Родственное соответствие звукосочетаний (звуковых констелляций) этого упражнения со звездными констелляциями.
В словах
richtig recht rechnen richtet
I перед CH однородно по смыслу с Меркурием в Весах;
E перед CH - с Марсом в Весах;
E перед N - с Марсом в Рыбах;
E перед T - с Марсом во Льве.
В словах
ruhige Rippen rastlos zurecht
U перед H - Сатурн в Близнецах;
I перед G - Меркурий в Стрельце;
I перед P - Меркурий в Деве;
A перед S - Венера в Скорпионе;
O перед S - Юпитер в Скорпионе.
При словах "richtig recht rechnen richtet" эти пути будут выглядеть так:
Рисунок 5 |
На протяжении всего упражнения "мировой крест" проходится только один раз. В словах "ruhige Rippen" мы идем от "полуденных сил" (Близнецов) к "полуночным силам" (Стрельца), затем через "R" от "вечерних" сил (Девы) к силам "утра" (Рыб) или от "лета" к "зиме" и от "осени" к "весне".
Рисунок 6 |
В словах "ruhige Rippen rastlos zurecht" мы проходим по следующим путям:
Как воздействуют различные звукосочетания (констелляции звуков) на человека?
Что испытывают гласные от воздействия согласных? На каком языке разговаривают они друг с другом? Как они действуют на человека?
Посмотрим на первое слово: "richtig". I стоит перед СН и тем самым выведение наружу нервного потока поддерживается благодаря СН. Пронизывающее действие, исходящее от СН, переходит на I и становится сознательным - даже самоосознающим - пронизыванием. Благодаря поддержке СН человек достигает личностного начала (Pеrsonlichkeit) и обретает силу убедительности. С помощью этой силы человек может как личность действовать наружу, вовне. Так ведь и происходит в том слове, которым человек обозначает самого себя - Ich. Звук СН способен освобождать человека от эгоизма, который может появиться, если человек высказывает свою сущность только в I. К силе убеждения добавляется уверенность, завершенность, утвержденность благодаря присоединению сюда звука Т, который возникает из сил воодушевления, ибо ему предшествует "пылающее воодушевление" (из изречений, данных Р.Штейнером для всех знаков Зодиака; изречение, соответствующее знаку Льва. - Прим. перев.), и который, как все выталкиваемые звуки, работает в стихийно-земном элементе (232/344). Благодаря этому личностное начало приобретает опору, твердость. Так человек в слове richtig сразу же воспламеняется ко внутренней активности и одновременно в нем утверждается сердцевина, центр.
R стоит между внутренним и наружным, "между отдачей себя и самоутверждением".
"I", возникающее в центре, середине речевого инструмента, обладает "лабильнейшим равновесием", что правит в пульсе и дыхании.
"CH" является положением равновесия между верхним и нижним человекам.
"Т" связует точку центра с периферией.
Это переживание середины (центра) совершенно соответствует смыслу слова.
Во втором слове RECHT нервная сила благодаря Е устремляется внутрь. Человек [тем самым] твердеет, закрепляется в себе. Е дает на себя действовать "тепловому " звуку СН, который входит внутрь вещей. Это тепло прогревает человека: все то, что в Е могло бы вести к отвердеванию хода мысли , к депрессии, к эгоизму (т.е. ко всему, что появляется, когда Я слишком связано с физическим телом), - все это смягчается, обращается в правильные соотношения.
В третьем слове RECHNEN на месте "Т" появляется "N". Второе Е, которое можно было бы ощутить как "глухое удивление" /по-видимому, "глухой, приглушенный возглас удивления" - прим. перев./, стоит под влиянием N. Это "N", однако ведь может переживаться как "втягивание обратно внутрь самого себя" (sich-in-Sich-Zurueckziehen), оно выражает всегда нечто от легкого "стерпливания", чего-то, что всегда "течет" (282/147), и как зубно-языковой звук оно выражает некое осознавание душевного. Е дает воздействовать а себя, войти в себя звуку N, творящему осознавание.
Хотя Е может вести к определенному "затворничеству в себе (In sich Hineinbrueten)" к "затверженному ходу мышления", а N переживается как некое "втягивание само в себя" но все-таки N можно почувствовать как своего рода лекарство от Е. Опасность, что от воздействия часто повторяющихся звуков Е видение внешнего мира будет замутнено и могут возникнуть депрессии, растворяется благодаря N. В "ЕN" человек осознает свою собственную внутреннюю сущность и переживает самого себя как мыслящее, как духовное существо. Подавленность, которая может появиться от Е, убирается благодаря N. Человек не замыкается в себе. Нервные силы внутри укрепляются, но при этом они "текут легко". Тем самым деятельность Е и обретение осознанности нервных сил, ведущих во внутреннее, гармонизируется.
В четвертом слове RICHTET происходит то же самое, что и в предшествующих словах, только I и E быстрее следуют одна за другой. Если в начале, в словах "richtig recht rechnen" благодаря появлению I и Е получается усиление один раз идущих наружу и один раз идущих вовнутрь нервных сил, - то здесь, в слове richtet, из-за ускоренного следования I и Е эти силы становятся подвижными, возвращаются в норму. "Вы добьетесь большого воздействия, если вы после I говорите Е: в живом, земном существе действительно можно будет найти Я. Тогда от возбуждения человек переходит к спокойствию. Вы просто-таки можете почувствовать, как некий восходящий нервный поток струится в речевые органы" (280/41).
Итак, это предложение начинается с сильной активации, несколько успокаивается посредством трехкратного Е и вновь проходит через сильную активность; и мы можем тотчас же в первых четырех словах увидеть некое усиление и возврат на место, "вправление" астрального тела, а также благодаря прибыванию и убыванию - возникновение подвижности внутри, дыхание.
Во второй части предложения "ruhige Rippen rastlos zurecht", где благодаря особой расстановке гласных пробуждается внутренняя сподвигаемость (Bewegheit) души, прежде всего стоит звук иной по своей натуре, чем другие согласные, - стоит звук "h", который некоторым внутренним способом - по своему небесному праобразу - соединен с любой гласной, обращаясь вокруг нее, окружая ее, сдвигая ее с места, продлевая ее звучание. Перед h стоит спокойное U. U - дионисийский звук, который возникает в человеческой крови (280/40). Он приносит возбуждающие огненные силы в кровь. Успокоенность и оформленность вносит в кровь Аполлон посредством своих звуков А и О (rastlos), которые также возникают в крови человека (280/40). Дионис присутствует как в крови, так и в нервах человека. Огненные дионисийские звуки - это уже упомянутые нами звуки I и Е. Теперь Дионис посредством U в слове ruhige в первый раз в этом предложении вступает в кровь. Возбуждение, которое до сих пор было только в нервах, благодаря звукам I и Е (richtig recht rechnen richtet) переводится в кровь. Дионис, который обитает в обоих мирах, является посредником между "человеком нервов" и "человеком крови". За этим следуют первые "подключения" к крови, при которых подобное сочетается с подобным посредством одной и той же силы, которая дeйствует как в нервах, так и в крови. От этого соединения с кровью мы, еще в том же самом слове (ruhige), идем назад, к пределам I и Е. Нервная сила еще раз - в I - выводится наружу. Это I подвергается воздействию G - ruhigen - причем начинается победа, перевес верхнего над нижним, и благодаря этому астральное вновь переживает некое усиление, обновленность. Через стабилизацию нервных сил в направлении внутрь посредством Е в слове ruhige мы тотчас же снова переходим к I в слове Rippen, несущему в себе воздействие "Р", которое вносит силы облекающего космического окружения.
Затем чрезвычайно значительно следует слово rastlos. Звук R, который в начале слов придает своим импульсом каждому слову движение, возбуждение, динамику, - сопровождается звуком А.
Звук А, -
- это "праизначальный звук". Ребенок, когда он учится говорить, учится произносит звук А. А - это весь человек в целом; в организме человека нет ничего, что не вибрировало бы при А; это можно почувствовать вплоть до кончиков пальцев ног - это изначальное, всеобщее совокупное чувство, которым обладает ребенок. Оттого А было звуком тех, кто понимал из целостности человека" (280/51).Имя первого человека - Адам. Если стараться почувствовать звук "А", как он раздается в воздухе, как он образуется (не просто как тон), как он стремительно входит в человека, - то можно внутренне тотчас же почувствовать форму макрокосмического человека (122/60). Человек вызывает в себе на душевно-духовном уровне жар, лихорадку (278/20). Благодаря этой преисполненной любви самоотдаче в "А", способности перехода в тот или иной предмет (282/69), человек будет воспринимать, вбирать в себя нечто и тем самым облекаться в форму и облик, обновляться и укрепляться, "как если бы сквозь ваше физическое тело пролилась жемчугами влага" (278/18). "А" это доброе настроение (Wohlbehagen), это здоровое самочувствие (Wohlbefinden), которое встречаем мы в повседневном" (278/18).
Эфирное и физическое тела оживляются, укрепляются за счет воздействия в них космических сил. Человек в "А" открывается, обнаруживая себя как человек эфирный. “Я-сущность", спускающаяся при новой инкарнации из высот Духа к земле, "облекается при этом некоей аурической оболочкой и это приводит в волнение эфир в окружении. Эти три деятельности могут быть восприняты как некий трехсоставный звук: как звучащее I, как звучащее О, как звучащее А. То, что раздается в звуке I, отвечает человеческому Я; что звучало в звуке О, было душевной аурой человека, человеческим астральным телом: то, что возбуждало и волновало эфир и формировалось в эфирное тело человека, звучало, раздаваясь в звуке А. (*5).
Благодаря связи А с S в слове rastlos А получает определенную уверенность. То, что в А еще душевно-духовно "воспалено", лихорадочно, успокаивается благодаря S.
Звук S
действует как некое "всепокрывающее успокоение" ("gewaltige Beruhigung"), успокоение всего, что находится в беспокойстве (279/74). Это еще неосознанное интуитивное вчувствование духа в переживании А - становится в S познанием сверхчувственного. Оно узнает мир и располагает в нем свое собственное существо. Оно пронизывает своим господством все, ничто не остается скрытым. Это звук интеллекта, звук понимания (279/177). В этом звуке преобладает человек нервно-чувственный, в то время как А является "звуком крови", возникающим в "человеке крови". Здесь перед нами предстает некое невероятное по воздействию движение от А к S. Это неожиданное пробуждение из отдачи в А к появлению осознавания можно благодаря S пережить почти как удар тока.
В звуке Т,
который, как все "выталкиваемые" звуки, направлен в своем стремлении к элементу земли и в котором мы врабатываемся в элемент земного [das Elementar-Erdige] (282/344), - в нем это предшествующее воздействие подтверждаясь, делается окончательным, неизменным. Т является звуком "дефинитивного мыслительного" (307/69). Здесь познание, которое завоевано благодаря S, целиком и полностью привносится в земное. Т - это звук сильного отвердевания; он начинает с новой строки: с чего-то начинает и на чем-то останавливается (231/120); обо что-то ударяется (279/66).
Это переживание звуков в "rast-" вполне отвечает смыслу слова: то, что находится в сильном движении - R, - проходит через освобождающе-растворяющее, расслабляющее, удивительное А во "всепокрывающем успокоении"; дальше через S; затем движение прекращается - Т. Теперь только следующий водный
Звук L
явится в "rastlos" элементом растворения. Он движется, многое создавая вокруг, оформляя окружение. Благодаря L здесь возникает некое благостное выдыхание. Этот оживляющий, благой, текучий элемент приносит импульс для О.
Звук О
означает, что мы пробудились больше, чем были пробуждены до этого. "В формировании речи О включает, собственно, процессы А, процессы U, процессы открывания себя, процессы замыкания себя в гармонической взаимосвязи" (282/69). В нем "живет ощущение душевного охвата, объятия чего-то" (280/214).В то время как человек творится из мирового целого в А, в О он вам становится чем-то творящим. Мир испытывает нечто благодаря человеку. Человек возвращает миру то новое, что возникло благодаря его собственной творческой мыслительной деятельности, и благодаря этому он строит вместе с будущим. Теперь же О входит в определенную констелляцию с S: "-los". О не так далеко отстоит от S как А в "Rast-". Оно может воспламениться от него и проникнуться ясностью в его исполненном мудрости творческом деянии. В свою очередь S, благодаря влиянию О, ослабит свою остроту.
Итак, мы имеем в этом слове некую кульминационную точку большого масштаба: благодаря четырем последовательным различным согласным R, S, T, L, которые принадлежат четырем элементам - воздуху, теплу (огню), земле, воде, - осуществляется воздействие в человеке на воздушное, тепловое, твердое и текучее, и соответственно, на астральное тело, на Я, на физическое и на эфирное тело.
Все эти четыре различных согласных элемента образуются в середине нашего речевого аппарата, т.е. с помощью языка и обоих рядов зубов. Это область, где наше астральное тело - носитель ощущений и эмоций - вступает в разворачивающуюся драму действия. Это, однако, еще и та область, где во все мышление человека включаются зубные звуки, где требуется помощь зубов как раз там, где человек посредством D, T привносит в свою речь определенное мыслительное начало (307/77). Во всех языково-зубных звуках присутствует некое становление сознания. Также и звуки S, Z, C, чисто зубные звуки, обнаруживают собой мыслительное существо человека.
Итак, здесь человек пробуждается посредством звуков R, S, T, L, S - в слове rastlos - в их соответствии четырем сущностным членам; возбуждается мыслительное начало, которое является одной из душевных сил. Посредством этих звуков оживляется внутренняя душевная жизнь человека.
Звук R можно ощущать в руках, звук L - в ногах (282/89). В конечностях происходит тогда некое оживление. В речи же оба этих звука выражают собой чувство.
Посредством теплового звука S устанавливается равновесие в верхней и нижней части организма человека, головной организации и организации конечностей (282/357).
R, как воздушный звук, - как это упоминалось в начале - имеет отношение к астральному телу, а L как "водный звук" имеет отношение к телу эфирному. Здесь тогда мы имеем оба члена, посредством которых в человеке происходит вдох и выдох. Также и от обеих гласных - А и О - исходит некое воздействие на эфирное и на астральное. Кроме того, А указывает на прошедшее, на некий покой в лоне Божественного, в то время как переживание О является неким формированием, которое действует в направлении будущего. R и А собраны теперь в "rast-", а L и О также собраны в "los", и таким образом в "ra" следует определенное воздействие и одновременно укрепление со стороны астрального на эфирное, в "lo" - со стороны эфирного на астральное. Итак внутри расположения этой последовательности тоже заложено нечто сильное и выправляющее.
Хотя звук R и обладает астральным, а А - эфирным, но в них есть нечто родственное. Динамика и взволнованность, возбужденность в астральном теле, вызываемая посредством "воздушного звука" R, распространяется, разрастаясь, по эфирному телу и телу физическому, приводя их также в движение. Это вызывает потрясение и удивление, и отсюда во внутренней взволнованности, внутреннем жаре лихорадки раздается звук А. На динамику, взволнованность, возбужденность, вспененность светоносного R отвечает эфирное, излучаясь светом в А. Облик макрокосмического человека "стремительно влетает на крыльях R вовнутрь земного человека".
Звуки L и О также имеют между собой много общего, несмотря на то, что они воздействуют на совершенно различные сущностные члены человека. Оба могут быть пережиты как нечто созидающее, творческое, преобразующее. Наилучшим примером для "волшебного звука" L служит нам сама вода. Камень в своих земных, угловатых формах, благодаря течению воды со временем преображается, меняет форму, приобретает сферическую округлость, подобие капли - формы, стремящиеся к жизни. Это - сила L, что действует во всем текучем. Здесь приоткрывается тайна L.
Так через силу L преобразуется материя, а в О преобразует свое собственное существо сам человек. Он начинает сознательно придавать форму своему духовно-душевному началу и при этом соответственно действует на мир - или во благо ему, или во зло.
В "ra" мы переживаем излучающее сияние, в "lo" - округление, творящуюся форму.
В последних словах - "rastlos zurecht" - еще раз охватывается "U", которое получает импульс от "веселого по настроению" Z(Ц). Здесь все три звука, имеющие отношение к крови - А, O, U - следуют друг за другом в их естественной последовательности. Это сильно воздействует на вдох и выдох, а также на засыпание и бодрственность по отношению к внешнему миру. Однако в дыхании душа также погружается благодаря силе А внутрь, в тело, спускаясь вниз, в эфирно-телесные процессы. В течениях эфирного тела в органических процессах переживает себя человек в А (*7). В солнечном О, духовной сущностью которого является пронизанная светом любви мудрость, человек может силами собственного Я освободить свою душу из привязанность к телесному и со своей стороны, исполнившись любовью, обратиться к миру.(*7) В звуке U, действующем на его физическую телесность, стягивающем воедино, "застужающем", "ожесточающем", "рождающем страх", - человек может духовно-душевно восстать, подобно фениксу из пепла, как кровь - из костей, и посредством внутренней активности оживить силу огня своего духа. Также и дорога через эту троичность может быть пережита как некое внутреннее укрепление.
Следом за этой гласной и перед ней стоят зубные звуки S и Z. Если при произнесении звуков S, C, Z оба ряда зубов правильно взаимодействуют друг с другом, - мы тем самым достигаем равновесия организации головы и конечностей.
Три звука, образующиеся в "человеке крови" - A, O, U - и тройное произнесение S-S-Z - звуков, при которых акцентируется нервно-чувственный полюс и которые как зубные звуки выражают: "здесь мир заключается внутрь человека, а человек, в свою очередь, стремится свое собственное существо отослать в мир" (282/357), - здесь стоят совокупно. Это тоже становится мощным подкреплением для человека, если только звуки проговариваются правильно.
С любовью откликаются звуки первой половины этого предложения "Richtig Recht Rechnen Richtet" в последнем его слоге - "recht". Благодаря многообразным переживаниям, через которые человек прошел, проговаривая звуки во всем этом упражнении, он может теперь почувствовать себя увереннее и крепче за счет повторения звукового процесса в конце этого предложения. Подхватывание того, что было раньше, в этом последнем слоге можно пережить как внутреннее, душевное согревание.
Величие этого упражнения принадлежит области нравственности. Оно построено из высот человеческой этики. Великие силы любви и сердечная теплота заложены в его основе. Вместе с выправлением и укреплением (Zurechtruecken und Starken) тела душевного к человеку переходят также и нравственные силы этого упражнения.
Центральные точки ("центры тяжести") в сущностных членах человека
Можно ли попробовать проникнуть в первое предложение этого упражнения еще глубже?
В докладе от 17 июля 1915 года "Царство языка (Sprache), язык как отражение жизни высших существ" Р.Штейнер говорит, "что весь человек целиком в своей четырехчленной сущности определенным образом создает некий "центр тяжести" в астральном: тем самым он порождает D(Д)", но также и B(Б) и G(Г) . Человек должен "напрячь" себя в астральном, дабы произнести эти "земные звуки". Для звуков P, T, K(П, Т, К), которые также являются "земными звуками", напряжение лежит в эфирном, а для "огненных" звуков F, S, CH(Ф, С, Х) напряжение перемещается вниз, в физическое. При правильном выговаривании тепловых звуков F, S, CH(Ф, С, Х) напряжение в физическом становится ощутимым, его можно почувствовать. Напряжение в двух других членах существа при правильном проговаривании звуков Р, Т, К(П, Т, К) и B, D, G(Б, Д, Г) не столь явственно. Однако это восприятие можно постепенно вырабатывать. Люди, которые по причине их заболеваний открываются навстречу всем тончайшим восприятиям, замечают подобные вещи, даже не задаваясь такой целью.
Если наше упражнение рассмотреть с этой точки зрения, то окажется примечательным, что в нем напряжение лежит в физическом и в эфирном, так что весь человек в целом, как четырехчленное существо, образует там "центр тяжести", за одним только исключением - в слове "ruhige". Только один раз, посредством G вовлекается астральное и тем самым достигается гармонизация. Можно поистине испытать, что действие упражнения благодаря этому усиливается, становится гармоничные, свободнее, появляется дыхание.
Однако человек, выполняя это упражнение, должен сначала при помощи R освободить в душе необходимые силы, дабы суметь лучше создавать при помощи других звуков свои "центры тяжести" в эфирном и в физическом. Это необычайно важно: ведь если астральное тело чересчур слабое - а упражнение может быть дано как раз по этой причине, - тогда оно не в состоянии удерживать эфирное и физическое тело. Эфирное тело расплывается, теряет форму, а физическое тело следует за эфирным и утрачивает контуры. Благодаря той работе, которую должен проделать весь человек, приводя в напряжение оба эти тела, чтобы в них создались "центры тяжести", вновь завоевывается первоначальная форма; подключаются астральные силы в R(Р) и подключается Я, уже исключительно благодаря активности, заключающейся в правильном произношении. Так создаются предпосылки выправления и укрепления астрального тела.
Участие речевого аппарата
Можно посмотреть на это упражнение еще и с другой точки зрения: с помощью каких инструментов речи образованы согласные - нёбом, языком, или губами. То, что выговаривается нёбом, исходит из глубин нашего организма, а в звуках "губных" мы пребываем на периферии нашего строения. Языковые звуки находятся посредине. "Один раз я ухожу в себя, другой раз - иду из себя наружу" (280/59). В первом предложении "Richtig recht rechnen richtet ruhige Rippen rastlos zurecht" человек остается в своем внутреннем: работа речевого аппарата идет здесь в области нёба и на языке. Зубы, а соответственно и чисто зубные звуки S, C, Z образуют границу между внутренним и внешним. И для того, чтобы не появилось никакой односторонности, никакого отвердения и никакой жесткой твердости, делается одно исключение - в слове Rippen: здесь участвует "губной звук" Р, и это перемещение в другую область звуков действует настолько освобождающе, что тотчас же приносит некий выдох и ведет к гармонизации. Благодаря любовному сопроникновению других воздействий вырабатывается нравственная сила.