О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему.

По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…I. Проблема вольного трактования мыслей великих людей

(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезлопочему-то Суворову. (3)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в учении – легко в бою!

(4)Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5)Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6)Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении – легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат.(10)Поняв слово «похоронен» в буквальном смысле, доброволь­ные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телеви­зионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12)Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(Г. Смирнов)

Сочинение

Афоризмы, мудрые мысли великих людей… Ими порой пользуемся мы, пытаясь сделать нашу речь благозвучнее, правильней, убедительнее, их мы иногда толкуем на свой вкус и лад, не задумываясь над тем, какой смысл вкладывал в них тот, кто их когда-то произнёс, при каких обстоятельствах это было сказано. Мне кажется, над проблемой вольного, в угоду собственному мнению , своим амбициям, трактования мыслей великих людей размышляет Г. Смирнов.

Об актуальности поднятой им проблемы говорит сам автор: «Сейчас …. в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины». Этот иронический авторский неологизм «образованщина» говорит о многом: Смирнов против тех людей, кто вольно и нелепо пользуется афоризмами, не пытаясь вдуматься в их глубокий смысл. С горечью говорит он о том, что больше всего тут не повезло Суворову. Г. Смирнов анализирует трактовку двух наиболее известных афоризма великого полководца. Особенно горько автору, когда он сталкивается с «широко ныне распространившимся толкованием суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат». Его возмущение ярко передано с помощью риторических восклицаний (их в последнем абзаце шесть!) и вопросов. Если вольно и в угоду собственным измышлениям толковать фразу Суворова о последнем солдате, то можно договориться и до того, что «героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата!» Это страшно!

На мой взгляд, главная мысль автора на заявленную им проблему понятна уже из первой фразы:

Г. Смирнов с возмущением пишет, что сегодня «подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир». Значит, прежде чем вольно трактовать своё понимание мыслей великого человека, надо подумать, вспомнить, где, при каких обстоятельствах сказаны были приводимые слова. С подобным мнением невозможно не согласиться!

Давайте вспомним героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - это высказывание тургеневского героя полюбилось многим. Мы знаем, что в советское время в угоду «новым» взглядам на жизнь, многие прыткие журналисты перефразировали это высказывание, оно зазвучало иначе: . «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней хозяин». А раз хозяин, то творить может всё, что заблагорассудится: реки поворачивать, острова с деревнями затапливать (вспомним В. Астафьева и его «Прощание с Матерой»)… И натворил такой «хозяин» немало бед!

А как вольно порой трактуются высказывания великого Пушкина! «Народ безмолвствует!» - говорят журналисты, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца. В «Евгении Онегине» А. С. Пушкин пишет:

Мы все глядим в Наполеоны,

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

Кто-то из современных неофашистов трактует это высказывание буквально, не замечая пушкинской иронии, не понимая, что подобное высказывание больше подходит людям амбициозным, тщеславным, заносчивым..

Какой же вывод сделала я для себя, читая текст Г. Смирнова? Если хочешь блеснут знаниями, произнести высказывание великого человека, делай это, прежде всего подумав, помни, что твоя точка зрения не всегда бесспорна, не скатывайся с позиций образованности к «образованщине».

Наши рекомендации