстояние до предмета. Выбор формата связан с решением образной задачи, с выражением отношения художника к изображаемому. Построение композиции в пределах поля ясного зрения способствует самому легкому восприятию картины, согласованному с глазом. А то, что согласовано с глазом, способно содействовать возникновению эстетического чувства, ощущению гармонии и красоты.
Главный предмет, помещенный на линии золотого сечения, сразу привлекает внимание зрителя. В картине В. И. Сурикова «Степан Разин» фигура Разина находится на линии золотого сечения в левой части картины, а его голова — на пересечении линий золотого сечения по вертикали и горизонтали (рис. на обложке). Картина может быть и вертикального формата, в узких вертикальных форматах часто строил изображение М. А. Врубель: «Испания», «Венеция», «Царевна Волхова», «Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок» и др.
Рис. 49. Учебный пейзаж Ф. В. Ковалева в пределах поля ясного зрения: а — зарисовка с натуры в пределах поля ясного зрения; б, в, г, д, е, ж, з, и — примеры композиционного построения в разных форматах
В «Успении» Феофана Грека (см. рис. 21) центральная вертикаль утверждается фигурой Христа, нимбом вокруг его головы, симметрией и центральным расположением сферы небесной, а внизу иконы— подножием, подсвечником, свечей и пламенем свечи. Ниже середины иконы, на линии золотого сечения помещена фигура усопшей богоматери. Горизонтальное ее положение образует контраст с вертикалью, придает композиции устойчивость. Эта горизонталь подчеркнута и усилена краями белого ложа и желтой полосой. Еще более заметная желтая полоса проходит внизу на уровне подножия. Такая композиция придает изображению стройность, истинную монументальность и величавую торжественность. Какие бы частности мы ни рассматривали, фигура богоматери всегда привлекает внимание своими размерами, контрастами цвета и тона, очертаниями. Изображение организовано для восприятия.
Каждый раз содержание произведения подсказывает художнику тот или иной порядок построения изображения. Знаменитый математик Л. Эйлер (1707 — 1783) подчеркивал, что ум любит только такой порядок, который легко поддается восприятию.
Способы определения углов зрения при работе с натуры
Самый простой первый способ определения угла зрения в 36°, не требующий никаких инструментов,— это измерение при помощи четверти: конец большого пальца вытянутой вперед руки при расставленных большом и среднем пальцах, наводится на главный предмет. При этом конец среднего пальца указывает границу поля ясного зрения (18° по горизонтали). Такое же расстояние отмеряется четвертью влево, вверх и вниз. Рисующий уже имеет представление о границах поля ясного зрения (рис. 50, а).
Второй способ — определение угла в 36° при помощи так называемой «растопырки». В старой Академии художеств пользовались этим способом. Кисть руки приставляется к скуле ниже глаза, указательный и средний пальцы растопыриваются до предела. Видимое пространство в пределах между пальцами равно углу в 36°. О том же говорит и Ф. Г. Де-Лионде: «Если приставить к глазу совершенно раздвинутые два пальца левой руки — указательный и средний, то видимое между пальцами пространство будет то пространство, которое можно рисовать, не поворачивая головы и не напрягая глаз...» 1. Далее он пишет: «...если поставить перед собой на расстоянии вытянутой руки окружность, диаметр которой равняется 40 — 45 см, или квадратную рамку с внутренними сторонами длиной 40 — 45 см, то видимое через такое отверстие пространство будет то пространство, в пределах которого можно рассматривать все видимые предметы, не поворачивая при этом ни головы, ни глаз» 2.
Рис. 50. Практические способы определения углов зрения при работе с натуры: а — при помощи четверти; б — перспективной сеткой; в — при помощи зрительной пирамиды
Третий способ. Смотрим одним глазом на главный предмет и отводим в сторону вертикально поставленный карандаш. Исчезновение, а затем появление карандаша (когда он попадает в сектор слепого пятна и выходит из него) укажет наружную границу поля ясного зрения. Такое же расстояние нужно взять в противоположную сторону, вверх и вниз от главного предмета.
Существуют и другие способы определения угла зрения в 36°. Можно пользоваться делениями, нанесенными на верхнем крае альбомного листа. Центральное деление наводится на главный предмет (смотреть одним глазом), альбом приближается или удаляется от глаза на расстояние, при котором зачерненное деление совпадает с сектором слепого пятна. В натуре замечаются ориентиры, совпадающие с делениями на листе, которые потом помогут взять все пропорции в рисунке. Хорошо, если рисующий потратит несколько минут на выполнение композиционного наброска. Это облегчит выполнение рисунка в размере или живописного этюда.
Перспективную сетку-угломер можно изготовить из фанеры (рис. 50, б), а лучше — из прозрачного пластика. Ее удобно носить в альбоме, при необходимости положить па землю, так как она не боится влаги. Такая сетка бывает размерами 10X10, 25X25 или 38X38 см. Большую сетку приходится держать на расстоянии вытянутой руки. Все деления на пластине наносятся процарапыванием.
Из куска фанеры или плотного картона вырезается треугольник с углом при вершине, равным 36°. Сторона, противоположная вершине, делится на 6 равных частей. В каждое деление вбивается маленький гвоздик, шляпки удаляются. Вершина треугольника обрезается, чтобы эти «грабельки» можно было приставить к глазу под нижним веком. Воображаемая вершина угломера должна совпадать с центром хрусталика. Главный луч зрения направляется на предмет через средний гвоздик. Крайние укажут границы поля ясного зрения. Каждое деление такого угломера равно 6°. Можно изготовить зрительную пирамидку из кусков плотного картона (рис. 50, в) с крестовиной из ниток. Чтобы удобно было носить ее с собой, она делается складной.
Каждый художник, уяснивший метод определения поля ясного зрения при помощи слепого пятна глаза, сам придумает всякие другие способы, удобные для него. В. Гильде в своей книге «Зеркальный мир» (М., 1982) описывает способ глазомерного определения углов. Смотреть нужно одним глазом на большой палец вытянутой перед собой руки, используя его как визир. Если затем открыть прежде закрытый глаз, а второй зажмурить, то палец отскакивает в сторону на 6°. Величина этого угла одинакова у всех людей. При работе с натуры этот способ удобен, так как не требуется никаких измерительных инструментов.
Рис. 51. Перспективная сетка — угломер
Разбив поле воображаемой картины сеткой, каждая клетка которой соответствует угловой величине 6°, мы получим перспективную сетку, аналогичную сетке Альбрехта Дюрера. Заметим, что в сетке Дюрера тоже шесть клеток. Это и не удивительно. Если Дюрер даже и не соотносил ширину клетки с угловой величиной, то его рекомендация сделать рамку сетки такого размера, чтобы она находилась от глаза на расстоянии вытянутой руки, приводит к тому же результату (рис. 51). Указанная рамка с сеткой может быть видоискателем и угломером. Крестовина рамки наводится на главный предмет, на который необходимо смотреть в это время одним глазом, а рамка отводится от глаза на такое расстояние, при котором черный кружок попадает в сектор слепого пятна и становится невидимым. Края рамки при этом укажут границы поля ясного зрения видения. Размеры предмета в пределах рамки соответствуют размерам образа на сетчатке. Некоторые молодые художники считают кощунственным пользоваться какими-либо механическими приспособлениями при работе с натуры, полагая, что это противоречит статусу свободного художника, творящего интуитивно. А между тем, даже такой художник, как Ван Гог, пользовался перспективной рамкой. В письме брату Тео он писал: «...Я заказал новую и, надеюсь, лучшую перспективиую рамку, которую можно установить на неровной почве дюн с помощью двух подставок» 3. Не обязательно всегда пользоваться перспективной сеткой — угломером. Она нужна до тех пор, пока рисующий почувствует границы поля ясного зрения и усвоит ту простую истину, что в композиционное изображение можно и нужно включать пространство в пределах 36°
П. П. Чистяков справедливо гордился своим вкладом в разработку научного понятия картинной плоскости. За прошедшее столетие естественные науки обогатили наши знания о мозге, глазе, его строении и работе, о закономерностях зрительного восприятия. Это позволяет подняться на новую ступень научного понимания картинной плоскости, сделав ее стабильной, соответствующей полю ясного зрения в 36°, что изображено на рис. 52 (а, б, в).
Рис. 52. Научное понятие картинной плоскости: о — поле ясного зрения (воображаемая картина); б — художник и воображаемая картина (макет); а — воображаемая и реальная картины
1 Цит. по; Янушевский С. К. Техническое рисование. — К. — М., 1957. — С. 47.
2 Там же. — С. 47.
3 Ван Гог. Письма — Л.; М., 1966. — С. 115.