Тексты к части С ЕГЭ. «Открытый банк заданий ЕГЭ». ФИПИ

Тексты к части С ЕГЭ. «Открытый банк заданий ЕГЭ». ФИПИ

Сочинения. Аргументация

2014 год

Содержание

Советы экзаменующемуся

I. О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему

1. По Г. Смирнову. Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить…

2. По Н. Галь. Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке. О канцеляризмах.

3. По Т. Жаровой. Какое же зеркало жизни наш язык! О чистоте русского языка

4. По С. Казначееву. Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша… Проблема развития и сохранения русского языка

5. По В. В. Колесову . Имя собственное «принадлежит себе…

6. По В. Костомарову . Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется…

7. По Инне Кабыш. Помнится, в мои школьные годы патриотическое воспитание неизменно писалось через дефис… Что сделать для спасения языка?

8. По Л. И. Скворцову. Экология – это наука о взаимодействии живых организмов… Проблема экологии языка

9. По Л. Павловой. Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? Культура дискуссий

Аргументация к блоку «О языке, внимательном и вдумчивом отношении к нему»

II. Об образовании, о воспитании, науке

1. По С. Кокориной. Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений

2. По А.Ф. Лосеву . Оставляя пока в стороне все материальные выгоды

3. По В. Харченко . Наукой заниматься трудно

4. По Ф. Искандеру . Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства. Как влияют детские воспоминания на человека, что значат они в его жизни

Аргументация к блоку проблем «Об образовании, о воспитании»

III. Роль литературы, поэзии в жизни человека

1. По Е. Винокурову. Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов…

2. ПоД. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?

3. По Г. Смирнову. Более полутора столетий великороссы живут в духовном и душевном родстве… Почему Россия никогда не забудет Пушкина

4. По И. Гончарову. Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью… Интерьер как средство характеристики героя

Аргументация к блоку «Роль литературы, поэзии в жизни человека»

IV. О чтении

1. С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…

2. По В. Лакшину . В современном обществе целый океан проблем.

3. По В. Иванову. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?

4. По И. Косолапову . Бескорыстным и верным другом назвал книгу…

5. С. Михалков. Однажды я услышал разговор двоих

6. По В. Солоухину. Телефильм по литературному произведению…

7. По В.Г. Лидину . Немцы были изгнаны из Умани…Бессмертие книги.

8. Л. Н. Гумилёв. Детские годы всегда заняты освоением многоцветного, разнообразного мира… О роли чтения в детстве

Аргументация к блоку «Чтение»

V. О культуре, о назначении искусства, его воздействии на человека

1. По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…

2. Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…

3. По В. Конецкому. Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы.

4. По И. Гонцову. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят… Проблема влияния «звёзд» эстрады на подростков

5. По тексту Л. Мозгового. Недавно прочитал в интервью городского чиновника… Что нужно для воспитания актёра, певца и музыканта, словом, для формирования человека искусства?

6. По Е. Брусковой. У Галины Улановой была вселенская слава.

7. По К.Г. Паустовскому. О писательской работе существует много предвзятых мнений и предрассудков…

8. Алексей Андреев. Чего у нас теперь в избытке, так это телесериалов… О вреде бандитских сериалов

9. По В. Солоухину. В редакции мне сказали… Проблема роли телевидения

Аргументация к блоку «О культуре»

Аргументация к блоку «Нравственные проблемы»

VII. Проблема отцов и детей. Материнская любовь. Современная молодёжь

1. По К. Г. Паустовскому. Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась

2. По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…

3. По И. Маслову . Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения

Аргументация к блоку «Проблема отцов и детей. Материнская любовь»

Аргументация к блоку «Человек и природа. Экологические проблемы»

X. Человек и НТР. Роль науки

1. В. Солоухин. Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма… Сделала ли техника более могучим просто человека

2. По А. Кондратову. Всем известно, что археологические изыскания… Для чего нужны археологические изыскания

XI. Философские проблемы

1. По К.Г. Паустовскому . Людей всегда мучают разнообразные сожаления… О быстротечности времени

X. Проблема настоящей любви

1. Ю. Котлярский. – Наденька, так вы меня любите? Проблема эгоизма в любви

2. По В. Астафьеву . В купе поезда, куда я вошёл с опозданием…

3. По Е. Сикирич . Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения…

Советы экзаменующемуся

Приступая к выполнению задания части С ЕГЭ, обязательно вспомни, чего хотят от тебя эксперты, по каким критериям они будут оценивать твою работу.

ВОТ ЭТИ КРИТЕРИИ

I Содержание сочинения

К1. Формулировка проблем исходного текста 1балл

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного

текста2 балла

К3. Отражение позиции автора исходного текста 1балл

К4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по

проблеме3 балла

II Речевое оформление сочинения

К5. Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность изложения2 балла

К6. Точность и выразительность речи 2 балла

III Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм3 балла

К8. Соблюдение пунктуационных норм3 балла

К9. Соблюдение языковых норм 2 балла

К10. Соблюдение речевых норм2 балла

К11. Соблюдение этических норм2 балла

К12.Соблюдение фактологической точности в фоновом

материале2 балла

ИТОГО 23 балла

Часть С ЕГЭ по русскому языку позволяет заработать 23 тестовых, или 38, 3 реальных баллов из 100%.

Теперь понятно, что к этой части задания нужно подойти особенно внимательно.

Исходя из условия задания и критериев оценивания чётко вырисовывается СХЕМА твоего будущего сочинения. Она такова:

1. Вступление. Формулировка проблемы (обрати внимание, что с прошлого года изменился критерий оценки формулировки проблемы: «Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов).

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста ( с этого года тоже изменилась формулировка данного критерия: «Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет»).

3. Формулировка позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной

проблеме.

4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме . Здесь нужно выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора) и аргументировать его(привести не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). 3 балла получим, если 1 пример из художественной, публицистической или научной литературы, 1 – из жизненного опыта или 2 примера изхудожественной, публицистической или научной литературы, 2 балла - приведём не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт или только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы; 1 балл - один аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт.

5. Вывод.

А ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАЖДЫЙ ИЗ ЭТАПОВ РАБОТЫ.

I. Работа с текстом

1. Внимательно перечитай текст. Отметь предложения, в которых, по твоему мнению, содержатся проблема, авторская позиция, комментарий. Сделай пометки на полях или в черновике.

2. Набросай схему сочинения кратко:

Проблема _____________________________________________________________________

Комментарий___________________________________________________________________

Авторская позиция______________________________________________________________

Аргументы:

1) с опорой на знания, жизненный опыт;

2) из художественной, публицистической или научной литературы (запиши автора произведения и его название).

Это будет основой твоего сочинения.

РАБОТА С ЧЕРНОВИКОМ

ВСТУПЛЕНИЕ (http://ruslitbalandina.ru/?page_id=280)

В критериях оценки сочинения не предусмотрены отдельные баллы за вступление, однако при его отсутствии возникает ощущение структурного и стилистического «провала», страдает выразительность, искренний, эмоциональный тон рассуждения. Поэтому советую его использовать. Вступление должно быть небольшим по объему (2 – 4 предложения), органично связанным с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

Ключевое слово и ассоциации

Цель приема – выделить ключевое слово текста, определяющее его тему, и представить ряд ассоциаций, которые оно вызывает в вашей памяти или воображении. Эти ассоциации должны быть ярко, образно представлены вслед за ключевым словом, которое образует назывное предложение.

А.П. Чехов… Стоит произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: бедная русская провинция, уставшие от однообразной уездной жизни интеллигенты, разоряющиеся дворянские усадьбы. Тоска, безбрежная, непреодолимая… За всем этим – боль писателя, человека совестливого, скромного. Создавая его портрет, К. Чуковский не преувеличивает достоинств Чехова, в основе его повествования – воспоминания людей, близко знавших писателя, – актера Вишневского, писателей – Горького и А. Куприна.

Название

Перед экзаменуемым не ставится задача озаглавить свое сочинение, однако если вам легко дается создание заголовков, то название может стать приемом вступления и организовать первую фразу вашей работы.

«Великий „сострадалец“» – так можно было бы озаглавить этот текст, ведь главной чертой личности А. Чехова, на которой сосредоточился автор, стала его щедрая, не требующая благодарности помощь людям.

Цитата

Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из исходного текста может стать превосходным началом сочинения.

Из исходного текста: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу», – пишет Наталья Долинина, предлагая своим читателям задуматься над вечной проблемой духовности человека и общества».

Из другого источника: «Настоящие писатели – совесть человечества», − утверждал великий философ Людвиг Фейербах. И не случайно. Совестливость, скромная оценка себя как творца дают возможность совершенствоваться, искать, ценить тех, для кого ты работаешь. А ведь без этого нет развития…

Вопросы-стимулы

Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!

Что такое душа? Когда и почему человек чувствует ее пробуждение? И что она дарует – счастье или страдание? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти в своих размышлениях известный писатель Пришвин.

Картина

Ряд назывных предложений, открывающих сочинение, благодаря описательности, зрительным образам, в совокупности должен создать образ впечатляющей картины. Цель приема – воздействие на эмоции и чувства читателя.

Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. И литература должна пробуждать внимание людей к этой проблеме. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье С. Залыгина.

Воображаемый оппонент

Этот прием можно использовать при условии, что вы хорошо поняли авторскую позицию. Тогда одному или двум вашим полемическим замечаниям по ее поводу можно придать общий характер.

Возможно, многие сочтут экологические проблемы уделом науки и публицистики. Вероятно, найдутся и те, кто засомневается, что для литературы эта проблематика – важнейшая. С. Залыгин же из числа тех, кто уверен: литература должна воспринять «проблему природы» как безусловно главную проблему современного мира.

Обращение к читателю

Обращение в форме вопросительных или восклицательных предложений с использованием местоимения «вы» – яркий публицистический прием. Однако пользоваться им необходимо с осторожностью: обращения не должны быть излишне напористыми, банальными и назидательными.

Храните тайны, дорожите ими! Ведь доверенное вам – это знак особых отношений, которые можно и потерять! Кто знает, много ли вам их будет доверено? А вот не дорожим и теряем, как будто хочет сказать автор…

ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ

Проблему лучше формулировать в виде проблемного вопроса.

Помните: у автора нет проблем; следует говорить о проблеме, над которой размышляет автор текста.

КЛИШЕ:

Автор размышляет над проблемой(чего? Р.П.) гуманизма(затрагивает, касается, рассматривает...)

Возможно ли гармоничное сочетание духовного и материального в жизни человека? Этой сложной проблеме посвящает свой текст … (назвать автора).

Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор текста.

ИЛИ:

Автор поднимает актуальную проблему … .

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что … .

Проблема, которую поднимает (указать автора), волнует умы … .

Автор текста, известный писатель и публицист (указать автора) затрагивает важную проблему … .

Проблема, поднимаемая (указать автора), – это … .

Проблема … привлекает внимание многих исследователей. Задумался о ней и (указать автора).

Волнующая всех проблема … поднимается известным писателем (указать автора).

Обращение к тексту (указать автора) заставило меня задуматься о проблеме … , которую и рассматривает автор.

Что есть … ? В чём … ? Эту важную для каждого проблему поднимает (указать автора).

КОММЕНТАРИЙ

Давать комментарий к выбранной проблеме нужно только с опорой на данный текст

Помните:

-нужно комментировать только ту проблему, которая отражена в тексте и названа вами;

- не являются комментариями неоправданный пересказ и сплошное цитирование

Объяснение текста с опорой на вопросы:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чём заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Как выражено авторское отношение к изображаемому?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Если это публицистический стиль текста,нужно показать, как автор приводит читателя к пониманию его позиции.

Автор раскрывает проблему на примере…

В центре внимания автора…

Автор говорит о том, что…

Автор обращает внимание на …

Автор доказывает (убеждает, осуждает, иронизирует, одобряет, поддерживает, негодует, восхищается, удивляется)…

Автора волнует (тревожит)…

Если это художественный стиль, необходимоодним-двумя предложениями сказать о сюжете; о том, что представляет собой герой, от имени которого ведется повествование, какова его речь; поразмышлять, совпадает ли позиция рассказчика и авторская позиция, из чего это следует.

На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...

В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...

Почему мы не всегда обращаем внимание на…

N/BВ критериях К1 этого года сказано: «Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста». Иногда бывает уместнее начинать своё сочинение не с формулировки проблемы, а с комментария текста. Прокомментировав текст, вы можете сформулировать проблему, используя вопросно-ответную форму. Например. Так какую же проблему поднимает автор в своих размышлениях ( в рассказе, в тексте, в данном фрагменте)? Я позволю себе предположить, что он ставит перед нами вопрос: (формулируем проблему).

Затем «перекидываем мостик» к формулировке авторской позиции: Довольно трудно сформулировать и авторскую позицию, но, наблюдая за героями такта ( за размышлениями, пояснениями, средствами выражения отношения к рассказу), отвечая на тот вопрос, который мы увидели в тексте, на мой взгляд, она сводится к следующему: ______________________________________________________________________________.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Позиция автора –это главная мысль, идея, основное переживание, чувство, пронизывающие текст, звучащие прямо или косвенно, через авторское слово или через художественные образы.

Определить авторскую позицию – значит, ответить на поставленныйпроблемный вопрос.Поэтому ещё раз вернитесь к началу сочинения, прочтите, как вы сформулировали проблему, и позицию автора формулируйте в строгом соответствии с поставленным вопросом.

Вам помогут вот эти вопросы:

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Какие слова, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение, дают оценку описываемым фактам?

Если это публицистический стиль текста, нужно не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Основная мысль текста заключается в том, что…

По мнению автора, ...

ЕЩЁ КЛИШЕ:

«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор.

«Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.

Автор поражен (встревожен, призывает к…)

Автор считает (утверждает), что…

Автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна.

Автору важно убедить читателя в том, что…

Бесспорно мнение автора о том, что

Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

Автор подводит читателя к мысли о том, что…

… – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Однако если попадается текст художественного стиля, то голос автора бывает настолько скрыт, что о таком понимании его «позиции» говорить нельзя. Ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т. др.И тут на помощь придет хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, понимание роли деталей элементов композиции, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме.

КЛИШЕ:

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, но мы, читатели, прекрасно понимаем, что …

Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами …, но вскоре становится ясно, что это не так.

Вдумчивый читатель понимает, что писатель не разделяет точку зрения героя…

…Так автор подводит нас к выводу о том, что…

ИЛИ ТАК:

N N из тех писателей, которые не морализуют, не навязывают читателю свою позицию Просто он всем строем своего рассказа, подбором слов, фактов, изобразительных средств дает возможность читателю самому сделать вывод и определить авторскую позиции. А она, на мой взгляд, такова: …………………………….

Своя позиция и аргументы

Не стоит быть слишком многословным, заявляя о своей позиции. Она должна быть сформулирована четко, конкретно, лаконично и в целом выражать согласие, или несогласие, или частичное согласие с позицией автора текста.

Без «прописанности» позиции аргументы не считаются.

КЛИШЕ:

Я согласен / не согласен с автором, потому что… и считаю…

Можно согласиться с автором...

В целом я согласен с автором текста, однако...

Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что...
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться...
Не во всем можно согласиться с автором текста...

ЕЩЁ:

Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.)

Мне близка позиция автора.

На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему.

С удовольствием прочитал…

Нельзя остаться равнодушным…

К сожалению…

К немалому удивлению, узнал, что…

Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя…

Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

Интересно то, как автор…

Литературы)».

Второй критерий может быть тоже из литературы или же из жизненного опыта.

Жизненный опыт бывает:

· опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся хорошие традиции;

· опытом экспертов ‒ людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ;

Например: «Народная мудрость гласит:…», «Недаром сложилась традиция:…», «Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…»; «Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…»; «Еще Петр I говорил, что…»; «Любой историк скажет вам, что…»; «Большинство врачей счи­тают, что…»; «Как установлено японскими учеными…» и т. п.

опытом близких, родных, знакомых людей;

и, наконец, собственным жизненным опытом.

Например: «Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является ее доказательством)».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Заключение, как и вступление, не оценивается в балловой шкале, но без него рассуждение будет выглядеть незавершенным, вы можете потерять баллы за логичность построения и цельность работы. Поэтому советую потратить силы на его создание! Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом (и содержательно, и по стилю), быть небольшим по объему.

Перспектива

Суть приема – попытка вписать обсуждаемую проблему в контекст более широкой проблемы, наметить перспективу дальнейшего разговора.

…Да, это так: человек не должен быть столь меркантилен по отношению к природе. Необходимо прежде всего ценить ее красоту. И это часть более широкой проблемы: утрата духовности становится знаком сегодняшней цивилизации.

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста.

Кто хоть раз в жизни не поражался этой способности собаки верно и преданно любить? Замечательно сказано: «Если бы люди могли любить, как собаки, мир стал бы раем…»

…Обращаясь к загадке рождения души, способности ее к росту, не стоит забывать и о том, что процесс этот бесконечен: «Чем больше заполняется наша душа, тем вместительнее она становится» (М. Монтень).

Умолчание

Один из красивых приемов открытого заключения. Являет собой фразу, заканчивающуюся многоточием и содержащую элемент недосказанности, философичности. Может использоваться в совокупности с другими приемами заключений, например с цитированием.

И только после смерти героя поняли они, что такой же ангельской была и Сашкина душа. «Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший с ними директор школы опустил голову». Но поздно, не услышит….

О чтении

С. Львов. Домашнее чтение вслух очень сближает…

(1)Домашнее чтение вслух очень сближает. (2)Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

(4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8)Не выбрать времени? (9)Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

(15)Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. (18)Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(С. Львов)

Сочинение

Тихий семейный вечер… Рядом мама, отец, сестрёнка. Мама вполголоса читает нашей малышке сказку. Я невольно прислушиваюсь и ловлю себя на мысли: как это здорово, когда можно вот так, запросто посидеть рядом с близкими людьми, прочитать любимую книгу . Но, увы, как редко это бывает в наш век сумасшедших скоростей, вечной гонки, бесконечного просмотра телепередач, долгого сидения в Интернете… О том, какую роль играет семейное чтение в жизни семьи, в воспитании личности, размышляет С. Львов. Почему так важно совместное семейное чтение – вот проблема, которую пытается решить автор.

Проблема, поставленная С. Львовым, особенно актуальна в нише время, когда наша страна перестала быть самой читающей страной в мире. Для автора этот вопрос является важным. Он считает, что семейное чтение сближает людей, позволяет оживить мысли и чувства. Он готов мысленно собрать на особую полку книги, которые когда-то читали всей семьей. Он упрекает нас в том, что мы не находим времени на совместное чтение, хотя находим его на долгий просмотр телепередач. Эмоционально, страстно призывает Львов: «Попробуйте читать дома вместе и вслух!»

С. Львов приводит нас к выводу: семейное чтение сближает, чувства усиливаются и обостряются, рождается радость общения самых близких людей. Конечно же, я не могу не согласиться с этой точкой зрения, как и с тем, что в современном мире такого семейного чтения становится всё меньше. Наверное, только когда мы ещё совсем маленькие, мама, папа или старшие брат с сестрой читают нам детские книжки перед сном. А позже каждый из нас занят своими делами, нужными и ненужными, и мы собираемся семьёй всё реже и реже. Не до чтения тут!

Кстати, о таком положении вещей свидетельствует статистика. Так, журналист В. Н. Фёдоров говорит о том, что до 90-х годов XX века 50 процентов родителей читали своим детям книжки, сегодня это делают только 7 процентов, а 37% населения не читают совсем. Самые читающие страны сегодня - это Италия и Швейцария, России нет в «десятке».

О роли семейного чтения можно судить по тому, как к нему относились в семьях классиков. В низ семейные вечера с чтением вслух были традициями. И. Бестужев-Лада рассказывает о уютных семейных вечерах, когда кто-то из домашних вслух читает книгу, а все слушают, а затем обсуждают услышанное. Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея, вспоминающего, как всей семьёй они читали книги Жюль Верна. А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом.

Д. Н. Мамин –Сибиряк в рассказах «Книжка с картинками» и «Книжка» рассказывает о том, как в его жизнь вошли книги. Его отец, небогатый заводский священник, страстно любил книги и тратил на них последние гроши. В центре лучшей в доме комнаты стоял книжный шкаф, на его полках разместились переплетенные томики сочинений Гоголя, Карамзина, Некрасова, Кольцова, Пушкина и многих других авторов. По вечерам устраивали чтение книг вслух. Мамин-Сибиряк пишет, что когда ему в руки попадает книга из детства, он испытывает чувство, что встретился с хорошим давним другом.

Как хотелось бы мне последовать призыву С. Львова читать дома вместе и вслух! Может быть, когда я стану взрослой и у меня появится семья, я постараюсь возродить эту чудесную традицию семейного чтения.

О культуре

Е. Богат. В чём смысл нашего общения с искусством, литературой…

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?

(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается.(3)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусством и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфонии, картине, романе надежда, тоска, боль, радость миллионов людей. (10)Поэтому и становимся мы богаче на миллион жизней. (11)Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12)Хороший читатель – соавтор писателя. (13)Его духовная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Чтобы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19)Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. (22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(Е. Богат)

По С. Залыгину. Ничто не представляет таких возможностей для развития личности…

(1)Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура. (2)И в науке, и в культуре в целом всегда сокрыта универсальная тайна наших способностей, их происхождения, их начальной энергии, которая, очевидно, так и останется тайной.

(3)Мы знаем, что способность созидать сочетается в человеке со способностью разрушать, что наряду с культурой, которая для нас истинна и нам во благо, давно уже параллельно развивается псевдо- или антикультура, результат которой – апокалипсис, гибель человека и самой природы.

(4)Тем более необходимо в наше время – время высочайшего развития науки и техники – разобраться, под каким знаком культуры этот уровень достигнут теми или иными людьми. (5)Что они представляют – культуру или антикультуру?

(6)Выдающиеся люди оказывают непрерывное воздействие на наш духовный мир, влияют на повседневную, элементарную оценку того, что происходит рядом с нами. (7)Нам нужно понять, что вокруг нас хорошо и что плохо. (8)Ошибиться в этой оценке нам никак нельзя.

(9)Однако такое распознание отнюдь не просто, не элементарно. (10)Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием слова – отличается. (11)Теперь-то мы знаем, что далеко не всегда время исправляет ошибки, оно, вопреки истине, может многократно их повторять и усугублять.

(12)Наше же время такое, что каждая ложь, каждая даже невольная ошибка дополняют и усиливают ошибку глобальную, умаляя и ослабляя при этом культуру истинную, умаляя и ослабляя то достоинство человека и человечества, которые только и могут быть апокалипсису противопоставлены.

(По С. Залыгину)

Сочинение

Культура, псевдокультура, антикультура…Что стоит за этими понятиями, какими могут быть последствия влияния псевдокультуры на общество? К этим актуальным проблемам пытается привлечь внимание читателей С. Залыгин.

Начинает он свои размышления с аксиомы: «Ничто не представляет таких возможностей для развития личности, как культура». Это очевидно для каждого. Но параллельно с культурой развивается псевдокультура, которая может привести к апокалипсису. Залыгин подчёркивает необходимость разобраться , особенно в наше время, под каким знаком развиваются люди, что они исповедуют: культуру или антикультуру, псевдокультуру. Сделать это непросто, но необходимо. Пытаясь ответить на поставленные вопросы, автор показывает, что они для него особо значимы, важны, трудны.

Попробуем понять, что же является определяющим для Залыгина в терминах культура, псевдокультура. Культура – это то, что рождает в человеке способность созидать, то, что истинно и дан<

Наши рекомендации