Общий взгляд на действие звуков в царстве природы
Стихии (элементы), живущие в звуке, не только являются ключом к познанию взаимоотношений между сущностными оболочками человека. Соединяясь со звуками, можно увидеть также их воздействие и игру их сил в окружающей нас природе, в обликах земного мира. Рудольф Штейнер дал примеры того, как человек может видеть, переживать и познавать звуки в природе. "Выталкиваемые" звуки должны быть извлечены из "земляных" форм - прямо-таки расколдовано должно быть из земли то, что заложено в этих звуках. "Это и есть то самое, что действительно вводит нас в речь" (282/345). R(Р) вполне можно пережить, например, выйдя в поле, засеянное рожью, когда над ним гуляет ветер и поле колышется от ветра то в одну, то в другую сторону. О звуке "Т" Рудольф Штейнер говорит: "Если вы вбиваете в пол молотком гвоздь, это и есть Т, и ничего другого нельзя себе представить, как только Т" (278/66).
В образах звуков некоторых согласных мы всегда переживаем своего рода подражание неким внешним предметам или внешним процессам (280/214; 279/54; 282/147; 315/21). Относительно "М" Р.Штейнер говорит так: жест - на ощупь, сквозь туман, - вот что такое М. Или: если бы слона можно было научить, постепенно разворачивая свернутый хобот, вытягивать его вперед, - вот это было бы идеальное М; или же: "Орлиный клюв является отвердевшим, замороженным жестом М" (279/88).
Очень полезно оказывается, произнося М, представить себе такое растение как ясменник (Asperula L.), а произнося N (Н), - вьюнок, который обвивается вокруг палки (282/344, 282/364, издание 1924), а при Р (П) - подсолнух, этот дерзкий цветок-верзилу с огромными нависающими соцветиями, выставляющими напоказ свои яркие, приметные сердцевинки. Здесь совершенно замечательно присутствует П (282/345).
В лекциях Р.Штейнера мы встречаем также и другие образы того, как действуют и проявляются в природе формирующие силы звуков. Для того, чтобы понимать язык звуков, необходимо медитативно заниматься каждым звуком. Тогда проникаем мы за завесу чувственного и по форме дерева или по форме листа можем по меньшей мере узнать, какие господствуют в нем стихии. Благодаря медитативным упражнениям над звуками мы можем пережить ту созидательность и добро, которые им присущи. И через внутреннее переживание нам постепенно открываются эти звездные письмена, могучие силы духовных сущностей, которые мы здесь на Земле выражаем звуками.
Что испытываем мы в "выталкиваемых" звуках?
При выталкиваемых звуках мы внутреннее подчиняем себе поток воздуха и намного более сознательно выталкиваем его наружу (279/130). Мы овладеваем формой дыхания. "В конце концов, мы в какой-то степени вкладываем в эту форму дыхания наше Я и приказываем звуку, чтобы он не сразу же распылялся, входя во внешний мир, но чтобы наша форма немного продолжала оставаться во внешнем мире. Тем самым человек в выталкиваемых звуках становится господином по отношению к внешнему миру" (279/131). Они являются "звуками душевного настроения нашей самости, изъявления собственной человеческой сущности, которая хочет сохраниться вовне, в мире" (279/132).
Когда мы произносим выталкиваемые звуки, то можно почувствовать, что появляется бодрственность, пробужденность. Что же это значит, что мы при выталкиваемых звуках становимся пробужденными? Когда мы хотим произнести такой звук, мы образуем некую пробку, "плотину". Эту плотину мы должны прорвать своим Я, нашейволей, дабы наш астральный организм мог влиться в соответствующую ему "дыхательную форму". Необходимо двоякое напряжение воли - для поддержания "плотины" и для ее прорыва. Сонный человек или вовсе не произносит выталкиваемые звуки, или произносит какое-то слабое подобие. Также и тяжело больной, который из-за своей болезни как бы постепенно "вытягивается" из своей "телесности согласных", "контурированной" телесности или тела физического, оказывается всегда неспособен выговаривать согласные. Больные, которые получали болеутоляющие, успокаивающие и снотворные средства, как можно было наблюдать, из-за соответствующего помутнения сознания постепенно столь сильно вытягивались из переживания "телесности согласных" (Konsonantleib), что разучивались преобразовывать посредством своего речевого инструмента те силы, которые дают возможность выводить согласные наружу в определенных формах. Можно это явление наблюдать и у наркоманов, которые бегут от своих проблем и от всего земного. Звук, на который обычно требуется больше всего сил, это звук К.
Рудольф Штейнер говорит о выталкиваемых звуках: "Мы здесь очень ясно чувствуем, что нам хочется воздух сделать твердым. Нам больше всего нравилось бы, чтобы он кристаллизовался. Когда мы проговариваем эти звуки, мы, собственно, здесь чувствуем, что в воздух проецируются телесные формы; удивительно, что они еще не летают вокруг нас - ибо мы, когда чувствуем речь, уже так сильно в него включаемся, что вокруг нас, собственно, кружатся эти Б и П, Д и Т, Г и К; кружатся М как спирали, кружатся Н как разные звериные хвосты. И нам просто странно, что этого не случается. Потому что эти выталкиваемые звуки, несмотря на то, что мы формируем их в воздухе, тотчас же устремляются внутрь земного элемента. Мы этими выталкиваемыми звуками врабатываемся в царство земли; эти звуки отвечают стихии земли (282/343).
Этот фрагмент позволяет нам понять, какие силы начинают действовать, когда мы произносим выталкиваемые звуки, да впрочем даже уже тогда, когда мы верно их мысленно произносим. Понятно, что у больного человека не хватает сил, чтобы произносить определенные звуки живо, наполнено и с хорошей артикуляцией. Зачастую больному стоит большого труда строить определенные, конкретно относящиеся к его болезни звуки. Однако благодаря упражнению с этими звуками - что часто является для него тяжелой работой - больной начинает оживать.
У здоровых людей в целом тоже потеряна способность активной артикуляции. Дар "включаться с напряженным усилием, когда мы чувствуем речь" уже, похоже, напрочь отсутствует. Уже не бросается в глаза, если кто-то артикулирует вяло. "Порой приходишь в отчаяние от того, насколько неодушевленны и неоживлены, да и вообще не артикулируются слова!" (231/121). "Речь так неухожена, так груба и прозаична, что ей больно, она страдает" (281/57). Страшно становится, насколько формообразующие силы остаются в человеке неиспользованными и захиревшими. Сам человек при этом тоже находится не в должной форме. То земное, что поддерживает человека в жизни, не проникает в него должным образом. Есть и обратный случай: чрезмерное акцентирование согласных из-за слишком сильного погружения в переживания "тела форм", "контурированного тела". У физиологичных, утилитарно чувствующих людей некоторые выталкиваемые звуки акцентированы чрезмерно. Они резко выделяются на общем фоне, потому что прорываются, не принимая в себя струящегося тепла дыхания.