Согласные и их связи с элементами и сущностными оболочками человека
Рассмотрим согласные этого первого предложения с разных сторон:
- посредством каких органов речи они возникают;
- какие стихии (элементы) и существа в них действуют;
- какие усилия должны прилагаться отдельными сущностными оболочками человека.
Можем ли мы теперь тем же образом понять "выправление" и укрепление астрального тела?
Все согласные имеют отношение к физическому телу. "Я есть физическое тело - это означает, что я - отзвук мира вселенских согласных. Поскольку я стою здесь на Земле, от моего существа образуется некое эхо всего того, что являют собой созвездия Зодиака. Жизнью этого эха является мое физическое тело" (209/111).
В стихиях согласные различаются на звуки "земные", "водные", "воздушные" и "тепловые". В этом различии они имеют специфическое отношение к различным сущностным оболочкам человеческого существа:
Физическое тело - земная стихия | Эфирное тело - водная стихия | Астральное тело - воздушная стихия | Я [человека] - стихия тепла |
"выталкиваемые", или "закрытые", или "взрывные", или "земные" звуки - B,P,D,T,G,K,M,N | "волнующийся", или "скользящий", или "жизненный", или "водный" звук - L | "трепещущий", или "движущийся", или "воздушный" звук - R | "выдуваемые", или "шипящие", или "тепловые", или "огненные" звуки F,V,W,S,C,Z,SCH,H,J,CH |
Таблица 1
Импульс каждому слову в первых трех строках упражнения придает порождающий в душе силы "воздушный" звук R. За ним везде следуют (за исключением одного слова rippen) звуки, принадлежащие к стихии тепла, сильно связанные с воздухом, т.е. склоняющиеся к воздуху, имеющие к нему симпатию: это "тепловые" звуки CH, H, S. От стихии тепла затем тут же внутри слова происходит переход к полярной противоположности, к звукам земной стихии - T,N,G.
Следом за СН идут T и N в словах "richtig recht rechnen richtet... zurecht",
следом за Н идет G в слове ruhige,
следом за S идет Т в слове rastlos.
Духи движения, действующие в воздушном [элементе] и обнаруживающие себя в речи посредством R, связуются с Духами Формы, которые обитают в тепловом и пронизывают собою земное, в котором живут Духи Воли (122/115). Тепло, которое струится от человека в этом упражнении в "тепловых" звуках CH, H, S, - подхватывается и принимается облекающими, формирующими "земными" звуками T, N, и G. Тепло доходит вплоть до твердого. Это "подхватывание" того, что как тепло выступает, появляясь в "тепловых" звуках, может ощущаться как некое затвердевание (Verfestigung) всего человека (282/348). Само только выделение ("выведение") тепла уже является неким затвердением.
Только один раз включается тот освобождающий, благостный, текучий элемент, в котором "воистину живут Духи Мудрости" (122/115), что выражают себя в звуке L, появляющемся здесь в слове "rastlos". И это и впрямь приносит [ощущение освобождения] освобождение. В усилие внутренней деятельности проникает действенный оживляющий элемент.
Сущностная последовательность звуков H,G,P,S,Z
Какая духовная суть открывается нам через пять согласных H,G,P,S,Z, появляющихся впервые во второй части этого упражнения: "ruhige Rippen rastlos zurecht"?
Звук Н(Х),
"это уже тончайший дух, который действует в дыхании" (353/270). При Н(Х) мы из самих себя вырабатываем наше тепло (282/378). "Н(Х) собственно не является буквой, как другие, но выражает [планетное] обращение - круговращение. А отдельные планеты, в их обращении, всегда являют собой отдельные гласные, которые тем или иным образом предстоят согласным... В каждой гласной у вас есть Н. Попробуйте произнести и вы почувствуете: ah, ih, eh - в каждой гласной есть Н! Что это значит, что в каждой гласной есть Н? Это значит - гласная вибрирует во Вселенной, в Космосе. Гласная не неподвижна (ruhig), она вибрирует во Вселенной. А круги, обороты этого вращения выражаются в Н, которая таится в каждой гласной" (209/110).
Звук G(Г)
"когда она образована в виде звука, показывает некоторое внутреннее само-упрочение (Sich-Befestugung), упрочение не только душевных сил, но и всего того, что в человеке природным образом распростирается. То есть это звук, который человека - но именно того человека, что дает природе определенным образом себя наполнить, - собирает воедино. Вот это - звук G(Г)" (279/240). В эвритмическом жесте G(Г) видно, как все внешнее отставляется, а внутреннее соединяется, связываясь воедино. "G(Г) властвует с силами "верхнего мира, а силы "нижнего" мира ему служат.
Звук Р(П),
как неоднократно указывал Рудольф Штейнер, подобно звуку В(Б), не только в эвритмии, но также и в речи является некоей оболочкой, "укутыванием". Но действует П сильнее, чем Б. Оно подобно приходящему извне, как бы приходящему от небесных сил окутывающему облачению.
Звук S(С)
есть нечто "отмершее" (280/99). S(С) всегда ощущалось - именно так, как для этих вещей еще сохранялось ощущение - как нечто проникающее в язык неимоверно глубоко". Это изгиб S, "если его элементарным образом почувствовать", заключается в "чувстве невероятного успокоения того, что пребывало в беспокойстве; при этом появляется уверенность, внутреннее наше существо окутывается чем-то успокаивающим" (279/47).
Звуки S, C, Z(С, Ц)-
- звуки "зубные", "здесь нижняя и верхняя часть организма, система головы и система конечностей человека находятся в равновесии. Здесь мир ..... через человека и человек со своей стороны хочет послать свою самостную сущность в мир" (282/357).
Z(Ц), однако, отличается от S(С), поскольку его можно ощутить "как нечто радостно настроенное, радостное потому, что его можно воспринимать не тяжело, а легко; но оно именно намеренно стремится быть радостным" (279/76).