Художественно-изобразительная природа творчества оператора
Художественно-композиционные моменты в съёмке. Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции, приобретённого в живописи, при построении фотокадра.
Основа операторского искусства — талант видения и отбора. Выбор объекта съёмки — это искусство видения. Идея художника и съёмка. Точка съёмки и ракурс как художественно-выразительные средства в фотографии.
Задания: 1) анализ общего и различного в работе художника и оператора; обсуждение действенности художнического опыта впостроении картины и в построении кадра;
2) расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съёмке: осмотр объекта, выбор точки съёмки, ракурса и освещения;
3) продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей, а также отработка простейших приёмов съёмки статичных объектов с помощью статичной камеры.
Зрительный ряд: репродукции и слайды произведений живописи де Латура, Сурбарана; фотоработы фотографов по выбору педагога (рекомендуем работы классика фотографии Л. Моголи-Надь, мастеров английской и польской школ, Г. Картье-Брессон).
Тема. Фотография — искусство светописи. Натюрморт и пейзаж — жанровые темы фотографии
Свет — изобразительный язык фотографии. Роль света в выявлении формы и фактуры вещи. Свет в натюрморте — постановочный, в пейзаже — природный. Передача светоцветового состояния природы — средство образно-эмоциональной выразительности фотопейзажа. Природные и световые эффекты (дождь, туман, фейерверк) как тема фотосъемки. Цвет в фотографии: превращение «природности» цвета в «художественность».
Графическое искусство черно-белой фотографии.
Задания: 1) начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»; поиск и подбор в «Мой фотоальбом» пейзажных и натюрмортных черно-белых и цветных фотографий (найденных в журналах, сделанных кем-то или собственных), а также их анализ и обсуждение с точки зрения решения художественно-композиционных и светоцветовых задач;
2) фото- (или видео-) съёмка натюрморта: грамотная постановка света, тренинг по выбору точки съёмки, ракурса и плана (крупный, мелкий) при статичной съемке небольшого предмета (ваза с цветами, статуэтка, графин с водой и т. д.); освоение практики использования видеокамеры вместо фотоаппарата (эффект стоп-кадра);
3) съёмка пейзажа: работа статичной камерой с изменением планов (практическое освоение разнофокусной оптики — трансфокатора), решение композиционных и цвето-световых задач при съёмке пейзажа, передача настроения в пейзаже.
Зрительный ряд: репродукции или слайды живописных натюрмортов И. Хрупкого, Ж.-Б. Шардена, К. Петрова-Водкина, голландского натюрморта XVII—XVIII веков, натюрмортов П. Сезанна; фотонатюрморты различных фотохудожников (рекомендуем работы мастеров чешской школы И. Еничека, Я. Лукаса, а также фотографии Брассаи, В. Бондарева, М. Альперта, Г. Петрусова); репродукции и слайды пейзажей К. Моне, И. Левитана, А. Куинджи, И. Шишкина и фотопейзажи, подобранные педагогом (рекомендуем фотоработы Моголи-Надь, С. Скурихина; мастеров чешской и литовской школы: Г. Бинде, Э. Гартвига, а также А. Перевощикова, Ю. Королева).
Тема. Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета
Анализ своеобразия художественной образности фотопортрета. Фотоизображение — образное обобщение или лицо конкретного человека в кадре? Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии.
Типичное и случайное при передаче характера человека в фотопортрете. Автопортрет — портрет без прикрас. Постановочный и репортажный портреты: состояние и мгновение. Грамота портретной съёмки: определение точки и места съёмки, постановка света, выбор эмоционально-психологического состояния, позы и фона для портретируемого.
Задания: 1) поиск и подбор в «Мой фотоальбом» постановочных или оперативно-документальных фотопортретов (найденных в журналах или собственных); обсуждение представленных работ и сравнительный анализ живописных, графических и фотографических портретов, анализ их образно-художественной специфики;
2) фотосъёмка модели с различно поставленным светом и в различных ракурсах; приобретение навыков работы с моделью по выработке у неё естественного состояния во время съемки; коллективный анализ самостоятельных (домашних) работ;
3) оперативная видео- (или фото-) съёмка человека в момент какого-либо действия; развитие навыков оперативного выбора момента съёмки и фиксации эмоционально-психологического состояния портретируемого.
Зрительный ряд: репродукции и слайды живописных портретов Д. Веласкеса, Эль Греко, Рембрандта, В. Серова, И. Репина, К. Петрова-Водкина; работы фотомастеров, подобранные учителем (рекомендуем работы классиков мировой и отечественной фотографии: А. Родченко, С. Урусевского, а также работы современных мастеров: Б. Плотникова, В. Бондарева, И. Гнисюка, Д. Бальтерманца, Г. Бинде, В. Ахломова, Л. Шер-стенникова).
Тема. Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
Событие как объект репортажной съёмки, требующий подготовки, оперативности и мастерства. Фотоизображение как документ времени, летопись запечатлённых мгновений истории и зримая информация. Правда и ложь в фотографии. Семейный фотоальбом — история в родных лицах и память о своих родных.
Задания: 1) поиск и подбор в «Мой фотоальбом» репортажных снимков; анализ событийно-сюжетных фотографий с позиций темы этого и предыдущих занятий;
2) проведение выездной фото- и видеосъёмки (занятия вне класса) или репортажная съёмка в школьных условиях: в спортзале, на школьном вечере или дискотеке; передача неповторимости момента, особенностей события, выражения лиц людей. Овладение навыками съёмки панорамы статичной видеокамерой (со штатива) и ручной камерой — азы съёмки с движения; анализ типичных ошибок первых шагов в репортажно-событийной съёмке: дрожание камеры, короткие планы, прерывистость съёмки, выпадение объекта из кадра и т. п.
Зрительный ряд: фотографии и слайды, подобранные педагогом (рекомендуем работы мастеров репортажа прежде всего отечественной и американской школ: Бальтерманца, Халдея, Петрусова, Гаранина, Лебедева, Тарасевича; Кинера, Доминеса, Ланга; а также работы фронтовых и спортивных фотожурналистов).
Тема. «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся
Фотография — остановленное время, запечатлённое навсегда в лицах, пейзажах и событиях. Об этом свидетельствуют подборки в «Моем фотоальбоме».
Это заключительное аналитическое занятие проводится как выставка работ учащихся «Мой фотоальбом». Разбор информационно-изобразительного содержания фотографий различных, жанров с точки зрения композиционного построения; случайности или правдивости, полноты передачи облика, состояния и сути объекта или события. Этот урок — открытая трибуна (и, возможно, диспут) по всей проблематике II четверти.
Зрительный ряд: подборки фотографий учащихся из коллекции «Мой фотоальбом».