Развитие детского словесного творчества
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Развитие детского словесного творчества
Для детей 7-10 лет
Программу составил: канд. пед. наук И.А.Киршин
Калининград 2014
Пояснительная записка
Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили[1], а также следующие положения[2]:
- Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.
- Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.
- Необходимо организовать педагогическую среду, в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).
- Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
- Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
- Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.
Основные цели:
- воспитание Благородного Человека
- развитие творческих способностей;
- развитие словесно-творческих способностей;
- развитие коммуникативных способностей.
Основные задачи:
- увлечь детей радостью творчества;
- раскрыть их словесно-творческий потенциал;
- создать творческий детский коллектив;
- привить детям общечеловеческие ценности.
Основные принципы педагогической деятельности:
- тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;
- постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);
- неформальные отношения с детьми;
- творческий диалог педагогов с детьми.
Первыйконцептуальный компонентмодели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.
На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент, представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.
Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач. Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.
Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.
Особенности выполнения творческих заданий:
- выполняются только добровольно;
- выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);
- произведения ребёнка читаются только с его согласия;
- педагог выполняет задания вместе с детьми;
- творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.
Третий базовый компонент - педагогические условияразвития детского словесного творчества:
- педагогическая среда -коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);
- творческий диалог -специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;
- клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).
Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:
Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.
Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.
Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.
Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.
Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.
Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.
Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.
Методы диагностики: самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Часы |
1. | Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону». | |
2. | Рассказывание по картине | |
3. | Сочинение загадок | |
4. | Сочинение рассказа | |
5. | Творческое рассказывание. | |
6. | Сочинение скороговорок | |
7. | Сочинение двустиший | |
8. | Рассказывание по картине | |
9. | Творческое рассказывание | |
10. | Сочинение детективного рассказа | |
11. | Сочинение многосерийной истории | |
12. | Сочинение основы сценария | |
13. | Сочинение сказки | |
14. | Сочинение юмористического рассказа | |
15. | Рассказывание историй об игрушках | |
16. | Сочинение сатирического рассказа | |
17. | Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы» | |
18. | Сочинение стихов | |
19. | Рассказывание по картине | |
20. | Сочинение сказки по картам Я.Проппа | |
21. | ИТОГО |
Содержание учебных тем
Сочинение загадок.
1) словесные игры: шарады;
2) чтение русских народных загадок;
3) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению загадок;
4) сочинение загадок;
5) обсуждение полученных произведений.
Сочинение рассказа.
1) словесные игры: литературные перевёртыши;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей к рассказыванию по картине;
3) чтение рассказов Е.Кузнецовой «Доброе слово лечит, а худое калечит», «Поссорились»;
4) сочинение рассказов;
5) задание на дом: сочинить рассказ.
Сочинение скороговорок.
1) разминка – сценические этюды: «мы – лесные звери»;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению скороговорок;
3) чтение русских народных скороговорок;
4) сочинение скороговорок;
5) обсуждение полученных произведений.
Сочинение двустиший.
1) словесные игры: «угадай букву»;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей к сочинению двустиший;
3) чтение двустиший Б.Заходера;
4) сочинение двустиший в парах;
5) обсуждение полученных произведений.
Рассказывание по картине.
1) словесные игры: стихи-шутки;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей;
3) Составление описательного рассказа по репродукции И.Грабаря «Март»
4) сочинение коллективного рассказа по картине;
5) обсуждение полученных произведений.
Творческое рассказывание.
1) словесные игры: ребусы;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей;
3) чтение рассказа Н.Носова «Почемучки»;
4) сочинение индивидуальных историй;
5) обсуждение полученных произведений.
Сочинение рассказа.
1) разминка – сценические этюды;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей;
3) сочинение рассказов в парах;
4) чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»;
5) обсуждение полученных произведений, сопоставление с произведением мастера.
Сочинение основы сценария.
1) разминка – сценические этюды: «мы – кошки»;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей;
3) сочинение сценариев в парах;
4) разыгрывание детских сценариев;
5) обсуждение полученных произведений.
Сочинение сказок.
6) словесные игры: сканворды;
7) эмоциональная и практическая подготовка детей;
8) чтение сказки Н. Калинина «Про снежный колобок».
9) сочинение коллективных сказкок;
10) обсуждение полученных произведений.
Сочинение стихов.
1) разминка – сценические этюды: «мы – птички»;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей;
3) чтение стихов А.Барто;
4) сочинение стихов в парах;
5) обсуждение полученных произведений.
Рассказывание по картине.
1) словесные игры: «буквы спрятались»;
2) эмоциональная и практическая подготовка детей;
3) показ картины и составление описательного рассказа по репродукции А. Саврасова «Грачи прилетели»;
4) обсуждение полученных произведений.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
Развитие детского словесного творчества
Для детей 7-10 лет
Программу составил: канд. пед. наук И.А.Киршин
Калининград 2014
Пояснительная записка
Основой для программы послужили идеи Школы Жизни Ш.А.Амонашвили[1], а также следующие положения[2]:
- Детское словесное творчество - это письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и лиризма, актуальность для автора.
- Для развития детского словесного творчества прежде всего необходимо выявить потребности ребёнка, мотивы его деятельности.
- Необходимо организовать педагогическую среду, в которой эти потребности ребёнка будут удовлетворены. Педагогическая среда представляет собой коллектив единомышленников, состоящий из педагогов, родителей и детей, находящихся в творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность, которая должна вызывать у ребёнка сильные положительные эмоции, так как только такие эмоции порождают в воображении яркий образ. В результате такой деятельности ребёнку предлагается реализовать возникший образ (напиши, нарисуй, сыграй, изобрази).
- Педагогическая среда должна охватывать все стороны жизни ребёнка, удовлетворять его физиологические, моральные, эстетические и иные потребности. Только создав ребёнку полноценную детскую жизнь, мы вправе ждать от него творческих проявлений.
- Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребёнком, а не как отдельный приём на уроке - только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.
- Педагогическая среда, с одной стороны, создаёт условия для проявления стихийного творчества детей (горизонтальный уровень), с другой стороны, насыщает детей прекрасными образами, побуждая творческую стихию подниматься вверх - к вершинам Добра, Любви и Красоты (вертикальный уровень). Объединение этих уровней педагогической средой должно дать полноту и равновесие развитию словесного творчества детей.
Основные цели:
- воспитание Благородного Человека
- развитие творческих способностей;
- развитие словесно-творческих способностей;
- развитие коммуникативных способностей.
Основные задачи:
- увлечь детей радостью творчества;
- раскрыть их словесно-творческий потенциал;
- создать творческий детский коллектив;
- привить детям общечеловеческие ценности.
Основные принципы педагогической деятельности:
- тесное сотрудничество педагогов в единой деятельности;
- постоянное самосовершенствование каждого педагога (творческий рост в избранной области искусства, личностное развитие, совершенствование педагогических качеств);
- неформальные отношения с детьми;
- творческий диалог педагогов с детьми.
Первыйконцептуальный компонентмодели составляет гуманно-личностный подход, разработанный Ш.А.Амонашвили.
На указанном концептуальном фундаменте выстраивается второй, словесно-творческий компонент, представляющий собой методическое обеспечение модели. При создании программы по словесному творчеству детей мы опирались на разработки В.А.Левина, Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской и А.А.Мелик-Пашаева, Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко, Дж. Родари.
Цель - преобразовать игру искусством в общение искусством. Для этого решаются два ряда педагогических задач. Первый ряд направлен на сохранение у детей свойств, присущих дошкольнику: непосредственность, эмоциональную целостность и индивидуальное своеобразие восприятия; желание играть художественными формами; стремление свободно действовать в воображаемой ситуации; радость от занятий искусством и потребность в таких занятиях.
Второй ряд задач направлен на то, чтобы обеспечить художественное развитие ребёнка. Эти задачи решаются объединением двух направлений деятельности: первое - знакомство с детской классикой, второе - собственное творчество. Этим сочетанием детерминируется успешное развитие детского словесного творчества.
Особенности выполнения творческих заданий:
- выполняются только добровольно;
- выполняются на занятии или дома (по желанию ребёнка);
- произведения ребёнка читаются только с его согласия;
- педагог выполняет задания вместе с детьми;
- творческие работы педагога обсуждаются наравне с работами детей.
Третий базовый компонент - педагогические условияразвития детского словесного творчества:
- педагогическая среда -коллектив, состоящий из учителей, родителей и детей, находящихся в постоянном творческом контакте. Этот коллектив осуществляет единую деятельность на основе гуманно-личностного подхода (Ш.А.Амонашвили);
- творческий диалог -специфический вид общения, который является открытием, выражением и передачей другим личностного смысла явлений в эстетической форме. Цель словесного творческого диалога - выявление и развитие собственного речевого стиля ребёнка;
- клубные формы деятельности - живые, гибкие, беспрограммные, соответствующие детской природе виды деятельности (игра, музыка, театр, изобразительное искусство, лепка и др.).
Все компоненты составляют единый целостный педагогический процесс, в котором можно выделить следующие характеристики:
Роль учителя - учитель в позиции помощника-воодушевителя.
Роль ребёнка - ребёнок в позиции свободно творящего субъекта.
Характер мотивации ребёнка - преимущественно внутренняя, индивидуальная мотивация.
Предмет организующих усилий педагога - вдохновение ребёнка (состояние положительно окрашенного эмоционального и интеллектуального напряжения), наполнение его образами добра, любви и красоты.
Характер взаимодействий учителя и ребёнка - эмпатия, личностная включённость учителя и ребёнка.
Специфика педагогического воздействия – только сердцем педагог может прикасаться и направлять развитие творческих способностей ребёнка. Грубое давление на ребёнка или педагога искажает педагогический процесс, поэтому для успешной реализации целей необходима как основное условие бережная и чуткая атмосфера.
Диагностика результата - результаты в виде продуктов детского словесного творчества диагностируются.
Методы диагностики: самооценка, взаимное оценивание, метод экспертных оценок (осуществляется квалифицированными специалистами в области литературного творчества или преподавания литературы как искусства), беседа с родителями и учителями. Следует учитывать, что нельзя ожидать значительных успехов от каждого ребёнка сразу – необходим длительный процесс созревания творческих способностей.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Часы |
1. | Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону». | |
2. | Рассказывание по картине | |
3. | Сочинение загадок | |
4. | Сочинение рассказа | |
5. | Творческое рассказывание. | |
6. | Сочинение скороговорок | |
7. | Сочинение двустиший | |
8. | Рассказывание по картине | |
9. | Творческое рассказывание | |
10. | Сочинение детективного рассказа | |
11. | Сочинение многосерийной истории | |
12. | Сочинение основы сценария | |
13. | Сочинение сказки | |
14. | Сочинение юмористического рассказа | |
15. | Рассказывание историй об игрушках | |
16. | Сочинение сатирического рассказа | |
17. | Конкурс Мюнхаузенов: «Придумывание небылицы» | |
18. | Сочинение стихов | |
19. | Рассказывание по картине | |
20. | Сочинение сказки по картам Я.Проппа | |
21. | ИТОГО |
Содержание учебных тем