Метаморфозы звука и метаморфозы слова

В третьей лекции цикла "Духовнонаучные рассмотрения речи", прочитанной 29 декабря 1919 года, Рудольф Штейнер говорит о метаморфозах звуков и слов. На различных примерах он показывает, что "при распространении на более далекие территории Земли происходит некое праобразное изменение речи". Предыстория (Ursache) речеобразования во всех этих областях Земли была одинакова, различаться они стали позже. Из единой примитивной словообразующей силы древних времен возникли разные языки.

"... В дальнейшем образовании языка проявилась некая своеобразная особенность, которую мы здесь рассмотрим на примере индогерманских языков". Дальше Рудольф Штейнер показывает соответствующую метаморфозу слова на следующем примере.

Древнейшая стадия слова "zwei" есть латинское слово "duo", которое и сейчас присутствует в латинском языке. На более поздней стадии это слово появляется в Средней Европе как "two", а новейшая стадия - слово "zwei". "По тому пути изменения, который прошло это слово, мы видим, что D(Д) становится T(Т), а Т переходит в Z(Ц), причем именно в этом порядке: D-T-Z(Д-Т-Ц). То есть мы видим, что в своем странствии слово претерпевает определенную перемену звука. Немецкому Z(Ц) соответствует в других языках стадия th.

Метаморфозы звука и метаморфозы слова - student2.ru Рисунок 10

Греческое слово thyra, которое осталось на этой более ранней ступени, на следующей ступени получает D(Д). Эту стадию еще можно видеть в английском слове door. Последнее преобразование дает Т(Т) на место D(Д). Мы получаем немецкое (hochdeutsch) слово Tur. Эту метаморфозу можно проследить во многих словах.

"Если на той ступени, которая проявляется в греческом, стоит Т, то в английском, который остался позади, стоит TH, а в немецком, который ушел вперед по сравнению с английским, будет стоять D(Д).

Там, где в немецком языке стоит Z(Ц), соответствующее английскому TH, на более ранней ступени должно стоять Т, а на еще более ранней, греко-латинской ступени - D(Д). Это некая реально существующая картина.

Если сравнить слова, в которых есть В(Б), то на следующей ступени будет появляться Р(П), а это в свою очередь будет переходить в PF, PH, F, а это обратно в В(Б)...

Точно так же существует еще последовательность G-K-CH(H) (Г-К-Х) и затем обратно в G(Г)".

Первая стадия этого видоизменения образовалась постепенно начиная с 1500 г. до нашей эры Второе видоизменение, немецкая ступень, кристаллизовалась с VI века нашей эры. Английский и голландский на этой стадии отстают, а немецкий продолжает кристаллизоваться.

Рождение звука в древности совершалось так, что человек чувствовал себя при этом созвучным Вселенной. Из своего отношения ко Вселенной он вырабатывал согласное начало звуков слова - фактически, отображение внешних предметов и внешних процессов. Тогда это рождение слова становилось в полной мере приноравливанием речеобразующего элемента ко внешним проявлениям.

"На следующей ступени, которая образовывалась в готском, древнегерманском и т.п. языках, на которой уже происходил дальнейший переход от этой стадии непосредственного приноравливания, совершалась душевная переработка. Язык обретал уже гораздо более душевные нюансы". Прохождение второй ступени придает нашему языку качество внутренней жизни.

"Когда достигается третья ступень - что как раз можно видеть в немецком, - то происходит уже большее дистанцирование от жизни, с тем чтобы в словах языка могли постигаться такие высоты абстракции, как, например, у Гегеля или в некоторых случаях у Гёте или Шиллера". То, что заложено в словах этих мыслителей, не просто пронизано душой, но "в высочайшем смысле принадлежит самому организму немецкого языка" в его "сильной одухотворенности". Здесь происходит "сильный внутренний процесс, в котором немецкий вырабатывается из более ранней ступени".

Процесс развития языка отрывается из прилаженности к внешнему миру и становится внутренне самостоятельным процессом. Присущее человеку индивидуально-душевное выступает вперед, развиваясь при этом вне зависимости от природы. "Таким образом среднеевропейский элемент речи прошел те ступени, на которых он становился сперва душевным, а затем духовным".

Преобразования звука и их центры тяжести в сущностных членах (оболочках)

В лекции "Царство языка; язык как отображение жизни" (17 июля 1915) Р.Штейнер показал, как действуют в человеке следующие звуковые переходы (преобразования):

B-P-F(Б-П-Ф)

D-T-S(Д-Т-С)

G-K-CH(Г-К-Х)

Трансформация этих звуков происходит по совершенно определенному закону. Звук постепенно выступает таким образом, что вначале он преимущественно вырабатывает свою силу из астрального начала. "Когда он таким образом некоторое время проживет в слове, развиваясь преимущественно из астрального - что означает, что человек для произнесения этого звука напрягает или напрягал в основном астральное тело, - то в более поздние времена появляются люди, которые напрягают уже не астральное, но преимущественно эфирное тело в том же самом месте, и звук начинает как бы располагаться в эфирном теле. И когда проходит еще какое-то время и человек уже прожил в этом состоянии, то он приходит к следующему, когда все это уже больше проходит в физическое и проживается в физическом.

Это происходит настолько регулярно, что... если мы посмотрим, например, на какое-то слово, которое некогда выговаривалось так, что звук его, главный звук слова, располагался в эфирном, то в более позднем времени обнаружится - совершенно независимо от значения слова, потому что значение слова само по себе может измениться, - что звук стал располагаться в физическом, а еще позднее снова в астральном,... а еще позднее он опять будет располагаться в эфирном.

У звуков есть тенденция прогрессировать в течение времени. И подобно тому, как мы наблюдаем постепенное, шаг за шагом развитие растения от распускания листьев ранней весной до раскрывания цветка и вызревания плода, а затем обратно к разрушению, также наблюдает существо из иерархии ангелов постепенное развитие звуков в том царстве, которое я описал вам как царство языка. Эти звуки, если можно так сказать, расставлены на разные позиции в царстве языка. И существо иерархии ангелов через некоторое время обнаруживает, что какой-то звук, который был некогда проставлен в астральном [теле], начинает проявляться в эфирном, а еще через некоторое время - в физическом. А если некий звук можно наблюдать в физическом, то через какое-то время он окажется опять в астральном.

Итак в действительности в развитии звука в царстве языка видится некое ритмическое движение. Это и есть глубинная основа закона смещения звуков.

Метаморфозы звука и метаморфозы слова - student2.ru Рисунок 11

Если взять именно этот пример - переход D(Д) в Т(Т) и затем в S(С) (или Th, что то же самое)..., то можно увидеть, что D(Д) возникает потому, что человек, весь человек целиком, со всем своим четырехчленным строением, в определенной степени строит свой центр тяжести в астральном теле: отсюда возникает D(Д). Т мы образуем, создавая свой центр тяжести в эфирном. S(С) или Th образуется, когда человек создает центр тяжести в своем физическом теле.

Метаморфозы звука и метаморфозы слова - student2.ru Рисунок 12

Вы видите: если отвлечься от всего прочего, что живет в языке, от всех значений, которые живут в речи, то понимаешь, что в языке есть еще нечто особенное, некое трезвучие, которое, однако, проявляется совершенно как протяженная во времени мелодия - некое трезвучие... Если где-то есть исходная точка, то одновременно с ней звучат и другие звуки, те, которые стояли на том же месте слова в какое-то другое время". Память некоего существа из иерархии ангелов всегда длится, чтобы слышать отзвук тех звуков ступени, которая была перед этим.

"Когда организм проделал в языке всю триаду и вернулся обратно, то движение не повторяет предыдущее, но все целое одухотворяется. Заметьте, когда D переходит в Т, а Т в ТН (или S, SS), то дальше оно не приходит обратно на свою первоначальную ступень, но совершает некий поворот вбок. То есть треугольник вы должны представлять не на плоскости.

В то время, как звук D(Д), T(Т), Th так движется дальше и идет вперед по спирали, он все время приходит в некое иное состояние. Пожалуйста, не думайте, что слово, дошедшее в своем развитии до th, снова возвратится к D - слово не возвращается, - но поймите, что слово умирает тогда и отдает свои строящие силы в некое иное царство. Слово, рождающееся в физическом, в эфирном или в астральном, создает свое окружение, умирает и затем вновь выступает на некоей высшей ступени как иная сила, предтворенным. Так что слово, которое мы можем проследить со времен Греции, от thanatos до death, и дальше вплоть до немецкого Tod, сейчас имеет предпосылку отмереть. Слово Tod умрет. Это будет в конце временного отрезка, который мы обозначаем как наша пятая послеатлантическая культурная эпоха. Этого слова больше не будет - оно умрет. Но сила, которая его создала, перейдет на некой более высокой ступени в силу человеческой души и будет содействовать тому, что людям станет легче понять сущность смерти в смысле нашей Духовной науки".

С возникновением каждого слова, жизнью и смертью слова развивается и умирает элементарное существо, которое проявляется в нашем мире в облике нашего слова. В каждом произносимом нами слове мы вступаем (eingreifen) в тело некого духовного существа (93а/128). "Ангел направляет свои духовные очи на Древнюю Грецию, видит как там рождается из физического некое элементарное существо, видит, как оно эфиризируется, астрализуется и увидит, как оно умрет, когда пройдет наша пятая послеатлантическая эпоха развития" (17.7.1915).

Остается следующая загадка: в первой названной лекции утверждается, что звук, когда он проделал ступени превращений, возвращается к своему первоначальному звучанию, в то время как во второй упомянутой лекции значится, что превращение звука, если оно, например, началось в астральном и проходит развитие к эфирному и физическому, определенно снова возвращается к астральному, но не к тому же самому звуку; что преобразование звуков идет вперед по спирали.

Как понять это противоречие? Скрывается ли в нем какая-то тайна? Очевидно, что развитие идет вперед по спирали; в природе, в царстве растений мы тоже находим этот принцип cпирального построения. Развитие человека в речи и языке когда-нибудь само разрешит эту загадку.

Наши рекомендации