Терапия с помощью искусства речи

Агата Лоренц-Пошманн

Терапия с помощью искусства речи

Перевод с немецкого А. Цвелика и М. Шаскольской

Под редакцией Т.Федюшиной

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ (ПАУЛЬ ФОН ДЕР ХАЙДЕ).............................................................................. 3

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................ 6

ГРУППЫ СОГЛАСНЫХ И ИХ ОТНОШЕНИЕ К СТИХИЯМ (ЭЛЕМЕНТАМ) И СУЩНОСТНЫМ ОБОЛОЧКАМ ЧЕЛОВЕКА........................................................................................................................... 7

Согласные, как ключ к пониманию взаимоотношений сущностных оболочек человека 7

Общий взгляд на действие звуков в царстве природы............................................ 9

Что испытываем мы в “выталкиваемых” звуках?....................................................... 9

Выдуваемые или тепловые звуки.................................................................................. 10

Водный звук L (Л) и воздушный звук R (Р)................................................................... 11

Как воздействуют на человека последовательности R-L и L-R и как ими пользоваться в терапии............................................................................................................................. 14

Когда мы выговариваем R и L неправильно?............................................................. 15

Образное начало речи....................................................................................................... 16

Действие духовных существ в бытии стихий и в элементах речи........................ 20

Какие воздействия оказывают на человека упражнения над группами согласных, сквозь которые действуют и правят божественные существа........................................ 22

Почему "выдуваемые" или "шипящие" звуки называются также тепловыми или огненными?............................................................................................................................................. 26

ОБРАЩЕНИЕ НА ВЕРНЫЙ ПУТЬ. ИСПРАВЛЕНИЕ АСТРАЛЬНОГО ТЕЛА ПРИ ПОМОЩИ ИСКУССТВА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ..................................................................................................... 31

Описание упражнений...................................................................................................... 31

Звуки R,L,M........................................................................................................................... 32

Последовательности звуков с "воздушным звуком" R в начале и сущность звуков CH, T, N............................................................................................................................................. 33

Согласные и их связи с элементами и сущностными членами человека........... 36

Сущностная последовательность звуков H, G, P, S, Z............................................... 36

Взаимоотношение Согласного и Гласного как мировых начал.............................. 37

Как можно пережить отношения планет к неподвижным звездам?...................... 38

Какие воздействия оказывают те или иные созвездия на человека?.................. 38

Родственное соответствие звукосочетаний (звуковых констелляций) этого упражнения со звездными констелляциями........................................................................................ 39

Как воздействуют различные звукосочетания (констелляции звуков на) человека? 40

Центральные точки ("центры тяжести") в сущностных членах человека............. 44

Участие речевого аппарата.............................................................................................. 44

Душевные способности и органы речи......................................................................... 45

Что означают полярности: “тепловые звуки - земные звуки” и “область воли - область мышления”...................................................................................................... 45

Обзор различных областей воздействия..................................................................... 45

Присоединение астрального тела.................................................................................. 46

Ритмы упражнения............................................................................................................. 49

НАПРЯЖЕНИЯ И ЦЕНТРЫ ТЯЖЕСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ, ЭФИРНОМ ТЕЛЕ И АСТРАЛЬНОМ ТЕЛЕ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ СОГЛАСНЫХ...................................................................... 50

Метаморфозы звука и метаморфозы слова................................................................. 50

Преобразования звука и их центры тяжести в сущностных членах (оболочках) 51

Центр тяжести тепловых звуков в физическом теле................................................. 53

Основополагающий характер тепловых и земных звуков и их связь с тенденциями к воспалению и склерозу................................................................................................. 53

Два различных вида воспаления и их взаимосвязь с сущностными оболочками человека и со звуками.............................................................................................................................. 54

Центры тяжести в сущностных оболочках в различных участках облика человека 55

Звуки, идущие от различных областей речеобразования, и метаморфозы душевного 55

“Центры тяжести” и их сопряжение с душевными качествами.............................. 59

Душа ощущающая, душа рассудка или душевности и душа самосознающая в чувстве, мышлении и воле........................................................................................................... 62

Расщепление личности и распознавание этого в речи............................................ 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................... 65

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................ 66

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга - новая попытка прикоснуться к терапевтическому действию устной речи. В последние годы уже появился ряд интересных публикаций на эту тему, и книга, которую вы держите в руках, вносит некий новый тон в совокупность работ по построению речевой терапии.

Врач, работающий в духе гетеанизма, умеет видеть в анатомии, физиологии и психологии проявление неких полярных сил. Центростремительные по своему направлению формирующие и образующие силы создают, вершат структуру. Им противостоят силы центробежные, от которых исходит импульс движения. Каждому из этих полярных принципов присущи свои характерные качества. Организм человека постоянно пронизан изменчивой игрой изначальных пра-сил, именно благодаря их живому "подвижному равновесию" он может активно существовать - как в формах своих, так и в функциях. Впрочем, не только в теле человека проявляется эта взаимная игра праобразных жестов - она лежит в основе всей природы.

Можно ли через эти две противоположные силы описать также сущность согласных и гласных? В вокализации, гласном, душа человека открывает себя вовне. Согласные же образуют форму, "гранят" звук - дают ему возможность существовать свободно. Рудольф Штейнер описывает это так: можно образно представить себе, что гласные звучат из закрытости, затворенности земных глубин ввысь к небу; согласные же, наоборот, действуют формирующе и образующе на Землю из окружающего ее звездного мира. Древнее представление, что Мировое Слово, Логос лежит как творческий принцип в основе всего земного бытия и пронизывает каждый его миг своим звучанием, может, при художественном рассмотрении этих динамических полярных принципов, выйти за рамки мифологий и достойным образом обрести реальность и актуальность.

Поистине поразительным образом это Мировое Слово, ставшее физическим в строении человеческого тела, в речи отделяется от тела и, освободившись, начинает жить в душевно-духовной жизни. Изреченное слово становится новым творением, созданным из человека; выходя наружу, оно начинает действовать в его окружении.

В совершенно особой степени высвобождается слово из индивидуальности говорящего, когда оно формируется художественно. Тогда оно обретает собственную жизнь и художник способен самоотреченно служить этому творческому акту. Рудольф Штейнер настойчиво указывает, что такое высвобождение, отделение хорошо произнесенного слова от тела и души оказывает также и обратное воздействие на говорящего, проникая вплоть до его телесности. Тем самым оно "физиологизируется" вновь. Это значит, что пра-силы, полярные друг другу, формирующие тело и постоянно в нем действующие, переживаются в душе; они высвобождаются из души и тела в речи как гласная и согласная, становятся объективным произведением искусства и уже в этом качестве вновь резонируют в теле. Мы творим слово и вновь вбираем в себя наше собственное творение, ибо наше тело может быть резонирующим органом.

Каждое человеческое слово можно ощутить как тень, как отображение изначальных сил Слова. И если оно строится художественно, если оно освобождено от душевного эгоизма, то уже само по себе, посредством этого художественного, пластического начала, оно живительно действует на слушателя. Однако совершенно по-особому действует оно на того человека, который создал его - создал бессамостно, и все же из личного усилия.

Потому-то речь может быть сосудом мышления: благодаря речи мышление может проявиться вовне. Но и сама по себе, вне связи с мыслительным содержанием, речь может дать человеку переживание творящих сил Мирового Слова - благодаря взаимной игре гласных и согласных.

Если мы хотим применять искусство речи как терапию, то и медицина должна, в свою очередь, предлагать носителю этого искусства некий художественный подход. В этом состоит задача внесения новой жизни в медицину - задача, поставленная благодаря антропософии. Если медицина не рассматривает действия сил в телесных процессах и в жизни души - ей грозит опасность очерствения. И вопрос о терапевтических возможностях воздействия искусства есть, таким образом, некое требование к медицине: сделать новый шаг, придти к аналитическому рассмотрению воздействий полярных сил. Иначе искусство, со всеми его устремлениями, останется существовать само по себе. То, что чувствует мастер художественной речи (рецитатор) в процессе творчества - оздоровляющее действие искусства, - еще не является терапией в настоящем смысле. У врачей есть своя задача, врач должен передать некое живое со-переживание, полученное на основе физиологии и психологии. Праобразы здоровья и болезни должны быть творчески сопережиты в духе гетеанизма во всей их динамике, при этом, однако, должна сохраняться научная точность.

Когда же речь идет именно о терапии искусством, то можно привести слова Рудольфа Штейнера из книги "Расширение искусства исцеления на основе духовно-научных познаний", относящиеся к лечебной эвритмии: "Когда жесты движений художественной и педагогической эвритмии модифицируются таким образом, что они вытекают из больной сущности человека по подобию того, как другие жесты вытекают из здоровой, тогда возникает лечебная эвритмия". Нечто принципиально похожее относится и к искусству формирования речи.

Терапевт должен приобрести способность сопережить в своем мышлении существо болезни и суметь ее "прослушать", с тем чтобы затем суметь возвратиться к здоровому праобразу. И когда динамика болезни и здоровья становится доступна переживанию, то можно искать и находить взаимосвязь с действующими силами речи. Необходимо овладеть сущностью гласных и согласных во всех мелочах. Все познания, полученные нами благодаря Рудольфу Штейнеру, нужно научиться постоянно применять и заново переживать - тогда из этих познаний может возникнуть творческий процесс, приводящий к терапевтическому воздействию; слово совершенно особым образом облегчает переход от знания к поступку. Заметим, что Рудольф Штейнер описывает сущность речи как некое "совместное деяние воспоминания и любви", говоря при этом, что это совместное деяние должно быть прослежено вплоть до физиологии (лекция от 4 декабря 1922).

В эпоху души самосознающей искусство тоже должно полностью осознавать свои источники и элементы. Терапевт, работающий с речью, должен быть художником и в том, и в другом: и в понимании болезни пациента, и в самой жизни искусства речи.

Однако в любой творческой деятельности сознательные знания в некий момент должны смолкнуть и превратиться во внутренний слух; эти-то "отмершие" знания и станут тогда неиссякаемым источником художественной жизни. Знание приносится в жертву, чтобы возникло искусство. Если же человек хочет быть арт-терапевтом, то он должен обрести в себе способность жертвовать и искусством тоже - ради терапевтического процесса. Маргарита Хаушка особо подчеркивает это в своей книге о терапии живописью, приводя слова Иты Вегман, что терапия искусством есть искусство, принесенное в жертву.

В самой этой жертве можно различить несколько стадий.

1.Непосредственное художественное творчество должно быть сознательно прослеживаемо в своих элементах. Иначе невозможно предпринимать последовательные шаги в терапии и также невозможно почувствовать связь художественно-терапевтического процесса с жестами динамики болезней. Понятно, что для каждого художника этот процесс опознавания может быть связан с переживанием боли.

2. Исходным пунктом художественно-терапевтического творчества является, как мы уже сказали, сама болезнь. Чувствительный артист и терапевт может невероятно сильно страдать от манеры речи пациента. Однако он так же сильно может при этом пережить, то эта манера владения речью отражает общую ситуацию болезни не меньше чем медицинские заключения врачей. Переживая речь пациента, можно приблизиться к стоящему за ней праобразу, приблизиться лишь очень медленно, шаг за шагом. При этом сам процесс должен совершенно по-новому становиться творческим актом. Терапевт служит изначальным силам искусства, пра-силам, которые несут свою помощь в каждом слове. Он служит им, чтобы в больном человеке снова стали деятельны оздоровляющие мировые силы. Проникнув в суть этого процесса, вжившись в него, можно так овладеть силами искусства, чтобы они постепенно стали соединяться с силами исцеления.

Новая область работы художника - терапия искусством - требует большой самоотдачи и безмерного отказа от собственной повседневной художественной работы.

Автор книги, Агата Лоренц-Пошманн, относится к этому принципу, лежащему в основе любой терапии искусством, с огромной ответственностью. Работая сначала как актриса, затем как лечебный эвритмист, затем как мастер художественной речи (Sprachgestalterin), она близко узнала тайны художественного творчества. На протяжении долгих лет ухаживая за больными, стала задумываться над медицинскими вопросами. В своей книге А.Лоренц-Пошманн показывает очень ярко, насколько важно строить работу с элементами речи и овладевать ими. Читая книгу, можно пережить, сколь бережно и благоговейно мы должны обращаться со "строительным материалом" искусства речи, чтобы обрести терапевтические способности. Можно не только почувствовать, насколько глубоко проработан материал книги, но и увидеть заложенное в нем желание действия. Очень впечатляет та строгость и последовательность, с которой автор стремится к достижению духовного познания.

Второй мотив книги - поразительный результат, открывающийся при последовательном рассмотрении элементов одного из терапевтических упражнений, данных Штейнером, во всей мудрости его построения. Кто знает, может быть такие же таинственные связи могут обнаружиться и в других упражнениях?.. Читателю, конечно, захочется самому попробовать изложенный здесь метод. И если ваша практика обхождения с элементами речи основана на благоговейном вопрошании и вслушивании в тайны Мирового Слова, то вы можете на это отважиться. Ведь во всех упражнениях решающим является само усилие, вложенное в упражнение, а не результат.

Мы можем подойти к содержанию книги с трех сторон.

1. Можно рассматривать ее как сведение воедино тех указаний Р.Штейнера, какими должны располагать в каждый момент времени терапевты. Тем самым мы укрепляем необходимые знания и обретаем уверенность в обращении с нашим терапевтическим инструментарием.

2.Мы можем почувствовать стремление превратить эти знания в переживание действий сил (Kraftwirkungen). На внутренней динамике гласных и согласных мы тренируем в себе эту способность и тем самым обретаем некое чувство, позволяющее воспринимать не только полярные взаимодействия, но и качественные оттенки. Дальше мы можем это переживание рассмотреть вместе с телесными и душевными процессами в человеке, в основе которых лежат полярные силы. В эту совместную игру основополагающих жестов, живущих в теле и в речи, вплетаются действия четырех стихий: земли, воды, воздуха и тепла. Из них строится тело человека, из них же состоит и Земля; они связаны с оболочками человека, с его четырьмя сущностными членами: телом физическим, жизненным телом, душой и "Я".

Если мы попытаемся, пережив в душе эти различные жесты и мотивы, создать для себя живой художественный образ человека, Земли, речи, то совершенно поразительным образом окажется, что эта картина становится подвижной, обретает жизнь, вытекая при этом, однако, из совершенно точной познавательной работы.

3. Обретенный таким способом образ может расшириться. Тогда начинает просматриваться его космическая основа. Насколько удастся нам прозреть "творящее" Мировое Слово в его законах и в его действенности и при этом избежать опасности, что это прозрение останется только лишь интеллектуальным сокровищем или только лишь делом веры? Здесь мы снова исходим из ясных знаний. Знаки зодиака, которые определили согласные, являются выражением совершенно всеобщих образующих и напечатлевающих сил. Эти силы строят тело человека, они четко отличаются друг от друга. - В планетах же можно видеть праобразы движений, которые возникают из некоего единого центра. Их тоже можно точно характеризовать в различных качественных оттенках. Если мы попытаемся обнаружить эти прафеномены во всех деяниях Природы, в человеческом теле, обнаружить их также и в языке, в речи, тогда, может быть, в нас возникнет некое новое чувство жизни, в котором удивление и благоговение будут значить не меньше, чем ясное знание и мышление, и наша терапевтическая деятельность получит "несущую силу". Однако родиться это может только из ежедневных, неуклонно выполняемых упражнений. Тогда искусство и знание смогут вновь соединиться в такого рода всеобъемлющей картине мира, ибо они и возникли из одного истока.

Тот, у кого достанет мужества совершить эти три шага сознания и заняться внутренними упражнениями, тот поймет задачу этой книги. При этом, вероятно, станет яснее и общая картина - чем сможет стать когда-нибудь речевая терапия, да и вообще терапия искусством, когда мы действительно будем способны жить по этим законам.

Д-р мед. Пауль фон дер Хайде

Фильдерштадт-Бонланден.

Пасха 1990

ВВЕДЕНИЕ

В этой книге мы попытаемся придти к пониманию того, что искусство речи может исцелять. Наша попытка - лишь одна из возможностей; есть, разумеется, и другие возможности придти к такому пониманию. В работах Рудольфа Штейнера есть гораздо больше указаний на целительное воздействие искусства речи, чем может показаться на первый взгляд. В нашей книге собраны выдержки из его работ, относящиеся к этой задаче. Книга не претендует на абсолютную полноту, но может, вероятно, стать основой для дальнейших разработок.

Для речевой терапии существует некая предпосылка: основой ее является Искусство формирования речи (Sprachgestaltung), разработанное именно как вид искусства. Речь, построенная как художественное произведение, может сама по себе действовать целительно и оказывать на человека благотворное и животворящее воздействие, как это делает всякое настоящее искусство на свой лад. Это как пребывание в природе: божественная свободная природа сама по себе оживляет и обновляет человека (на этом и основывается врачующее действие климатических курортов). При тяжелых заболеваниях, однако, природа в целом уже не помогает, надо выбирать специфические действенные принципы. Минералы и растения приходится перерабатывать в лекарства. В каждой арт-терапии происходит то же самое.

В речи есть специфические по своей природе группы звуков, действующие на определенные органы и области организма человека. Эти группы звуков надо применять целенаправленно, и для этого прежде всего необходим "пригодный к использованию" исходный диагноз. Этот диагноз ставит врач на основании объективных показаний. Ставит так, чтобы арт-терапевт мог затем строить соответствующее лечение. То, что может терапевт предложить врачу из множества имеющихся возможностей, должно разрабатываться в ходе обсуждений терапии.

Когда в данной работе мы говорим о звуках и их воздействии на человека, мы не имеем в виду, что надо использовать лишь отдельные звуки сами по себе. Мы стремимся пробудить способность более глубокого проникновения и охвата звуков речи вообще, - чтобы упражнения, данные Р.Штейнером, можно было понимать в их воздействии на человека в целом; чтобы исходя из понимания звука речи терапевт мог подобрать для пациента соответствующие изречения и стихотворения или мог написать их сам, как это уже практиковалось в педагогике со времен Рудольфа Штейнера. Такие изречения слагал Хайнц Мюллер (они собраны в его книге "О целительной силе слова и ритма"), при этом он стремился, чтобы по своим звукам, строю звучания, ритму и содержанию они служили бы как предписанное ребенку целительное средство.

Все цитаты из работ Р.Штейнера снабжены ссылками; в скобках стоят библиографические номера и страницы Собрания сочинений (Gesamtausgabe), за исключением случаев повторного цитирования. Если содержание слов Р.Штейнера передается не дословно, т.е. не стоит в кавычках, за ним, тем не менее, стоит номер тома из Собрания сочинений и номер страницы.

Образное начало речи

Рассматривая элементы, живущие в согласных, мы обратили внимание, что звуки переживаются также и образно. Гений языка часто создавал удивительные слова - если мы рассмотрим их звуки во всей образности, то глубина и значимость этих слов становится еще ясней. Два таких слова мы попробуем здесь представить: Natur (природа) и Welt (мир).

Природа обнимает собою все происходящее, все, что разыгрывается на Земле под воздействием зодиакального круга и влиянием планет. При этом согласные и гласные обладают одинаковой значимостью. При слове Natur благодаря N можно ощутимо пережить, как нечто незримое переходит во внешний мир. N утекает в него, как некая лента, связка (282/147), обвиваясь как ползучее растение вокруг опоры (282/344; 282/362; издание 1924 г.). N - это сознание, становящееся осознаваемым.

В А живет изумление, самоотрешенность, удивление. Речевые органы широко открываются. Произнося А, человек "дает своему астральному телу течь наружу". В тот момент, когда он произносит А, он начинает "засыпать" (282/69). Человек отпускает от себя, высвобождает свой духовно-душевный мир, так же как это делает Земля весной. Мы видим выдох Земли - раскрывающиеся цветы, цветочную пыльцу, поднимающуюся до высей космоса, причащающуюся небесам. Душа Земли соединяется с Душой Мира.

Затем наступает гигантская перемена. Приходит июль и за ним август; на сцене появляется зодиакальный знак Льва, из которого выступает к нам звук Т. И мы видим перед собой весь период середины лета во всей его потрясающей драматике: в природе разливается зной, благотворный дождь проливается на землю, гремит гром и сверкают молнии, а потом, когда снова выглядывает солнце, появляется многоцветная арка радуги, связующая небеса и Землю. Т - это тот самый прорыв, тот "удар", что приходит из знака Льва, из "пламенеющего вдохновения[1]" (279/178)*

"Это важное излучение" (279/65). Оно величественно излучается сверху вниз, с небес на землю. В это же время года начинается также засевание Земли космическими силами падающих на нее метеоров. Благодаря небесному железу Земля оживляется вновь.

Приняв в себя это небесное излучение, приняв космическое очищение и укрепление, Земля обогащается и может снова отступить, уйти внутрь себя. С наступлением холодов она пробуждается от летних полуденных снов, возвращаясь ко внутренней живости и бодрости. Точно так же и светлое созидательное мышление тоже может ожить только в холодной голове. Этот вдох, это пробуждение невозможно выразить более верно и метко, чем при помощи звука U(У). При произнесении звука U(У) астральное тело интенсивнее соединяется с эфирным и физическим (282/70). Это - вхождение в нечто твердое, и наряду с ним наступает сознание. Здесь переживаются предчувствие смерти и страх, человек тем самым пробуждается. Тепло звука U(У) - Сатурново тепло - дает нашему Я силу, чтобы пережить зимнее время; силу надежды на будущее.

U(У) может привести и к "окоченению", к "оцепенению, застыванию". Но природа все же не умирает. Силы лишь втягиваются внутрь, собираются, уходя вплоть до корней и семян. Духовные существа сохраняют духовную жизнь в лоне Земли. Внутренняя оживотворенность природы остается. И слово Natur в конце имеет "воздушный" звук, "душевный" звук N, который полностью отвечает этому процессу. Посредством R(Р) выражается внутренняя сила животворения, внутренняя жизнь и движение. "Слово должно замолчать" (279/177). Это импульсы воли, удержанные в себе, те импульсы, что могут стать действиями. В семенах скрыто будущее, под покровом снега - тепло летнего солнца.

Так проходит перед нами в звуках слова Natur весь ход года и в нем все то, что прорастает, раскрывается, цветет, плодоносит и завершается, замыкаясь в крошечном зернышке.

Другое слово, которое гений языка построил столь же откровенно-явственным образом, это слово Welt (мир). В старонемецком языке "высокого стиля" на месте второй согласной стоит R: Weralt. В голландском слове wereld и в английском world R еще осталось. Здесь интересна последовательность согласных W—R—L—D. Мир (Welt) возник еще до того, как появилась наша планетная система. Он возникает, происходя из мира неподвижных звезд, из космоса согласных. Если мы даем этим звукам действовать на нас, как стихиям, то перед нами может выступить вся история творения, как она была представлена нам Р.Штейнером: в тепловом звуке W(В) - бытие древнего Сатурна; в воздушном R(Р) - древнего Солнца, в "водном" звуке L(Л) - бытие древней Луны и в "земном" D(Д) или Т(T) - Земли. Здесь, в этом слове, можно пережить и природу в ее четырех стихиях: в ее огненно-тепловом, воздушном, водном, твердом элементах (стихиях).

То, что в качестве "огненно-теплового" звука выбирается W(В) - звук губно-зубной, а "земной" звук представлен языково-зубным звуком D(Д) (в измененном виде, как Т), - отнюдь не случайно. Из звука W исходит голос душевного тепла. "В звуке W ощущается все то, что накатывает волной, что сущностно живет в движении. Прихлынувшие потоком волны - вот что представляет собой сильное W; легкое бурление, вскипание - вот, что представляет собой слабое W (279/241). Этот звук W, как он делается в эвритмии, "может быть выражен определенным жестом, внутренне приводящим все существо в движение(279/241)".

В цикле докладов "Египетские мифы и мистерии и их отношение к духовным силам, действующими в настоящее время" (106/5 cент.1908) Р.Штейнер говорит о слове Wha (Ва): оно является изначальным словом мирового развития, звучавшим уже на древнем Сатурне. Это Божественное Слово, Первочеловек, который облекается в ходе развития Земли во все новые оболочки, покуда он однажды не станет воплотившимся Изначальным Словом. Сокровенная сила Изначального Слова, которому в ходе развития человечества угрожает потеря действенной силы и забвение, отныне воссияет надо всеми людьми от Христа, Который есть Слово, ставшее плотью.

Вспомним образ, который Р.Штейнер дал для описания состояния Древнего Сатурна: представим себе некие приливы и отливы внепространственных тепловых состояний, осуществляющихся благодаря жертвенному деянию высоких духовных существ - Престолов (132/25). Oтнюдь не случайно, что для слова Welt (мир, свет) берется звук, выражающий собою внутреннее душевное тепло, который сам есть как бы приливающие, вздымающиеся волны.

То, что из многих "земных" звуков здесь стоит D или Т, опять же отнюдь не произвольно. Относительно D Штейнер говорит :“тут как бы выплевывается нечто шарообразное, круглое. D является круглым" (280/49). D и Т образуются при помощи языка и зубов. Тут орган души - язык - наталкивается на наиболее твердое в человеческом организме - упирается в верхний ряд зубов. Это способствует формированию мышления когда оно желает найти себе выражение в речи (307/77). Мышление является той модификацией души, которая может развиваться только здесь, на Земле.

Оживляя слово в образном начале его звуков, мы уходим от абстракций и приходим в конкретность речи (языка). Когда мы говорим конкретно, мы развиваемся в духе эвритмии (190/70). "Это должно воистину стать устремлением человечества - вернуться в речи к образному, имагинативному мышлению" (190/63). Развивать дар имагинации также и для речевых, языковых переживаний - особая, специальная задача нашей пятой культурной эпохи (190/79).

"В самом слове заложены силы, которые, если мы их снова ощущаем, расколдовывают нам утерянный рай. О Слове сказано, что оно сотворило миры. Вся власть и значение Слова должны войти в нашу душу, каждый звук, каждый тон должен стать ведом нам во всем его разнообразии и великолепии, пройдя сквозь наше сознание, наполненное священным трепетом и благоговением" (Мария Штейнер, 280/109).

В докладе "Антропософия, трехчленность социального и искусство речи" (339/15.8.1921) Р.Штейнер говорит: "Кто обращается с языком, не прислушиваясь к нему внутренне, тот не видит образов, тому не приходят мысли; он остается негибким в мышлении, а в языке живет абстрактно - сухо и занудно. Именно в переживании звукового, образного начала в самом формировании речи лежит нечто такое, что высвобождает у нас в душе мысли, которые нужны нам, чтобы донести их до слушателя. Именно в переживании слов живет нечто творческое в душе человека. Оно никогда не должно оставаться без внимания, оно необычайно важно. Мы вообще должны полностью проникнуться ощущением слова, почувствовать, как слово, фраза, образование слова, образование фразы - все это взаимосвязано со всем нашим организмом в целом" (339/98).

В лекциях Р.Штейнера можно встретить много высказываний относительно образности речи. Штейнер раскрывает все новые и новые взаимосвязи языка, как с точки зрения будущего идеала, так и с точки зрения того вреда, который наносится и душам, и физическим телам людей, если речь не пронизана имагинативно-образным началом.

В цикле докладов "Импульсы прошлого и будущего в социальных свершениях" говорится, что язык вершит нечто гораздо большее, чем обычно думают, ибо язык содержит в себе необъятные тайны. Имагинативная жизнь в языке "будет неким важным социальным моментом, ибо именно она соединяет людей социально. Именно общий язык, несущий общую имагинацию, будет придавать глубину социальной жизни" (190/86)[2]*

Язык, ставший абстрактным, ведет к материализму. Благодаря имагинативно-образной речи люди обретают некую социальную взаимосвязь (190/81). Когда человек благодаря силе имагинативно-образного начала речи по-новому входит в социальную жизнь, он освобождается от внутреннего судорожного состояния, часто являющегося причиной болезни, - он освобождается от душевного и органического эгоизма.

Очень полезно, если люди различных национальностей вместе переживают образное и эвритмические выражение слова, проделывая это как упражнение. Тогда они начинают понимать друг друга не привычным понятийно-абстрактным способом, начинают понимать не разумом, но сердцем, и переживать души разных народов в их отношении к одному и тому же понятию, для которого каждый народ имеет свое слово. Исчезает своего рода стена, разделяющая людей; появляется любовь и понимание по отношению к другим людям, в которых благодаря языку - а язык обусловливается Душой Народа - вплавлено иное чувство, иное переживание вещей. Усваивая движения жеста речи, мы можем видеть сквозь язык, можем взирать уже на область, из которой все проистекает, почувствовать тот духовный источник, который пронизывает язык.

В своем цикле докладов "Симптоматология истории"[3] Р. Штейнер говорит: " В человечестве должно появиться то, что я назвал бы "прозрением сквозь речь": люди должны будут обрести способность постигать, улавливать в речи - жест. Еще до истечения нашей эпохи - правда, это будет продолжаться и дальше, захватывая следующий временной период, - еще до истечения третьего тысячелетия люди постепенно будут приходить к тому, что станут внимать другому не так, как слушают теперь: они будут находить в языке выражение того, как человек связан с третьей иерархией: с Ангелами, Архангелами, Архаями (Началами), выражение того, что возвышает человека к духовному миру. Тогда сквозь речь станет слышна душа человека и, естественно, отсюда будет возникать совершенно иная социальная жизнь. Очень многое именно из того, что есть зло, из того, что мы называем злом, должно быть претворено, для того чтобы человек обрел способность вслушиваться в то, что говорит другой, так чтобы через речь была слышна его душа. Тогда - если будет услышана душа говорящего - человека будет охватывать своего рода переживание цвета, и по этому-то языковому цветоощущению люди научатся понимать то, что живет вне национальностей. Один звук будет совершенно естественно вызывать то же ощущение, что возникает при взгляде на синюю краску или на синюю поверхность; другой звук - такое же ощущение красного. То, что мы иногда чувствуем при взгляде на другого человека, как некое тепло, станет в таком слушании, "внимании" своего рода цветом. Мы станем внутренне-сокровенно сопереживать то, что на крыльях звуков голоса будет звучать из уст человека к уху человека. Это придет к человеку в будущем" (185/117).

Эвритмические жесты могут вернуть нас к переживанию языка, которым владели люди в очень далеком прошлом. В той же мере, в какой человек чувствовал себя единым с миром, в той же мере в его языке звуки соответствовали внешнему явлению. Они абсолютно отвечали внешнему миру. Речь была чем-то наглядным и ощутимым, проистекавшим полностью из чувства единения с Божественным. Этого живого языка человечество должно добиться снова, но на этот раз он должен быть пронизан сознанием. Благодаря эвритмии мы снова найдем путь к языку, пронизанному духом. "В будущем эвритмия будет не тем, что сейчас предстает как новое искусство - она будет указывать путь к пониманию, как волны речи несут духовно-душевную жизнь (231/121).

Необыкновенно важную точку зрения на образную сторону языка Р.Штейнер представляет в "Науке о становлении человека". Он говорит о том, как "то, что здесь, в земной жизни человек составляет, соединяет в слова из отдельных словесных атомов или из отдельных частей слова, после смерти человека снова освобождается, растворяется. И это рас-творение, распыление слов играет огромную роль в жизни умерших. В определенной степени умерший живет этим распылением слов. И умерший отчетливо переживает, что в своей земной жизни (до смерти) он был отгорожен от духовного мира потому, что строил слова, составленные из звуков, из букв. Умерший ощущает, что речь есть некий ковер, завеса, скрывавшая от него духовный мир. И расплетая нити этого ковра, растворяя слова, обретает он чувство нового вступления в духовный мир. После смерти снова возможно расщепить те человеческие слова, которые ты узнал в течение жизни между рождением и смертью, растворить их, разобрать. Человек обретает в посмертном существовании некое торжественное, величественное чувство, если ему удается получить в этом растворении определенное понимание" (183/147).

Заниматься художественной речью с людьми, стоящими в преддверии смерти, - это огромное переживание. Они совершенно распахнуты для всего образного в речи и буквально расцветают, когда благодаря занятиям углубляется содержание самого изречения. И тогда можно пережить, что для них это некое предчувствие того мира, в который они вскоре войдут.

Это очень важно - что художественной речью надо занимат

Наши рекомендации