Методика организации и проведения огоньков
Волшебный фонарь
(из серии «Волшебные вещи вожатого»)
2008 г.
Рекомендовано методическим советом НДОЛ «Зубрёнок»
10 октября 2007 года
Протокол №2
Автор
методист Мовчан Наталья Леонидовна
Огонёк - это коллективное обсуждение детьми и педагогами прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор взаимоотношений, складывающихся в коллективе. В процессе проведения огоньков их участники осуществляют совместную деятельность, в ходе которой воспитывается культура общения. Огоньки широко используются в педагогической практике НДОЛ «Зубрёнок».
В данном сборнике содержатся рекомендации по организации и формам проведения «огоньков».
Сборник адресован широкому кругу специалистов, прежде всего, воспитателям, педагогам, а также другим организаторам педагогического процесса в детском оздоровительном лагере.
Уважаемые коллеги!
Надеемся, что вы уже знакомы с серией «Волшебные
вещи вожатого». Сегодня мы предлагаем вам
ещё один сборник
серии, который называется
«Волшебный фонарь». Речь в нём идет об организации и проведении отрядных огоньков.
Материалы, которые предлагаются вашему вниманию, апробированы и широко используются
в практике работы НДОЛ «Зубрёнок».
ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТРЯДНЫХ ОГОНЬКОВ
(методика и формы проведения)
Огонёк - это коллективное обсуждение отрядом и воспитателем прожитого дня, анализ проведённых дел, разбор взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Само название «огонёк» ассоциируется с вечерними пионерскими кострами. Но слово «огонёк» означает не только костер. Это искорка заинтересованности каждого делами коллектива и судьбой товарищей по отряду, это взаимоотношения между членами коллектива и свет дружбы. Огонёк - это осмысление мира, конкретное воплощение в жизнь принципа самоуправления: сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.
Педагогическая задача огонька - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа, воспитать культуру общения.
Историческая справка
Истоки огоньков ведут своё начало от ежевечерних общих собраний учебно-воспитательских заведений, руководимых А.С. Макаренко. Эти собрания начинались в 20.30 и длились около 20 минут, присутствовали на них практически все воспитанники (от 300 до 500 чел.). Регламент выступлений был жёстким - 1 мин. На собраниях отчитывались дежурные по отряду, обсуждались события дня, разбирались вопросы от незначительных хозяйственных до принципиальных, касающихся взаимоотношений в коллективе.
В педагогическом наследии А.С. Макаренко можно найти целый ряд точных и ценных идей, методических замечаний по поводу коллективного самоанализа:
Ø цель, смысл общих собраний: постоянный контроль, постоянное знание друг друга и первичного коллектива;
Ø собрание должно стать традиционным, привычным;
Ø при анализе не следует зарываться в мелочи сегодняшнего дня, необходимо, чтобы перед общим собранием всегда стояли широкие задачи данного детского учреждения, чтобы, решая сегодняшние вопросы, воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах и планах.
Ø основной темой всей работы собрания должно быть движение вперёд. Даже вопросы о поведении отдельных воспитанников должны рассматриваться, прежде всего, с точки зрения анализа, насколько поведение всех воспитанников помогает или противодействует общему движению вперед;
Ø влияние педагога на ход и выводы общего сбора-анализа должно быть опосредованным через наиболее дисциплинированных членов коллектива. Во время сбора-анализа воспитатель должен предоставить возможность высказаться, прежде всего, воспитанникам.
Общее собрание-анализ А.С. Макаренко рассматривал как процесс формирования и арену действия общественного мнения.
Следующим этапом в развитии методики коллективного самоанализа явилась исследовательская и практическая деятельность коллектива ленинградских педагогов во главе с И.П. Ивановым. Они сумели методически разработать и воплотить в практике применительно к пионерскому коллективу замечательную педагогическую находку А.С. Макаренко - «общее собрание-анализ». Им принадлежит и само название - огонек, в память о вечерних беседах с пионерами вокруг небольшого костра.
Руководители коммуны им. Фрунзе придавали огонькам огромное значение: «... к первому летнему сбору родилась потрясающая идея, которая в основном и сделала коммуну коммуной. Идея выражалась в одном слове - огонек.
В пояснительном словарике в конце книги «Фрунзенская коммуна» дается следующее определение огонька. Это тоже общий сбор, но ежевечерний. На огоньке все сидят в кругу, много поют, отряды преподносят «сюрпризы» друг другу. В деловой части огонька все оценивают работу дежурного командира коммуны, текущие дела по формуле: «Что было хорошо? Что плохо? Что надо делать?». Главное на огоньке - настроение ребят. Ведущий должен управлять им.
В этой же книге даётся образное, эмоциональное описание методики построения огонька:
«Каждый вечер вся коммуна (от 80 до 150 человек)собирается у костра. Садимся кругом, чтобы видеть лица товарищей. Костер маленький, два, три полешка. Уютно. Сначала поют потихоньку, для настроения. А потом начинают обсуждать, как прошёл день.
Ох, как трудно было на первых огоньках! Все молчат, ждут чего-то. Да и как при всех говорить о товарищах? Вроде бы не принято.... И что, тебе больше всех надо? Нет уж, лучше промолчать.
Но вожатыйтак умело ставит вопросы, что поневоле начинаешь отвечать, а ещё он так весело смотрит, так шутит, так управляет общим настроением, что сидеть в кругу - одно удовольствие.
На другой день после первого же огонька мы все стали чуть-чуть внимательней к делам коммуны. Что хорошо? Что плохо? Вечером надо будет говорить. А поленишься днем или будешь нерасторопен - «выдадут» на огоньке...
Очень простая и хитрая штука – этот огонёк. Теперь мы привыкли: каждое дело надо разобрать, обсудить на огоньке. И если мы отправились в «трудовой десант» - поработать на колхозном поле - а вечером не обсудили вместе, как прошёл «десант», то остается какая-то неудовлетворённость, незаконченность работы. ... Но многие ли умеют думать над тем, как сделано, как надо делать? Огонёк - начало осмысленной жизни».
Что нового в огоньки внесли ленинградцы?
1. Общекоммунарскому огоньку предшествовали «летучие сборы отрядов», численностью каждого 10 - 12 человек. На «летучем сборе» члены отряда по кругу кратко высказывали своё мнение о событиях дня, а общее мнение на огоньке выражал представитель отряда.
2. Мы встречаемся с элементарной схемой анализа: Что хорошо? Что
плохо? Что надо сделать?
3. Подчёркивается значение эмоциональной стороны огонька, и указываются те приёмы, с помощью которых достигается нужный эмоциональный настрой (все сидят в кругу, много поют, маленький костёр, весёлые сюрпризы).
В начале 60-х годов группа коммунаров-фрунзенцев приехала во Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». И скоро орлята заметили, что в одно и то же время в отрядах, где работала группа коммунаров-фрунзенцев, каждый вечер вспыхивали и горели огоньки.
Из «Орлёнка» традиция вечернего огонька разошлась дальше, в другие лагеря. А в 1969 году первые вожатые, приехавшие на работу в «Зубрёнок» из «Артека» и «Орлёнка», привезли её в наш лагерь.
Общие положения
В процессе проведения огоньков их участники осуществляют совместную деятельность, в ходе которой воспитывается культура общения.
Как любое организованное мероприятие, огоньки требуют определённых условий проведения:
1. Воспитатель заранее продумывает ход проведения огонька: намечает цели, формулирует задачи с учётом желаемых результатов. Проведенный экспромтом огонёк не позволит в полной мере добиться положительного эмоционального настроения его участников.
2. При организации огонька важно помнить о выборе подходящего для его проведения места. Оно должно быть безопасным, уютным, желательно постоянным.
3. Тематика огонька должна быть актуальной и вызывать интерес у всех собравшихся.
4. Чтобы огонёк проходил неформально, воспитатель сам должен начать разговор, задать алгоритм беседы, плавно направляя разговор в русло анализа дня и затем подводя участников к песне.
5. Положительный настрой огонька, динамика его проведения в значительной степени зависят от смысловой нагрузки и эмоциональной наполненности.
6. Участники огонька располагаются, как правило, по кругу, чтобы можно было видеть выражение лица, позу собеседника.
7. В центре круга находится зажжённая свеча, либо горит костёр.
8. Говорит только тот, кто держит в руках горящую свечу или другой предмет (веточку, игрушку, мячик, шишку).
Структура огонька может включать в себя:
Ø песню;
Ø разбор прожитого дня;
Ø откровенный разговор;
Ø время для творчества;
Ø приглашение гостя на огонёк;
Ø сюрприз для огонька.
Песня является своеобразным индикатором вечернего общения, создаёт определённый психологический (доверительный, лирический) настрой в отряде. Песни поются в начале огонька для настроения, в середине, чтобы снять напряжение, усилить или изменить эмоциональный тонус, направить разговор в нужное русло, или же в конце огонька. Не беда, если воспитатель не умеет играть на гитаре. Можно прибегнуть к техническим средствам, способным создать аккомпанемент. При отсутствии же того и другого утешимся тем, что в совместном пении без аккомпанемента тоже есть своя прелесть.
Разбор прожитого дня. Совместно ребята выясняют, что у них в коллективе хорошо, что плохо, как сделать лучше, над чем предстоит поработать.
Откровенный разговор. Обсуждение нравственного облика членов коллектива за определённый временной промежуток. Объектом разговора становится каждый член коллектива по очереди, а не отдельные лица. Такая очерёдность, всеобщность создают спокойную и дружескую обстановку. Откровенный разговор требует от каждого прямоты, принципиальности, подлинного товарищества, чуткости и такта, умения в каждом увидеть, что заслуживает одобрения, а что подлежит критике. Чрезвычайно ценным является то, что о каждом скажет каждый, а не только одни и те же люди будут выступать.
Время для творчества. Иногда на огоньке хорошо почитать свои стихи, или просто попеть песни. Иногда можно провести какой-нибудь несложный конкурс.
Гость на огоньке. На огонёк могут прийти и гости - герои войны, ребята, отдыхавшие в прошлых сменах, бывшие вожатые, интересные люди, сотрудники лагеря. Им проще поговорить с ребятами на огоньке, а не со сцены. Здесь легче спросить, здесь легче ответить.
Сюрприз для огонька. Как правило, его готовит дежурная группа. Если у кого-то в этот вечер день рождения, теплее и ласковее будут звучать слова, сказанные на огоньке. Это может быть новый талант, который до сих пор нигде не проявился. Это может быть новая песня, картошка, тайно запечённая в углях костра и т.д. Главное, чтобы это было неожиданно, необыкновенно и от всей души.
Создание атмосферы эмоционального благополучия во время огонька - одна из главных задач воспитателя, то есть в коллективе должны установиться доброжелательный тон, интерес и внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость каждого.
Эмоциональное благополучие – это положительное переживание личностью своих отношений с коллективом: чувства доверия, доброжелательности, защищенности. Это означает, что критиковать тебя будут не с целью унизить и оскорбить, а с целью помочь и посоветовать, что тебя не высмеют, когда ты начнешь высказывать свое мнение, что к тебе прислушаются, и твой голос будет весомым при решении общих вопросов.
При проведении огоньков можно использовать следующие приемы:
1. «Эстафета».Талисман отряда передаётся по кругу, тот, у кого он в руках, высказывается по схеме, предложенной ведущим огонька.
2. «Микрогруппы».Отряд для работы делится на микрогруппы из 3-5 человек. Представитель каждой группы выступает на заданную тему.
3. «Дебаты».Обсуждение ведется в свободном режиме. Как и в других случаях, воспитатель является равноправным членом отряда, но при этом строит беседу с помощью следующих вопросов:
Ø Что получилось или не получилось в течение дня в нашем отряде?
Ø Каковы причины неудач?
Ø Что особенно удалось?
Ø Что можно изменить во избежание разочарований в будущем?
Методика подготовки к огоньку
Подготовка к огоньку включает в себя три момента:
Ø личная подготовка воспитателя;
Ø подготовка отряда;
Ø подготовка ведущего.
Прежде всего, воспитатель ставит перед собой вопросы: «Что я хочу от сегодняшнего огонька? «Чему научит сегодня огонёк моих ребят?». Следующий этап – «Какова будет основная идея сегодняшнего огонька?» После этого воспитатель спрашивает себя: «Каково моё собственное отношение ко дню, делу, поступку и т.д., почему? Чем я буду аргументировать?» Только сформулировав свою собственную позицию, воспитатель переходит к разработке «технической» части огонька: «Кому я сегодня задам вопросы? Какие? На кого сегодня буду опираться и т.д.»
Вот краткие наброски той линии, которую воспитатель может провести через весь огонёк:
1. Позиция воспитателя. На огоньке воспитатель может смело пользоваться дневником или записной книжкой. Это создаёт рабочий настрой, помогает воспитателю избежать общих фраз и безадресных высказываний, ибо никакое глубокомыслие или остроумие не могут возместить незнание фактов.
2. Подготовка отряда. Существует один интересный методический прием подготовки отряда к огоньку. На отрядном уголке вывешивается лист картона «Зеркало дня». На него прикрепляются 4 листа бумаги под соответствующими рубриками. Посредине, на прочной нити, висит карандаш. Каждый воспитанник может в течение дня записать то, о чём он будет говорить на огоньке по всем четырём темам: «Одобряю», «Критикую», «Сделал», «Предлагаю».
Воспитатель не только сам активно заполняет «Зеркало», но и напоминает ребятам о его заполнении. По истечении нескольких дней «Зеркало» превращается в своеобразную рукописную стенную отрядную газету-молнию. На огоньке обсуждение дня идет по темам «Зеркала», которые сами по себе являются пунктами анализа. Ведущий огонька зачитывает записи ребят, затем ребята комментируют и обсуждают их.
3. Порядок проведения:
Ø Желающие выступить поднимают руку и, получив согласие ведущего, говорят негромко, вполголоса, не вставая со своих мест. Все остальные внимательно слушают, ни в коем случае не перебивают, свое несогласие выражают не криками, возмущенными репликами, т.е. эмоциональными средствами, а пытаются словами убедить товарищей.
Ø Ведущий постоянно требует аргументации, обоснования тех или иных утверждений или оценок: «Почему не нравится?» или «Согласен, что хорошо, а почему?» и т.д. Другими словами, эмоциональное восприятие не должно преобладать на огоньке: вслед за «ах» и «эх» должны идти трезвый анализ, обоснованные суждения.
Ø Анализ дня, дела или поступка идет по логической схеме, предлагаемой ведущим. Например, обсуждается работа творческой группы. Ведущие огонька предлагают следующую схему анализа:
ü Что именно было удачным? Благодаря кому? Каким обстоятельствам?
ü Что надо было бы сделать иначе? Как именно?
ü Какой вывод сделал ты лично? Что посоветуешь отряду?
В зависимости от периода смены можно выделить три вида огоньков:
Ø огонёк организационного периода;
Ø огонёк основного периода смены;
Ø огонёк заключительного (итогового) периода.
ОГОНЁК ЗНАКОМСТВ
Цель огонька знакомств – сформировать у каждого ребёнка (в процессе доверительного общения) доброжелательное отношение к каждому члену отряда, положительное эмоциональное восприятие происходящего, сформировать представление об отряде и о себе в отряде.
Об отряде: мои новые товарищи – это интересные, творческие и весёлые люди, много умеют и знают, с ними можно организовать любое интересное и полезное дело, можно обсудить любой интересующий тебя вопрос; «много хороших спортсменов; у нас, пожалуй, получится неплохой коллектив; я обязательно найду здесь настоящих друзей».
О себе: «что ж, и я не хуже остальных, я тоже могу предложить кое-что отряду; думаю, что мои цели будут достигнуты в этом отряде». И, как финал - вывод: «это самый лучший отряд, и мне очень повезло, что я попал именно сюда».
Огонёк знакомств может проводиться как на открытом воздухе (у костра), так и в помещении.
Позиция воспитателя: воспитатель готовит и ведет огонёк самостоятельно от начала до конца. Он комментирует, контролирует темп и тональность, следит за настроением и вниманием, обобщает, делает выводы. Он предлагает форму проведения огонька, показывает, как надо выступать и вести себя на огоньке. Он готовит вступительную и заключительную речь.
В конце огонька воспитатель вновь берет слово. Обобщая все, что было сказано и показано на огоньке, он подчеркивает, что отряд состоит из интересных и творческих людей, которые много знают и умеют, хотят жить интересной и полезной жизнью. У отряда есть все возможности стать настоящим коллективом, настоящим отрядом. Воспитатель выражает уверенность, что отряд станет дружным и сплочённым.
При проведении огонька знакомств не стоит забывать о следующих условиях:
Ø При размещении участников огонька желательно чередование мальчиков и девочек. Если в нём принимают участие и взрослые, их следует рассадить между детьми. Рассказ о себе начинает воспитатель, который затем передаёт как эстафету талисман отряда следующему участнику. После того как выскажутся все, уместно будет спеть песню, которая может стать отрядной. Ее слова необходимо учить с детьми с первого дня пребывания в лагере.
Ø Нельзя обезличивать огонек, превращать его в простое знакомство детей.
Ø Не подменять огонек пением песен или чтением стихов.
Ø Не практиковать различные чаепития, конфеты и прочее, это отвлекает, напоминает ребятам традиционные школьные огоньки с едой и танцами и тем самым снижает тот эмоциональный настрой, без которого невозможен огонек знакомств.
Существует несколько вариантовогонька знакомств, рассчитанных на старшие и младшие отряды.
Рассказ-эстафета «Расскажи нам о себе». Каждый по очереди, по кругу рассказывает о себе. Для рассказа предлагается схема: как зовут, откуда приехал, какое поручение выполнял в школе, чем увлекаешься, кем хочешь стать, чему хотел бы научиться, что можешь предложить отряду (знания, умения), хобби или увлечения и т.д. Очень важно с самого начала задать нужную тональность и темп разговора.
Иногда можно разнообразить, «романтизировать» обстановку с помощью какого-нибудь символа, который передается по кругу: значок, шишка, камешек и т.п.
ТОТ (творческое объединение тёзок). Ещё до начала огонька знакомства отряд делится на 8 - 10 групп по именам (и отчествам), те, кто не попали в группы «тёзок», образуют «винегрет». Основная задача воспитателя – подчеркнуть индивидуальность каждого ребёнка, указать, что у детей общие имена, а в остальном они разные, непохожие, и в этом вся прелесть отряда, в который каждый внесет что-то свое, неповторимое. Все это воспитатель делает как в процессе представления детей, так и в своем обобщающем (заключительном) выступлении.
«Тёзки» и «винегрет» представляют себя творчески через песни, куплеты, сценки и т.п., где обязательно фигурируют их имена. Роль вожатого и тут достаточно сложна. Он комментирует выступления групп, участвует сам в работе одной из них, ведёт шуточный диалог с ведущими каждой группы, в процессе которого договариваются, как отличить одного Сашу от другого и т.д. «Круги интересов». Объявляются «Круги интересов» (их может быть 7 - 8): песни, спорт, кино, чтение (можно шуточные, например, «мороженого») и т.п. Ребята расходятся по «кругам» и каждый «круг» готовит творческую защиту своего «интереса». Условие одно – в каждом «круге» должен каждый выступить и сказать при этом, как его зовут.
ОГОНЁК И АНАЛИЗ ДНЯ
Основной формой огонька является анализ дня. С каждым огоньком содержание должно усложняться, чаще меняться оценка дня.
Цель:показать значимость каждого ребёнка в отряде.
Особенности:
Ø принцип «свободного микрофона» (выступает каждый желающий);
Ø проходит не по группам, а в отряде;
Ø обсуждение дня проходит не на эмоциональном уровне, а на качественном, не на уровне - «что мне понравилось?», а на уровне - «что лично я сделал для того, чтобы мне понравилось?»;
Ø анализ дня - это личный отчёт каждого перед коллективом.
Ход огонька
1.Рассадка по кругу, общая песня.
2.Ведущий огонька перечисляет события дня и предлагает вопросы для обсуждения.
Ø Что дал день мне и отряду?
Ø Чем этот день был для меня?
Ø Что сделал я для отряда, корпуса и лагеря, чтобы всем было хорошо?
Ø Что мне не удалось сделать и почему?
Ø Что предлагаю во избежание дальнейших ошибок?
3.Обсуждение деятельности дежурного по отряду.
4.Обобщающее слово ведущего огонька.
5.Заключительное слово воспитателя.
6.Зубрятский круг, общая песня, вечерняя речёвка.
Обязательное содержание огонька:
Ø принцип «свободного микрофона»;
Ø огонек ведёт дежурный по отряду, воспитатель только помогает;
Ø дается примерная схема анализа дня (обсуждаемые вопросы);
Ø воспитатель высказывает своё мнение только в конце огонька.
Не должно быть обсуждения дня только на эмоциональном уровне.
Альтернативой огоньку «Анализ дня» могут служить «огоньки» «Лавина», «Взгляд в будущее».
«Лавина» - это своеобразная оценка прошедшего дня, когда один из участников начинает разговор одной-двумя фразами, а сосед продолжает его, повторив фразу предыдущего выступающего. Так постепенно, от ребёнка к ребенку, увеличивается объем информации.
«Взгляд в будущее» -это обсуждение планов на будущее: на следующий день, на неделю. Иногда разговор о предстоящем деле проходит так, будто оно уже прошло.
ОГОНЁК «АНАЛИЗ ДЕЛА»
Главный смысл этого огонька – обратиться к личности подростка, который осмысливает свою позицию, даёт оценку собственным делам и поступкам, оценивает свое место в коллективе. Это коллективное обсуждение событий прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся отношений в отряде.
Особенности:
Ø проводится по группам, но выступать могут все желающие;
Ø время проведения – 15 - 20 мин.
Задачи:
Ø научить детей видеть причины, удачи или неудачи того или иного дела;
Ø привить детям навыки анализа.
Схема анализа в группах
1. Общая оценка дела (цель, оформление, качество подготовки участников и т. д.).
2. Что хорошо получилось?
3. Недостатки дела.
Примерные вопросы для обсуждения
1. По содержанию дела:
Ø Что нового, полезного для себя узнал каждый при проведении дела?
Ø Полностью ли ребята использовали возможности лагеря?
Ø Какая интересная проблема, поднятая в ходе дела, привлекла внимание участников?
Ø На какие личностные качества это дело заставило участников обратить внимание?
Ø Достигли ли участники дела своей цели?
Ø Чем дело было значимым для каждого?
Ø Как дело повлияло на отряд, помогло ли в становлении коллектива?
Ø Помогло ли дело лучше узнать товарищей?
Ø Какие новые черты характера и грани общения открылись тебе в других членах отряда?
Ø Какую пользу от проведенного дела получил (а) лично ты?
2. По организации:
Ø Чем запомнилась подготовка к делу, ощутил ли ее на себе весь отряд, что можно было изменить?
Ø Какие организационные навыки, умения получили ребята при подготовке дела и во время его проведения?
Ø Что, по мнению ребят, наиболее удалось?
Ø Научился ли ты чему-нибудь при подготовке общего дела?
Ø Как на фоне остальных отрядов выглядел наш отряд?
Ø Какую пользу принёс наш отряд окружающим, проведя дело?
Ø Что надо сделать, чтобы не повторять сделанных ошибок?
Ø Смогу ли я организовать подобное дело по приезде домой?
Позиция воспитателя:
1.До начала обсуждает дело с ведущим огонька, затем с лидерами творческих (инициативных) групп.
2.Свое мнение воспитатель высказывает в конце огонька.
3. Очень важно, чтобы воспитатель не занимал в разговоре лидирующую позицию, а сам был бы равноправным участником разговора. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы.
Обязательно:
1.Выступление ответственных за дело (цель, задачи, как работала творческая группа, с какими трудностями столкнулись).
2.Правило «свободного микрофона».
3.Обобщающая речь ведущего.
4.Похвалить тех ребят, которые этого заслужили, или высказать порицание.
5. Подведение итогов. Если на первых огоньках анализ может сделать воспитатель, то в последующем это лучше делать лидеру или ответственному за дело.
При проведении данного вида огоньков можно использовать следующие методики.
Ниточка
Перед началом огонька воспитатель предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длинной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с ним.
Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось, что надо сделать, чтобы было лучше) каждый ребёнок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец.
Когда ниточка намотана, выступление прекращается. Таким образом, выбрав нить той или иной длины, ребёнок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
Пять пальцев
Этот способ занимает пять минут. Посмотри на свою ладонь и подумай, глядя на
Ø Мизинец (М) – «мысль». Какие знания, опыт приобрел я сегодня?
Ø Безымянный (Б) – «близка ли цель?» Что я сегодня сделал для достижения своей цели?
Ø Средний (С) – «состояние духа». Каким было твое настроение? От чего оно зависело?
Ø Указательный (У) – «услуга». Чем я мог помочь другим людям? Чем порадовал их?
Ø Большой (Б) – «бодрость». Как я физически чувствовал себя, что сделал для своего здоровья?
ОГОНЁК ДЕЖУРНОГО ОТРЯДА
Цель:анализ дежурства отряда по корпусу или по территории с позиции работы органа самоуправления и каждого ребёнка.
Особенности:разговор ведётся не только о своём отряде, но и о других отрядах.
Методика:см. выше
ОГОНЁКОСНОВНОГО ПЕРИОДА СМЕНЫ
Огонекосновного периода способствует формированию у воспитанников умения планировать и анализировать собственную деятельность, учит их рефлексии. Содержание огоньков основного периода - планирование, организация, обсуждение отрядных дел.
Задача: научить детей коммуникативной культуре, привить навыки коллективного анализа и индивидуального подхода к осмыслению коллективного дела, научить искусству вербального и невербального общения.
В основном периоде смены проходят такие виды огоньков, как вечерние , аналитические , конфликтные и тематические.
ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЁК
Вечернийогонек- специфическая форма общения детей друг с другом и взрослыми, где оценка товарищей, взаимоотношения с ними определяют эмоциональное самочувствие ребёнка, влияют на его настроение и даже на отношение к самому себе.Это своеобразное подведение итогов прожитого дня, анализ всего, что произошло за день, разговор по душам.
Педагогическая задача вечернегоогонька - помочь ребёнку осмыслить свои действия и поступки, обучить навыкам самоанализа и коллективного анализа, научить искусству разговора.
При проведении вечернего огонька не стоит забывать о следующих условиях:
Ø ребята должны сидеть (или стоять) в кругу, чтобы видеть лица друг друга;
Ø присутствие эмоционально-положительного настроя отряда (спокойная музыка или песня, использование игровых приёмов);
Ø вступительное слово воспитателя. «О чём мы сегодня будем разговаривать?» (началом может быть легенда, стихи, какое-нибудь высказывание и т.д.);
Ø игровая форма, выбранная в соответствии с особенностями детей, их деятельностью в течение дня;
Ø активная позиция педагога, регулирующего процесс коллективного обсуждения;
Ø эмоционально-положительное завершение огонька (песня, вручение сюрпризов, вечерняя речёвка, легенда и т.д.).
Вопросы для коллективного обсуждения
Ø Что мне удалось сегодня и почему?
Ø Как можно использовать достигнутое?
Ø Что мне не удалось и почему?
Ø Что отняло у меня слишком много времени?
Ø Что я сделаю завтра для более рациональной работы?
Вечерняя речёвка - несколько стихотворных строк, произносимых для создания особого эмоционального настроя по окончании дня, на предстоящий отдых.
Воспитатель:
- День отшумел, и, ночью объятый,
Лагерь зовёт нас ко сну.
Мальчики:
- Доброй вам ночи, девчата-зубрята!
Девочки:
- Доброй вам ночи, ребята-зубрята!
Все вместе:
- Доброй вам ночи, наши вожатые! Всем, всем, всем спокойной ночи! Пусть вам приснятся красочные сновидения, розовые привидения и всё-всё самое страшное. Шутка прекрасная! Обещаем, что завтрашний день станет намного лучше, чем сегодняшний. Обещаем, обещаем, обещаем.
В отличие от всех существующих видов речёвок, вечерняя речёвка не кричится, а говорится спокойным, чуть приглушенным голосом. Текст речёвки построен на основе традиции доброго отношения к людям, поэтому после произнесения речёвки не принято громко разговаривать, петь песни, бегать, чтобы не помешать отдыху других ребят.
Как уже говорилось, ежевечерний огонек - это своеобразное подведение итогов прожитого дня, анализ всего, что произошло за день, разговор по душам. Его цель - сблизить и раскрепостить детей. Но порою атмосферы доверительности не возникает. Чтобы этого не случилось, мы рекомендуем в течение дня проводить игры-тренинги на снятие напряжения. Вот некоторые из них.
Выбор
Инструкция. Участники игры располагаются по кругу. По команде воспитателя каждый из них указывает рукой на любого из своих товарищей. В результате возникает несколько пар из тех, на кого указали (взаимный выбор). Эти пары выходят из игры. Последующие раунды проводятся до тех пор, пока не останутся две пары. Они считаются победителями.
Искорка
Инструкция.В этой игре участвуют два воспитателя либо воспитатель и его помощник из числа детей. Один из них является «передатчиком», другой - «приемником». Все играющие становятся в круг и берутся за руки, при этом «передатчик» одновременно пожимает левую и правую руки соседям. Сосед, получив такой импульс, передает его дальше, следующему игроку, пожимая ему руку. Выигрывает та часть круга, которая быстрее передаст импульс «приемнику». «Приемник», получивший сигнал, поднимает вверх «принявшую» его руку. Обратный импульс «приемник» может усложнить, сделав два, три и т.д. пожатия. Таким образом, он проверит, какая «линия» работает лучше.
Категории
Инструкция.Эта игра требует от участников артистизма и внимания. Мы находимся в традиционном круге. Выберем какую-нибудь простую фразу, например: «Вот и наступило лето», и, начиная с первого игрока, в направлении по часовой стрелке, по очереди её произносим, но каждый играющий - с иной интонацией (повествовательной, восклицательной, вопросительной, мрачной, безразличной, удивленной и др.). Участник, который повторяется или не может придумать ничего нового, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останутся три-четыре победителя.
Взаимодействие
Инструкция.Игра происходит в круге. После того как воспитатель назовет определенное число (начиная с чисел 5 - 7 и постепенно уменьшая до 1-2), должны быстро встать столько же человек. Сесть они смогут лишь с разрешения ведущего. Взаимодействие между участниками происходит при помощи невербальной информации, которая возникает в процессе игры. Ведущий должен пресекать любую попытку вербального вмешательства в действия игроков.
При обсуждении игры целесообразно задать играющим следующие вопросы:
Ø Какая у вас была тактика?
Ø Что повлияло на принятие решения?
Ø Что облегчало выполнение задания и что мешало его выполнить?
Ø Как бы вы организовали взаимодействие при возможности заранее обсудить его способы?
Анализируя свои действия во время игры, участники осознают важность внимания по отношению к окружающим, ведут поиск невербальных способов общения.
Паутина
Инструкция.Игра направлена на развитие результативности групповой деятельности. Участники образуют тесный круг, протягивая руки к его центру. По команде ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в обеих руках каждого из играющих оказались чьи-то руки, но только не стоящих рядом. После того как ведущий убедится, что руки играющих соединены попарно, он предлагает участникам «распутаться», не разнимая рук. Если задача оказалась неразрешимой, он поддерживает игроков следующей фразой: «Это бывает, но распутаться можно всегда».
Воспитатель должен помнить, что групповая деятельность благотворно влияет на развитие всех членов группы. Игра может завершиться следующим образом:
Ø участники образуют несколько кругов, соединенных друг с другом как звенья цепочки;
Ø получается один большой круг, в котором участники стоят лицом в круг либо наоборот;
Ø образуются два или больше кругов, независимых друг от друга.
Игра может длиться от 5 до 30 минут. После окончания игровой деятельности воспитатель обращается к участникам с вопросами (в зависимости от ситуации):
Ø Почему мы так быстро справились с поставленной задачей?
Ø Что нам мешало быстро справиться с задачей?
Ø