Календарный учебный график 1
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | Сентябрь | Май | 3 раза в неделю ( два занятия продолжительностью 1 час, одно занятие продолжительностью 2 часа), | ||
2 год | Сентябрь | Май | 3 раза в неделю по 2 часа. |
Календарный учебный график 2
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | Сентябрь | Май | 2 раза в неделю по 2 часа, | ||
2 год | Сентябрь | Май | 2 раза в неделю по 3 часа. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(первого года обучения)
Задачи программы:
- Образовательные
- изучение работы с техникой, основными программами по работе с видеоматериалом,
- изучение основ сценарного, монтажного и операторского мастерства,
- Воспитательные
- воспитание качеств, необходимых для работы в коллективе (основной форме работы на съемочной площадке), социализация подростков;
- воспитание нравственности и пропаганда общечеловеческих ценностей;
- Развивающие
- формирование художественного вкуса через ознакомление с мировыми киношедеврами;
- приобретение опыта создания художественного произведения;
- развитие эстетического восприятия, понятия культуры;
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети к концу первого года обучения должны знать:
- что такое видео;
- какова роль света/источников света в кино;
- этапы процесса создания кинокартины;
- основы монтажа;
- как пользоваться камерой;
- культовые картины и их создателей.
уметь:
- пользоваться всей необходимой техникой;
- пользоваться программами для монтажа и обработки видео;
- различать направления и стили киноискусства;
- писать сценарии, рецензии
-создавать собственные художественные произведения
Формы подведения итогов
- беседа;
- устный опрос;
- анкетирование;
- практическое задание в группе;
- творческое задание на дом;
- показ работ;
- викторина по пройденному материалу;
Содержание программы
1. Введение - на первых занятиях проводится инструктаж по технике безопасности при работе с техникой. Беседы о плане работы на будущий год, постановка целей и попытка вычисления предстоящих трудностей, путей их разрешения. Анкетирование учащихся.
2. Начало работы в режиме павильонных и экстерьерных съёмок – учебных заданий, частных упражнений и оттачивания мастерства работы с камерой. Самоопределения каждого из участников кружка по ролям на площадке.
3.1 Определение жанрового и видового направления обучения (короткий метр, документалистика, игровое кино, клипмейкерское дело).
3.2 Беседы об этапах создания кинокартины с параллельным выполнением данных этапов: написание заявок, утверждение их, написание сценария, подготовка раскадровок. Получение опыта в работе с оператором.
3.3-3.6 Просмотр кинофильмов. Беседы о средствах художественной выразительности в кино, о решении пространства кадра, в т.ч. и художественном. Написание рецензии, сценарного плана. Выполнение эскизов к изготовлению декораций, попытки смастерить декорации из имеющихся средств. Беседы о важности костюма и грима в передачи точности каждой особенной обстановки. Выполнение эскизов грима и костюма к определённым экранизациям. Групповое задание на создание художественного грима и визажа.
3.7. Лекции о крупностях кадра в кинокартине. Выполнение учебных заданий на разноплановость. Просмотр картин великих мастеров композиционного решения кадра.
4. Краткий экскурс в мир монтажа, выполнение упражнений на создание нелинейной структуры повествования.
5. Подготовка и выполнение группового задания с использованием всех изученных средств художественной выразительности, распределение ролей на площадке.
6. Подготовка к групповому показу – отбор работ, компоновка, анализ картин;
Участие в районных/городских показах, конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
(первого года обучения)
3 раза в неделю ( два занятия продолжительностью 1 час, одно занятие продолжительностью 2 часа)
Месяц | Планируемая дата | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Теория | Прак-тика | Всего | |||
сентябрь | Вводное занятие. ТБ | ||||
Вводный тренинг | - | ||||
Основы киноискусства | - | ||||
Особенности языка. Короткий метр | - | ||||
Лекции о жанрах игрового кино. | - | ||||
Просмотр короткометражных картин. Обсуждение | - | ||||
Жанры документального кино. Тренинг на знакомство. | - | ||||
Жанры анимационного кино | - | ||||
«Золотой век» Голливуда | - | ||||
ФЭКС(Козинцев, Трауберг) | - | ||||
Французкое кино 1920-е годы. | - | ||||
октябрь | Комики европейского кино. | - | |||
Постановка этюдов | - | ||||
Постановка этюдов в естественных условиях | - | ||||
Понятие «глубина резкости» Длиннофокусные линзы | - | ||||
Сюрреализм в кино. Приемы создания на практике. | - | ||||
Американское кино 20-х | - | ||||
Длиннофокусные объективы. Область применения. | - | ||||
Этюды на площадках. Подготовка к съемкам | - | ||||
Просмотр короткометражных фильмов | - | ||||
Заявки на этюд. Типы камер. Органическое молчание. | - | ||||
Типы видеоносителей. Съемка с нижней точки | - | ||||
Типы видеофайлов, отбор, концентрация | - | ||||
Чарли Чаплин. Фильм «Малыш» | - | ||||
ноябрь | Рисующий свет. Основы мастерства. Прокладывание теней. | - | |||
Рисующий свет. Практика установки | - | ||||
Виды видеоискусства | - | ||||
Этапы создания кинокартины. Съемка портрета | - | ||||
Заявка | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Раскадровка | - | ||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Реквизит | - | ||||
Декорация | - | ||||
декабрь | Костюм, грим | - | |||
Композиция кадра, крупности | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Раскадровка | - | ||||
Лев Кулешов, Михаил Ромм | - | ||||
Костюм, грим | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Виды видеоискусства | - | ||||
Декорация | - | ||||
Работа оператора при съемки актёрских этюдов | - | ||||
январь | Нелинейный монтаж | - | |||
Актёрский тренинг | - | ||||
Виды видеоискусства | - | ||||
Этапы создания кинокартины | - | ||||
Раскадровка | - | ||||
Режиссер Элем Климов | - | ||||
Декорация | - | ||||
Натурные съемки | - | ||||
Виды видеоискусства | - | ||||
Панорама | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
февраль | Сценарий | - | |||
Заявка | - | ||||
Кинодраматургия | |||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Анализ внутрикадрового монтажа. | - | ||||
Композиция кадра, крупности | - | ||||
Тренинг на восприятие. | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Работа режиссера на площадке | - | ||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Грим | - | ||||
Написание сценария | - | ||||
март | Костюм, грим | - | |||
Съемки этюдов | - | ||||
Разбор ролей в сценарии | - | ||||
Реквизит | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Воплощение фильма. От идеи до титров. | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Театр и кино | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Пьеса. | - | ||||
Декорация | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
апрель | Постановка театральных этюдов. | - | |||
Реквизит | - | ||||
Сценарное искусство | - | ||||
Литература и кино | - | ||||
Внутрикадровый монтаж. | - | ||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Актёрская игра | - | ||||
Киногерой прошлого и настоящего | - | ||||
Композиция кадра, крупности | - | ||||
Построение мизансцены | - | ||||
Актёрские типажи | - | ||||
Сценарий | - | ||||
май | Нелинейный монтаж | - | |||
Грим в работе оператора | - | ||||
Актёр на площадке | - | ||||
Реквизит | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Работа режиссера с актёрами | - | ||||
Реквизит | |||||
Сценарий | - | ||||
Актёрский тренинг | - | ||||
Композиция кадра, крупности | |||||
Грим и его на несение | - | ||||
Итоговое занятие | - | ||||
Итоговое занятие | |||||
Итого: |
Календарно-тематическое планирование
(первого года обучения)
( 2 раза в неделю по 2 часа)
Месяц | Планируемая дата | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Теория | Прак-тика | Всего | |||
сентябрь | Вводное занятие. ТБ. | ||||
Вводный тренинг. Анкетирование |
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма, написание рецензии | |||||
Особенности киноязыка. Лекции о жанрах игрового кино. | - | ||||
Тренинг «Режиссерское наблюдение» | |||||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма. Дебаты «герой и жанр» | - | ||||
октябрь | Жанры документального кино. | - | |||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма, написание рецензии | - | ||||
Основы сценарного мастерства. | - | ||||
Написание синопсиса. Дневник наблюдений. | |||||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма. Создание трейлера. | |||||
Представление трейлера к фильму. | - | ||||
Ноябрь | Просмотр фильма по заданию. | - | |||
Обсуждение фильма. | - | ||||
Основы мастерства кинооператора. Свет в кино. | - | ||||
Крупности кадров. Раскадровка | |||||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма | - | ||||
Основы композиции кадра. Съемка этюда | |||||
Съемка операторского этюда. Просмотр. | - | ||||
Декабрь | Просмотр фильма по заданию | - | |||
Обсуждение фильма, разбор монтажного решения. | - | ||||
Основы монтажа. Эффект Кулешова | - | ||||
Работа в монтажной программе. Практика | - | ||||
Просмотр фильма по заданию Берлинская школа | - | ||||
Обсуждение фильма. | - | ||||
Монтажная фраза. Сцена. Эпизод . | |||||
Принципы монтажа | |||||
Январь | Основы кинопроизводства | - | |||
Периоды съемок( подготовительный, съемочный, постпродакшн) | |||||
Пространство, решение интерьера | |||||
Реквизит. Декорация. Костюм, грим | |||||
Просмотр фильма по заданию. | - | ||||
Обсуждение фильма. Кинокритика. | - | ||||
Экранизация | |||||
Создание сценария по мотивам произведения. | - | ||||
Февраль | Написание оригинального сценария. Утверждение. | - | |||
Создание режиссерского сценария | - | ||||
Раскадровка. | |||||
Подготовительный период к съемкам. Читка сценария. | - | ||||
Костю грим, декорации. Художественный цех | |||||
Съемочный период. Приемы кинооператора. | - | ||||
Съемка в павильоне. Панорама | - | ||||
Натурные съемки | - | ||||
Март | Досъемки | - | |||
Первичная обработка видеофайлов | |||||
Монтаж отснятого материала | - | ||||
Монтаж отснятого материала | - | ||||
Постпродакшн | - | ||||
Работа со звуком | |||||
Переозвучивание материала. | |||||
Сведение звука. | - | ||||
Апрель | Фокусная группа. Предпоказ и опрос аудитории. | - | |||
Чистовой монтаж. | - | ||||
Художественное оформление титров. Анимация | |||||
Художественное оформление титров. Анимация | - | ||||
Подготовка файла для участия в конкурсе, кинофестивале. | - | ||||
Представление своего произведения. Участие в кинофестивале. | |||||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма, дебаты | - | ||||
Май | Создание творческого портфолио | ||||
Создание творческого портфолио | - | ||||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение фильма. Тренинг на восприятие. | - | ||||
Дневник наблюдений. Круглый стол. | - | ||||
Просмотр фильма по заданию | - | ||||
Обсуждение. Анкетирование по итогам первого года обучения | - | ||||
Итоговое занятие | |||||
Итого: |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(второго года обучения)
Задачи:
- Образовательные
- изучение истории кинематографа, его места в системе видов искусств,
- знакомство с биографиями известных личностей, творческий путь - пример собственных стараний в процессе создания произведения искусства;
- Воспитательные
- развитие качеств, помогающих в работе с кино - целеустремлённости, упорности, трудолюбия и многих других.
- воспитание тяги к познанию, изучению всего нового и необходимого в процессе создания работ любого вида;
· Развивающие
- развитие эстетического восприятия, понятия культуры;
-приобретение опыта работы с техниками и материалами, базирующимися на ИКТ.
Ожидаемые результаты
Дети к концу второго года обучения должны знать:
- жанры и виды киноискусства;
- основы кинодраматургии
- планирование мизансцены, её устройство и использование для усиления эффекта внимания зрителей;
- азы работы с актёрами.
уметь:
- создавать звуко-зрительнй образ;
- работать с программным обеспечением ( цветокоррекция, экспокоррекция, подгонка)
- создавать эскизы собственных мизансцен.
Формы подведения итогов:
- показ работ;
- выступление;
- письменные работы,
- эскизы, зарисовки.
Содержание образовательной программы
1. Введение - на первых занятиях проводится инструктаж по технике безопасности при работе с техникой. Беседы о плане работы на будущий год, постановка целей и попытка вычисления предстоящих трудностей, путей их разрешения.
2. Начало работы в режиме павильонных и экстерьерных съёмок – учебных заданий, частных упражнений и оттачивания мастерства работы с камерой. Самоопределения каждого из участников кружка по ролям на площадке.
3.1 Определение жанрового и видового направления обучения (короткий метр, документалистика, видеокарта, клипмейкерское дело).
3.2 Беседы об этапах создания кинокартины с параллельным выполнением данных этапов: написание заявок, утверждение их, написание сценария, подготовка раскадровок. Получение опыта в работе с оператором.
3.3 Просмотр фильмов в группе. Основы кинокритики ( обсуждение, анализ произведения, написание рецензий)
3.4-3.6 Беседы о средствах художественной выразительности в кино, о решении пространства кадра, в т.ч. и художественном. Выполнение эскизов к изготовлению декораций, попытки смастерить декорации из имеющихся средств. Беседы о важности костюма и грима в передачи точности каждой особенной обстановки. Выполнение эскизов грима и костюма к определённым экранизациям. Групповое задание на создание художественного грима и визажа.
3.7. Лекции о крупностях кадра в кинокартине. Выполнение учебных заданий на разноплановость. Просмотр картин великих мастеров композиционного решения кадра.
4. Обзор истории мирового кинематографа. Знакомство в основными этапами развития, культовыми картинами и режиссерами. Краткий экскурс в мир нелинейного монтажа, выполнение упражнений на создание нелинейной структуры повествования.
5. Подготовка и выполнение группового задания с использованием всех изученных средств художественной выразительности, распределение ролей на площадке.
6. Подготовка к групповому показу – отбор работ, компоновка, анализ картин;
Участие в районных/городских показах, конкурсах.
Календарно-тематическое планирование
(второго года обучения)
( 3 раза в неделю по 2 часа)
Месяц | Планируемая дата | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | |||
сентябрь | Съемки движущихся объектов | - | |||
Макросъемка. | |||||
Киноискусство в современном мире. | - | ||||
Короткий метр. Просмотр мировых шедевров | - | ||||
Лекции о жанрах игрового кино. | - | ||||
Просмотр короткометражных картин. Обсуждение | - | ||||
Жанры игрового кино. | - | ||||
Жанры анимационного кино | - | ||||
Альфред Хичкок | - | ||||
Эйзенштейн | - | ||||
Итальянское кино 1920-е годы. | - | ||||
октябрь | Комики европейского кино. | - | |||
Постановка этюдов | - | ||||
Постановка этюдов в естественных условиях | - | ||||
Понятие «глубина резкости» Длиннофокусные линзы | - | ||||
Сюрреализм в кино. Приемы создания на практике. | - | ||||
Американское кино 40-х | - | ||||
Длиннофокусные объективы. Область применения. | - | ||||
Этюды на площадках. Подготовка к съемкам | - | ||||
Просмотр короткометражных фильмов | - | ||||
Типы камер. Органическое молчание. | - | ||||
Съемка с нижней точки | - | ||||
Типы видеофайлов, отбор, концентрация | - | ||||
Чарли Чаплин. Фильм «Цирк» | - | ||||
ноябрь | Рисующий свет. Фоновый свет | - | |||
Фоновый свет. Практика установки | - | ||||
Звук в кино | - | ||||
Съемка портрета при дневном освещении | - | ||||
Звук в кино. Создание звуковой дорожки | - | ||||
Титры | - | ||||
Художественное решение титров | - | ||||
Пространство и актер | - | ||||
Музыка и фильм | - | ||||
Музыкальная дорожка | - | ||||
декабрь | Звуковые эффекты. | - | |||
Композиция кадра, крупный план | - | ||||
Наложение звуков | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Звук как прием | - | ||||
Синопсис | - | ||||
Андрей Тарковский | - | ||||
Фабула | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Виды видеоискусства | - | ||||
Звук и музыка. Наложение. | - | ||||
Работа оператора при съемке актёрских этюдов | - | ||||
январь | Нелинейный монтаж | - | |||
Актёрский тренинг | - | ||||
Виды звуковых эффектов | - | ||||
Банк звуков | - | ||||
Поиск звуковых эффектов | - | ||||
Режиссер Эмир Кустурица | - | ||||
Создание звуков | - | ||||
Натурные съемки | |||||
Записывающие студии | - | ||||
Панорама | |||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
февраль | Сценарий | - | |||
Кульминация | - | ||||
Кинодраматургия | - | ||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Анализ внутрикадрового монтажа. | - | ||||
Крупный план | - | ||||
Тренинг на восприятие. | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Работа режиссера на площадке | - | ||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Макросъемка | - | ||||
Написание сценария | - | ||||
март | Макросъемка | - | |||
Съемки этюдов | - | ||||
Разбор ролей в сценарии | - | ||||
Реквизит | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Воплощение фильма. От идеи до титров. | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Театр и кино | - | ||||
Сценарий | - | ||||
Пьеса. | - | ||||
Деталь. Крупный план | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
апрель | Постановка театральных этюдов. | - | |||
Реквизит | - | ||||
Съемка портрета | - | ||||
Литература и кино | - | ||||
Внутрикадровый монтаж. | - | ||||
Пространство, решение интерьера | - | ||||
Актёрская игра | - | ||||
Киногерой прошлого и настоящего | - | ||||
Композиция кадра, крупности | - | ||||
Построение мизансцены | - | ||||
Актёрские типажи | - | ||||
Сценарий | - | ||||
май | Нелинейный монтаж | - | |||
Оператор и кинотехника | - | ||||
Актёр на площадке | - | ||||
Комбинированные съемки | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Нелинейный монтаж | - | ||||
Работа режиссера с актёрами | - | ||||
Образ современного киногероя | - | ||||
Средний план | - | ||||
Актёрский тренинг | - | ||||
Крупный план, общий план | - | ||||
Макросъемка | - | ||||
Итоговое занятие | - | ||||
Итоговое занятие | - | ||||
Итого: |
Календарно-тематическое планирование
(второго года обучения)
( 2 раза в неделю по 3 часа)
Месяц | Планируемая дата | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Сентябрь | Вводное занятие. ТБ. Анкетирование | ||||
Повторение пройденного материала. Основы кинопроизводства. | |||||
Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | |||||
Написание рецензии к фильму. | |||||
История кино. Братья Люмьер. | |||||
Тренинг «Режиссерское наблюдение» | |||||
Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | - | ||||
Особенности документального жанра. (сценарий, съемочный период, монтаж) | |||||
Октябрь | Немое кино. Шедевры беззвучного экрана | ||||
Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | - | ||||
Съемка короткометражного фильма | - | ||||
Съемка и монтаж короткометражного фильма | - | ||||
Фильмы Чаплина | - | ||||
Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | - | ||||
Фильмы Вертова и Эйзенштейна | |||||
Тренинг «Эзенштейновед» | - | ||||
Ноябрь | Появление звуковой технологии и кино 1930-х гг | - | |||
Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | - | ||||
Съемка игрового этюда | |||||
Съемка игрового этюда | - | ||||
Фильмы военных лет. | - | ||||
Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | - | ||||
Тренинг «Режиссерский дневник» | |||||
Съемка интервью | - | ||||
Декабрь | Просмотр фильма по заданию. Обсуждение | - | |||
Экранизация, историческое кино. | |||||
Написание сценария. Тема и идея. Наши рекомендации
|