Полный кабаний клык (tutta denti di cinghiale)
Эта стойка очень похожа на половинную железную дверь (posta di ferro mezana), за исключением следующих различий: острие меча расположено позади передней ноги, а не перед ней; меч находится даже выше левого бедра, чтобы обеспечить большую силу для верхнего блока (задним лезвием), который защищает от бокового удара, и завершения сильной атакой сверху вниз передним лезвием. Движения ног такие же, как и в половинном кабаньем клыке, за исключением того, что левая нога двигается вперед и наружу влево (траверс), а тело поворачивается на правой ноге.
Замечание: эти две стойки противоположны друг другу. Например, примите стойку полного кабаньего клыка и, сохраняя ориентацию меча, просто поверните голову и тело так, чтобы вы могли видеть оппонента прямо позади вас. Сохраняя позицию меча и вращая телом и головой, вы должны принять стойку половинного кабаньего клыка.
Подвешенная стойка
Италия
Fiore dei Liberi: Posta di donna (женская стойка)
Германия
Hans Talhoffer: Hangenort(подвешенная стойка)
Подвешенной стойкой можно назвать множество вариаций стоек, описанных как у Либери, так и у Талхоффера. Оба мастера не относятся к этой стойке как к подвешенной стойке. Вероятно, первое обращение к термину " подвешенная стойка " появилось в Zachary Wylde в 1711 году, где он ссылается на подвешенную стойку как на такую же true guardant ward у Сильвера, и guardant ward (Сильвер) описывает, что выполняться должна женская стойка.
Она считается одной из наиболее гибких стоек и можен быть развернута в защиту от удара в голову и верх тела, горизонтальных ударов в голову, тело. Она также может быть быстро опущена для защиты против ударов в нижнюю часть тела. Направление клинка таково, что он немного вытянут над впереди стоящей ногой, а острие направлено на оппонента. Поэтому, если левая нога впереди, руки и рукоять находятся с правой стороны головы, клинком вперед и над левой ногой, руки скрещены (перекрещенная подвешенная стойка).
Когда правая нога впереди, выполняется зеркальное отражение как для левой ноги, только руки не скрещиваются (прямая подвешенная стойка). Самая большая скорость парирования будет в области рукояти. Можно быстро опуститься в низкую стойку, в которой большинство движений сосредоточено на рукояти и кистях. Вариация подвешенной стойки описана ниже.
Фигура справа изображает прямую подвешенную стойку из
Hans Talhoffer's " Fechtbuch aus dem Jahre 1467 " - tafel #13.
Выполнение этой стойки требует внимательности, чтобы не закрыть лицо и не ограничить видимости. Из этой позиции можно нанести атаку, такую как squalembrato, вращением меча на правой руке нанести удар в левую сторону головы/шеи (если была впереди левая нога). Этот удар потребует немного энергии и очень быстр. Эту стойку можно также использовать при нанесении колющего удара. Необходимо шагнуть на оппонента, провернуть руки и уколоть вперед острием.
Итальянское название произвошло вероятно из-за впечатления, что смотришь в окно. Лихтенауэр назвал эту стойку стойкой быка, вероятно из-за того, что меч напоминает рога быка.
Для принятия этой стойки необходимо поставить вперед ногу, противоположную стороне, на которой удерживается меч. Клинок должен быть на уровне головы, гарда рядом с лицом или немного впереди.
У этой стойки много применений, как и у задней стойки, или у высокой стойки, и она дает лучшую свободу мечу из всех. Наиболее явная атака - укол. Другие атаки включают unterhau и zornhau. Все другие требуют перехода в другую стойку.
Достоинства
С большим радиусом действи, явной возможностью нанести укол и атаковать снизу - наиболее важные достоинства. Одна из сторон очень хорошо защищена. Эта стойка превосходна для применения winden-техник и связывания меча противника.
Недостатки
Другая сторона открыта. Эта стойка уязвима главным образом для низких ударов и уколов.
Ошибки
Наиболее частые - стойка боком и отведение кончика меча в сторону. Боковая стойка открывает другую сторону для атаки. Постановка кончика меча в сторону дает возможность противнику атаковать (uberlaufen). Если меч слишком выносится, то это тоже чрезмерно отрывает стойку.
Вариации
Йохим Мейер показывает свою Schrankhut и Hangen Ort с острием, направленным вниз. Эта стойка есть у Либери - не среди других стоек, но среди техник. Подобные им можно найти у Талхоффера в 1459 и во многих других манускриптах. Еще одна вариация могла быть у Либери, которая прикрывает правую сторону мечника от всех атак.
Стойка окна
Италия
Fiore dei Liberi: posta de finestra
Германия
Hans Talhoffer: Ochs(бык)
Либери полагает, что этоа частная стойка вполне универсальна в применении. Положение меча с острием, направленным на оппонента, и положение рук делают ее очень подвижной и изменчивой защитной позицией. Если удар придется высокий, просто поднимите гарду. Если низкий - просто опустите гарду или, как минимум, острие, чтобы парировать удар. Эта защита может даже достигать tutta porta di ferro или полной железной двери.
Эта защита может быть выполнена из любой стойки. Меч поднят приблизительно на уровне лба, эфес расположен перед головой и позади так, что сильная часть клинка проходит спереди лба, создавая впечатление человека, выглядывающего из окна. Клинок примерно горизонтален. Большая часть кинетической энергии удара оппонента перенаправляется расслабленной стойкой окна.
Перенаправление осуществляется плоскостью меча, а не гранью. Защита гранью больше свяжет меч, чем отклонит удар. Возможно, что вас ударит ваш собственный меч плоскостью, когда получит энергию атаки. Однако, надетый доспех защитит вас от ранения.
Основное различие между этой и предыдущей подвешенной стойкой - это то, что вес находится на задней ноге (относительно оппонента), а не на передней. Стойка окна является обратной к стойке женщины (если принять сходную ориентацию меча).
Фигура справа изображает posta de fenestra из Fiore dei Liberi's " Flos Duellatorum " 1410
Женская стойка
Италия
Fiore dei Liberi: posta di donna
Эта стойка - вариация подвешенной стойки (по Либери). Либери показывает две вариации posta di donna.
В первой вариации меч почти полностью скрыт за телом, расположен вертикально вниз за спиной. Правая нога впереди, носок направлен на оппонента, левая нога позада. Вес смещен к задней ноге.
Вторая вариация(рисунок справа), описанная Либери, очень похожа на первую в отношении положения и ориентации тела, но меч более горизонтален и за головой. Вес смещен к задней ноге. Меч держится как бейсбольная бита.
Основным в этой стойке является работа ног. Приняв среднюю прямую стойку (правая нога впереди) в начале, перейдите в стойку женщины, шагнув правой ногой вперед и влево, просто подставив противнику свою спину. Одновременно с этим шагом (траверс) поднимите рукоять и свесьте меч с правого плеча так, чтобы клинок был приблизительно параллелен позвоночнику. В конечной позиции необходимо уйти с линии начальной атаки, парировать удар (чаще всего горизонтальный и ответить атакой в открывшийся бок или спину противника.
Мы решили, что название " женская стойка " означает, что исполнитель должен посмотреть через плечо и застенчиво взглянуть на оппонента, что может быть воспринято как " женский " взгляд?
Длинная стойка
Италия
Fiore dei Liberi: Posta lunga (длинная стойка)
Achille Marozzo: Guardia de facia (стойка лицом)
Германия
Hans Talhoffer: Der lange Zornort (длинная стойка гнева)
Меч примерно параллелен земле и немного ниже уровня плеч. Навершие перед солнечным сплетением. Эта позиция помогает сохранить дистанцию между вами и вашим противником. Из этой позиции нетрудно перейти в другую основную стойку. Предполагается, что эта стойка является хорошей основой для нанесения уколов.
Однако, также вероятно, что эта стойка относительно статична и используется главным образом для удержания противника на дистанции и " изучения " оппонента с безопасного расстояния. Кроме того, эта стойка наиболее труднопреодолима, когда направлена на противника, который стоит в стойке половинной железной двери.
На рисунке из Fiore dei Liberi's " Flos Duellatorum ", 1410 изображена posta longa.
Не важно, какая нога ведущая, а какая позади. Эта стойка не будет статичной относительно оппонента, потому что часть " обучения " включает работу ног по кругу вокруг оппонента, чтобы правильно оценить его сильные и слабые стороны. Важно также помнить, что острие меча должно быть направлено в лицо оппонента, чтобы скрыть истинную длину вашего оружия. Противнику, который видит острие меча, будет трудно определить его длину, и он может позволить подойти ближе, считая, что меч короче, чем есть на самом деле.
Хвостатая стойка
Италия
Fiore dei Liberi: Posta di coda lunga e distesa (стойка длинного и вытянутого хвоста)
Германия
Hans Talhoffer: Nebenhut (близкая стойка)
Назначение этой стойки - спровоцировать атаку, подставкой противнику открытого плеча, в то время как меч находится сзади или сбоку. Эта стойка может быть использована не только для того, чтобы скрыть оружие от противника, но позволяет также наносить неожиданные сильные восходящие удары с проходящим шагом вперед задней ногой, поворот с уколом, подъем меча и нанесение нисх дящего удара и т.д.
Эта позиция дает много возможностей для смены защитной позиции, включая переход в среднюю стойку простым переносом меча сзади вверх и наружу, пока средняя стойка не будет достигнута. Эта стойка не является симметричной и для правого хвата имеет только вариант с левой ногой впереди.
Хват правой рукой (если вы правша) такой же, как и при средней стойке. Запястье умеренно выгнуто. Эта стойка является обратной стойкой для porta di ferro mezzana.
Рисунок из Fiore dei Liberi's " Flos Duellatorum " назван posta di coda lunga e distesa. Такой же рисунок, изображающий эту стойку, можно найти в учебнике Талхоффера.
Задняя стойка (posta di coda lunga - длинных хвост) явно не встречается в комментариях Ханко Добрингера к учению Йоханнеса Лихтенауэра и впервые мы ее находим у Фьоре де Либери в его "Flos Duellatorum" от 1410 года. Эта стойка, однако, встречается в большинстве редакций Талхоффера и более поздних трудах.
Эта стойка вводит в заблуждение и провоцирует. Она, кажется, должна раскрывать и позволять почти любые атаки, включая oberhau слева. В противоположность другим стойкам, задняя стойка не является симметричной и выполняется только с ведущей левой ногой. (для правшей). Меч удерживается немного сбоку, но не сзади. Лезвие под 45 градусов к земле. Это обеспечивает лучшие скорость и репертуар для атак.
Преимущества
Провоцируя и вводя в заблуждение, эта стойка требует спосокойствия и хладнокоровия, затрудняет противнику оценку дистанции. Допускает огромное разнообразие атак, включая быстрый oberhau задним лезвием и некоторые превосходные встречные удары.
Недостатки
Большая вероятность пропустить колющий удар, сильно открывает на близкой дистанции.
Часто встречающиеся ошибки
Нельзя стоять боком к оппоненту, как и в других стойках - это частая ошибка.
Если меч прятать за спиной, уменьшается число возможных атак и их скорость, несмотря на то, что меч спрятан от взгляда противника.
Также, если держать меч, направленным к земле, требуется больший поворот в запястье перед выполнением атаки, что выдает удар.
Вариации
Эта стойка не имеет вариаций. Заслуживает внимания, однако, что она похожа на стойку alber, после того, как мечник развернулся. Переход между alber и задней стойкой осуществляется через porta di ferro.
Двурогая стойка
Италия
Fiore dei Liberi: posta di bicorno
Двурогая стойка является начальной позицией для нанесения колющей атаки с подшагом или натиском. Нанесение укола с давлением тела позади и левой рукой, давящей на навершие сзади, увеличивает силу укола и может пробить кольчугу.
Наносящий этот удар должен знать также о том, что оппонент будет осведомлен о последующем ударе по хвату меча. Рукоять поднимается вверх, располагаясь перед верхней частью грудной клетки, навершие близко к груди. Левая рука держит навершие так, что предплечье немного повернуто против часовой стрелки, а пальцы сжимают навершие слева, ладонь смотрит вверх и открыта вправо. Это дает возможность левой руке скользнуть к концу навершия при выполнении укола, так что ладонь может давить на навершие сзади при уколе. Укол может быть нанесен в среднюю часть тела оппонента, как показано на рисунке. Подобная стойка может быть использована для нанесения укола в нижнюю часть тела, а при высокой стойке - в верхнюю часть тела и голову. Типичная защитная форма - сдвиг меча влево или вправо, в зависимости от места укола. Используйте среднюю стойку или подобную для защиты от этого укола.
Рисунок из Fiore dei Liberi's " Flos Duellatorum " назван posta di bicorno.
Движения в стойках
Первая позиция, Ochs (Бык) в базовом варианте допускает направление меча вверх и в сторону. Острие может быть направлено немного книзу или кверху, обычно оно направлено в лицо оппонента.
Правосторонний Бык (Finestra или "окно" в итальянских школах): острие направлено в лицо оппонента. Клинок удерживается гранями вертикально, рукоять за головой, так же как часто просто над ней.
Оружие во второй стойке, или Pflug (Плуг). Переходить в нее лучше, делая один небольшой шаг ногой. У этой стойки есть несколько вариаций.
Плуг и Бык с левой стороны. Обратите внимание, что Плуг меняет бок впереди в зависимости о того, какая нога впереди. И еще, Бык/Окно (Ochs/Finestra) не является "подвешенным острием" или позицией подвешенной защиты.
Третья стойка, Alber (Глупец) получается путем опускания острия и рук. Делайте шаг ногой (вперед или назад) при переходе. Эта стойка называется также "срединная железная дверь".
Четвертая - Vom Dach/Vom Tag (Oberhut) (Крыша): поднять руки с оружием вверх (держать под углом примерно 45 градусов, не горизонтально). Удобно выполнить шаг ногой при переходе в нее.
Стойка крыши может быть также выполняться больше над плечом, чем над головой. Заметьте, что клинок ни за головой, ни горизонтально. Некоторые доспехи не позволяют выполнить версию над головой. Отсюда боковая версия.
Пятая, "Хвост": вращать оружие вниз и вправо из верхней позиции. Опять же, очень полезно сделать шаг ногой, переходя в эту стойку.
Защиты
Для практического использования лучше подобрать современные названия для устаревших и вышедших из употребления терминов, используемых древними авторами, таких как:
Кварта - защита от удара 1 в левую щеку или плечо Низкая кварта - защита от удара5 в левый бок Высокая кварта - защищает от "stramazzone”, или вертикального удара в левую часть головы. | Porta di ferro alta | |
Терция - от удара 2 в правую щеку и т.д. Низкая терция - от удара 6 в правый бок. Высокая терция - от "stramazzone” в правую часть головы. | Coda lunga e stretta | |
Септима - защищает от удара в ногу слева | Porta di ferro larga | |
Секунда - от удара в ноги справа. | Becha cesa | |
Прима - вспомогательная защита для рипостов над мечом, с левой стороны головы. | Becha possa | |
Высокая октава - вспомогательная защита для рипостов над мечом, с правой стороны головы. | Intrare in largo passo |
В двух последних руки надо поднять выше, а острие опустить ниже, чем на гравюрах труда Мароццо.
Комбинации
Как только упражнения будут освоены, а защиты поняты, надо переходить к выполнению комбинаций. Они будут полезны как форма "фехтовальных фраз" в сценическом фехтовании и поединках, и, конечно, оружие опасно тяжело, так что такие "фразы" рекомендуются больше, чем "вольный" бой.
Удары
Есть 6 основных ударов: два наклонно вниз по сторонам головы или плечам, два наклонных вверх и два горизонтальных удара, наносимых обычно в бок. Те, что наносятся в левую половину тела оппонента, называются mandritti', а те, что в правую - riversi. Шаблон дан под правую ногу, позднее - под левую с продвижением.
Шесть мулине совершенно необходимы для приобретения ловкости в овладении двуручником. При их выполнении надо следить за тем, чтобы руки были достаточно вытянуты. Это нужно для того, чтобы руки не запутались в длинной крестовине меча.
Мулине 1.
Движение1. Вытянуть руки с мечом, направленным вперед, немного выше диагональной линии 1 на мишени. Правая рука у гарды, левая - на навершии.
Движение2. Опустите меч вниз основным лезвием круговым движением справа налево вдоль линии, проводя его рядом с левой стороной, завершите круг, поднимая его снова вперед.
Мулине 2.
Движение1. Вытяните руки, как выше, острие меча немного выше диагональной линии 2.
Движение2. Опишите схожую окружность, острие пересекает диагональную линию слева направо и проходит рядом с правой стороной.
Мулине 3.
Движение1. Вытянуть руки, меч направьте чуть ниже линии 3.
Движение2. Делайте диагональные восходящие удары и, после того, как меч пересечет мишень, завершите круг справа.
Мулине 4.
Похоже на предыдущее,только круг завершается слева и удары идут снизу вверх по диагонали слева направо.
Мулине 5.
Движение 1. - Вытяните руки с мечом, острие немного кнаружи от линии 5.
Движение 2. - Опишите горизонтальную окружность, меч двигается по линии справа налево, задняя половина окружности проходит через над головой.
Мулине 6.
Исполняется как и предыдущий, меч описывает окружность слева направо.
Замечание: вращательному движению меча сильно помогает тянущее движение одно рукой и толкающее - другой.
Парные упражнения (Folgen)
Введение
Цель folgen - дать представление студенту о структурном процессе атаки противника мечом, на который последний ответит соответствующим защитным действием (защитой). Каждый студент выполняет последовательно упражнения на атаку и защиту. Упражнения не являются в полном смысле боевыми приемами. Скорее, они создают мышечную память и обучают студента основам, которые необходимы для изучения более сложных приемов в дальнейшем.
Парирование является критическим элементом хорошего фехтования. Эффективная защита может обеспечить бойцу широкие возможности для защиты и контрудара, часто одновременно. Посредством folgen студент изучит важность хорошей защиты, уходов и сильной работы ног. Ключевой элемент этой тренировки - обеспечить, чтобы студент не оставался на линии во время защитных ("олень в свете прожектора")и атакующих маневров. Лучшая защита - быть там, где нет меча, что на практике означает уход с дороги.
Другой важный момент, который студент должен понять: парирование выполняется чаще всего плоскостью-на-грань. Нет недостатка в дебатах среди общественности, занимающейся историческим фехтованием, по поводу того, надо ли парировать гранью-в-грань, или плоскостью-на-грань. Считается, что парирование грань-в-грань могло происходить в течение 17-19 веков боевыми саблями и в дуэлях на малых мечах. Главные доводы в пользу парирования плоскостью-на-грань заключаются в том, что так можно довольно эффективно отразить или перенаправить входящую атаку. В случае парирования грань-в-грань есть момент встречного соединения, в результате которого происходит внезапное рассеивание энергии оружия. Целью любого бойца является достижение защиты, которая немедленно переходит в смертоносную атаку.
Последняя цель этих упражнений - дать ученику понять важность хорошей работы ног. Повторяясь, проходящий шаг и траверс будут лучше осваиваться в ходе упражнений. Студент также изучит, что, с хорошей работой ног, способность двигаться вне линии (уход) сможет, в конечном счете, стать общим приемом, дающим возможность отплатить эффективной атакой.
Основной целью упражнений является достижение полностью свободного фехтования. Упражнения на последующих уровнях могут включать практику со стальными мечами, но на этом уровне студент может применять только деревянный меч.
Упражнения будут изображены в следующем формате:
1. Студент А будет изображен так: 2. Студент Б будет изображен так:
Чтобы снизить риск травмы, упражнения будут исполняться по часовой стрелке: от макушки (позиция 1) до основания шеи справа (позиция 8). Не должно быть отклонений ни в направлениях, ни в последовательности на этом уровне. (см. рис.)
Окружность, как показано, изображает углы атаки и их приблизительные цели. В последующих тренировках студент должен осознавать, что полный круг и его направления можно уменьшить в размере и сфокусировать на отдельных частях тела. Например, круг может быть уменьшен, чтобы сфокусировать на подбородке.
Уколы на этом уровне тренировки в упражнения не включены. Эта форма атаки вводится позднее.
В этом упражнении нападающий студент завершает полный круг (из точки 1 в точку 8). Круг "одномерный", так что если атака нанесена, на нее следует адекватная защита и больше никаких приемов, ударов или защит. После каждой атаки партнеры возвращаются в среднюю стойку. Это способствует снижению скорости выполнения упражнений.