Скороговорки в речевом тренинге
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
М. В. СМИРНОВА
ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
На различных этапах технологического освоения речи скороговорка может меняться и трансформироваться в зависимости от тех задач, которые на данный момент являются наиболее важными.
На начальном этапе использования, а именно при «вычищении» дикционных недостатков, отработке верного артикуляционного уклада, ее можно охарактеризовать как «чистоговорку». «Чистоговоркой» мы назовем фразу, в которой в медленном и среднем темпе отрабатывается правильное произнесение отдельного «больного» звука.
Например:
Ехали Сенька с Санькой с Сонькой на санках.
Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.
Семеро Саней по семеро в сани уселися сами.
Приведенные выше «чистоговорки» помогают в работе над исправлением сигматизма (дефектного звучания свистящих звуков С, 3, Ш,Ж, Чили Щ).В данном случае -неверного произнесения звука С.
На первых порах исправляемый звук должен находиться в одной и той же позиции. В данных «чистоговорках» звук С почти всегда стоит в начале слова. В дальнейшем в подбираемых для работы текстах «больной» звук должен перемещаться и находиться в различных позициях и соединениях как с гласными, так и согласными звуками, оказываясь в начале, в середине или в конце слова. Это еще более сложная задача для контролирования верного артикуляционного уклада и четкости произношения, но таким образом тренинг переходит на новый уровень сложности:
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.
Крысы с сыром сгрызли рис.
ЗАДАНИЕ:Найдите в приложении к пособию еще несколько скороговорок, в словах которых звук Снаходится Ов одной, а затем в разных позициях. Выпишите их и отработайте правильное произнесение звука С.
Позже «чистоговорка» может перейти в разряд именно «скороговорки», т.е. текста, в котором качество проработки верного артикуляционного уклада проверяется в ускоренном темпе произнесения при разнообразном чередовании одного или нескольких тренируемых ранее звуков:
На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова. (Д Р Т, BJ
Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. (П, Р, CJ
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. (К, Р, Л)
На следующей ступени дикционной трудности в работу берутся так называемые «трудноговорки» или «языколомки» (как назвал их поэт С. Погореловский). В таких фразах присутствуют трудновыговариваемые слова, и в потоке этих слов встречаются различные фонемы (звуки) русского языка, соединенные в сложнейшие звуковые комбинации. «Трудноговорка» требует особой четкости дикции, подготовленности и разработанности артикуляционного аппарата.
Например:
Перспективный бесперспективияк, бесперспективный перспективияк.
Из-под пригорка из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.
У столбов гладкотесовыструганных вьюн да хмель расперезавиваются.
Любая «чистоговорка», скороговорка, а уж тем более «трудноговорка» требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умения быстро распознавать звуковой состав тренируемого труднопроизносимого слова.
На первых порах, чтобы разобраться в сложной расстановке звуков, возможно сразу же записать скороговорку, чтобы, кроме слухового, иметь зрительный образ составляющих ее слов, и несколько раз прочитать ее по записи. Но в дальнейшем запись все-таки лучше оставлять на конец занятия как фиксирование домашнего задания, а в процессе урока тренироваться в осмыслении, запоминании и освоении тренировочного текста только по слуху.
На этапе работы над удлинением выдоха и умением держать перспективу мысли на всем протяжении говорения скороговорка трансформируется в «длинноговорку». «Длинноговоркой» может стать скороговорка, состоящая из одного распространенного предложения.
Например:
Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшего универсальный, усовершенствованный пылепневмомешковыколачиватель.
Или:
Еду в Минск, из Минска в Пине к, из Пинска вДвинск, из Двинска в Лабинск, из Лабинска в Псков, из Пскова в Гдов, из Гдова в Львов, из Львова в Льгов, из Льгова в Покров, из Покрова в Ковров.
Также «длинноговоркой» может стать любая скороговорка при неоднократном ее повторении целиком или удвоении, утроении и т. д. каждого слова, входящего в ее состав.
Однако здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что сложившаяся таким образом история, как и любая другая, не «стоит на месте», а развивается, длится, между ее частями не ставятся завершающие точки:
От топота, от топота, от топота копыт пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит...
От топота копыт пыль по полю летит, от топота копыт пыль по полю несется, от топота копыт пыль по полю летит, от топота копыт пыль по полю несется...
Совершенно необходимо найти логичное оправдание целесообразности такого повторения. Возможно, говорящий по нескольку раз повторяет слова от изумления, восхищения или возмущения, которые увеличиваются по мере приближения летящего по полю облака пыли.
Работа с «длинноговорками» не только развивает объем дыхания и «удлиняет» выдох, но в дальнейшем помогает осваивать сложные по построению и пунктуации тексты Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, позволяет не запутаться в логической перспективе фразы, продержать мысль до конца, не дробя ее на короткие, не связанные между собой куски.
ЗАДАНИЕ:Попробуйте прочитать отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», учитывая, что перед вами одно предложение.
На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время, как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу; на той плотине, по которой столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках Моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой и белыми возами - на этой узкой плотине теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колес толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно также убитыми.
Для того чтобы прочитать эту фразу, необходимо не только осмыслить текст, но и верно распределить дыхание, проследить за звучанием и дикционной четкостью, а для этого, несомненно, нужно обладать определенной технической оснащенностью.
Хочется отметить, что текст даже одной скороговорки может помочь сконцентрировать внимание на множестве вопросов, проблем, технологических задач.
Например, возьмем такую скороговорку:
Выдра из ведра выпрыгнула. Воду из ведра выплеснула. Выпрыгнуть-то она выпрыгнула, выплеснуть-то она выплеснула, а обратно впрыгнуть, да вплеснуть не смогла.
Данный текст изобилует губно-зубным звуком Ви может быть использован для его отработки как «чистоговорка».
По тренировочной линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы,принятой в Санкт-Петербургской театральной школе, звук Впрорабатывается в звукосочетаниях, встречающихся в данной скороговорке.
Например:
ВУ, ВУВВУ, ВПРУ, ВПРУВВУ, ВПЛУ, ВПЛУВВУи т.д.
Далее можно перейти к отработке отдельных слов из текста, включающих в себя ранее оттренированные звукосочетания:
ПРЫ, ВИРЫ - выпрыгнула, впрыгнула;
УО-УА-УЭ-УИ-УЫ
ОУ-ОА-ОЭ-ОИ-ОЫ
АУ-АО-АЭ-АИ-АЫ и т. д.
Несколько позже будет необходимо подобрать тексты скороговорок, изобилующих соединениями гласных, и приступить к их отработке.
Например:
Окул бабу обул, иОкула баба обула. /УО, ИО, AOJ
Солнце выше ели, а мы еще не ели/ (ЕЕ, ЫЕ, EEJ
У о сы не усы, не усищи, а усики.
А у гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.
Последняя скороговорка содержит пары УА, ЕУ, АУ, ИУ, ЕИ.Работая над этими соединениями, можно привлечь к их оформлению плавные движения рук. Например: пальцы, с подключением работы всей кисти, «закрываются» друг за другом, складываясь на мизинец, и «раскрываются» на большой палец, как «веер». Произнося с такими движениями скороговорку, вы сможете визуально ощутить и проконтролировать округлость, наполнение, перетекание одного гласного в другой без зажимов в гортани.
Кроме того, руки могут стать внешней визуальной моделью работы органов артикуляции. Соединяя движения рук с ощущаемыми и наблюдаемыми в тренировочном зеркале микродвижениями речевого аппарата, вы сможете уловить тончайшие нюансы верных и неверных позиций языка, губ, верхнего нёба, гортани, нижней челюсти.
В дальнейшем, работая над скороговоркой, изобилующей гласными звуками, можно удвоить, утроить и далее многократно увеличить количество гласных в ее словах. Такое упражнение полезно для тренинга, направленного на активное включение в работу диафрагмы. На каждый гласный диафрагма будет производить легкий толчок. Для данного тренинга скороговорка «про осу» будет выглядеть таким образом:
у-у-а-а-сы-ы не-э у-у-сы-ы, не-э у-у-си-и-щи-и, а-а у-у-си-и-ки-и, а-а у-у гу-у-сы-ы-ни-и У-У -соов и ищи и не-э и ищи и не-э сы-ы-ще-эшь
(В дальнейшем могут быть использованы другие скороговорки.)
ЗАДАНИЕ:Подберите из скороговорок, приведенных в конце пособия, несколько текстов для подобного тренинга.
Проговаривать такую скороговорку полезно в неторопливом беге, с опущенными расслабленными плечами, свободными руками, плавно работающей нижней челюстью; на легких пружинящих прыжках с «летающими», свободными, «невесомыми» ногами, «парящим» телом. В статичном положении (стоя или лежа на полу) проверяйте работу диафрагмы и брюшного пресса положенной на низ живота ладонью левой руки, а получаемый при этом теплый выдох проверяйте ладонью правой рукой, находящейся перед лицом. Руки помогут вам верно распределить и «ощутить» дыхание, его теплоту, направленность, объем, а также плотность и округлость оформляемых звуков.
Разнообразные повороты, наклоны, вращения, броски, перекаты, перевороты позволят проверить «мягкость» и «полетность» всего тела. Использование подручных средств (мячик, гимнастическая палка, скакалка, воздушный шарик и т.д.) не только помогут снять мышечные зажимы в области дыхательных и артикуляционных мышц, но и заставят вас в новых условиях контролировать точность произнесения в тренировочных текстах.
Для дыхательного тренинга полезно использовать слова, содержащие соединения гласных:
Маэстро, Фаина, реалии, подиум, родео, авария, аура, боа, баул, Сеул, фиорд, триумф, пиастр, паук, неуч, маис, фиакр, аул, неон, баян, Лаос, ион, Каир, Фауст, реал, филиал, плие, воин, поэт, наука, шпион, пион, суета, театр, алоэ, дуэль, пауза, геолог, биолог, пиала, силуэт, раунд, фиаско, океан, фауна u т. д.
Из предложенных слов можно составить словосочетания и фразы. Например:
Клоун с коалой дуэтом мяукали.
Азиат знает, как паук кусает.
Силуэт поэта в театре.
Исполняет Иоланта пируэты на пуантах.
ЗАДАНИЕ:Продолжайте подбирать подобные слова и соединять их в тренировочные фразы.
В процессе поиска слов и составления словосочетаний и фраз вы обязательно столкнетесь с таким явлением, как «зияние» или «гиатус» (от лат. hiatus - отверстие, дыра), -коим является скопление нескольких гласных на стыке слов. (Поэтический словарь А. Квятковского).
Возможно соединение трех, четырех, пяти, а, может, и более гласных подряд.
4 гласных: Латвия и Эстония /ИЛИ Jj . биология и анатомия /ИЛИЛ;, приобретение аэрогриля (ИЕАЭ), орхидеи и азалии (ЭИИА), из Дании и Индии (ИИИЩ многомиллионная аудитория (АЯАУ), дикое и опасное (ОЕИА)
5 гласных: у Юлии и у Алексея (ИИИУА), авария у Аиды (ИЯУАЩ гармоничное ее исполнение (ОЕЕЁИ).
ЗАДАНИЕ:Попробуйте подобрать подобные примеры самостоятельно.
Произнесение словосочетаний, содержащих «зияние», требует особого внимания и виртуозного исполнения «перетекания» одного гласного в другой без перерыва в дыхании, при верной и четкой их артикуляционной перестройке:
У Оли и у А ли в уали украли. (УО, ИИУА, У А, ИУ)
И Оля и Аля о них рыдают. (ИО, Я ИА, ЯО, A Ю)
Не по тропе, а около (Е A O )
Катилось О и охало. (ОИО)
О о хало, О окало, (ОО, OO )
Не по тропе, а около. ( EAO )
Неверное произнесение слияния гласных на стыке слов может изменить их смысл:
особоэффективно или особо фиктивно;
сильно_нзгибаясь или сильно сгибаясь;
за овальным или завальным;
первые эмигранты или первые мигранты.
ЗАДАНИЕ:Приведите еще несколько примеров, показывающих искажение смысла слов при выпадении одного из гласных звуков на их стыке.
РАБОТА НАД ЗВУКОСОЧЕТАНИЯМИ
Известно, что в театральных вузах и училищах на уроках по сценической речи для тренировки дикции и артикуляции используются всевозможные заковыристые звукосочетания.
На первый взгляд, может сложиться впечатление, что эти звукосочетания никогда не встречаются в языке, что они лишь плод фантазии педагогов. Действительно, в отдельно взятом слове сложные соединения согласных встречаются не так часто, однако в речевом потоке, в словесной вязи, на стыке слов образуются самые причудливые и разнообразные соединения, включающие в себя 5-6 и более согласных подряд:
молодость вспомнить (СТЬВСП), горазд встречаться ( CTBCTP ), мост строителей ( CTCTP ), треск справа (СКСПР), текст скороговорки ( KCTCK ) u т. д.
ЗАДАНИЕ:Попробуйте подобрать подобные словосочетания и извлечь из них звукосочетания для тренировки.
Придумывая и вычленяя в речи подобные звуковые комплексы, вы разовьете лексическую и фонематическую чуткость.
В результате поисков вы обязательно обнаружите не только словосочетания, но и насыщенные разнообразными труднопроизносимыми согласными слова. Они могут стать тренировочными звукосочетаниями, а при многократном повторении или соединении «чистоговоркой», скороговоркой или «трудноговоркой».
Например:
бульвар, верлибр, трансформатор, маршрутка, Сыктывкар, Бернгардовка, канделябр, грейпфрут, фарватер, взяточничество, выкристаллизовавшийся, взгромоздившийся, неперевариваемый, вскидываемые, переквалифицировавшийся, неистовствующая, трудновыговариваемая, безмолвствовавшая, опрокидываемые, осваиваемое, усовершенствование, размазываемое, гидрометеорологический, и т.д.
ЗАДАНИЕ:Продолжите подбирать подобные слова.
Дальнейшей работой с найденными вами словами может стать их соединение в сложные словосочетания или фразы:
Безмолвствовавшая маршрутка.
Опрокидываемый канделябр.
Неперевариваемый грейпфрут.
Может быть, вам даже захочется сочинить целый рассказ или небольшое стихотворение:
На бульваре в Сыктывкаре
Трансформатор продавали.
ЗАДАНИЕ:Запишите придуманные вами словосочетания и тренировочные тексты.
Длительная отработка отдельно взятого звукосочетания до полного автоматизма все-таки в основном неразумна и нецелесообразна (за исключением случая тренировки определенного, вызывающего сложности слова в тексте роли). Механически втренированный навык виртуозного выговаривания определенного сочетания звуков моментально разрушается при малейшем изменении такового.
Поэтому даже в работе над одним и тем же звукосочетанием следует искать разнообразные подходы к его тренировке.
Возьмем для примера одно из первых звукосочетаний, предлагаемых для дикционного тренинга - ПТКУ.Данное звукосочетание направлено на проработку губного звука П,звука Т,произносимого кончиком языка, и звука К,в формировании которого участвует корень языка. Осознав порядок согласных в данном звукосочетании, способ его артикуляции, распределив усилия на их произнесение, приступим к работе над ним. Идя по уже известной нам ранее линейке гласных У-О-А-Э-И-Ы,мы произносим цепочку звукосочетаний
УО-ОА-АЭ-ЭИ-ИЫ.
На следующем этапе мы усложним себе задачу и попробуем «поворачивать колечко звукосочетаний», начиная всякий раз цепочку с последующего гласного:
У-О-А-Э-И-Ы
О-А-Э-И-Ы-У
А-Э-И-Ы-У-О и т. д.
В этом случае цепочка звукосочетаний будет выглядеть так:
У - Ы, О - Ы, А - ы, э - ы, И - ы, ы - ы
мы получим цепочку:
ПТКУПТКУ-ПТКЫПТКЫ-ПТКОПТКО-
ПТКЫПТКЫ-ПТКАПТКА-ПТКЫПТКЫ-
Пткэпткэ-пткыпткы-пткиптки-
Пткыпткы-пткыпткы-пткыпткы.
В такой цепочке, кроме усложнения контроля за порядком чередования гласных, мы получим и ее удлинение, что потребует от нас иного распределения дыхания и артикуляционной выносливости.
Удваивая, утраивая и т. д. количество звукосочетаний в цепочке, мы тем самым каждый раз разрушаем заученную ранее ритмическую комбинацию, заставляя внимание концентрироваться не только на верности произнесения самих звуков, но и на их количестве. Причем контроль должен происходить не за счет просчитывания, а за счет улавливания ритмо-мелодической структуры звуковой композиции, заданной в тренинге.
В дальнейшем можно перейти к разнообразному объединению отработанных ранее звукосочетаний (содержащих одинаковые звуки ПТКУ-КТПУ-ТКПУили совершенно отличные ВРЛУПТКУПТ-ЗЖДРУи т.д.), создавая все новые и новые тренировочные цепочки.
Для создания веселого, но сложного тренинга возможно даже сочинение песенок или стишков из звукосочетаний. Например, на мотив песенки «В траве сидел кузнечик» создадим такую звуковую композицию:
СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ
СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ
СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ
СПРУ-ЗБРУ, СПРУ-ЗБРУ-СПРУ
В это море без прибоя
Были горы влюблены.
(Н. Асеев «Море в выходной день»)
О тихий Амстердам
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
За чем я здесь - не там...
(К.Балъмонт «Воспоминание о вечере в Амстердаме»)
ЗАДАНИЕ:Подберите литературные тексты для развития резонаторного звучания.
Найденные или придуманные для тренинга тексты вы можете использовать в своей каждодневной голосоречевой разминке.
ТАБЛИЦА ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ
Подобранные ниже звукосочетания, содержащие в своем составе достаточное количество гласных звуков, в большей мере предназначены для упражнений на освобождение нижней челюсти, проверку качества дыхания и звукооформления.
Звукосочетания, состоящие почти полностью из согласных звуков, направлены на отработку чистоты и четкости их произнесения, выработку артикуляционной выносливости, подвижности речевого аппарата.
Предложенные звукосочетания рекомендуется отрабатывать по ранее оговоренной линейке У-О-А-Э-И-Ы,изменяя все гласные звуки, входящие в их состав. В двухсложных, трехсложных и др. звукосочетаниях предлагается ставить ударение на первый слог (в дальнейшем это правило может быть изменено).
БРЛУМ-ДУРУМ-ДУРУМ - БРЛОМ-ДОРОМ-ДОРОМ и т.д.
БРУТТУ-БРУТУБРУ
БУБУБУБУБУБУЛУЛ
БУБУБУП-ВУВУВУФ
БУДУБУДУ
БУКУККУЛУ-ВУКУККУЛУ
БУППУП-ДУТТУТ
ГРТУТУТУ-ГРДУДУДУ
ДУГУРУГУЛУТУТУТУ
ЗДРУТУМУТ
ЗУЗУЗУЗУ-ЖУЖУЖУЖУ
КРУГРУКЛУГЛУ
КУГУГУККУ
ЛГУГУГЛУЛГУ-ГУГЛУЛУЛГУ
ЛОЛОЛОЛОЛОБОЛОЛ
ЛУМПСУ-ПРУМПСУ
МУМУМУМ-ЛУЛУЛУЛ-НУНУНУН
МУМУПТУ-ПУПУМТУ
МХПЛУТУТУТУТУЦУМ
ПЛУМПСУ-ПРУМСУПРУ
ПЛУХТ-УХТПЛУ
ПУБУВУФУМУ-ПУБУВУФУЛУ
ПУПУБУБУ-ФУФУВУВУ
ПУПУПУПУПУПУЛУП
ПХТМУКС-ХУХУКС
ПХТМУМУМУКС-ХУХУХУКС
РСУРСУНУРС
РУГУДУГУЛУТУТУТУ
РУКУТУТУ-РУГУДУДУ
РУМПРУМ-РУМПРУРУРУМ
РУРУТРУРУРУРУРУ
РУСЧУСШУ
СГРУТУТУТУ-ЗГРУДУДУДУ
СТРУКТУРУРУР-ЧУРУЧУЧ
СТУКУТУСУС-ЗДУГУДУСУС
СУСУ-УСУ-УЗУЦУ
ТРУДРУКУККУ
ТУКТУКМУМ
ТУКУРУРУ-ДУГУРУРУ
ТУТУТУТ-ТУТУКУК-ТУТУПУП
УКСУПСТУКСУС
УМБУМБУ
УМСУ-УПСУ-УМСУ-УПС
УМЦУЦУЦУ-УНЦУЦУЦУ
УПБУП
УСКЛУЗУ
УСТУСТУ-УСТУСРУТ
УСУСУСУ
УС-УТ-УФ-УХ
УФ-УТ-УТ-УП
УФУУТТУ
УХУХЛУ
УХ-УШ-УШ-УС
ФТКУКУКУ-ВДГУГУГУГУ
ФУГУТУФУ-ФУХУТУХУ
ФУУФХУП
ХУХУХЛУ
ЦМУРУЦУЦУ
ЦМУЦ-РУРУРУ
ЦУКМУМУ-СЦУКМУМУ
ЧКМУТУТУМ-ЖГМУТУТУМ
ЧРУЧЛУ
ШУЖУЧУ
В следующих звукосочетаниях изменяются согласные по алфавиту:
БА (8 раз)-БА (в два раза быстрее-16 раз) - В А (8) - В А (16)
БДУ-БДО-БДА-БДЭ - ВДУ-ВДО-ВДА-ВДЭ
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ - БУБОБАБЭБИБЫ (слитно)
БРУТУТУТУ-ВРУТУТУТУ
БУБУБУБУ-ВУВУВУВУ
БУБУЗУЗУ-ВУВУЗУЗУ
УББУ-УВВУ.
Кроме того, звукосочетания могут изменяться и по цепочке гласных.
Далее звукосочетания изменяются по приведенной аналогии:
ВЗРУВРУВРУК — ВЗРОВРОВРОК
ВЗРУКРУКРУК — ВЗРОКРОКРОК
ЗДРУГУРУГУРОГОТОКО – ЗДРОГОРОГОРОКОТОКО
КУНАДЕПЕПЕДЕКУ – КУНАДЕПЕПЕДЕКО
СТРУБУЦПУПУМ – СТРОБОЦПОПОМ
СТРУКТУТ-ЗДРУКТУТ - СТРОКТОТ-ЗДРОКТОТ
СТРУКУРУКУРОКОТОКО - СТРОКОРОКОРОКОТОКО
Напомним, что вы можете вычленять из более сложных звукосочетаний сначала менее сложные, затем объединять их попарно, в различные придуманные вами комплексы, «поворачивать колечко гласных», увеличивать количество произносимых звукосочетаний, таким образом бесконечно модифицируя задания для дикционного тренинга.
Последующее разделение звукосочетаний на группы является относительно условным, т.к. вариативность и разнообразность их довольно велика.
Предложенные в данной группе звукосочетания служат для проработки губных согласных Б-Пи язычных Д-Т, Г-К-Х.Звукосочетания изменяются по линейке гласных:
ПТКУ (и его варианты КПТУ, ТПКУ, КТПУ, ПКТУ, ТКПУ)
БДГУ (и его варианты ГБДУ, ДБГУ, ГДБУ, БГДУ, ДГБУ)
ПТКУПТ
БДГУПТ
ПТКУПУТУПТ
БДГУБУДУПТ
БДВУ-ПТВУ - ПТВУ-БДВУ
БДУКИ-ПТУКИ
КВУСТУ-ГВУЗДУ-ХВУСТУ
КПТУКПТ-ХПТУХПТ
ПТМУБДГУПТКУ
ПУББУ-БУППУ
ТКМУКТУ-ДМУКТУ
ТМУРКУПСТУ-ДМУРКУПСТУ
ТПКЛУ-ТПТКЛУ
ТПРТКУ-ДБРДГУ
УКХТПУП-УТХКПУП
УКХТУ-УХКТУ
УПТ-УТП
УПТПЛ-УБДБЛ
ХФПУС-ПФХУС
Тренировка губных звуков П-Би губно-зубных В-Ф:
БВМУ-ПФМУ
БВУМ - ПФУМ - БВУМРУ - ПФУМРУ
БВУ-ПФУ
БДВУ-ПТВУ
БЖМУ-ПШМУ
ВЗВЗВУ-ВЗВЗВУК
ВЗВЗВУ-ВЗВЗДВУНЬ
ВУФФУ-ФЛУЧ
ПЛУФ-ФЛУП
ПФМУ-ФПУСХ
ПФУМ-БВУМ - БВУМ-ПФУМ
УТФ-УФТ
ФСПРУСТУТУ
ФСПУСТ- ВЗБУСТ
ФСУФСУ-ВЗУВЗУ
ФТКУСШУ
ФТПЛУЦ - ВДБЛУЦ
Данные звукосочетания позволяют отрабатывать звук Р в различных комбинациях:
БРВУСТ-ПРФУСТ - ПРУСТ-ФРУСТ
РМУТ-ПРМУТ-ВРМУТ-ФРМУТ
БРНУТ-ПРНУТ-ВРНУТ-ФРНУТ ВЗЛУВРЛ
ВРЗДРУВРЛУВРЛ-ФРСТРУВРЛУФРЛ
ВРЛУВРЛ-ФРЛУВРЛ-ФРЛУВРЛ-ВРЛУВРЛ
ВРЛУПТКУПТ-ФРЛУБДГУПТ
ВРЛУ-ФРЛУ-ФРЛУ-ВРЛУ
ВРУ-ФРУ-ФРУ-ВРУ
ГРСТУТЬ-ГРСТОТЬ
ЗБРУСТ-ФСПРУСТ
ЗДРУП-СТРУП - СТРУП-ЗДРУП
КРМТКУК-КРМТКОК
КРМТКУК-ЧКРМУ
МРЛНУ-НЛМРУ
НРНУМРН-МРНУМРН
ПРВРЛУ-ПРВРДУ
ПРЛУВРЛУ-ВРЛУПРЛУ
РКУМЦМУ-РГУМЦМУ
СКВУРЦ-ЗГВУРЦ
СКРУМЗГЛ-ЗГРУМЗГЛ
СЛУМРУР-ВЗЛУМРУР
СПРУЗБРУ-ЗБРУСПРУ
СПТРУС-ТРУСТР
СТРУВЛ-ЗДРУВЛ
СТРУПТУПТУТ-ЗДРУБДУПТУТ
СТРУТУМУТ-СУСУСТРУ
ТРУФ-ДРУФ-ПКРУ-ГРУ
УФПРСНУ-УФПРСТУ
УФРЛУ-УВРЛУ
УЦУБРНУ-НУБРНУ
Звукосочетания, содержащие звуки С-3, Ж-Ш:
ВЖУР-ФШУР - ФШУР-ВЖУР
ВРУСМУСУ-ФРУСМУСУ
ЖУТЬ-ШУТЬ - ШУТЬ-ЖУТЬ
ЗЖВУ-ЗЖВУ-ДЛУДЛ - ЖЗВУ-ЖЗВУ-ДЛУДЛ
ЗЖДРУ-ЖЗДРУ - ЖЗДРУ-ЗЖДРУ
ПШУФТ-БЖУФТ
СКУЗГУ-ЗГУСКУ
СТУКУМП-ЗДУГУМП
СТУКШТУ-КШТУСТУ
СТУСТ-ЗДУСТ - СТУСМ-ЗДУСМ
СУШУСУ-ЗУЖУЗУ - ШУСУШУ-ЖУЗУЖУ
СШТРУС-ЗЖДРУС
УШТВУ-СТРУШУ-СТРУШУЦУ
ШКМУТУТУМ-ЖГМУТУТУМ
ШКУТК-ШПУРФ
ШМУТРУ-ЖМУТРУ
ШСВУ-ЖЗВУ
ШТЛУМ-ЖДЛУМ-ШТРУМ-ЖДРУМ-ШТЛУТМ-ЖДРУТМ
ШТПУ-ШПУРФ
ШТПУ-ШТПУПТ-ШТПУПТК
ШТРУМКТ
ШТРУСМ-ЖДРУСМ
ШТРУСТРУ-СШТРУШСТРУ
ШТУПТК-ПТКУШТ
ШТУФРТ-ШТОФРТ
ШУЖУЖУШУШ-СУЗУЗУСУС
ШУФУРШ-РШРУ-ПШУШТРУ
ШУШТИ-ЖУШТИ-КРУШТИ-ФРУШТ
Звукосочетания со звуками Ч-Щ, Ц:
КШТУ-КШЧТУ
МБУЧНУ-ЧНУМБУ
ПШУФТ-ШТПРЦУ
СКЧРТУ-ЧКРСТУ
СТУПЧТ-ЗДУПЧТ
ТЧКЛУСТ – ЧМУКСТУТУТ
УЧУ-УЩУ - УЦУ-УСУ
УЧ-ЧМУЧ - ЧУЧ-ЩУЧ
ФТПЛУЦ – ВДБЛУЦ
ЦКЛУНЬ-ЧКЛУНЬ
ЦКЛУ-ЧКЛУ - ШКЛУ-ЩКЛУ
ЦКМУ-ЧКМУ - ШКМУ-ЩКМУ
ЦКРМУ-ЧКРМУ - ШКРМУ-ЩКРМУ
ЦЛТУСТ - ЧЛТУСТ – ЩЛТУСТ
ЦУОЦ-ЧУОЧ ЧВУСТ - ЦВУСТ
ЧКЛУЧ-ШКЛУЧ - ЦКЛУЧ-ЩКЛУЧ
ЧКЛУ-ШКЛУ - ЦКЛУ-ЩКЛУ
ЧКМУТУТУМ-ЦКМУТУТУМ
ЧМУКСТУТУ - ПХТМУКСТУТУ
ЧПТКУ-ЧТРСТУМ
ЧПТУЧПТ - ЦПТУЦПТ - ЩПТУЩПТ
ЧТПТКУ - ТЧПТКУ
ЧТУ-ТЧУ
ЧУМУЧТУ - ЧУШУЧТУ - ШУМУШТУ - ШУМУЧТУ
ЧУФСТРУЧ - ЧОФСТРОЧ
ЧУШУ - ШУЧУ
ШТУ-ЧТУ - ЧТУ-ШТУ
ЩУМПЧ - ЧУМПЩ
ЩУЧУЩУ
Звукосочетания с сонорными звуками М, Н, Л:
ВЛГУ-ВЛГУТМУК
ЛГУГУГЛУ-ГУГЛУЛУЛГУ
МНГНМУМ-НННМУМ
МНГНМУМЦУРУЦУЦ-МНГНМУМЧУРУЧУЧ
МНЛУ-МНЛРУ
МНМУ-НМУ - МНМУ-НННМУ
МНУМУРЦУ МЦПНУМ-НПЦПНУМ НМУМНУ
УНТВЕРПЛУ-ПЛУЛУЛУРУ
ХЛУМ-ХМУЛ - КЛУМ-КМУЛ
ЦНТКНМУМЧУЧ-УШХСЧУЧ
Звукосочетания с использованием линейки йотированных линейки гласных Ю-Ё-Я-Е-И,дающие возможность работать над мягкими вариантами согласных:
АТЮТЮТЬ-АДЮДЮТЬ
БДЮБДЮ-ПТЮПТЮ
ВЗЮ-ВЗЮ
ДРЮТЮТЮТЮ
КЛУМУНЦУЦУ-ВРЮРЬ
КРЮЧМЮЧЧУЧ
ЛЮЛЮЛЮЛЮ-ТЮТЮТЮТЮ-ДЮДЮДЮДЮ
МЛЮЛЬ-КЛТМЛЮЛЬ
МЛЮЛЮЛЮЛЮЛЬ
мнюмню
ПЛЮ
ПЛЮМПУПУПУ-БЛЮМБУБУБУ
РЛЮНЬ
РРЮРЬ
РУРУТРЮРЮРЮРЮ
РЮНЬЛЮНЬ
СМУЛЬ-СМЮЛЬ
стюч-здюч
СУСУТЮТЮТЬ-ЦУЦУТЮТЮТЬ
СУСУТЮТЮТЬ-ЩУЩУТЮТЮТЬ
съюююю-смъюююю - зъюююю-змъюююю
тюдютюдю
тютитити-птютитити
ТЮТЮТЮРЮПЛЮЛЮЛЮ
ФКРТЮТЬ
ФЛЮП
ФРТЮЧ-ВРТЮЧ
чью
чючютютють-щющютютють
Соединение твердых и мягкихсогласных в параллельных цепочках:
ВЗДРУБУДРУ-ВЗДРЮБЮДРЮ
ВРЛУВРЛ-РЛЮНЬ
ГРУНГРИ-ГРЮНГРИ
МНМЛУМ-МНМЛЮМ
ПЛУ-ПЛЮ
ПТКУЛУ-ПТКЮЛЮ
ПУБУВУФУМУ-ПЮБЮВЮФЮМЮ
УЧУ-УТЮ
ЗВУКОВЫЕ «языколомки»
Б, БВ, БВГ, и т.д. до БВГДЖЗКЛМНПРСТФХЦЧШЩ
БВГДЖЗУ - КЛМНПРСТУ – ФХЦЧШЩУ
БДРСТВУ - ПТРСТФУ БДУМБДРВУ
БЛДРУСТУ - ШТРУСТУ - ПРУСТУ
ВДМУУ - ПТМУУ
ВЖУР - ФШУР - ХЛУМ - ХМУЛ
ВЗБЗГУ - ФРЗУ
ВЗГДРУС - ФСКТРУС
ВЗГУТК - СКРПЛТЧКУ
ВЗЛУМ - ВЗДРУМ
ВЗЛУМУРТУТ - ЧУМУЧТУ - ЧКМУТУТУМ
ВРУЧ-ФРУЧ-ТРУЧ-ДРУЧ
ВУФФУ - ФЛУЧ
ЗЖДРУВЛ - ВЛУЗЖДРУ
ЗУВГРУСТУ - СТУРДЗУ
КВРЛЧУ - КВРЛЧО
КЛМУЧ - МЛКУЧ - ЛКМУЧ
КНУКТ - ДЛУДЛ
КТПУТСКУМ - ГДБУДСКУМ
МЛДРНУ - ПФТЛУЧ
МУТУВУСТУПЛУМПЦ
ПРЛГУ - ДРБУК
ПРУТКЛУМПТ
ПТКУРШРУ - ВЗВУХВУ
ПФПТПЛУЧ - ПФПТПЛУЦ
СКРЖУМПЛ - ЗГРЖУМПЛ
СКРЛУ - СКРПЛТЧКУ
СТРУВЛ - ЗДРУВЛ - ЧПТУЧПТ - ПТКУПТ
СТРУКТРУМЖДУЧ
СТРУМПЦУМ-ДРЮРЮРЮРЬ - СТРОМПЦОМ-ДРЁРЁРЁРЬ
СТУПЗДУП - БРУТПРУТ ТПРТКУ - БДРСТВУ – ПФТЛУЧ
УЗВРЖВРЛУК
УНГНМНТЛУ – УНГНЦМНТУ
ФРМУПЛСТ – СВУФТКНУ
ФТКУСШУ - ФСТУМП – СХУМПТ
ЧПРСТУТ – ЧУШУЧТУ
ЧТКЛУСТ - ВЗВЗВУК – ЧПТУЧПТ
ЧТРСТРУМ - ЗЖДРУВЛ – ВРЛУЗЖДРУ
ШТПРЦУ - УФХСЧУЧ
СКОРОГОВОРКИ
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Авоськал, авоськал, да и доавоськался!
Азиат знает, что Чау-Чау не кусает.
Аида в пуантах бежала к Ромео.
Акулы атакуют африканских антилоп.
Ария Аиды в театре теней.
Аудитория рьяно аплодировала оратору!*
Багратион у Аустерлица проиграл Буанопарту.
Боря с братом были в баре, в баре Боря был в ударе.
Боярин боярыне бобровую шубу подарил.
В аквариуме вуалехвост.
В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снегу.
В океане сияет маяк, Иоан доедает паек.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Вкусная халва - мастеру хвала. Влез кот на сало и кричит: «Мало!»
Воин не воет от йода. Геолог Лио и биолог Лео пьют Фиесту.
Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.
Клоун моет алоэ и лает на ягуара.
Клоун с коалой дуэтом мяукали.
Колокол, колокол, кот на окне молоко лакал.
Лаосцы наутро язык позабыли и заговорили на суахили.
Много у уток шуток и прибауток.
Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.
На верхнем ярусе зрители в ярости.
На улице в оазисе о, ужас, - ягуар!
Наш Полкан из Байкала лакал.
Полкан лакал, не мелел Байкал.
Наша река широка как Ока. Как, как Ока? Да так, как Ока.
Одна врала, другая не разобрала, третья по-своему переврала.
Около кола - колокола, и на колах - колокола.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Около кола колоколят!
Около Ольги Ольга охала.
Осип орет, Архип не отстает: Осип охрип, Архип осип.
Отвори, Увар, ворота, дров везем невпроворот мы.
Паук на антресолях паучат поучал, а паучиха на паучат ворчала.
Пиала для ритуала наивных Сиу.
Поставлю я кринку молока для белобородого мужика.
Похвала пахлаве.
Тореадор-маэстро помогает на родео тореадору-неучу.
Три свиристели еле-еле свистят на ели.
Триумф на подиуме.
У Аграфены и Арины растут георгины.
У американца в Айдахо росла араукария.
У Ариадны на Арагви - виноградники.
Уганда у Ганга?
Уголек в уголок принеси, в уголке уголек погаси!
Уля ли я ли? Оля ли я ли? Эля ли я ли? Или я Илья?
Уснула утром Уля у улья.
Ушел Вавила по мотовило, да, видно, лесом завалило.
Фалды на фраке длинноваты, продолговаты, замысловаты.
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, вот и съели петуха!
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: "Ха-ха-ха-ха!"
Это, дети, эхолот: эхо ловит он из вод.
Юморная юная юннатка Юлия юркнула в юрту*.
Язык яркой ящерицы яро язвил янтарную ягоду*.
Яхта легка и послушна моя. Я бороздить на ней буду моря.
Яшма в замше замшела.
Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ялике везла.
Б
Али-Баба обожал бишбармак, ром-бабу и люля-кебаб*.
Бабе бы да по губам бы, бабу бы да по буграм бы.
Бабкин боб расцвел в дождь: будет бабке боб в борщ.
Бабушка Белова бегала бегом, белого барана била батогом.
Банкир бросал банкноты. Банкрот, бранясь, бранил банкира-мота.
Банкир получил бандеролью банджо.
Баран-буян залез в бурьян.
Барбара с бритым бобиком, Бабетта с обросшим Тобиком.
Бегемотику - ботинки, ботики - бурундучку.
Бедуины Бим и Бом обожали бадминтон.
Белые бараны били в барабаны.
Бери таблетки, Айболит, у бегемота бок болит.
Бобер побрел в бар, бобер добр до добра.
Бобры берут для бобрят бобы.
Бобры добры, а кобры - злобны.
Бобры добры для своих бобрят.
Бобы да бобы, да кобыла на дыбы.
Бобы у бабы как баобабы.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Борзые бодро гнались за боровом.
Бородатый брадобрей бормотал бессмысленный бред.
Бородач боронил бороной борозду.
Борона боронила неборонованное поле.
Борона боронит, камень о камень стучит.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.
Ботаник издал брошюру о пользе брусники и брюквы.
Боярин боярыне бобровую шубу подарил.
Брат продал брату паркет из граба.
Браунинг не для робких, браунинг для бравых*.
Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
Бурые бодрые бобры благоразумно берут большие бревна.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Быка бы я встретил, побил бы быка, быку я намял бы бока.
Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил.
В Бранденбурге гамбургеры, в Бирмингеме чизбургеры*.
Гиббон гиббону бубнит о бонне.
Губы в трубочку - баба в юбочке.
Добыл бобов бобыль, бобов бобыль добыл.
Забавной обезьяне бросили бананы.
Занимался дебил бодибилдингом, да и перебодибилдинговался. Идут бобры во сыры боры.
Камбала болтает без умолку о бакланах и баклажанах.
Кибитка битком набита.
Любят грибники подберезовики и боровики.
На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
Набоб на баобабе ел боб, а байбак под буком бамбук*.
Отлежал бочок бычок. Не лежи, вставай, бычок!
По бревну бобры бредут.
Под кроной дуба Люба.
Поползушки ползут, побегушки бегут.
Раб румян, араб ряб.
Садила баба бобы, а уродились грибы.
У Бори винт, у Вити бинт.
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
У быка губа тонка. У быка губа тупа.
У будки у дуба бульдог Бумба.
У Глеба - буханка хлеба, у Любы - билет на балет.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
П
А Филипп посадил семь лип.
Антип петуха не купает, Антип петуха покупает.
Борис Кипарисов срубил кипарис Борисов.
Бывает тому попадает, кто сам на других нападает.
В Вифлеем Прокопа привез мизантроп.
В знойном поле через перекати-поле прыгали перепел с перепелятами.
В нашем поселке Остапово пропасть Поповых, Петровых, Потаповых.
В поле затопали кони.
В полукруге полумгла, полумрак и полутьма.
В прорубь прыгнул поп Петров, вплавь отправился в Тамбов.
Гопак попал в опалу: немоден нынче стал он.
Егерь прополдничал возле подсолнухов с полчаса.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.
Зачем пришел? За пересмешкой да за перевысмешкой?
И от пилы, и от пилки сыплются на пол опилки.
И спит Прокоп, кипит укроп.
Из-под пригорка, из-под подвыподверта зайчик приподвыподвернулся.
К полудню Поля полполя прополола.
Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил.
Карп Поликарпыч и Поликарп Карпыч подкармливали карпов.
Клин с приподклинком.
Копна с подприкопеночком, а перепелка с перепеленочком.
Кота Потап по лапе хлопал и от Потапа кот утопал.
Крепче крепить крепость крепежной крепи.
На плато полно палаток.
Наш Полкан попал в капкан.
Не диковинка Карпу сказать про Поликарпа.
Опал попал в оправу.
Опрометчивый простак просто так попал впросак.
От тополя пух по полю.
От топота копыт пыль по полю летит.
Павел Павлушку пеленал, распеленывал, да перепеленывал.
Павел плавал, плавал Павел.
Павианы прекрасно поют.
Пан капеллан в капелле заплакал.
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Парк в Праге, пруд в парке, в пруду - карпы и раки.
Паркетчик заготовил дощечки под паркет.
Пастор постился пастилой.
Пеликан с пеленок плеском волн пленен он.
Перепел пел, всех перепел.
Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
Перепелка перепелят прятала от ребят, прятала да перепрятывала.
Перепелка попала в переплет.
Петр Павлу проиграл п<