Огонёк организационного периода
Ребёнок, изъятый из привычного круга общения, испытывает психологический стресс. С целью адаптации к новым условиям жизнедеятельности необходимо как можно быстрее ввести его в коллектив, ознакомить с новыми условиями жизни, настроить на совместную деятельность. В этом и заключается основная задача огоньков организационного периода.
В этот период огоньки не должны быть продолжительными. Желательно, чтобы дети шли на огонёк без принуждения. Основным содержанием встречи может стать анализ прожитого дня, рассказ об истории лагеря и его традициях.
Как добиться непринужденного общения сразу же, с первого огонька? С помощью следующих правил его проведения:
1. Говорит только тот, у кого в руках свеча или заменяющий её предмет.
2. Все слушают выступающего, не перебивая его.
3. Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
4. Критика должна быть адресной, конкретной, корректной.
5. Обсуждать и анализировать можно только поступки, но не личности.
6. Если кто-то не хочет говорить, не следует его заставлять.
7. Желательно говорить откровенно.
8. Самореклама не поощряется.
Содержание правил может быть иным, главный ориентир при их составлении - положительный результат общения.
При проведении огонька очень важна вступительная речь воспитателя, предельно конструктивная и эмоционально насыщенная.
На 5 - 6 день смены огонёк может попробовать вести ребёнок (дежурный, лидер отряда). В этом случае воспитатель только контролирует ход огонька, помогает ведущему, настраивает детей. В младших отрядах воспитатель ведёт огонёк вместе с ребёнком.
В организационном периоде смены проходят огонёк знакомств, «огонёк анализ дня», «огонёк анализ дела», огонёк дежурного отряда.
Существуют и другие формы огоньков организационного периода: «Конверт откровений» (необычные вопросы), «Радостный день» (рассказ ребёнка о самом радостном дне в его жизни).
ОГОНЁК ЗНАКОМСТВ
Цель огонька знакомств – сформировать у каждого ребёнка (в процессе доверительного общения) доброжелательное отношение к каждому члену отряда, положительное эмоциональное восприятие происходящего, сформировать представление об отряде и о себе в отряде.
Об отряде: мои новые товарищи – это интересные, творческие и весёлые люди, много умеют и знают, с ними можно организовать любое интересное и полезное дело, можно обсудить любой интересующий тебя вопрос; «много хороших спортсменов; у нас, пожалуй, получится неплохой коллектив; я обязательно найду здесь настоящих друзей».
О себе: «что ж, и я не хуже остальных, я тоже могу предложить кое-что отряду; думаю, что мои цели будут достигнуты в этом отряде». И, как финал - вывод: «это самый лучший отряд, и мне очень повезло, что я попал именно сюда».
Огонёк знакомств может проводиться как на открытом воздухе (у костра), так и в помещении.
Позиция воспитателя: воспитатель готовит и ведет огонёк самостоятельно от начала до конца. Он комментирует, контролирует темп и тональность, следит за настроением и вниманием, обобщает, делает выводы. Он предлагает форму проведения огонька, показывает, как надо выступать и вести себя на огоньке. Он готовит вступительную и заключительную речь.
В конце огонька воспитатель вновь берет слово. Обобщая все, что было сказано и показано на огоньке, он подчеркивает, что отряд состоит из интересных и творческих людей, которые много знают и умеют, хотят жить интересной и полезной жизнью. У отряда есть все возможности стать настоящим коллективом, настоящим отрядом. Воспитатель выражает уверенность, что отряд станет дружным и сплочённым.
При проведении огонька знакомств не стоит забывать о следующих условиях:
Ø При размещении участников огонька желательно чередование мальчиков и девочек. Если в нём принимают участие и взрослые, их следует рассадить между детьми. Рассказ о себе начинает воспитатель, который затем передаёт как эстафету талисман отряда следующему участнику. После того как выскажутся все, уместно будет спеть песню, которая может стать отрядной. Ее слова необходимо учить с детьми с первого дня пребывания в лагере.
Ø Нельзя обезличивать огонек, превращать его в простое знакомство детей.
Ø Не подменять огонек пением песен или чтением стихов.
Ø Не практиковать различные чаепития, конфеты и прочее, это отвлекает, напоминает ребятам традиционные школьные огоньки с едой и танцами и тем самым снижает тот эмоциональный настрой, без которого невозможен огонек знакомств.
Существует несколько вариантовогонька знакомств, рассчитанных на старшие и младшие отряды.
Рассказ-эстафета «Расскажи нам о себе». Каждый по очереди, по кругу рассказывает о себе. Для рассказа предлагается схема: как зовут, откуда приехал, какое поручение выполнял в школе, чем увлекаешься, кем хочешь стать, чему хотел бы научиться, что можешь предложить отряду (знания, умения), хобби или увлечения и т.д. Очень важно с самого начала задать нужную тональность и темп разговора.
Иногда можно разнообразить, «романтизировать» обстановку с помощью какого-нибудь символа, который передается по кругу: значок, шишка, камешек и т.п.
ТОТ (творческое объединение тёзок). Ещё до начала огонька знакомства отряд делится на 8 - 10 групп по именам (и отчествам), те, кто не попали в группы «тёзок», образуют «винегрет». Основная задача воспитателя – подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка, указать, что у детей общие имена, а в остальном они разные, непохожие, и в этом вся прелесть отряда, в который каждый внесет что-то свое, неповторимое. Все это воспитатель делает как в процессе представления детей, так и в своем обобщающем (заключительном) выступлении.
«Тёзки» и «винегрет» представляют себя творчески через песни, куплеты, сценки и т.п., где обязательно фигурируют их имена. Роль вожатого и тут достаточно сложна. Он комментирует выступления групп, участвует сам в работе одной из них, ведёт шуточный диалог с ведущими каждой группы, в процессе которого договариваются, как отличить одного Сашу от другого и т.д. «Круги интересов». Объявляются «Круги интересов» (их может быть 7 - 8): песни, спорт, кино, чтение (можно шуточные, например, «мороженого») и т.п. Ребята расходятся по «кругам» и каждый «круг» готовит творческую защиту своего «интереса». Условие одно – в каждом «круге» должен каждый выступить и сказать при этом, как его зовут.
ОГОНЁК И АНАЛИЗ ДНЯ
Основной формой огонька является анализ дня. С каждым огоньком содержание должно усложняться, чаще меняться оценка дня.
Цель:показать значимость каждого ребёнка в отряде.
Особенности:
Ø принцип «свободного микрофона» (выступает каждый желающий);
Ø проходит не по группам, а в отряде;
Ø обсуждение дня проходит не на эмоциональном уровне, а на качественном, не на уровне - «что мне понравилось?», а на уровне - «что лично я сделал для того, чтобы мне понравилось?»;
Ø анализ дня - это личный отчёт каждого перед коллективом.
Ход огонька
1.Рассадка по кругу, общая песня.
2.Ведущий огонька перечисляет события дня и предлагает вопросы для обсуждения.
Ø Что дал день мне и отряду?
Ø Чем этот день был для меня?
Ø Что сделал я для отряда, корпуса и лагеря, чтобы всем было хорошо?
Ø Что мне не удалось сделать и почему?
Ø Что предлагаю во избежание дальнейших ошибок?
3.Обсуждение деятельности дежурного по отряду.
4.Обобщающее слово ведущего огонька.
5.Заключительное слово воспитателя.
6.Зубрятский круг, общая песня, вечерняя речёвка.
Обязательное содержание огонька:
Ø принцип «свободного микрофона»;
Ø огонек ведёт дежурный по отряду, воспитатель только помогает;
Ø дается примерная схема анализа дня (обсуждаемые вопросы);
Ø воспитатель высказывает своё мнение только в конце огонька.
Не должно быть обсуждения дня только на эмоциональном уровне.
Альтернативой огоньку «Анализ дня» могут служить «огоньки» «Лавина», «Взгляд в будущее».
«Лавина» - это своеобразная оценка прошедшего дня, когда один из участников начинает разговор одной-двумя фразами, а сосед продолжает его, повторив фразу предыдущего выступающего. Так постепенно, от ребёнка к ребенку, увеличивается объем информации.
«Взгляд в будущее» -это обсуждение планов на будущее: на следующий день, на неделю. Иногда разговор о предстоящем деле проходит так, будто оно уже прошло.
ОГОНЁК «АНАЛИЗ ДЕЛА»
Главный смысл этого огонька – обратиться к личности подростка, который осмысливает свою позицию, даёт оценку собственным делам и поступкам, оценивает свое место в коллективе. Это коллективное обсуждение событий прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений в отряде.
Особенности:
Ø проводится по группам, но выступать могут все желающие;
Ø время проведения – 15 - 20 мин.
Задачи:
Ø научить детей видеть причины, удачи или неудачи того или иного дела;
Ø привить детям навыки анализа.
Схема анализа в группах
1. Общая оценка дела (цель, оформление, качество подготовки участников и т. д.).
2. Что хорошо получилось?
3. Недостатки дела.
Примерные вопросы для обсуждения
1. По содержанию дела:
Ø Что нового, полезного для себя узнал каждый при проведении дела?
Ø Полностью ли ребята использовали возможности лагеря?
Ø Какая интересная проблема, поднятая в ходе дела, привлекла внимание участников?
Ø На какие личностные качества это дело заставило участников обратить внимание?
Ø Достигли ли участники дела своей цели?
Ø Чем дело было значимым для каждого?
Ø Как дело повлияло на отряд, помогло ли в становлении коллектива?
Ø Помогло ли дело лучше узнать товарищей?
Ø Какие новые черты характера и грани общения открылись тебе в других членах отряда?
Ø Какую пользу от проведенного дела получил (а) лично ты?
2. По организации:
Ø Чем запомнилась подготовка к делу, ощутил ли ее на себе весь отряд, что можно было изменить?
Ø Какие организационные навыки, умения получили ребята при подготовке дела и во время его проведения?
Ø Что, по мнению ребят, наиболее удалось?
Ø Научился ли ты чему-нибудь при подготовке общего дела?
Ø Как на фоне остальных отрядов выглядел наш отряд?
Ø Какую пользу принёс наш отряд окружающим, проведя дело?
Ø Что надо сделать, чтобы не повторять сделанных ошибок?
Ø Смогу ли я организовать подобное дело по приезде домой?
Позиция воспитателя:
1.До начала обсуждает дело с ведущим огонька, затем с лидерами творческих (инициативных) групп.
2.Свое мнение воспитатель высказывает в конце огонька.
3. Очень важно, чтобы воспитатель не занимал в разговоре лидирующую позицию, а сам был бы равноправным участником разговора. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы.
Обязательно:
1.Выступление ответственных за дело (цель, задачи, как работала творческая группа, с какими трудностями столкнулись).
2.Правило «свободного микрофона».
3.Обобщающая речь ведущего.
4.Похвалить тех ребят, которые этого заслужили, или высказать порицание.
5. Подведение итогов. Если на первых огоньках анализ может сделать воспитатель, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.
При проведении данного вида огоньков можно использовать следующие методики.
Ниточка
Перед началом огонька воспитатель предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длинной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с ним.
Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось, что надо сделать, чтобы было лучше) каждый ребёнок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец.
Когда ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребёнок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Пять пальцев
Этот способ занимает пять минут. Посмотри на свою ладонь и подумай, глядя на
Ø Мизинец (М) – «мысль». Какие знания, опыт приобрел я сегодня?
Ø Безымянный (Б) – «близка ли цель?» Что я сегодня сделал для достижения своей цели?
Ø Средний (С) – «состояние духа». Каким было твое настроение? От чего оно зависело?
Ø Указательный (У) – «услуга». Чем я мог помочь другим людям? Чем порадовал их?
Ø Большой (Б) – «бодрость». Как я физически чувствовал себя, что сделал для своего здоровья?
ОГОНЁК ДЕЖУРНОГО ОТРЯДА
Цель:анализ дежурства отряда по корпусу или по территории с позиции работы органа самоуправления и каждого ребёнка.
Особенности:разговор ведётся не только о своём отряде, но и о других отрядах.
Методика:см. выше
ОГОНЁКОСНОВНОГО ПЕРИОДА СМЕНЫ
Огонекосновного периода способствует формированию у воспитанников умения планировать и анализировать собственную деятельность, учит их рефлексии. Содержание огоньков основного периода - планирование, организация, обсуждение отрядных дел.
Задача: научить детей коммуникативной культуре, привить навыки коллективного анализа и индивидуального подхода к осмыслению коллективного дела, научить искусству вербального и невербального общения.
В основном периоде смены проходят такие виды огоньков, как вечерние , аналитические , конфликтные и тематические.
ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК
Вечернийогонек- специфическая форма общения детей друг с другом и взрослыми, где оценка товарищей, взаимоотношения с ними определяют эмоциональное самочувствие ребёнка, влияют на его настроение и даже на отношение к самому себе.Это своеобразное подведение итогов прожитого дня, анализ всего, что произошло за день, разговор по душам.
Педагогическая задача вечернегоогонька - помочь ребёнку осмыслить свои действия и поступки, обучить навыкам самоанализа и коллективного анализа, научить искусству разговора.
При проведении вечернего огонька не стоит забывать о следующих условиях:
Ø ребята должны сидеть (или стоять) в кругу, чтобы видеть лица друг друга;
Ø присутствие эмоционально-положительного настроя отряда (спокойная музыка или песня, использование игровых приёмов);
Ø вступительное слово воспитателя. «О чём мы сегодня будем разговаривать?» (началом может быть легенда, стихи, какое-нибудь высказывание и т.д.);
Ø игровая форма, выбранная в соответствии с особенностями детей, их деятельностью в течение дня;
Ø активная позиция педагога, регулирующего процесс коллективного обсуждения;
Ø эмоционально-положительное завершение огонька (песня, вручение сюрпризов, вечерняя речёвка, легенда и т.д.).
Вопросы для коллективного обсуждения
Ø Что мне удалось сегодня и почему?
Ø Как можно использовать достигнутое?
Ø Что мне не удалось и почему?
Ø Что отняло у меня слишком много времени?
Ø Что я сделаю завтра для более рациональной работы?
Вечерняя речёвка - несколько стихотворных строк, произносимых для создания особого эмоционального настроя по окончании дня, на предстоящий отдых.
Воспитатель:
- День отшумел, и, ночью объятый,
Лагерь зовёт нас ко сну.
Мальчики:
- Доброй вам ночи, девчата-зубрята!
Девочки:
- Доброй вам ночи, ребята-зубрята!
Все вместе:
- Доброй вам ночи, наши вожатые! Всем, всем, всем спокойной ночи! Пусть вам приснятся красочные сновидения, розовые привидения и всё-всё самое страшное. Шутка прекрасная! Обещаем, что завтрашний день станет намного лучше, чем сегодняшний. Обещаем, обещаем, обещаем.
В отличие от всех существующих видов речёвок, вечерняя речёвка не кричится, а говорится спокойным, чуть приглушенным голосом. Текст речёвки построен на основе традиции доброго отношения к людям, поэтому после произнесения речёвки не принято громко разговаривать, петь песни, бегать, чтобы не помешать отдыху других ребят.
Как уже говорилось, ежевечерний огонек - это своеобразное подведение итогов прожитого дня, анализ всего, что произошло за день, разговор по душам. Его цель - сблизить и раскрепостить детей. Но порою атмосферы доверительности не возникает. Чтобы этого не случилось, мы рекомендуем в течение дня проводить игры-тренинги на снятие напряжения. Вот некоторые из них.
Выбор
Инструкция. Участники игры располагаются по кругу. По команде воспитателя каждый из них указывает рукой на любого из своих товарищей. В результате возникает несколько пар из тех, на кого указали (взаимный выбор). Эти пары выходят из игры. Последующие раунды проводятся до тех пор, пока не останутся две пары. Они считаются победителями.
Искорка
Инструкция.В этой игре участвуют два воспитателя либо воспитатель и его помощник из числа детей. Один из них является «передатчиком», другой - «приемником». Все играющие становятся в круг и берутся за руки, при этом «передатчик» одновременно пожимает левую и правую руки соседям. Сосед, получив такой импульс, передает его дальше, следующему игроку, пожимая ему руку. Выигрывает та часть круга, которая быстрее передаст импульс «приемнику». «Приемник», получивший сигнал, поднимает вверх «принявшую» его руку. Обратный импульс «приемник» может усложнить, сделав два, три и т.д. пожатия. Таким образом, он проверит, какая «линия» работает лучше.
Категории
Инструкция.Эта игра требует от участников артистизма и внимания. Мы находимся в традиционном круге. Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «Вот и наступило лето», и, начиная с первого игрока, в направлении по часовой стрелке, по очереди её произносим, но каждый играющий - с иной интонацией (повествовательной, восклицательной, вопросительной, мрачной, безразличной, удивленной и др.). Участник, который повторяется или не может придумать ничего нового, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останутся три-четыре победителя.
Взаимодействие
Инструкция.Игра происходит в круге. После того как воспитатель назовет определенное число (начиная с чисел 5 - 7 и постепенно уменьшая до 1-2), должны быстро встать столько же человек. Сесть они смогут лишь с разрешения ведущего. Взаимодействие между участниками происходит при помощи невербальной информации, которая возникает в процессе игры. Ведущий должен пресекать любую попытку вербального вмешательства в действия игроков.
При обсуждении игры целесообразно задать играющим следующие вопросы:
Ø Какая у вас была тактика?
Ø Что повлияло на принятие решения?
Ø Что облегчало выполнение задания и что мешало его выполнить?
Ø Как бы вы организовали взаимодействие при возможности заранее обсудить его способы?
Анализируя свои действия во время игры, участники осознают важность внимания по отношению к окружающим, ведут поиск невербальных способов общения.
Паутина
Инструкция.Игра направлена на развитие результативности групповой деятельности. Участники образуют тесный круг, протягивая руки к его центру. По команде ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в обеих руках каждого из играющих оказались чьи-то руки, но только не стоящих рядом. После того как ведущий убедится, что руки играющих соединены попарно, он предлагает участникам «распутаться», не разнимая рук. Если задача оказалась неразрешимой, он поддерживает игроков следующей фразой: «Это бывает, но распутаться можно всегда».
Воспитатель должен помнить, что групповая деятельность благотворно влияет на развитие всех членов группы. Игра может завершиться следующим образом:
Ø участники образуют несколько кругов, соединенных друг с другом как звенья цепочки;
Ø получается один большой круг, в котором участники стоят лицом в круг либо наоборот;
Ø образуются два или больше кругов, независимых друг от друга.
Игра может длиться от 5 до 30 минут. После окончания игровой деятельности воспитатель обращается к участникам с вопросами (в зависимости от ситуации):
Ø Почему мы так быстро справились с поставленной задачей?
Ø Что нам мешало быстро справиться с задачей?
Ø Что нужно было, на ваш взгляд, сделать для более быстрого решения этой задачи?
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОГОНЁК
Огоньки такого рода различаются по предмету разговора: на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события определённого периода или всей смены.
Задачи:
Ø привить навыки самоанализа и коллективного анализа, происходящего в ходе коллективного обсуждения;
Ø научить детей видеть причины успеха или неудачи с целью избежать подобных ошибок в дальнейшем;
Ø воспитать в детях потребность в общении друг с другом;
Ø научить детей правилам поведения и выступления, искусству дискуссии, умению слушать и слышать;
Ø формировать необходимость постоянного осмысления собственной жизни, поступков и построения перспектив на будущее.
По существу, на аналитических огоньках продолжается знакомство ребят друг с другом и, участвуя в такой (возможно новой для себя) деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя с необычной стороны.
Приучать детей и подростков к анализу дел, событий, необходимо с самого начала смены. Главное в огоньках такого рода - систематичность.
Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо? Что плохо? Что надо сделать? Чем для меня (отряда в целом) был значим данный период, проведенное дело? Что я сделал для своего отряда, для группы, для себя? В чём причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и т.д.? Где и как можно применить полученные знания и опыт?
Ведущими аналитических огоньков должны быть не только педагоги, но и сами дети. В этом случае воспитателю необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по перечню обсуждаемых вопросов и быть им помощником во время проведения огонька.
На аналитическом огоньке воспитатель соглашается с тем, что говорили одни, может не согласиться с тем, что говорят другие, поддерживает третьих и т.д. В этом случае в ребёнке крепнет уверенность в том, что его услышали, его суждения значимы, к его мнению прислушиваются, усиливается желаниечаще анализировать происходящее вместе со всеми.
В приведенной ниже таблице определены критерии проведения аналитического огонька:
Должно присутствовать | Не должно быть |
Выступление по возможности каждого члена отряда | Выступления лишь отдельных ребят |
Огонёк проводить по предложенной схеме анализа | Обсуждения чисто эмоционального восприятия происходящего |
Особая форма анализа или особый способ работы (когда нет повторов, детям намного интересней) | Обидной критики |
Обсуждение и оценка работы командира отряда, дежкома, органов самоуправления, творческой группы и т.д. | Длинной речи вожатого, детей |
Заключительное слово воспитателя, которое обобщает мысли детей | Нерешённых вопросов и проблем по окончании огонька (по крайней мере, должен быть намечен некий план деятельности) |
«КОНФЛИКТНЫЙ ОГОНЁК»
Наиболее сложными по форме проведения являются конфликтные огоньки.Их цель - решение межличностных, межгрупповых конфликтов. Не каждому воспитателю под силу провести такой огонек. Если вы не уверены в позитивном результате, лучше пригласить специалиста: психолога, социального педагога.
Формы конфликтных огоньков
«Разговор с игрушкой». Каждый участник рассказывает о своих проблемах игрушке.
«Разговор в темноте». В процессе общения в темноте дети сбрасывают накопленные отрицательные эмоции.
«Письмо другу». Участники устно «пишут» письмо другу.
«Я не понимаю». Каждый из участников может подойти к любому игроку со словами: «Я не понимаю...». Определённой системы в организации этого «огонька» не существует.
«Электрический стул». Один участник сидит на стуле спиной к группе. Каждый из ребят пишет анонимную записку с краткой характеристикой на сидящего, а вожатый зачитывает их.
Эта форма огонька очень сложна в психологическом плане, и проводить его надо, максимально сконцентрировавшись на обсуждаемой проблеме, помня о принципе: «Не навреди».
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОГОНЬКИ
Тематические огонькизанимают особое место в деятельности воспитателя как одно из наиболее интересных направлений в организации разговора на волнующую детей тему. Способствуя развитию самосознания личности, такие огоньки требуют необычной обстановки. Данный вид огонька представляет собой разговор на определённую, продуманную заранее тему.
Основу тематического огонька составляют технологии диспута, беседы, дискуссии (т.е. коллективного размышления по какой-либо проблеме, включающего или не включающего в себя элементы спора, который ведется с целью поиска оптимального решения).
Для тематического огонька выбирается серьёзная, объёмная, общественно значимая актуальная тема.
Во время проведения тематического огонька вы можете говорить о романтиках, о герое, о добре и зле, о любви и дружбе, о подвигах и славе, о молодежи и правах ребёнка. Разумеется, темы огоньков этим не исчерпываются, их может быть великое множество.
И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.
По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических огоньков для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все огоньки, включая огонек знакомства и огонек прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету смены, программе отрядной деятельности.
Образовательный потенциал тематического огонька огромен, поскольку подобный огонек способствует:
Ø более глубокому осмыслению детьми и подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;
Ø формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отношения к мнению других;
Ø формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;
Ø развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);
Ø развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины.
Для того чтобы огонек получился, воспитателю (или другим ведущим тематического огонька) необходимо учесть ряд условий:
Ø при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности детей и подростков;
Ø участники (как дети, так и сам воспитатель) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;
Ø на огоньке надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;
Ø воспитатель (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии и диспута;
Ø дети и подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.
Для решения этой задачи воспитатель может использовать следующие приемы:
Ø микроисследование, экспресс-опрос, анкетирование и т.д.;
Ø демонстрация аудиовизуального ряда (отрывки из фильмов, слайды, мультивидео, фотографии, прослушивание авторских песен и т.п.);
Ø чтение отрывков лирико-романтических, художественных или публицистических произведений;
Ø элементы психологического тренинга, интерактивные методики;
Ø пословицы и поговорки;
Ø примеры из биографии, жизненного опыта великих людей, анализ афоризма и т.д.;
Ø личностные методики, например, методику незаконченного предложения («Хорошая жизнь - это...», «Чтобы иметь друзей, надо...»);
Ø анализ факта, события, ситуации.
Во время тематического огонька должно идти разностороннее обсуждение проблемы, определение каждым собственного мнения, собственной позиции, соблюдаться правило корректности ведения разговора.
Но не стоит злоупотреблять тематическими огоньками. Их должно быть не более 2 - 3 в течение смены.