Лекция: «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ»
Дисциплина: «Организация воспитательной работы в ДОЛ»
Лекция: «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ»
План
1. Организация первых дней в лагере
2. Планирование воспитательной работы в оздоровительном лагере
3. Организация деятельности отряда в основной период лагерной жизни
4. Познавательные дела детей и подростков
5. Трудовые дела
6. Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в лагере
7. Художественно творческая деятельность детей и подростков в лагере
8. Заключительный этап лагерной жизни
Задание: Разработать конспект мероприятия .
Воспитательный процесс в оздоровительном лагере – специально организованная деятельность педагогов и детей, направленная на решение задач дополнительного образования, воспитания и развития личности.
Обстановка лагеря, которая отличается от домашней обстановки, это ключевой фактор в определении целей и содержания деятельности лагеря. Это одно из важнейших и редких свойств лагерной жизни, которое позволяет юным обрести опыт общения с природой и социумом.
1. Обстановка совместного проживания детей. Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей поведению в коллективе, которое редко где еще можно найти.
2. Развлечение и отдых. Лагерь всегда должен быть отдыхом. Игра это естественное состояние детей и необходимость для взрослых. Приобретение навыков проведения отдыха, которые впоследствии станут сопровождать вас на протяжении всей жизни - это ценный опыт.
3. Создание опыта демократии. Дети в лагере имеют возможность первый раз пожить в реальном демократическом сообществе.
Участие в программах лагеря. Дети принимают участие в планировании лагерной жизни и осуществлении программ.
Понимание взрослыми и руководство ими. Взаимоотношения с воспитателями - это новый вид отношений со взрослыми для большинства детей. Хороший воспитатель - это такой воспитатель, который любит детей, понимает их индивидуальность, оказывает помощь, высказывает предложения, слушает их и направляет их поведение.
Процесс индивидуального взросления и развития. Лагерь должен предлагать ребенку шанс раскрыть свои собственные потенциальные возможности, испытать личную инициативу и завоевать уважение за свое индивидуальное поведение.
Тренировка безопасного и здорового образа жизни. В лагере необходимо тренировать привычки поддерживать здоровый образ жизни и практически воплощать навыки, а не просто устраивать разговоры о безопасном и здоровом образе жизни.
Развитие новых навыков и интересов и усовершенствование прежних.
Развитие духовной жизни и ценностей.
Дети в лагере получают большое развитие и улучшают следующие характеристики:
а) ответственность - навык отвечать за собственные поступки; б) принятие решений - навык самостоятельного размышления; в) самосознание -навык отделять себя от других; г) межличностные отношения - навык обретать друзей и вливаться в коллектив; д) общественное поведение - навык уважения прав других; е) забота об охране природы- навык высоко ценить окружающую природу.
Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования оздоровительного лагеря является цель совместной деятельности участников смены - взрослых, детей и подростков. Цель оздоровительного лагеря - создание благоприятных условий для интеллектуальной, физической и психической реабилитации школьников после напряженного учебного года и разностороннего развития личности в условиях лета.
Составляющие “дерева целей” следующие:
- создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей и подростков;
- развитие их гигиенической культуры, разносторонних интересов и способностей;
- образование по вопросам физического здоровья, эмоциональной целостности, понимания жизни в единстве с природой, активного участия в общественной жизни, воспитания хорошего вкуса и понимания прекрасного, духовного роста;
- гражданское, нравственное, трудовое, духовное воспитание, помощь в профессиональном самоопределении;
- организация рекреационной деятельности и индивидуально ориентированного досуга.
Исходная позиция такого подхода – видение ребенка не объектом, а субъектом разнообразной деятельности в лагере, что возможно при развитии таких личностных качеств, как активного, самостоятельность, общение.
Принципы воспитательного процесса в лагере (Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы воспитательной работы):
1.Общестратегические
- принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
- принцип гуманизации – в основе воспитательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
- принцип демократизации – предоставление каждому ребенку права выбора своей траектории развития и участия в деятельности лагеря;
- принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
2. Ценностно-ориентационные
- принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
- принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанников, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;
- принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
3. Конструктивно-технологические
- принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта воспитательного процесса;
- принцип дифференциации и индивидуализации – в воспитательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;
- принцип увлекательности и творчества – воспитательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;
- принцип системности – преемственность знаний;
- принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.
4. Ориентация педагогов на непрерывность своего собственного образования и развития.
Воспитательный процесс сочетает различные типы занятий: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые и т.д.
Воспитательный процесс в детском оздоровительном выполняет две группы функций:
- обучающие,
- социально-педагогические.
Обучающие функции – удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях.
Социально-педагогические функции – воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация.
Воспитательный процесс в детском лагерое строится в соответствии со спецификой его содержания и организации.
К содержательным особенностям можно отнести:
- многообразие функций, видов деятельности и образовательных и социально-воспитательных программ;
- многообразие содержательных аспектов деятельности: практический, исследовательский, опытный, познавательный, творческий, производственный, самообразовательный и др.;
- индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности; возможность индивидуальной работы с одаренными и социально депривированными детьми;
- реализация вариативных, дифференцированных, комплексных программ.
К организационным особенностям воспитательного процесса в лагере относят:
- психологическая атмосфера носит неформальный характер;
- детям предоставляется возможность сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрасту, уровню интеллектуального развития).
Воспитательный процесс как последовательность целенаправленных действий можно разбить на этапы и подэтапы. Как правило, выделяют следующие основные этапы:
1-й - подготовительный;
2-й - непосредственной деятельности (реализации выбранной педагогической технологии);
3-й - итоговый.
Каждый из них имеет свое назначение, содержание и последовательность реализационных действий.
Подготовка к воспитательной деятельности занимает особое место в ее проведении. Общеизвестно: как подготовлена деятельность, таковы возможности для ее реализации.
Подготовительный этап включает подэтапы, которые определяют содержание деятельности педагога. К таким подэтапам относятся:
Педагогическая диагностика - это изучение личности ребенка и детского коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе воспитания и социализации для более эффективной реализации его основных функций. Подэтап диагностики особенно важен для целеполагания, так как позволяет педагогу выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, потребности детей, оценить совместную деятельность педагогов и воспитанников с позиции самих детей.
Целеполагание. На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения. Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме:
- каковы общие цели организации летнего отдыха детей, содержащиеся в государственных документах;
- каковы особенности целей организации отдыха детей в регионе, городе, УДО, детском коллективе;
- какие задачи решала воспитательная работа в прошедшем году, успешность их выполнения;
- к решению каких задач подошел коллектив лагеря на данном этапе;
- какова готовность педагогического коллектива к решению ближайших задач;
- к решению каких задач подошел педагог на данном этапе работы в объединении лагеря;
- какова готовность педагога к решению ближайших задач.
Цель как философская категория означает мысленно предвосхищаемый результат будущей сознательной деятельности человека, коллектива или всего общества. Цель – идеальная модель результата деятельности. Цель лагеря мы уже определили. Какова же цель деятельности объединения, которым руководит педагог, для чего создана и действует данное объединение, чего хочет добиться педагог?
Важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности педагога. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованной работы.
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата.
Разнообразие целей, множество их типов обусловливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и декомпозицию целей и задач на разных уровнях.
Под композицией имеется в виду процесс логического построения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция цели - это расчленение, разъединение цели на составные части, подцели. Однако в процессе декомпозиции не должна нарушаться целостность цели, все ее части должны представлять собой иерархическую структуру (В.Г.Гладких). Гармония, согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участников педагогического процесса.
Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:
1) цель личности - цель объединения - цель лагеря - цель воспитательного пространства города;
2) перспективная цель объединения - цель ближайшего этапа в работе - цель занятия - цель конкретного действия.
Одна из реальных проблем, встающих перед педагогом - определение не только целей, но и задач воспитания и развития. Цель и задачи соотносят как целое и части. Задачи можно определить как выражение цели.
Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути ее достижения. Например, цель «воспитание самостоятельности у ребенка» достигается через формирование у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т.д.
Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, В.П. Беспалько условно определил задачу как конкретизацию цели в определенных условиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и действий. Таким образом, задача включает в себя 3 компонента: цель, условия, действия.
Педагогическая задача = цель + условие + действие
Например: развитие познавательных интересов подростков в процессе проведения коллективных познавательных дел.
Педагогическое проектирование - создание педагогом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому. Проектировать - составлять проект или модель в уме, мысленно представлять себе что-либо как целое, систему. Результаты проектирования воспитательного процесса в лагере - проект, воспитательная программа. Проектирование как этап деятельности включает:
- построение модели деятельности – календарного плана, выбор технологии и способа ее осуществления;
- определение средств, необходимых для реализации модели, и критериев оценки деятельности для промежуточного контроля;
- теоретическое обеспечение проектирования (поиск информации о работе педагогов в других лагеря; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях об организации воспитательных систем и процессов в лагере);
- методическое обеспечение проектирования (создание инструментария: схем, образцов документов, заданий и т.д.);
- пространственно-временное обеспечение проектирования (оптимальное место и время);
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования;
- разработка и написание воспитательной программы;
- проверка качества программы. Мысленное применение программы (самопроверка). Экспертная оценка программы;
- корректировка проекта;
- принятие решения об использовании проекта.
К традиционным методам проектирования в социальном менеджменте относят:
- матрицы идей - на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях;
- вживание в роль - используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тщтельного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях;
- аналогию - распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях);
- ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близкой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды ассоциаций: приспособление (опыт решения одной проблемы может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных);
- метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики).
Второй этап является основным. Он представляет собой непосредственную реализацию воспитательной технологии с применением совокупности методов, средств, приемов.
Данный этап включает свои подэтапы.
Адаптация в деятельности и субъекта, и объекта:
- Знакомство детей с историей лагеря, его деятельностью и перспективами развития, с профилем объединения, их традициями и задачами, с органами самоуправления.
- Знакомство с характером деятельности и ее организацией в лагере.
- Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.
Включение каждого ребенка в процесс саморазвития, самовоспитания:
- Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.
- Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом лагеря.
- Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.
- Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.
- Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.
Индивидуальные коррективы для реализации выбранной педагогической технологии.
Далее следует третий - заключительный этап - итоговый. На данном этапе имеет место анализ и оценка действенности воспитательной технологии и определение последующих перспектив. Здесь также имеют место свои подэтапы.
Предварительная оценка действенности воспитательной технологии.
Анализ проделанной работы и ее результативности.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Подготовка планов воспитательной лагеря и отрядов основывается на соблюдении ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерывность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюдение требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта лагеря, развивающий и углубляющий основные направления работы коллективов детей и воспитателей. Это постановка частных целей в деятельности воспитателей. Одно из требований - перспективность планирования, когда цели деятельности воспитателями и детьми принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понятные, желанные; во-вторых, как стратегия, намечаемая на целую смену, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выделить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разнообразных средств, форм, методов, приемов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи. Соблюдение принципа объективности основывается на знании объективных условий деятельности лагеря, его материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной Среды, возможностей детского коллектива и воспитателей.
Планы должны учитывать Программу воспитания школьника в детском оздоровительном лагере, программу деятельности лагеря на смену (на лето), рекомендации Министерств образования и по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, разрабатываться с учетом региональных, местных условий и традиций. Необходим учет особенностей года и календаря лета. Планы должны быть посильными и выполнимыми, согласованными с другими планами, графиками лагеря. Пренебрежение этими требованиями в работе воспитателей приводит к недостаточной аналитической обоснованности, несогласованности действий всех структур лагеря, необеспеченности в организационном отношении. Другими словами, план составляется ради его наличия, а не для организации работы. В итоге не реализуется поставленная цель.
Цели, задачи, принципы, специфическая обстановка лагеря определяют содержание системы, которое в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов его реализации.
Содержание деятельности по достижению поставленной цели определено и описано нами в «Программе воспитания школьника в детском оздоровительном лагере» (в разработке программы использована программа воспитания школьника Н.Е.Щурковой):
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
(ОБЩАЯ МОДЕЛЬ)
Природа как общий дом человечества
Жизнь природного существа. Сходство человеческой жизни с жизнью природного существа.
Жизнь леса: картины, ароматы, звуки леса. Дары леса. Правила сбора даров леса. Поведение человека в отношении к птицам, зверям, деревьям, растениям, цветам в лесу.
Жизнь реки (озера): картины, звуки водоемов. Вода в жизни человека. Обитатели реки, озера. Отношение человека к ним. Правила поведения около воды и в воде.
Жизнь поля: картины, ароматы, звуки, горизонты полей, лужаек. Жители поля и лужаек. Осторожность человека в отношении к ним.
Жизнь гор: картины, ощущения, переживания человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах.
Жизнь неба: солнце, планеты, звезды как соседи Земли в Космосе. Восход и закат солнца. Красота звездного неба. Звездные имена.
Один день природы: утро, день, сумерки, ночь природы.
Природа родного края. Природно-климатические условия природы. Природный мир лагеря и его окрестностей.
Человек и природа: умение видеть и слышать природу, наблюдения за явлениями природы, защита природы. Экологические проблемы. Использование даров природы.
Жизнь человека
Существенные отличия человека от животного и случаи отсутствия существенных признаков человека в человеке.
Внешний и внутренний портрет человека. Облик, образ и имидж человека. Жизнь души. Красота человека: мужская, женская, детская и юношеская, молодости и старости.
Достойный человек. Культурный человек. Великий человек.
Маленький человек. Популярный человек.
Человек и другие люди: знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми.
Личностное пространство человека: предметное пространство, место человека в душах других людей, пространство общения, пространство влияния.
Индивидуальность человека. Внешняя непохожесть людей. Различие интересов, желаний, целей. Различия в восприятии мира. Психологические различия.
Мужские и женские особенности человека.
Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности детского (подросткового) возраста.
Деятельность как способ жить и развиваться, как способ выразить себя для других.
День достойного человека. Итоги прожитого дня.
Гигиена как условие сохранения жизни и здоровья человека: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов.
Общество
Человек как общественное существо. Коллектив лагеря (школы) - сообщество. Регулятивные нормы лагерного коллектива.
Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий улучшить жизнь.
Этические нормы жизни как регулятор поведения детей: уважение другого, внимание и помощь, приветливость, доброжелательность, речевой этикет, отношение к грубой речи. Товарищеские нормы отношений: забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь, сочувствие.
Трудовые нормы жизни: благоустройство окружающей Среды, уход за своим местом, соблюдение порядка.
Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и преумножать их, как отношение к людям и к себе.
Правовые нормы жизни. Нормы совместной деятельности.
Финансово-денежные нормативы жизни. Бережливое и уважительное отношение к деньгам. Способы заработать деньги. Попрошайничество. Воровство как низкий и преступный способ добывания денег.
Эстетические нормы жизни.
Нормы поло-ролевого поведения мальчиков и девочек.
Родина как место, где человек родился и познал счастье жизни. Язык, нравы, история, события, традиции.
Управление лагерем, городом, республикой, страной.
Человек в группе. Поведение человека в группе. Разрешение конфликтов.
Образ жизни человека
Смысл жизни человека. Этапы жизни человека. Смысл этих этапов.
Сферы жизни человека: семья, профессиональная деятельность, свободное общение, общественная деятельность, отдых, путешествия, свободная творческая деятельность, спорт, художественная самодеятельность.
Жизнь мужская. Жизнь женская. Общее и различия.
Ценности жизни. Материальное и духовное в жизни человека. Добро, Красота и Истина как характеристики жизни, достойной человека.
Внутренний мир “Я”
Осмысление своих целей, мечты. Способность к саморегуляции поведения и состояния.
Речь, мимика, пластика, одежда, манеры как средства внешнего портрета моего “Я”.
Слабость и сила человека. Ошибки моей жизни.
Мои мысли, мои слова, мои действия. Отношение к дурным привычкам и низким поступкам.
Счастье жизни.
Лагеря продолжают расширять виды деятельности, которые могут использоваться в обстановке лагеря. Большинство лагерей расположено в местах, где сами природные ресурсы указывают на перспективные возможности, облегчает выбор основных видов деятельности по программе лагеря. Укажем наиболее общие виды деятельности, используемые в лагерях республики:
АКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИРОДЕ.
Опыт жизни в природе: жизнь в палатках, разжигание костров и приготовление пищи на костре, установка палатки, ориентирование на местности.
Физические нагрузки: пешие походы, горные походы, укладка рюкзака, управление лодкой или байдаркой, экскурсии, прогулки, Экологическая тропа, игры на местности.
Деятельность по охране природы: наблюдения за жизнью птиц и зверей, охрана природы, экологические операции и конкурсы, астрономия, садоводство, цветоводство, овощеводство, изучение природы родного края, экологический мониторинг, сбор и анализ экологической информации.
НАЗЕМНЫЕ ИГРЫ И ВИДЫ СПОРТА.
Командные: футбол, волейбол, баскетбол, пионербол.
Индивидуальные: теннис, бадминтон, стрельба из лука, стрелковый спорт, конный спорт, настольный теннис.
Неформальные: салочки, прятки и др.
ВОДНЫЕ ИГРЫ И ВИДЫ СПОРТА.
Плавание: для отдыха, тренировки, синхронное плавание, соревнования.
Активные игры на воде: водное поло, рыбная ловля.
Водные виды спорта: гребля, байдарки, хождение под парусом, водные лыжи и др.
ИСКУССТВО.
Исполнительское искусство: музыка, танцы, драма, творческая литература.
Искусство и ремесла: рисование, керамика, изготовление изделий из кожи, из металла, вязание, работы из дерева, ювелирное дело, природные работы, фотография.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Общелагерные виды деятельности: праздники, вечера, дискотеки, игры-путешествия по станциям, соревнования, конкурсы, спартакиады, олимпиады, маскарады, тематические дни.
Отрядные виды деятельности: сборы, костры, коллективные творческие дела, самообслуживание, труд, групповые дела, конкурсы и др.
СОЦИАЛЬНЫЙ ОТДЫХ.
Пение, танцы, тихие игры, шарады, загадки, викторины, банкеты, вечера, дни рождения детей, видеосалон и др.
ДУХОВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Встречи с интересными людьми, беседы-разговоры о смысле жизни, о добре и зле, о милосердии, о любви и дружбе, помощь религиозным детям в создании условий для служб, биоэнергетика, психологические тренинги, нетрадиционные методы оздоровления, системы духовного оздоровления, тимуровская работа.
Итак, о планировании.
План - необходимый, обязательный документ, за составление и выполнение которого воспитатель отвечает перед администрацией лагеря, детьми и их родителями.
В практике работы лагерей разрабатываются несколько видов планов: перспективный, календарный (на смену), план работы отряда на день, план-сценарий отрядного (общелагерного) дела.
В опыте воспитателей лагерей Елабуги, Набережных Челнов, Нижнекамска и других городов утвердилась такая структура перспективного плана работы, как:
1. Основные задачи воспитательной работы с детьми на смену.
2. Содержание, формы и методы работы, направленные на решение поставленных задач, пути их решения.
3. 3.Инструктивно-методическая работа воспитателя ( с органами детского самоуправления).
4. Самообразование.
В течение организационного периода лагерной жизни совместно с советом отряда или творческой группой воспитатель разрабатывает на основе Программы воспитания школьника, Программы деятельности лагеря и собственного перспективного плана календарный план работы отряда. Он составляется на все лагерные дни сразу. Воспитателю четко нужно определить свою позицию при планировании работы детского коллектива, не дублируя деятельность актива, не подавляя его инициативу. В первые дни осуществляется подготовка к составлению плана. Формами подготовительной работы могут быть следующие:
1. Выяснение интересов, желаний детей (сборы, групповые и индивидуальные беседы с детьми).
2. Конкурс на лучшее предложение в план работы отряда ( в старших отрядах - на лучший проект плана).
3. Разведка полезных дел и друзей, предусматривающий учет нужд лагеря, окружающей социальной и природной среды, близлежащих колхозов и совхозов, лесничеств, деревень.
4. Тематические задания по планированию ( группам по интересам, по направлениям деятельности).
5. Анкета “Хочу, чтобы было так” или “Думаю, мечтаю, предлагаю”. Всем ребятам можно предложить подумать и письменно ответить, например, на такие вопросы:
- вспомни, какие дела в классе( в школе) и отряде (в лагере) были интересными и полезными;
- в чем бы ты хотел принять участие с удовольствием;
- назови свое любимое занятие;
- что ты не любишь делать и почему;
- что конкретно предлагаешь отряду на эту смену;
- какие дела мог бы организовать в отряде для товарищей, для малышей в лагере и др.
6. Копилка предложений. В уголке отряда нужно повесить ящик или конверт (тетрадь), в который ребята будут опускать записки со своими предложениями.
7. Организационно-деятельностная игра “Суд над убийством времени”. Дети делятся на 4 группы: истцы, ответчики, защита, обвинение. Назначаются судья и заседатели. Ведущий объявляет о том, что в лагере происходит убийство...времени. Начинается следствие. 4 группы в течение определенного времени (например, 20 минут) готовят выступление: истцы рассказывают о случаях убийства времени, ответчики стараются себя защитить, защита готовит доводы в защиту ответчиков, обвинение находит отягощающие обстоятельства. Судья и заседатели готовят “приговор”. Затем начинается суд. Одна за другой выступают группы, другие им могут задавать вопросы. В конце судья зачитывает приговор (предложения, как эффективнее использовать свободное время в лагере).
8. Мозговой штурм “Умные и безумные идеи”. В течение короткого времени группы придумывают больше идей-предложений в план отряда, затем защищают их.
9. Деловая игра “Проблемы лагеря, пути их решения”. Дети распределяются в несколько групп. В течение 10 минут они на листочках пишут о том, какие проблемы в лагере их волнуют. Затем в течение 2-3 минут выделяют среди них 10 важных проблем, далее в течение 1-2 минуты - 3 самые важные проблемы, требующие сиюминутного решения. на втором этапе на стол каждой группы организаторы кладут листочки с названиями “Я директор лагеря”, “Я воспитатель”, “Я мэр города”, “Я министр финансов”, “Я врач”, “Я повар” и др. Дети с этих позиций предлагают свои “услуги” в решении этих проблем. Например, Я директор лагеря вижу решение такой-то проблемы таким-то путем... Свои предложения дети пишут на листочках. Листочки собираются, самые интересные предложения зачитываются. На последнем этапе группы заполняют таблицу решения проблем со следующими графами: проблема, кто должен решить, финансовое и правовое обеспечение решения проблемы, пути решения проблемы. Безусловно, последние две формы рекомендуются для использования только в старших отрядах.
10. Коллективно-творческое дело “Мы предлагаем”. Команды придумывают свое название, связанное с какой-либо тематикой, например, лето. Затем в течение обусловленного времени придумывают дела в соответствии с названием команды.
Черновой вариант календарного плана составляется после обработки всех этих данных, выяснения вопроса о том, какие дела планируются в лагере и соседних отрядах. В проекте плана следует указать: что делать, кому поручить, сроки подготовки и проведения. Проект плана обсуждается в начале на заседании совета отряда или творческой группы, затем на сборе отряда, вносятся изменения, дополнения, только после этого план утверждается и вывешивается на отрядном уголке.
ИЗ КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА РАБОТЫ ОТРЯДА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
3 июля. Утром. Заезд в лагерь. Распределение по палатам
и койкам. Организация сохранности вещей
детей.
Днем. Экскурсия по территории и окрестностям
лагеря. Определение отрядных мест для
сбора, физзарядки и отдыха. Беседа о
правилах поведения в лагере. Музыкаль-
ный час: разучивание песни о лагере.
Запись в кружки, секции, библиотеку.
Вечером.Сбор знакомства “Расскажи нам о себе”.
“Свечка”: подведение итогов дня.
4 июля. Утром. Операция “Разведка боем”. Анкетирован
ние
“Твои предложения в план работы отряда”.
Взвешивание и медосмотр.
Днем. Организационный сбор отряда. Участие в
оргсборе лагеря. Подготовка “визитки от-
ряда”. Оформление отрядного уголка.
Вечером Костер “Рождение отряда”. Дискотека.
5 июля. Утром. КТД “Планируем вместе”. Концерт- мол-
ния. Подготовка к открытию смены.
Днем. Участие в празднике открытия смены.
Вечером. Лагерная дискотека. Концерт воспита-
телей. Костер.
6 июля. Утром.Сбор: обсуждение и утверждение плана.
Отрядная спартакиада.
Днем. Музыкальный час: разучивание песни
“Посвящение Ильменскому фестивалю”.
Футбол (мальчики), пионербол (девочки)
Вечером. Просмотр видеофильма.
Каждый день вечером исходя из календарного плана работы отряда совет отряда составляет план работы на следующий день, знакомит с ним на утреннем сборе перед завтраком всех членов отряда. План на каждый день также вывешивается на отрядном уголке. Составляется в 2-х вариантах (солнечный и на случай дождя) по следующей форме:
Время | Дела отряда | Место проведения Наши рекомендации
|